Что юридически создают эксперты — маркетологи, коучи, спецы по продажам, и как им защитить авторские права на продукты

Какие преимущества получают эксперты защищая авторские права на свои услуги. Рабочее решение по защите продуктов на основе кейсов эксперта по продажам.

Виктория помогает компаниям выстраивать систему продаж от составления воронки продаж до подключения необходимых сервисов и поиска сотрудников.

За плечами эксперта — 20 лет опыта, авторские методики, разработанные схемы. У нее свое консалтинговое агентство ProVict, есть команда. Но до нашего знакомства Вика была уверена, что не владеет никакой интеллектуальной собственностью, и защищать нечего.

Виктория Лубянская
Основатель и идейный вдохновитель компании ProVictory

Это частое заблуждение экспертов. Они думают так: если методики и стратегии основаны на общеизвестных принципах — подобные формы нельзя зарегистрировать. Или если проект недостаточно крупный, в защите нет необходимости.

За 20 лет работы у меня и мысли не возникало, что мне что-то нужно защищать. Более того, непонятны были выгоды. То есть, что мне может дать эта защита?

Виктория Лубянская

Виктория обратилась ко мне, чтобы понять, что именно создает и какой принцип защиты ей подходит. В договорах с клиентами авторское право не отражалось. Указывались только базовые параметры: план задач, параметры оценки результата, стоимость услуг и политика конфиденциальности.

Меня интересует вопрос авторского права, потому что я хочу понять, создаю ли я интеллектуальную собственность, можно ли ее защищать и какие документы для этого нужны. До этого я всегда сомневалась: «А на сколько эта методика моя?». Кажется, что никто на рынке не придумывает ничего нового. Как понять, моя это идея или переработка чужой?

Что важно понять в самом начале?

Почти каждую консультацию я начинаю с погружения в юридические основы. Именно из-за незнания нюансов эксперты не видят в своей работе ценности, которая подлежит защите. Это применимо к любой сфере, не только продажам.

Итак, в самом начале важно понять два аспекта.

1. Если эксперт оформляет знания в форме документации — это интеллектуальная собственность.

Экспертный багаж специалиста формируется из множества наработок. Со временем файлы складываются в собственную библиотеку профессиональных решений. Например, брифов для заказчиков, инструкций, чек-листов, конкретных методик. Из этого можно создать франшизу, начать экспертное обучение или разработать программный продукт.

2. Авторское право — не про общие смыслы, а про конкретную форму, сценарии, схемы.

Возможно, коллеги и делают похожий продукт, но подход и методика у каждого своя. Правило первой публикации гласит: кто первый оформил, того и права. iReg работает по этому принципу: регистрировать права в моменте на каждый созданный результат. Неважно, окончательный это вариант или промежуточный — это результат, который используется в работе.

Чтобы определить оптимальную методику защиты, мне нужно лучше понять работу эксперта. Я попросила Викторию рассказать о своем опыте — с какими задачами она сталкивалась, как их решала и какой результат получался в итоге.

Запуск продаж в проекте инфобизнеса

Ситуация: Топ-менеджеры решили открыть свое дело в сфере инфобизнеса. Планировали создать школу и приглашать экспертов рынка на роль спикеров онлайн-вебинаров. Темы — менеджмент, продажи, инновации, личностный рост.

Задача Виктории изначально — выстроить систему продаж для двух сегментов аудитории. Собственники уверили, что основные маркетинговые тонкости решены. Но оказалось, многое было не сделано.

К примеру, заказали сайт и поручили компании-разработчику настройку лидогенерации. А начинать продажи нужно было с лендингов, которыми никто не занимался. Кроме того, не хватало CRM-системы и ряда других системных нюансов.

В результате Виктория сделала больше, чем планировалось:

  • разработала маркетинговые посылы, смыслы, лендинги;
  • прописала скрипты продаж для сегмента B2C;
  • составила продающие презентации и коммерческое предложение для сегмента B2B;
  • выстроила воронки продаж для каждого сегмента;
  • составила воронки догревов с чат-ботами, смс-рассылками;
  • прописала регламенты работы с клиентами;
  • настроила CRM-систему по двум сегментам аудитории с четырьмя воронками продаж и управленческой отчетностью.

Эксперт настроила все процессы, необходимые для запуска продаж, сформировала аналитику и помогла запустить дело. Прописала путь клиента. Для наглядности составила блок-схемы, на которых отражалось движение лидов и воронки.

Поиск сотрудников для франчайзи СДЭКа

Ситуация: Владелица трех франшиз СДЭКа пригласила Викторию для поиска менеджеров по продажам. Компании долго не удавалось нанять постоянных сотрудников.

Эксперт начала с аудита франшиз, провела интервью с действующими сотрудниками и поняла, что решать проблему нужно с внутренней организации. В компании не было ни эффективной системы найма, ни системы продаж и привлечения новых клиентов.

Другая проблема — сотрудники не понимали продуктовую линейку. Они не могли разобраться в особенностях работы, не видели для себя перспектив и уходили.

Виктория изобразила положение дел внутри франшизы схематично, чтобы наглядно показать слабые места и создать план действий:

  • выстроить воронку найма и максимально ее автоматизировать;
  • разработать систему адаптации людей к новой должности;
  • выстроить систему работы отдела продаж;
  • прописать скрипты и регламенты;
  • внедрить CRM-систему;
  • адаптировать команду под удаленный формат работы (период работы с проектом выпал на первый локдаун из-за пандемии).

Вика прописала интервью для HR-менеджеров и создала топ вопросов, которые помогали за короткое время определить, насколько кандидат подходит компании. Автоматизировала систему обучения новых сотрудников.

Информацию о продукте переработали, составили доступное описание всех процессов, инструкции, схемы. Как итог — создали 2 удаленных отдела продаж. Команды вышли на оборот 100-150 тысяч рублей в месяц при среднем чеке в 200₽. Франшиза за год вышла из минуса в плюс.

Что интересно, в каждом случае Виктория считалаа, что не сделала ничего особенного. Это действительно беда нашего менталитета. Эксперты думают, что не создают ничего стоящего и своего. В США или Канаде предприниматели создают кроватки для младенцев со сменным дизайном, чтобы ребенок видел каждый день что-то новое и красивое. И справедливо считают, что эта разработка — их интеллектуальная собственность, хотя кроватки и дизайн заказывают.

Для меня же было очевидно, что команда Виктории работает с интеллектуальной собственностью, которую можно и нужно защищать. Более того, методика защиты универсальна и подходит для экспертов из других сфер — маркетологов, коучей, продюсеров.

Итак, результат работы есть. С чего начать защиту?

Для начала определим, с какими объектами Виктория имеет дело в каждом проекте.

Во-первых, эксперт работает с командой и заключает сделки с заказчиками. В каждом проекте необходимы договоры с сотрудниками и клиентами. Важно продумать аспекты сотрудничества, чтобы избежать утечки информации и четко обозначить условия работы.

Договоры со всеми участниками проекта попадают под NDA — соглашение о неразглашении. Этот режим защищает информацию: стоимость услуг, желаемое количество заявок и другие параметры, которые твои клиенты наверняка бы не хотели выпускать в мир.

С этим связана частая проблема бизнеса: в случае утечки данных сложно доказать, какая конкретно информация защищена политикой конфиденциальности в тот момент, когда проект слили. Поэтому все подписанные договоры или их сканы лучше хранить отдельно.

Во-вторых, работа Виктории и ее команды выражается в конкретных формах. Это могут быть:

  • тесты;
  • сценарии;
  • скрипты для менеджеров;
  • рекламные креативы;
  • маркетинговые смыслы и стратегии;
  • лендинги;
  • презентации;
  • коммерческие предложения;
  • блок-схемы;
  • обучающие материалы и так далее.

Любой оформленный результат работы, который создается конкретно для компании с учетом ее особенностей, защищается авторским правом.

Теперь о самой защите.

NDA-соглашения и все разработки для проектов можно задепонировать. Для этого нужно завести 2 отдельных папки (например, на гугл-диске или в любом другом хранилище) и подключить к ним iReg.

Депонирование — это фиксация документа в его исходной форме в момент времени. Хотя авторское право возникает автоматически в момент создания произведения, его целесообразно задокументировать. Это поможет избежать воровства и возможных разбирательств в дальнейшем. В бизнесе это особенно актуально.

Технически при депонировании нет разницы, что регистрировать — авторское право или NDA. Разница есть в юридическом ключе.

NDA не работает без договора. Соглашение вступает в силу, когда другой участник, который дал вам информацию или получил ее от вас, подписал договор. Доступ к файлам вы передаете другим лицам также по договору. А депонирование фиксирует, какая конкретно информация попадает под NDA и что все участники процесса в курсе происходящего.

Свидетельства о депонировании подтверждают право эксперта на материалы, которые он с командой создает для проекта, и уточняют конфиденциальную информацию. Их можно добавить в NDA. При этом можно модернизировать файлы, менять их содержание, добавлять новые результаты. Система фиксирует каждое изменение файлов на диске и автоматически закрепляет права за экспертом.

Как передать результат работы клиентам

Когда эксперт передает свою интеллектуальную собственность или право ее использовать, необходимо точно определить рамки, в которых клиент может ей распоряжаться. И указать их в договоре.

Сразу на примере.

Допустим, эксперт выступает на марафоне с лекцией. Организатор этого марафона получает права на исполнение. Но только в рамках договоренностей: эксперт пришел и выступил или записал ролик и передал его для марафона. Но организатор не вправе выступать с чужим контентом самостоятельно или продавать его на других марафонах, если не договорился об этом с автором.

Подобные случаи встречаются часто. Клиент прошел обучение у эксперта, а потом сам начал выступать в роли спикера с чужим материалом. При этом он считает, что ничего не нарушает. Но по закону прохождение обучения и полученный результат не дают право работать с другими людьми по вашей методике, если он не платит роялти или не внес в методику существенные изменения и доработки.

Другой пример.

Вы создали методику для одного филиала и передали руководителю. Он может использовать ее в рамках своего проекта, но масштабировать по ней всю сетку нельзя.

Когда в договоре учтены правила использования наработок эксперта — каждая сторона получает справедливый и ожидаемый результат:

  • Команда выполнила условия заказчика и передала работу. Тот использует материалы только в своем проекте и только если полностью оплатил работу.
  • Если вы договорились об иных условиях использования материалов, нужно прописать их в лицензионном договоре.

Договор лицензии точно определяет, как заказчик может использовать результат работы Виктории. Это можно сравнить с арендой квартиры. Человек оплачивает квартиру и и может в ней жить. Но договор определит условия: сколько он будет там проживать, может ли он заводить животных, когда нужно перечислять оплату и так далее.

Здесь похожая схема. Виктория с командой дали заказчику результат в любой форме: скрипты, инструкции, регламенты, стратегии, — а он использует их в проекте согласно условиям. Например, в течение конкретного срока, в рамках одного филиала или как договорятся.

Лицензионный договор важно не перепутать с договором отчуждения. Последний означает, что эксперт передает все права на интеллектуальную собственность. Если он заранее не обсудил и не задокументировал эту деталь, то установить правила не сможет.

Поэтому я помогаю правильно составить договоры и учесть все тонкости сотрудничества с клиентами и с сотрудниками. В последнем случае договор и система депонирования гарантируют, что результаты труда сотрудников автоматически закрепляются за экспертом или за клиентом — как они решат. Сотрудники не смогут унести наработки конкурентам или использовать самостоятельно.

А что делать с мыслью «а насколько эта идея — моя?»

Действительно, иногда мы используем в работе чужие объекты авторского права. Граница, которая отделяет «чужое» от «нашего» — в производности.

Если вы берете чужую методику, перерабатываете ее под себя, наполняете данными от своих клиентов или своими рекомендациями для них — вы можете ее использовать и защищать.

Если часть информации вы полностью берете от другого человека или из источника в исходном виде, можно сделать следующее:

  • Связаться с автором методики/техники/другого объекта авторского права и подписать договор о бессрочной лицензии, чтобы использовать его результат.
  • Сослаться на автора или источник, в котором вы нашли этот результат. Оформить в качестве цитаты или ссылки.

Информацию из других источников лучше хранить в отдельном месте. Так вы не перепутаете материалы и не забудете правильно их оформить.

Выводы: что дает эксперту своевременная защита интеллектуальной собственности?

В процессе систематизации своего бизнеса и регистрации авторских прав эксперт получает:

  • Библиотеку с собственными методиками, брифами, скриптами, чек-листами инструкции для сотрудников, базами данных. Она будет юридически защищена. Библиотеку можно дополнять новыми результатами работы, которые будут защищены автоматически.
  • Регламентированные отношения со всеми сотрудниками, подрядчиками, клиентами. Каждая сторона будет ясно понимать, какая информация защищена NDA.
  • Возможность передавать права на продукт эксперта на разных условиях. Например, по договору отчуждения, по лицензии или оказания услуг.

На основе этого и можно масштабироваться, создавать собственную франшизу, расширять штат и обучать учеников без страха, что они пойдут тиражировать методику.

Часто говорят, что эксперт работает один, чтобы его секреты не украли. В таком грустном мире приходится работать одному до конца жизни, потому что нет никакого шанса на расширение бизнеса или пассивный доход.

Оформление прав на интеллектуальную собственность, грамотное лицензирование и система франшиз — это шанс вырасти от одного специалиста в экспертную империю.

2323
16 комментариев

Годная статья. Таких нужно побольше. Ибо у нас вообще зоопарк в представлениях об АП и интеллектуальной собственности. Народ, даже юристы иногда такую муть несут, шо пипец. Образовывать людей надо.

2
Автор

Благодарю за комментарий, соглашусь с вашей позицией!

В своей юридической практике я очень устала от того, что доказать авторство в суде невероятно сложно. До тех пор, пока не изобрели технологию, которая сможет доказать именно факт авторства, что угодно будет являться косвенным доказательством, если ставить вопрос именно так. Даже патент. Именно поэтому и создала рабочий инструмент с помощью которого можно получить 100% доказательства.

Только очень часто сталкиваешься с отсутствием веры людей, в то, что закон на их стороне, если они будут им пользоваться. А данные материалы надеюсь, хотя бы дадут толчок к новым знаниям. Бывает это и относится к юристам, которые привыкли только к устаревшим способам защиты права. Но мы - юристы. А значит должны знать действующее законодательство и в своей работе опираться на него, а не на домыслы и собственные желания.

3

С правовой точки зрения "маркетологи, коучи, спецы по продажам" создают то, что не является обьектом авторских прав - идеи, методы, концепции, способы решения производственных и иных задач и т.д.
Обьектом АП является только обьективная форма, в которой они формализуют все перечисленное. Но это ничуть не защищает их от воровства - любой может ознакомится с произведением, уяснить описываемые в нем идеи, методы концепции и т.д., после чего выразить их по своему в своей обьективной форме - текст, изображение, видео, аудио, скульптура и т.д. а также все возможные комбинации перечисленного. И ничего с этим не поделать. Такова селяви... :-)))

1
Автор

Да, об этом и речь, что если маркетолог или коуч обретает свой опыт на основе полученных от других экспертов знаний — он имеет полное право создать свой продукт. И он будет охраняться ГК. И это классно — только так индустрии могут развиваться!

Но его продукт именно в той форме, в которой его создал автор, без внесения в него своего опыта, своих доработок и не выражая его в своей объективной форме никто не имеет права использовать.

Конечно, в нашей стране с этим еще сложно, как и в принципе с уважением к нематериальной собственности людей и компаний. И я очень хочу, чтобы умственный и творческий труд обрел эту защиту и уважение.

1

Годно. В закладки!

Автор

Благодарю!

1