Как мы сделали проект про ВИЧ и почему это важно для развития бизнеса

Мы занимаемся инфографикой уже 11 лет. В 2010-м начинали с журнала, в котором делали проекты на самые разные темы. Например, мы показывали, как устроен Макдональдс, сколько человек в мире официально исповедуют джедаизм, и даже писали о том, сколько миллиардов составляет оборот интим-услуг в Москве.

Обложки выпусков нашего журнала, его до сих пор можно полистать на домене <a href="https://infographicsmag.ru/journal/index.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">infographicsmag.ru/journal</a>
Обложки выпусков нашего журнала, его до сих пор можно полистать на домене infographicsmag.ru/journal

Но больше всего мне нравилось делать статьи, которые с помощью данных могли кардинально поменять точку зрения читателя на тему или проблему: что является основным источником пополнения госбюджета, потери советской и немецкой армии во время Великой Отечественной войны, ситуация с донорами в России и т. д.

К сожалению, журнал пришлось закрыть, так как на него уходило много ресурсов, а денег он не приносил

Как я понял, что пора делать социальные проекты

Со временем мы стали делать коммерческую инфографику, которая решает бизнес-задачи: помогает адаптировать новых сотрудников к работе, наглядно демонстрирует финансовые показатели компании, а также выступает эффектной упаковкой для рассказа о компании или продукте.

Клиентские проекты приносили прибыль, агентство росло, но в голове все время сидела мысль: «Было бы круто снова сделать проект, который поможет изменить взгляд большого числа людей на важную тему». Однако ее все время стопорила другая: «Вот когда раскачаем агентство, у нас появится больше ресурсов, тогда и начнем делать социально значимые истории. Пока рано».

Так шло до тех пор, пока я не понял, что идеальное время никогда не наступит. И если мы хотим делать что-то значимое, нужно это делать сейчас.

Для своих проектов мы выбираем темы, где важно показать объективную картину. Так, например, мы рассказываем, что к затоплению «Курска» привело множество факторов.
Для своих проектов мы выбираем темы, где важно показать объективную картину. Так, например, мы рассказываем, что к затоплению «Курска» привело множество факторов.

С 2018 мы стали вновь выпускать спецпроекты на общественно-социальные темы: сделали проект о ДТП в России и неофициальную версию гибели подлодки «Курск». В этой статье я расскажу, как социальные проекты помогают агентству развиваться и что стоит учесть, когда вы решаетесь на этот шаг.

Говорят, что в России нет свободной прессы и мало качественных материалов. Но никто не мешает нам сформировать новостную повестку самим. У нас в стране сотни крутых диджитал-агентств. Представьте, как можно повлиять на общество, если каждая из этих компаний будет делать хотя бы по одному социальному проекту в год.

Как мы выбираем тему для своего проекта

Когда мы искали тему для нового проекта, хотелось не просто показать читателям объективные данные, но и реально повлиять на ситуацию. То есть нужно было найти такую проблему, которую можно было бы помочь решить через распространение информации. Поэтому мы решили рассказать об эпидемии ВИЧ. У нас было две задачи: рассказать, что группа риска гораздо шире, чем принято считать, и подтолкнуть аудиторию сделать тест на ВИЧ.

Группа риска. У меня ВИЧ всегда ассоциировался с наркоманами, проститутками и людьми с нетрадиционной ориентацией, то есть с теми слоями населения, к которым я себя никогда не относил. И если раньше это утверждение было справедливым, то сейчас все изменилось: вирус больше связан с гетеросексуальными отношениями, а заражаются чаще всего молодые люди, которые практикуют незащищенный секс.

Как мы сделали проект про ВИЧ и почему это важно для развития бизнеса

Причина 7 из 10 новых заражений в 2020 году в России ― гетеросексуальный контакт. Возраст заразившихся ― от 25 до 45 лет.

Тест. После того как осознал, что могу быть заражен, я начал искать способ провериться на наличие ВИЧ. Это тоже стало откровением — оказывается, можно заказать тест через условный «Озон» примерно за 300 рублей. Он покажет результат через 15 минут, а точность диагностики будет такой же, как и в медицинских учреждениях: 99,9%.

Люди, которые занимаются незащищенным сексом, редко задумываются, что они заразятся вирусом иммунодефицита. То есть эпидемия распространяется из-за того, что большинство носителей не знают о своем статусе и даже не подозревают, что состоят в группе риска.

«Если вы занимаетесь сексом без презерватива, вы автоматически попадаете в группу риска. Пользуйтесь презервативами и проверьтесь!» ― это очень просто послание, но оно не работает. Мы постоянно слышим об этом, так же как о том, что курение вредит здоровью, и не придаем значения реальной угрозе.

На проект мы потратили много времени и сил, можете оценить, что у нас получилось: hiv.infografika.agency. Если считаете тему важной — расшарьте наш проект своим друзьям и знакомым.

Почему важно делать социальные проекты для развития бизнеса

Социальные проекты не только приносят пользу обществу, но и помогают бизнесу расти. Работа над некоммерческой историей позволяет более сфокусировано донести миссию компании, находить нестандартные решения и расширить свою аудиторию.

Как мы сделали проект про ВИЧ и почему это важно для развития бизнеса

Миссия. Мы делаем важную для общества информацию наглядной и понятной — так мы улучшаем мир и помогаем людям с ним взаимодействовать. Изменения в обществе не происходят одномоментно. Чтобы приступить к решению проблемы, ее нужно сперва обозначить или хотя бы вынести в публичное поле. Некоммерческие социальные проекты позволяют поднимать темы, о которых не будут говорить бренды.

Эксперименты. В коммерческих проектах, как правило, всегда есть рамки, которые установил клиент, — приходится их соблюдать и решать коммерческую задачу. Это не плохо — просто ни один клиентский проект не дает дизайнерам такой свободы мысли. В некоммерческих проектах нет рамок: можно тестировать новые форматы с точки зрения подачи, структуры, дизайна и контента.

Возможность заявить о себе. Некоммерческий проект дает возможность поиграть «интеллектуальными мышцами». Для нас это вызов — сделать такой проект, который изучат на одном дыхании и всё поймут. К тому же к социальному проекту интерес будет выше, чем к продуктовой истории. Это значит, что если вы сделаете качественный социальный проект, то вас заметят больше людей, в числе которых могут оказаться ваши потенциальные клиенты или партнеры.

Как сделать социальный проект без ущерба работе агентству

Преодолеть психологический барьер. Некоммерческий проект сложно сделать, потому что непонятно, зачем тратить время и деньги на то, что ничего не дает. На самом деле именно такие проекты могут реально менять мир. Мы можем подсвечивать важные темы, чтобы их начали обсуждать и искать решение.

Запланировать бюджет. Почти любое агентство может найти 100–200 тысяч рублей в год на эксперименты. Важно планировать эти траты так же, как расходы на маркетинг. Ограниченный бюджет позволит держать проект в рамках и не даст ему разрастись до непомерного размера.

Выделить ресурсы. Важно выстроить систему, при которой команде будет комфортно работать как над текущими задачами, так и над новым проектом.

Спецпроект про ВИЧ мы начали делать еще летом 2020 года и рассчитывали его выпустить к 1 декабря. Мы думали, что рабочая группа сама найдет время и будет заниматься проектом между задачами (естественно, ничего не получилось). После такого факапа мы договорились, что ребята будут выделять один день в неделю, когда будут заниматься только историей про ВИЧ. Дальше определились с этапами работ и раскидали их по новому графику.

Прежде чем приступать к работе над социальным проектом, важно понять, зачем вы его делаете. Именно ответ на вопрос «Зачем?» послужит главным драйвером, который будет мотивировать команду довести работу до конца и поможет найти время и силы.

Мы отвечаем на вопрос так: «Наша цель — чтобы как можно больше людей узнали, что они относятся к группе риска, и сделали тест. И даже если хоть один ВИЧ-инфицированный человек узнает о своем статусе благодаря нашему проекту, значит, все было не зря». Надеюсь, что наш проект про ВИЧ станет именно таким и реально поможет предупредить серьезные проблемы.

Кидайте в комментарии крутые социально значимые проекты, про которые мало кто знает. Если вы сделали что-то сами — еще лучше!

Читайте наши другие статьи об инфографике:

Ещё мы собираем лучшую инфографику со всего мира и разбираем, как эти примеры могут работать в коммерческих целях, в Телеграме.

26
19 комментариев

Я умею в питон/Табло и NLP. Вопрос: как вам помочь? Готов к волонтерству.

4
Ответить

свяжемся 🤝

Ответить

По тонкому льду ходите.

3
Ответить

Почему?

Ответить

А почему проект о Курске переводили на инглиш? Ну или не почему, а зачем?

2
Ответить

Мы все проекты на английский переводим. Как писал в статье, для нас это, в том числе, промо наших возможностей (и для международных партнеров). ВИЧ еще не успели ))

2
Ответить

Видимо, так может больше народу прочесть . Ну, это версия.

Ответить