{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что выбрать для первого стартапа: принципиально новую идею или уже существующую на рынке?

Ищете идею для вашего первого стартапа? Найдите что-то, что уже существует на рынке и что вы знаете, как можете улучшить, добавьте уникальные функции и сфокусируйтесь на узком рынке, где ваш продукт будет нужнее всего.

Судя по частым обсуждениям на форумах и в телеграм каналах, большая часть тех, кто хочет начать свой стартап, пока находятся на этапе поиска идеи. В этой статье хочу обсудить, какую стратегию лучше выбрать: пытаться реализовать новую уникальную идею или улучшать то, что уже существует?

Конечно, на вопрос, стоит ли реализовывать новую идею или использовать уже существующую, нет однозначного ответа. Все зависит от начальных условий, цели и ресурсов. На мой взгляд, если вы только начинаете свой путь основателя стартапа, лучше выбрать уже существующую идею, добавить в нее уникальные функции и сфокусироваться на определенную категорию пользователей.

Почему так? Когда вы создаете продукт или сервис, которого еще не существует на рынке, то помимо самого создания продукта, стоит подумать, как его продвигать и как искать аудиторию. Может сложиться ощущение, что эту задачу нужно будет решать далеко в будущем. А сначала надо сконцентрироваться на продумывании функционала и дизайна, первом рабочем варианте, создании сайта. И только потом надо будет уже начинать рекламировать свой продукт. Но какие риски несет в себе такой подход?

  • Тем, кто будет попадать на сайт вашего проекта, будет не так просто понять, что это, как работает, и зачем им это нужно. Если это ваш первый проект, то скорее всего, вы не будете тратить на разработку лендинга много времени и ресурсов, и подробно рассказывать, как работает проект и зачем он нужен. Без этого большинство посетителей будут не понимать идею и уходить.
  • Если пользователи не знают о существовании продукта/услуги, то они и не ищут его в поисковых системах. Это уменьшает ваши возможности в привлечении органического поискового трафика — одного из основных источников получения клиентов для большой части стартапов с небольшим бюджетом на маркетинг.
  • Если для монетизации проекта вы планируете создавать бесплатный и платный тариф, то даже при наличии бесплатных пользователей будет сложно оценить ценность сервиса для клиента. Есть большой шанс того, что ценность, которую дает сервис, будет недостаточно с точки зрения пользователя, чтобы переходить на платное решение.
  • И главное: если подобного сервиса не существует, то возможно, в нем и не нуждаются. Если при анализе идеи вы не нашли существующие компании, реализующие эту идею, то легко поймать себя на ощущении, что над идеей пока никто не работал. Но увы: скорее всего, несколько команд уже пробовали, создали продукт и не смогли научиться его продавать.

    Один из хороших способов найти проекты со схожей идеей это поиск по ключевым словам на ProductHunt. Там можно увидеть, какие отзывы получил сервис, кто его основатели и продолжают ли они заниматься проектом сейчас. Последние несколько лет на ресурсе запускаются практически все стартапы, от этапа работающего прототипа до крупных игроков с миллионными оборотами.

Но если я создам продукт, аналоги которого уже существуют, как я получу первых пользователей? У конкурентов уже есть работающий сервис и больше функционал.

Достаточно часто клиенты начинают использовать один из первых продуктов, который они нашли, и не заморачиваются с поиском и анализом всех предложений на рынке. Это вы, занимаясь своим проектом, знаете все компании со схожей идеей/продуктом. Большинству людей надо просто решить стоящую перед ними задачу, и они не готовы тратить часы на анализ и сравнение нескольких решений. Если они найдут ваше решение первым и оно их устроит, то они останутся и скорее всего, не станут искать другие компании, даже если у них больше функционал или ниже цены.

Отличный пример рынка, где существуют совершенно разные подходы к решению похожей задачи — это сервисы бронирования встреч. Многолетним лидером в этой сфере является компания Calendly, основанная в 2013 году и привлекшая уже 350 миллионов долларов инвестиций. Казалось бы, с наличием такого огромного конкурента, у которого к тому же есть и полноценный бесплатный тариф, просто невозможно конкурировать. Но это не помешало основателям SavvyCal достигнуть 20 тысяч $ MRR (суммарное число ежемесячных подписок) меньше чем за два года после начала работы. К тому же, у них еще и отсутствует бесплатный тариф.

На этом рынке также немногим больше года назад появилась компания Cal.com c опенсорсным решением, которая уже имеет более 10 тысяч еженедельных пользователей и привлекшая 7.4 миллиона долларов. Кстати, компания Cal.com поддерживает движение OpenStartup и открыто публикует свои доходы и расходы, включая зарплату всех сотрудников компании. Статистику можно посмотреть на отдельной странице на их сайте.

В чем будет мое преимущество по сравнению с конкурентом, у которого уже работают сотни сотрудников и миллионы привлеченных венчурных инвестиций?

Стартапы, привлекшие несколько раундов инвестиций, проводят десятки и сотни встреч с инвесторами и как правило должны иметь очень четкий план работы компании. В дальнейшем им намного сложнее его поменять. Также им постоянно надо показывать рост выручки. Как следствие, делать значительные изменения в продукте очень рискованно, также надо работать на рынке с широкой аудиторий и они не могут фокусировать свой сервис на специфическую аудиторию, не могут создавать отдельный функционал под одного клиента, не могут лично общаться со своими пользователями и узнавать их реальные нужды. Также им намного сложнее менять свой продукт, если стало понятно, что текущее предложение не является оптимальным.

Какие возможности могут быть у начинающего стартапа по сравнению с более крупными игроками:

  • Есть возможность создать новую функцию в продукте под отдельного пользователя (к примеру, если он оплатит годовую подписку)
  • Сконцентрироваться на узкой сфере, на которую большие игроки не обращают внимания, в дальнейшем всегда можно расширить аудиторию
  • Лично знать своих клиентов, значительно лучше понимать их потребности и как следствие создавать только нужны для них функции в продукте
  • Легко тестировать различные варианты стоимости продукта (наличие бесплатной опции, стоимость тарифов, реферальная программа с высокой комиссией)

Имеет ли смысл начинать работать над идеей, которая уже существует?

Мое субъективное мнение — конечно, да. Вместе с тем, перед началом работы логично попробовать честно ответить себе на следующие вопросы:

  • Верите ли вы, что рынок, для которого предполагается ваше решение, растет? Будет ли этот рынок достаточно большим для того, чтобы на нем работало несколько успешных компаний?
  • Сможет ли ваше решение быть значительно дешевле/функциональнее/удобнее, чем существующие предложения на рынке? Даже один ответ «да» — уже хорошая причина, чтобы начать.
  • Кто ваша целевая аудитория? Кому именно вы будете показывать/предлагать ваш продукт? Целевая аудитория вашего продукта в дальнейшем может поменяться, но важно понять, кому вы будете показывать ваш продукт в самом начале.
  • Нравится ли вам работать и общаться с аудиторией, для которой предназначен ваш продукт? Ведь вам предстоит тратить часы на общение с вашими будущими клиентами и важно, чтобы вам это приносило удовольствие. Иначе есть риск закопаться в решение проблемы, которой может и не быть у потенциальных пользователей.

Вместо заключения:

Выбор первоначальной идеи для начинающих основателей стартапов имеет принципиальное значение. На это стоит уделить время, предварительно поговорить с потенциальными первыми клиентами и приниматься за работу, уже имея понимание о потенциальном рынке. В дальнейшем можно легко поменять направление или даже рынок, но на это может уйти несколько месяцев, а может и лет непрерывной работы.
А что вы думаете о том, какую идею стоит выбирать основателям стартапов? Предпочитаете ли вы работать над идеей, которая уже имеет аналоги на рынке или придумывать что-то принципиально новое?

Если вам интересно следить за развитием нашего стартапа VideoTouch, вы можете делать это в твиттере на английском или в инстаграме на русском.

0
94 комментария
Написать комментарий...
Vitaliy Rizhkov

Пытаюсь пилить стартапы уже более 10и лет. И по факту нет ни одного успешного стартапа. Но удалось создать работающие продукты и компании. Удалось собрать крутые команды и создать культуру.
Стартап, в моем понимании, это очень быстро растущая компания. 30% или больше от месяца к месяцу.
Как по мне, то не нужно пытаться делать стартап. Создавайте сервисы и продукты. Делайте их лучше чем ваши конкуренты, учитесь их продавать и предоставлять качественный сервис. И все будет расти.
Нужно быть приземленным.
Практически никто из самых успешных предпринимателей не планировал создавать миллиардные корпорации с самого начала. В начале они просто решали одну проблему и хотели сделать мир хоть чуточку, но лучше. И желания заработать много денег у них (скорее всего) не было.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Олег Беляев

Всем привет! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Николай Вн

Существующая Идея Даром не нужна для Стартапа. Сам Делаю Стартап - и молчу в тряпку что это будет! Пока не будет Запуска! По некоторым вопросам Нужно столько законов и правил, положений, допусков и разрешений перелопатить и получить - что бы потом не встать на какой ни будь мелочи в той или иной стране и не подвести клиентов. А работать чётко и ровно как техника Shivaki.))) Подготовка Самое Важное - с пустыми голыми идеями и на словах - Не Стартанёт денег никто не даст. Особенно новичкам в той сфере куда лезут -нужен опыт в том направлении и не отдалённый а прям Опыт! Который первые Спонсоры - смогут Что это вы делали и руками потрогать. Много нюансов в любом деле.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

В вашем комментарии прекрасно всё.
Орфография, пунктуация, подача.
Я даже не знаю что добавить, аплодирую стоя.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Николай Привет! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните, пишите в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

всегда казалась странной такая постановка вопроса - я хочу стартап, буду искать идею
это как пытаться кормить лошадь сзади
думаю правильно - у меня есть идея, нужно пилить стартап

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Нет, неправильно. Правильно - именно первый вариант. Потому что для успеха стартапа нужно прежде всего смотреть на рынки, на их потребности и возможности, и уже по итогам анализа генерировать идеи.

А вариант "у меня есть идея, буду пилить стартап" - из области диванных заморочек, эта идея нах никому неинтересна, кроме её автора, следовательно у неё нет перспектив.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Олег Беляев

Mikhail Привет! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните, пишите в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Uvarov

Я за пять лет убедился что идея без грамотного маркетинга, это ничто. У вас может быть супер продукт, но о нем никто не узнает. Либо узнают и такие, ну и что. Зачем это мне. Рынок сервисов сейчас явно перенасыщен, а пользователи избалованы

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Так надо не сервисы пилить. Посмотрищь-99% стартапов "ну мы тут что-то накодили, а оно не продается". Пилите то, что руками пощупать можно

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Беляев

Georgy Привет! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните, пишите в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Это ошибка всех молодых идеалистов или прокрастинаторов. Вот ща как придумаю второй эпл с майкрософтом и Цукерберг позвонит. Нихрена это так не работает. Вернее работает в 0,0001 в степени n процентах. Работают сотни проб и ошибок и принцип "лучше сегодня и кое как, чем идеально и никогда". Но при этом главное, не залипать на уже мертвой лошади, это вторая распространенная ошибка номер два.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег Беляев

Vyacheslav Привет! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните, пишите в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Мамаев
добавьте уникальные функции

Неточный перевод.
По-русски это называется "сделать то же самое совсем другим способом".

Однако, это вредный совет.
Сейчас актуальна формулировка "Применять вновь появившиеся технологии в старых отраслях".

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Денис здравствуйте! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните, пишите в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Terra Incognita

На мой взгляд, невозможно запустить стартап если не поработать в том стартапе, который только запустился. Желательно, чтоб это были серийные фаундеры с экзитами. Года 2-3 отпахаете, даже если за еду, сразу поймёте как и что делать и что основное при запуске.

А идея - фигня, идей обычно куча, их обстукивать надо обо всех подряд или даже опросы проводить в интернете / custdev. Частенько люди просто не готовы платить за продукт, а это сразу смерть. Ещё есть вариант инвестировать тупо в хайп и что нужно венчурным инвесторам - но это надо общаться в кругах венчурных инвесторов и иметь знакомства :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Калинин

Интересная статья.
Вот вам пример обратного.

https://vc.ru/life/338263-anti-startap-ili-kak-ya-iskal-investora

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Олег Беляев

Александр здравствуйте! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните, пишите в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Один из нетривиальных способов проверить существующую на рынке идею — сознательно ухудшить предложение.

То есть, например, вместо бесплатного сервиса, сделать такой же, но за деньги.

Звучит контритуитивно, но позволит понять, есть ли там спрос.

Если даже в этом случае вы получите пользователей, которые заплатят больше, чем стоило привлечение — ниша пуста, нужно разрабатывать.

Если нет — либо нет спроса, либо существующий конкурент уже прочно занял нишу, чтобы увидев вашу рекламу, люди вспоминали о нём.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Денис здравствуйте! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните, пишите в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Роман Зорин

Мнение довольно интересное!
Хочется добавить, что в качестве стартапа стоит разрабатывать имеющийся на рынке продукт, но при этом качества этой уже имеющейся идеи должны быть прокачены в х10 раз лучше, или наоборот сделать продукт массовым и доступным.

Это будет возможно практически иной продукт, но смысл идеи будет индентичен!
Грубо, например как Mowenpick среди всего мороженого или аналоги нутеллы.
Идея схожая, но преимущества свои.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Беляев

Роман здравствуйте! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните, пишите в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Беляев

Всем привет! Хочу рассказать пару троек проектов, и взять к себе в проект, сделаем MVP,нужна команда, могу скинуть ссылку на видео с презентацией и голосовые сообщения ! Позвоните в whatsapp +79588772718,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда