Стереотипизация бренда

Стереотипизация бренда

Предлагаю обсудить проблему, возникающую при радикальном подходе в реализации принципа искреннего социального позиционирования.

Для примера, рассмотрим ловушку, в которую попали сторонники феминизма. Как так получилось, что “феминистка”, “фемка” - стали ярлыками, унижающими и стигматизирующими?

Феминисты ратуют за такое устройство общества, при котором бы у женщины не было бы нужды соглашаться с различными формами сексуальной эксплуатации для реализации своих жизненных целей и потребностей. Одним из следствий реализации равных прав полов и разносторонней общественной поддержки женщин в период материнства становится то, что женщины перестают быть вынуждены усиливать свою сексуальную привлекательность для реализации несексуальных целей. Проще говоря, женщине для выживания больше не нужно беспокоится о том, поделится ли ресурсами с ней мужчина и с чего бы ему захочется это делать. Обратите внимание на словосочетание “не вынуждены”. Защита прав подразумевает обеспечение свободы действовать тем либо иным способом, если это не нарушает права другого человека.

Теперь давайте вспомним недавнюю волну критики, обрушившуюся на американскую певицу и автора песен Билли Айлиш после ее фотосессии в стиле Мерелин Монро. Мол, мы думали, что вы феминистка, а вы предали идеалы… Но, скорее, идеалы предали критики. Если девушка в периоде юности исследует, как ее физическая, сексуальная сущность может провзаимодействовать с миром, если она осознает, что хочет устроить провокацию, соблазн и еще что-то, то у нее должны быть возможности сделать это. В этом защита прав. Равно как и если женщина хочет эксплуатировать сексуальный интерес мужчин и носит обувь на шпильке и платье с декольте - это ее право. Как, впрочем, и право мужчины отказаться быть соблазняемым и соблазненным. Это все очень горячо и дискуссионно!

А в чем заключается массовый стереотип о феминистках? Миф гласит, что это физически некрасивые, неопрятные, и, скажем так, с негармоничной фигурой женщины, которые борются с сексуальным злоупотреблением потому, что не могут привлечь внимание мужчин и завидуют более успешным в этом аспекте женщинам.

Получилось так, что идеи права на несоблазняющее поведение и несексуализированную самопрезентацию прочно соединили с образом человека, который демонстрирует враждебное отношение к своему телу, конфликт в восприятии физиологических аспектов своей сексуальности и который провоцируюет окружающих на враждебное к себе отношение.

К сожалению, стереотипом для феминистки не является образ здоровой, гармоничной женщины, с опрятной прической, одетой в соответствии с современными представлениями о красоте и уместности, которая взаимодействует с людьми и достигает своих задач, не акцентируясь на вопросах половой принадлежности и сексуальной привлекательности, но и не игнорируя физиологию человека.

Думаю, причины тут разные. С одной стороны, общество при атаке на сложившуюся систему отношений склонно реагировать агрессивно, обесценивать идеи, которые угрожают адаптации многих мужчин и женщин. Поэтому используются самые жесткие гротески. Но, тем не менее, широкое распространение получают лишь те карикатуры, которые кажутся похожими на оригинал.

И тут мы подходим к тому, что узнаваемыми и заметными активистами борьбы за права женщин становятся часто люди, бросающие вызов своей самопрезентацией общественной эстетике. Идея свободы от вынужденной сексуализации легко трансформируется в радикальный отказ от нее. Но тогда в имиджевом арсенале для привлечения внимания возникает серьезная брешь. Еда, секс, насилие - три кита управления общественным вниманием. И из множества лиц, говорящих о важности соблюдения прав женщин, мы непроизвольно выделяем тех, кто связан с едой и насилием, раз уж “секс тут под запретом”.

Насилие, при более близком рассмотрении, рассыпается на веер возможных презентаций: доминирование, контроль, смерть, гниение, разложение, грязь - всё это близкие соседи в домике нашей психики. Поэтому внимание аудитории оказывается приковано к разлагающейся, поврежденной красоте, которую демонстрируют радикальные активистки, раз уж сексуальной красоты там не предлагают. В результате феминистическое движение получает скандальное, но не очень полезное, с точки зрения достижения целей, внимание.

Вообще, довольно у многих людей есть склонность трактовать общественный призыв к искреннему и свободному выражению себя, своей сути, эстетики, мировоззрения, сексуальности и так далее, как разрешение на отказ от культуры (в противовес природному состоянию). В таком случае человек стремится занять крайне нарциссическую позицию, отвергая привитый воспитанием навык учитывать интересы и потребности других. При этом такие люди часто наивно требуют у общества защитить себя от последствий своего поведения. Но, как говорится, если ты плюнешь на общество - общество утрется, а вот если общество плюнет на тебя… Возможны варианты.

Я советую помнить, что наши неосознанные душевные силы могут иметь своими целями нечто прямо противоположное тому, что мы наметили себе целью. Например, совсем условно, вы можете хотеть быть финансово самостоятельным, но в глубине души - вы хотите облажаться и вернуться в привычную обстановку. Или вы хотите унять боль от ощущения, что вы неприятны для кого-то очень значимого и переворачиваете ситуацию, заявляя, что отвратительность - это свобода. Проводите регулярную проверку обратной связи с аудиторией и сверяйте направление движения с желаемым результатом.

22
Начать дискуссию