Анатомия инфобизнеса или как я отказался от миллиона в месяц

Я практикующий интернет-маркетолог, духовный лидер диджитал-агентства и немного преподаватель интернет-маркетинга в вузе Перми.

Иногда мне звонят и просят где-нибудь преподавать, внимательно слушаю и отказываю. Двух пар в неделю хватает, чтобы удовлетворить свои преподавательские инстинкты.

Эта история начинается также. Со звонка. Моя дорога к миллиону через создание «собственной» онлайн-школы.

Сейлз-менеджер или как мне продали идею

Первый разговор вела сейлз. Очень грамотно, профессионально.

Они продюсерский центр, им нужны спикеры на контекстную рекламу. Меня им посоветовали. Я честно сказал, что в контекстной рекламе стратег, а не тактик и предложил курс про интернет-маркетинг. Использую слово «курс”, а они красивое “своя онлайн-школа».

Что под капотом:

  • Будущий доход от 500 т.р.в месяц — это процент от продаж.. Если меньше, то такой курс им не интересен. Хороший спикер зарабатывает миллион. А я хороший. Отлично выступал со сцены в декабре 2011 года, если вы понимаете о чем речь.
  • Нужно пройти отбор.
  • На всех этапах создания и проведения курса максимально помогают. Ты только болтай, за остальное не парься.

Что в реальности. Беглый анализ открытых источников показал, что это правда.

На курсе около 50 человек. Чек около 50 000р. Курс длится три недели. Многочисленные пруфы в виде интервью, фото, видео. Ну и сама логика — школе нет смысла делать 1 запуск, а если после первого запуска обмануть спикера, то второго запуска не произойдет. В общем идею зарабатывать 1 миллион в месяц мне продали без труда.

Аккаунт-менеджер и прохождение отбора

Как только сейлз продал мне школу. В дело вступил аккаунт.Очень круто работала, вот прям эталон аккаунта.

Тестовое задание

Для чего? Школа вкладывает силы и средства в курсы — время сотрудников и рекламный бюджет. Они должны быть уверены, что с вами получится хороший продукт.

Этап 1 — Резюме

Скрин 
Скрин 

Летом зачем-то сделал себе сайт-визитку. Поэтому перекомпоновать было легко, задание прошел.

Этап 2 — Расписать нишу

Нишей выбрали — интернет-маркетинг. Идея в том, что интернет-маркетолог намного востребованнее и ценнее для заказчика, чем банальные «директологи” и “смм-щики». Интернет-маркетолог это дверь в мир онлайна, а что там за дверью решает интернет-маркетолог.

По деньгам. Да, тут важно сразу обрисовать картину будущего заработка ученика. Я не стал врать. В провинциальном миллионнике интернет маркетолог берет 3-4 проекта с ценником 30 т.р. Хорошие деньги, можно позволить себе такси и путешествия в Екатеринбург.

Также на этом этапе меня попросили написать мечту. Тут почувствовал откуда дует ветер и написал как надо — отдохнуть в Риме и открыть небольшой спортивный зал по своему хобби.

Нужно было написать мой доход, тут тоже соврал, т.к. не знаю свой доход и меня это не интересует. На вопрос «для чего всё это» — написал честно «новый опыт».

Прошел на изи.

Этап 3 — Тестовый вебинар

Для совета директоров. Да, у них есть совет директоров.

План и слайды.

Вебинар должен быть по теме, но не частью курса. Написал. Прошел.

Пример слайда. Они должны быть простыми и понятными.
Пример слайда. Они должны быть простыми и понятными.

И дальше сам вебинар. Но тут я остановился.

Ехидный читатель спросит: «Облажался?».

Может быть это странно звучит, но я теперь знаю, сколько стоит моя репутация. Отказался сам.

Остальные этапы собраны на основе развед.данных.

Этап 4 — Поездка в офис компании.

Оплачиваемый. Проживание в хорошем отеле, обед в хорошем ресторане.

Экскурсия по крутом офису на 200 сотрудников.

Прием теплый и четкий.

Этап 5 — Подписание договора.

Продюсерскому центру важно быть уверенным, что вы внезапно не спрыгните с паровоза-бабловоза.

От вас требуется:

  • 300к денег. Если вы крутой, но денег нет, то этот вариант можно обойти. Возможно выглядит подозрительно, но в этом есть смысл. 1-2 месяца с вами будут готовить курс. Вложат в рекламу 300-500к. И вы тупо сольетесь. Или не станете стараться на бесплатных вебинарах. Эти деньги нужны не для того, чтобы компенсировать возможные потери, а для необходимости отсечь раздолбаев и замотивировать всех остальных.
  • Договор на сколько-то часов или на 3 года. Я опять понимаю школу, с одного запуска они ничего толком не получат, им нужен длинный хвост.

Деньги

40% ваши. Затрат никаких, кроме техники для вебинаров.

60% забирает центр. Но за эти деньги покрутит рекламу и оплатит труд работников.

И вот по работникам там очень крутая машина. Есть отдельные сейлзы на дожим отказников, есть отдел по работе с репутацией. Т.е. внутренне это серьезная такая машина продаж и отличное умение работать с продуктом. Их отличие от крупных брендов в том, что они строят бизнес на спикерах, а сами стоят в тени. Хотя по оборотам вполне тягаются с известными онлайн-школами.

Ну и вы должны понимать, что на эти три года ваш имидж не совсем ваш.

Пример про бабло из открытых источников:

3-й запуск школы по Вайлберизу.

Рекламный бюджет — 400 000р

Регистраций на марафон — 8 635

Заявок курс — 211

Продаж — 90

Средний чек курса — 61 039р

Доход эксперта — 1 104 400р

Длительность — не знаю. Но обычно 3-4 недели.

Почему они постоянно ищут новых спикеров?

Спикеры выгорают морально. Аудитория выгорает на спикеров. Не все спикеры выстреливают. Не все могут долго тащить с бесплатных вебинаров на платный курс. Текучка есть.

Почему я отказался?

В принципе все этапы изначально были моим спектаклем. Я даже планировал дойти до поездки, но было много работы и решил выйти из игры без путешествий.

Само собой в самом начале пути быстро понял, что от меня требуется и чем всё это пахнет.

Первый звоночек.

Я спросил, для кого будет курс. Одно дело мои студенты в вузе, другое обучение для маркетологов, третье — для собственников. Не в лоб, не сразу, но мне сказали, что аудитория — новички. Длительность курса — 3 недели. Сейчас у меня уходит семестр, чтобы познакомить студентов с азами профессии, очевидно, что за 3 недели можно сделать беглый обзор профессии, но не более. За такой срок можно выдать небольшой набор узкоспециализированных знаний, но никак не подготовить специалиста с нуля. Даже продавца обуви за три недели не легко подготовить. Тем более курс это вечерние занятия, а не 8 часов практики как в обувном.

Второй звоночек и последний.

Попросил доступ к чужому курсу, чтобы понять как оно выглядит. Но мне дали только 4 видео из бесплатных вебинаров. 3 бесплатных + 1 вип. Ну не совсем «вип», бесплатный, не для всех, но для всех.

Курс был про то, как зарабатывать деньги на Яндекс.Директе в формате фрилансера.

Что под капотом:

  • Спикер имеет команду из 6 человек, огромное портфолио. Рекомендованный специалист Яндекс.Директа. Последнее точно правда.
  • У спикера есть хороший автомобиль. У жены спикера последний айфон, а самого спикера сяоми, т.к. понты ему чужды.
  • Качество записи среднее, на заднем плане обычный дом.

Мелкие факапы из вебинара:

  • Спикер начал вводить что-то в поисковую строку яндекса и в истории запросов появилось «микрософт офис скачать торрент».
  • На вебинаре спикер утверждал, что нормальный чек за ведение контекста — 25т.р., а на сайте Яндекса у него — 10 т.р.

О чем семинар:

  • Реальные базовые настройки яндекс.директа. Без косяков, всё по делу.
  • Постоянное напоминание о том, что это очень просто.
  • Мотивация на заработок.

И вот мотивации там было слишком много. Обычная хрень про то, как спикер обычный мужик резко поменял свою жизнь. Что так может каждый. И как просто найти заказчиков и зарабатывать деньги.

Экономика будущего фрилансера. Настройка директа — 25000р. Ведение 20000р. Создание турбо-страницы — 25000р. Цифры примерные, в разных материалах разные. Главное, что как не крути, но 50к/месяц у тебя будут почти завтра, а 100к реальность.

При этом первого клиента ученик найдет в ходе курса.

К чести спикера, он постоянно утверждал, что придется пахать. Возможно это такая защита, чтобы потом не получать претензий. А на претензию легко ответить — дак пахал мало. Это моё предположение, если быканул — извиняюсь.

Ну и самое важное. Вебинар нужен только для одной цели — затащить на платный курс. Тут спикер уговаривает, а менеджеры по продажам дожимают лиды. Ожидаемо.

Сделал выводы.

Прощание

Я несколько раз высказал сомнения аккаунту, что нельзя в рекламе курсов обещать доход 100к+. Даже в контекстной рекламе. Ответы были грамотными, но расплывчатыми. Я резонно заметил, что мы у себя в агентстве выращиваем специалиста до нормального уровня целый год. При этом не берем всех подряд. Учим на практике.Через год это командный игрок, который работает под управлением опытного сотрудника. Самостоятельно продавать свои услуги и аккаунтить он не обучен. И что в какой-нибудь Перми вряд ли много фрилансеров с доходом выше 100к+, даже очень опытных. А в агентствах таких зарплат нет вообще. И в итоге непонятно, как можно штамповать пачками высокооплачиваемых специалистов из бывших синих воротничков.

Второй блок критики связан с общими знаниями. Для контекстной рекламы необходимо иметь базовые знания по математике и обладать грамотной русской речью. Нельзя за 3 недели научиться грамотно писать кого угодно. И в мире реально есть люди, которые не могут прибавить ½ к ⅓ в уме.

Мне возразили, что вот я же смог с нуля выйти на хороший доход. К слову в резюме указал, что в тему вкатился в 30 лет, а через 2 года стартовал своё агентство. Пытался объяснить, что важна база. В моей карьере было много удачи, но без крутой базы, я бы никогда так не смог. База это как минимум лучшая мат.школа Перми.

В итоге высказал главную причину, что в итоге курс продает спикер, а не продюсерский центр. 100к+ каждому обещает лично спикер. В случае неудач — страдает репутация спикера. Я предположил, могли бы они у спикера по контекстной рекламе указывать на сайте какой процент учеников вышел на доход больше 0, и сколько учеников перешагнуло 100к. Мне сказали, что такое вряд ли возможно.

И стало понятно, что школа готова учить всех, кто платит деньги.

Мои претензии к центру

1. Я предпочитаю открытый разговор. Можно было сразу сказать, что мы рубим бабло. А не распинаться про «это может каждый”, «три недели хороший срок для курса.”

2. Роняют статус профессий. Вот есть востребованная профессия “смм-щик» или “менеджер по WB», но благодаря инфоцыганам на этих нужных специальностях образовывается нехороший налет из неприятных субстанций.

3. Шатают имидж онлайн-образования.

Почему люди идут в школы и платят от 40к рублей за три недели?

Потому что умный дядька профессионально обрисовывает им счастливое будущее. В этом будущем они богаты и имеют всё, о чем мечтали. Им продают ту самую инстаграмную жизнь. И они её покупают. Какая проблема заплатить в кредит даже 100к за вип-тариф, если он окупится за пару месяцев.

По сути ничем не отличается от пирамиды - вложи рубль один раз, получай рубль каждый месяц. Школа продает будущий доход, а не знания.

Интересный факт - после курса многие благодарят спикера и курс. Потому что вторая причина это фан. Хороший спикер делает настолько интересный курс, что вы первый раз в жизни учитесь с удовольствием и огромной мотивацией. Для кого-то это важный пинок в жизни. Я посчитал это слишком циничным. Обещать 100к в месяц, не дать, порадовать интересной болтовней и отправить довольного ученика искать новый интересный курс.

Онлайн-курсы лохотрон?

Нет. Но чем точнее и детальнее ваша задача, тем полезнее онлайн-курс. Проблема таких курсов, что их не продашь дорого и не продашь всем подряд. Допустим завтра я сделаю курс по Google Optimize. Полезный навык, но он не монетизируется напрямую. Он поможет интернет-маркетологу выдавать выше результат. Высокий результат когда-нибудь приведет к повышению зарплаты. Деньги вкладываете сегодня, а возвращаете неизвестно сколько и непонятно когда. Не так вкусно, как онлайy-курс с новой профессией и большим заработком. Рутина пресная штука и только мечты сладкие.

Как мне живется без миллиона в месяц?

Нормально, но если честно, то я сомневался. Миллион это миллион. Представлял, как через год у меня во дворе будет Тесла и я буду кататься на ней по выходным. Но как говорится в моей религии - сомнение признак слабости. Проживу без миллиона.

А курс?

Ну вот хочу сделать свой онлайн-курс о том, как заказчикам и маркетологам работать с агентствами и подрядчикам. Может сделаю.

5858
34 комментария

Смущает, что в комментах только мужеский пол, ну да ладно, поди не закидаете тапками.
1. Описанный механизм почти во всех продюсерских центрах, что к нам приходят в студию записывать свои видеокурсы, вернее приводят экспертов для записи. Думается, что это будет до тех пор, пока основная масса их потенциальных клиентов не перестанет платить за короткие курсы (даже не важно им о чем курс).
2. Появился целый слой людей-пылесосов. Они ходят по разным курсам, по десяткам курсов в надежде найти "золотую жилу" и сразу начать зарабатывать обещанные им сотни тысяч.
Но после каждого оконченного курса у них ничего не получается и они идут на другой короткий курс. У многих уже инфосборник переполнен (как пылесборник в пылесосе), в голове каша, в поведении - растерянность, что делать то?
3. Ситуация сейчас такова. Люди ищут варианты большого дохода, мечтают о деньгах, а спрашиваешь, зачем они вам умеете ли вы деньгами управлять, что вы будете с ними делать - ответ стандартный (квартира, машина, полный холодильник и вообще, пусть будут). Многие даже не догадываются, что деньги это не всегда спокойная жизнь. Думаю от того, что никогда их у них не было, поэтому деньги - мечта, вот и бегут за ними как за тенью.
4. Автора поддерживаю в том, что переживает за раскачивание онлайн-образования. Скороспелые курсы точно профессию не дают, а ущерб наносят огромный. И людям, за них платящих, и профессиям, которые жутко деформируют.

Есть конечно надежда, что рано или поздно время смоет этих разносчиков мечты в виде продюсерских центров за 3 недели дать профессию, но .........видимо не скоро.

11
Ответить

Есть такая психологическая штука. Человек сидит на тупой работе и в какой-то момент ему становится совсем некомфортно. Он решает менять свою жизнь. И идет на курсы. Вроде ничего в жизни особо менять не надо и есть ощущение движения. Но в итоге человек застревает в этом положении.

Разносчиков мечты ничего не смоет, пока есть обширная кормовая база. Когда кормовая база выработает иммунитет к этому типу, появится другой.

3
Ответить

"Почему люди идут в школы и платят от 40к рублей за три недели?" - ну дык главное правило в продажах - продавать мечту о чем угодно.
я в свое время отловил в себе эту вражескую закладку и перестал мечтать о всякой фигне.))

5
Ответить

А как же 300к для отсечения немотивированных?
:)
вот и бизнец

5
Ответить

Я на 100% уверен, что не в этом бизнес. 2 месяца работает с тобой команда. Потом тебя кидать на 300к смысла нет, если ты им можешь миллионы принести.

Там как раз этапы, чтобы немотивированных не доводить до договора.

3
Ответить

"Нужно было написать мой доход, тут тоже соврал, т.к. не знаю свой доход и меня это не интересует."
Зачем вам тогда миллион?

2
Ответить

Ну одно дело копейки не считать, а другое - миллион.

Ответить