15 выводов про мои 1.5 года ведения бизнеса

Хоть я работаю и занимаюсь SEO-услугами уже больше 10 лет, но всё же настоящим стартом считаю лето 2020 года - момент, когда мы сняли первый офис и набрали ключевую группу сотрудников.

В рабочем плане это точно лучший период в моей жизни, но я всё равно допустил фантастическое количество ошибок. На основе осмысления этих ошибок и получился данный материал.

1. Единственная атмосфера, которую стоит развивать в компании - это атмосфера диалога.

Мне казалось суперважным, чтобы всем было весело, чтобы сотрудники были, дружные, сплоченные и круто тусили на корпоративах и всяких праздниках. И где-то так, кстати, и было (и, наверное, есть).

Но всё же единственным критически важным элементом атмосферы должно быть поощрение честно и открыто обсуждать все проблемы и недопонимания.

Всё здесь основано на различиях между людьми и трудностях в понимании друг-друга. Например, я очень прямоленейный человек и любые недопонимания решаю в момент их возникновения. Мне в этом плане живется очень легко.

И как-то подсознательно ожидаю, что точно так же поступают и другие. Что если сотрудника что-то напрягает, то он об этом сразу же скажет, а не будет ждать месяц или год. А сотрудник в свою очередь думает совсем иначе.

В итоге были проблемы, которые не решались месяцами, потому что с одной стороны я о них вообще не подозревал (если бы видел - сразу же бы решил), а с другой стороны сотрудники думали, что я эти проблемы вижу и не решаю, потому что не хочу.

Решение - это почаще разговаривать и проводить 1 на 1 встречи\звонки.

2. Не стоит долго искать “идеальных” кандидатов на все позиции.

Есть ключевые позиции, где реально нужен отбор и искать сотрудника можно месяцами. А под все остальные позиции требования к кандидатам должны быть намного мягче и воронка выбора должна быть шире.

Я этого не понимал, и вместо того, чтобы за год набрать 30 новых людей и со временем отсеять до 10, набрал 10 новых людей, из которых осталось 3. Потому что все позиции считал “критически важными”, везде искал идеальных кандидатов и в итоге катастрофически замедлил рост компании.

3. Увольнять неэффективных людей, даже если они лапочки

Если не увольнять, то в итоге страдают обе стороны:

а) компания не развивает позицию и теряет время (потом ведь всё равно придется уволить и искать нового спеца)б) сотрудник не растет по задачам и финансам, выгорает и всё равно в итоге уходит.

Чаще всего такое происходит с “вечными джунами”, писал об этом здесь.

4. Сначала ЗП, потом - плюшки

Нет смысла покупать сотрудникам страховки, оплачивать питание, массажи или курсы английского, пока не доходишь до отметки “плачу выше рынка”.

Т.е. у работодателя есть условных 100% денег на фонд ЗП. И все плюшки отнимаются именно с этого фонда, а не с какого-то другого. Поэтому если эти 100% денег не доходят до уровня среднего по рынку, то еще больше минусовать фонд ЗП - глупо.

На начальном этапе лучше максимально бустить ЗП, а потом уже всё остальное.

5. На мотивированности далеко не уедешь

Потому что у тебя (как у предпринимателя) она может быть большой и постоянной, а у людей, которые работают на чужой бизнес, она бывает вспышками.

Например, у нас сейчас большой пробел с движением процесов в команде. Много чего делается только после того, как я дам задачу в работу. И это очень плохо по очевидным причинам.

И здесь можно пойти двумя путями:
а) задалбывать всех фразами “почему ты об этом не вспомнил”
б) настроить процесс так, чтобы поток задач двигался органически и сотруднику не приходилось тратить на это энерегию

6. Потому что никому, кроме собственника, всё это по большому счету не нужно

И это нормально. Ты развиваешь свой бизнес, твой сотрудник развивается как профессионал. Ваши пути могут в этом плане пересекаться и тогда бизнес растет быстрее.

Иногда ощущается, что кто-то реально сопереживает. Искренне участвует в жизни компании. Это капец как приятно.

Получают ли такие сотрудники больше ЗП и премий? - Абсолютно.

Но такие люди - удача, а не закономерность. На разных периодах компании их количество меняется, как и меняются жизненные ситуации у сотрудников.

К этому важно относиться по философски, тогда можно избежать лишнего и не оправданного напряжения от предпринимателя.

7. Никаких принудительных тайм-трекеров

Мы месяц тестировали трекеры и поняли, что это какая-то фигня. Особенно со скриншотами экрана.

Сложно разговаривать с сотрудником про какое-то доверие, если каждые 10 минут делаешь снимок его экрана.

Мы доверяем людям и увольняем тех, кому не доверяем. Всё просто.

Время от времени просим некоторых сотрудников заполнять в конце дня строчку “над чем работал”, когда вводим новые процессы и хотим оценить сколько времени уходит на каждый этап. Но не более этого.

8. Оставлять свои шутки при себе

Юмор не должен направляться в чью-то сторону.

Друзья могут жестко троллить друг-друга и если это офисные друзья, то без проблем. Но если в эту воронку троллинга попадает кто-то случайный, то жди беды.

Мы иногда с этим заигрывались, но вовремя прекратили.

9. Всегда может быть хуже

Осенью прошлого года произошло два знаковых события:

  • В компанию за месяц зашло столько же денег, как за весь прошлый год
  • Половина сотрудников заболела или не могла работать по другим причинам

И это была настоящая катастрофа. Представьте, я сижу и думаю: “Как бы сделать так, чтобы каждый отработал этот месяц максимально эффективно? Может премиями замотивировать?” И в этот момент получаю новости, что половина людей вообще не будет работать. Жара была знатная, и я тогда подумал, что хуже быть не может.

Но пришла осень этого года и наступил момент, когда одновременно заболели почти 100% сотрудников. Не половина компании, а вся!

И если в прошлом году мы еще пытались не сдвигать сроки и отрабатывать в пожарном режиме, то здесь вариантов не было вообще: я писал всем клиентам и говорил: “Сорян, у нас нет ни одного варианта сделать заказ в срок”

10. Специфический скилл в агентстком бизнесе

Проблема сервисного бизнеса в том, что он состоит не из одной части (что ты делаешь), а из двух (что ты делаешь и как ты это показываешь).

И очень часто хорошо сделанная, но плохо оформленная работа воспринимается только как ужасно сделанная.

Ты можешь месяц в чём-то ковыряться и найти крутейшие решения, но если ты подашь их непонятно, если ты не “продашь” это визуализацией и доступным объяснением, то весь твой месяц анализа спустят в унитаз.

Сложность в том, что людей, обладающими скиллом “понять клиента, предвидеть его потребность и заранее решить понятным для него способом” катастрофически мало! Это очень сложный и дорогой скилл, который, по моим наблюдениям, встречается менее чем у 5% специалистов.

И именно на этом скилле и держится весь бизнес любого агентства. Неделю назад услышал фразу, очень хорошо иллюстрирующую этот блок “Да, вы даете результат, но мы не понимаем что вы делаете, поэтому давайте разбираться или заканчивать”

Отсутствие большого выбора резюме с таким скиллом служит для меня дополнительной мотивацией работать над своими проектами, где от сотрудников будет требоваться только результат, без большого упора на представление этого результата.

11. У владельца бизнеса нет Деда Мороза

Важная обязанность предпринимателя - проявлять заботу о своих сотрудниках.

Например:

  • давать фидбек по работе и благодарить
  • давать бонусы, премии
  • подарки, дополнительные выходные
  • организовывать и оплачивать корпоративы и отдых
  • замечать, когда у сотрудника проблемы и стараться помочь
  • предостерегать выгорание и обсуждать\давать помощь
  • уделять нужное время персональным разговорам, искренне интересоваться жизнью сотрудника
  • и многое
  • многое
  • многое другое (список набирается реально большой)

Но есть ли что-то похожее, что получает предприниматель взамен? Может ли он ожидать подобных вещей? - Конечно же нет, ни в коим случае и ни в каких ситуациях.

Ты сам себя мотивируешь. Сам себе даришь подарки и сам выписываешь премии. Если ты выгораешь, то никто не подойдет к тебе со словами: “Слушай, давай я тебе дам дополнительную неделю оплачиваемого отпуска, а ты хорошо отдохнешь и всю неделю не будешь думать о работе?” Если в компании сложности и сотрудники это чувствуют, то ты обязан пообщаться со всеми и успокоить, вселить уверенность в завтрашнем дне. Есть ли это спокойствие и уверенность у тебя? - Вообще не важно, это только твои проблемы.

Когда человек ступает на путь предпринимательства, он соглашается жить в формате “давать и ничего не требовать”. Быть собственником бизнеса, значит не ожидать ничего из вышеперечисленного.

В такой позиции у тебя есть только ты. Твоя поддержка - это ты. Твой Дед Мороз - это ты.

12. Большие ожидания = маленький доход

Да и в целом нужно понимать, что меньше всего денег в профессиональной жизни получает человек, который преобладает в позиции “я ожидаю от компании”. И больше всего денег получает тот, кто находится в позиции “я отдаю”.

Самый простой пример - это джуниор, которому всё нужно и который мало что “отдает” в плане практической пользы, и синиор, который менторит джунов, решает сложные задачи и много отдает.

Или можно сравнить позиции “сотрудник” и “сотрудник, который выкупил долю в бизнесе и стал партнером”. Принципиально разные подходы по отношению к компании.

Третий, еще более очевидный пример, это позиции сотрудника и собственника компании. Первый чаще всего отдает положенные 8 часов и уходит домой (как и должно быть, впринципе), второй - может думать о работе еще все выходные, вечера и праздники. Разные позиции “ожидания от” и закономерно разные уровни распределения дохода.

Иногда случаются перекосы и люди возводят позицию ожидания в ранг преобладающей: только и живут ожиданием повышения, тратят кучу энерегии (а она, поверьте, тратится) на обдумывание будущих действий руководителей. "А вдруг он то", "А вдруг он передумает" и т.д. Вместо того, чтобы действовать в формате “какую еще мне пользу принести, чтобы стать незаменимым и высокооплачиваемым”.

Нужно быть в позиции “отдавать”, фокусироваться на пользе и это гарантировано приведет к повышению дохода. Если усилия делаются, а доход не увеличивают - значит нужно уходить. Но хотя бы будет уверенность, что сделали всё зависящее от себя и выросли как специалист.

13. Без вложений в медийность всё сильно усложняется

Поэтому если вы еще не пишите\снимаете контент, не даете пользу аудитории и не занимаетесь дистрибуцией этого контента на разные площадки, значит вы теряете очень многое.

Даже такая крошечная площадка, как этот Телеграм-канал, значительно повлияла на весь мой бизнес и преобразовала его в качественную сторону.

Здесь подробно описывал все детали.

14. А вам точно нужен договор?

Вижу так много ситуаций, когда компании тянут с запуском чего-то, потому что еще не решили свои воображаемые проблемы:

  • не запускаем услугу, потому что еще не составили шаблон договора на нее
  • не рекламируем продукт потому что не сделали сайт или лендинг
  • не начинаем работу, пока не определимся с CRM или таск-менеджером
  • не запускаем сайт, пока не выпишем все статьи по ТЗ
  • не набираем людей, пока не найдем офис

Просто несколько примеров из моей жизни, чтобы успокоить многих фанатов излишнего планирования:

  • Мы успели сделать заказы для примерно 1500 клиентов, прежде чем составили первый договор. Причем среди клиентов были и стартапы, и крупные бизнесы, и зарубежные компании с крупными чеками.
  • Продали 50 рисерчей до того, как сделали первый лендинг про эту услугу. Пока я разбирался с лендингом и формировал финальный дизайн, то просто рекламировал текст и ссылку на личные сообщения. И это отлично работало и помогло собрать важнейший фидбек по продукту от клиентов.
  • Мы до сих пор используем Гугл доки по процессам, которые не требуют усложнений. Не везде обязательно настраивать сложную CRM. Пока Гугл доки не вызывают у вас неудобства, их можно успешно использовать и это нормально.

15. Расслабся и получай удовольствие

Ты можешь очень мощно напрягаться для идеального выполнения заказа, который клиент вообще не откроет.

А в большущем англоязычном заказе на 250 тысяч слов, копирайтер мог где-то случайно вставить одно русское слово, которое потом пропустили твои редакторы. И именно на это одно русскоязычное слово среди 250 тысяч всех остальных слов попадает твой клиент при открытии файла заказа. И ты в жопе.

Можешь долго запариваться над атмосферой в компании и про себя гордиться этим. Ведь всё вроде бы круто. А потом понимаешь, что есть небольшая доля людей, у которых в голове железобетонно и десятилетиями заложено “начальник = мудак”, и чтобы ты не делал, ты всегда им будешь.

Можешь планировать лучший финансовый месяц в жизни. А в конце понимать, что залетел в убыток, просрочки и негатив.

В какие-то моменты получаешь настолько восторженный фидбек от клиентов и аудитории, что в радости возносишься до небес. А в какие-то моменты всё кажется таким бесцветным и бессмысленным, что задаешься вопросом “зачем я вообще всё это делаю”.

Эти полтора года в первую очередь научили меня тому, что всё что бы не происходило - это норма. Плохое, хорошее. Будут еще сотни белых полос и сотни серо-черных.

Как говорится, если насилие неизбежно - расслабся и получай удовольствие.

Так вот, бизнес - это и есть совокупность таких неизбежностей, к которым просто нужно быть готовым, чтобы не удивляться, разочаровываться, опускать руки.

Прожитый и осмысленный опыт в этом очень помогает. Ты замечаешь, что на что-то реагируешь спокойнее, где-то ведешь себя лучше, чем раньше бы. Некоторых людей фильтруешь на этапе заявки, а не месяца потраченного времени.

Это лучшие полтора года в моей профессиональной жизни.Через несколько лет напишу продолжение этой статьи =)
Интересно посмотреть, куда всё это повернет.

1616 показов
459459 открытий
3 комментария

Краткий дайджест для тех, кому лень было читать:

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

К сожалению многие делают акцент на "общении" в смысле тусовок. Это я про первый пункт. Вы молодец, что переосмыслили.

Ответить