Самовыражение. Где граница?

Самовыражение. Где граница?

Мы продолжаем публикации, посвященные вопросам самопрезентации и создания личного бренда в социальных сетях. Сегодня будем углубленно рассматривать вопрос злоупотребления правом на самовыражение.

В природе, среди животных, различного рода выделения, фекалии, органические остатки вызывают интерес и возбуждение. Таковы же реакции и ребёнка, пока он не столкнется, примерно на втором году жизни, с тем, что его близкие люди брезгуют контактировать и отстраняются от продуктов жизнедеятельности и резко возражают против игр с ними. В раннем детстве дети заменяют фекальные игры на различные приемлемые для взрослых имитации: игры в песочнице, размазывание красок, разминание пластилина.

Постепенно, чтобы сохранить отношения с окружающими, человек смиряется, и трансформирует свой восторг и восхищение от грязи в отвращение и брезгливость. Но никогда тема грязи, неряшливости, черноты и неопрятности не будет для нас эмоционально нейтральна. Если вы выберете стиль, возбуждающий в наблюдателе воспоминания об фекально-анальной фазе чувственной жизни младенца, вы получите не менее страстный отзыв, как и при игре на нотах сексуальности, но с другими обертонами. (Напомню про “трех китов” PR-а: “Любовь и Секс”, “Смерть, грязь и насилие” и “ Еда и халява”.)

Некоторые люди, в силу различных обстоятельств, сильно фиксированные на фекальной эротике, с радостью начинают выставлять себя в неприбранном, неокультуренном виде, мстительно требуя от окружающих, чтобы они смотрели и терпели их такими “настоящими и искренними”, чтобы не смели их отвергать, как это делали с ними в детстве.

Наша идея в том, что при самопрезентации, он-лайн или офф-лайн, следует отличать право на самовыражение от мстительной атаки на границы других людей. Вы, действительно, можете выражать себя, и общество склонно поддерживать всех в их самовыражении. Но право на самовыражение не защищает вас от такой же искренней и свободной реакции аудитории. Если вы вторгаетесь в пространство других, атакуете их эстетические представления или нарушаете их право на сексуальный покой, вы получите очень быструю и бурную реакцию. Так что попробуйте спрогнозировать, соответствует ли возможная реакция вашим целям? Возможно, ваша стратегия продвижения строится на хайпе и вы именно хотите вызвать раздражение и агрессию? (Актуальный сейчас кейс - Инстасамка. Более древний - Ольга Бузова. Совсем давний - Анастасия Волочкова).

С другой стороны, мы действительно имеем мощный инструмент управления вниманием. Если вы некомфортно себя чувствуете на волне соблазнения и эротизации, вполне достойно можно реализовать энергию Грязи. Тем более, что людей, стремящихся сместить и ослабить сексуальное напряжение очень много и среди аудитории потенциальных клиентов. Чудесный пример гармонизированного использования фекальной эстетики и эротики - это панк и грандж культура или, например, мускусные ноты в букетах духов. А смещение эротики в эстетику смерти используют в готической культуре. Любая психическая доминанта может быть использована с пользой, если она осознается и принимается.

Другая стратегия, при которой полезна неэстетическая самопрезентация, - это активация некоторых стереотипных связок (лохматый чудак в свитере с оленем и очках - это гениальный программист или ученый-физик, круглолицая седая дама в незамысловатом платье - честная и роботящая помощница по дому). Но помните, что при быстром анализе визуальной информации подвыпившая дама с накладными усами - не идеал няни для малыша, рыхлая бледная девица в мешковатом трикотаже - не арт-директор, а плохо подстриженный робкий мужчина в старомодной рубашке - не руководитель отдела. И да, сейчас речь идет именно о стереотипных связках, не об истинном положении дел.

Решая вопросы социального позиционирования, мы всегда должны помнить, что наша цель - привлечь достаточно надолго внимание людей из числа ваших потенциальных клиентов. А широкая аудитория будет давать нам внимание, если мы быстро сможем запустить ассоциации, соответствующие осознанным или латентным потребностям этой самой аудитории.

Трудно надеяться, что потенциальный клиент скажет сам себе: “Он выглядит совсем не тем, кого я ищу, но познакомлюсь-ка я с ним поближе. Что мне стоит завести 5-6 близких контактов для того, чтобы через 3 месяца выбрать оптимального поставщика труб”. Да, компетентный и добросовестный поставщик стройматериалов и комфортный в общении и нескучный преподаватель английского языка ожидаются в совсем разных обличьях.

Стереотипы экономят мышление, увеличивают скорость принятия решений и никто полностью не свободен от их влияния. Поэтому, если вы решились быть полностью естественны и неокультурены, не заботиться о впечатлении, которое вы производите и быть очень небрежным в ведении аккаунтов и разработке контента, оцените сами или с помощью специалиста, какие стереотипы это активизирует и поможет ли это вам в достижении ваших целей.

11
Начать дискуссию