6 архетипов CTO: а какой вы?

Уже 5 лет я занимаюсь стартапами: концепциями, технической разработкой и ангельскими инвестициями. Я сделал примерно 14 стартапов (часть на заказ, часть для себя и партнеров) и 6 ангельских инвестиций. Разумеется, единицы успешны, а большинство неуспешно. И это нормально. Никто не отменял правила 10000 часов - чем больше попыток и итераций в любом деле, тем больше опыта и понимания как делать правильно. И вот что я вывел на основе своего опыта - какие бывают технические директоры (СТО) и какие СТО нужны основателям и компаниями по мере роста их развития.

1. СТО, чтобы бесплатно сделал

Стадия: pre-seed

Hard skills: 3/10

Soft skills: 2/10

Основная масса стартапов, запущенных еще не созревшими основателями, на самом деле является тренингом/учебой для самих основателей и их личностного роста. Такие основатели наверху воронки стартапов. Зачастую они сами не имеют денег, еще не успели зарейзить и ищут СТО/разработчика для того, чтобы тот бесплатно сделал хоть что-то, с чем можно было бы начать свою стартаперской карьеру.

2. СТО, чтобы получить инвестиции

Стадия: pre-seed, seed

Hard skills: 5/10

Soft skills: 6/10

Очень часто основатели стартапов ищут CTO именно для того, чтобы привлечь посевной раунд инвестиций, так как знают, что инвестиционные фонды охотнее инвестируют в команду, покрывающие все компетенции sales/marketing/tech. Если в команде нет СТО, то и инвестиций не видать. А стартап без инвестиций - минимум в два раза больше работы 😀

3. СТО, чтобы показать демо

Стадия: pre-seed
Hard skills: 8/10
Soft skills: 4/10

СТО, который сделает первую версию MVP для дальнейших демок инвесторам и ранним клиентам. Позволительно делать быстро и грязно, главное - работающий результат, который можно продемонстрировать инвестору и потенциальному клиенту. Красота кода и правильность архитектурных решений на втором плане. По мере роста стартапа такому СТО необходимо будет трансформироваться из разработчика в тимлида/директора для того, чтобы перейти на один уровень при работе с инвесторами и ЛПР ранних клиентов (часто это могут быть директора, VP и екзеки)

4. СТО, чтобы больше продавать

Стадия: A
Hard skills: 5/10
Soft skills: 8/10

У более состоявшихся компаний так или иначе наступает стадия, когда продукт начинает продаваться. Чтобы продавать клиентам и инвесторам нового уровня и выйти на большие жирные чеки, нужен СТО, который помогает основателю продавать решения в более дорогой B2B сегмент. Для этого нужно вникать в проблемы клиента, его инфраструктуру, делать техподдержку при внедрении своего продукта, быть на связи и уметь презентовать бизнесово-технически клиенту свой продукт как высокому уровню боссов так и исполнительному звену.

5. СТО, чтобы масштабироваться

Стадия: A/B/C стартап, корпорация

Hard skills: 6/10

Soft skills: 8/10

Когда продукт маркет фит найден, продажи настроены, а компания готова переименовать себя из стартапа в корпорацию, наступает стадия горизонтального роста в рынок. Для успеха в этой стадии необходимо постоянно смотреть на конкурентов, догонять или обгонять их, постоянно инвестировать в улучшение инфраструктуры, чтобы получать новые сертификации, которые открывают дорогу к самым жирным клиентам. Нужно вести много работы внутри команды, наращивать штат и не проседать по уровню качества доставки продукта в продакшн. СТО необходимо развиваться и изменяться, подстраиваться под новые реалии рынка, продукта, новых екзеков-коллег, новых клиентов с их уровнем запросов. Тут кстати многие и выгорают.

6. СТО, чтобы сохранить систему

Стадия: B/C стартап, корпорация
Hard skills: 4/10
Soft skills: 10/10

Ну и наконец, когда компания уже на бирже, наступает стадия сохранения системы. А чтобы сохранить и выжить, надо еще больше уметь меняться, при этом балансируя на стыке старого и нового. Нужно сохранить текущих клиентов, удовлетворяя их новые запросы по безопасности, нужно сохранить отношения со старыми коллегами и новыми, нужно как минимум сохранить скорость роста продакшена, даже если уже пользователей более 10М, а сервисов в экосистеме за десятки. Посмотрите на СТО Microsoft, Apple, Amazon, Facebook, Сбербанк, Яндекс. Тут СТО необходимо уже быть чуть ли не медийной звездой, чтобы быть одновременно популярным у борда директоров и внутренней вертикали коллег и сотрудников.

* * *

Если вы СТО, то подумайте, в какой категории вы сейчас находитесь? Нормально ли это для вас или вам нужно другое?

Если вы основатель, то подумайте, какого СТО вы сейчас ищете? Точно ли эта категория? Возможно вам нужно искать для другой категории?

* * *

Проследите за вариацией хард и софт скиллс для каждой категории. Довольно интересно, что так или иначе любому СТО по мере роста компании приходится прокачивать именно софт скилы.

***

Лично я больше всего люблю стартапы в стадиях "чтобы сделать демо", "чтобы продавать", "чтобы масштабироваться".

1313
4 комментария

Хорошая статья

2
Ответить

Отличная! А при чем здесь Станции Технического Обслуживания 🙄?

4
Ответить