{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Успешные стартапы — 4 признака, глазами разработчика

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о том, как оценить перспективы своего проекта.

Моя команда занимается разработкой мобильных приложений и сложных веб-сервисов. За разработкой к нам обращается довольно много основателей стартапов, я всегда стараюсь отслеживать судьбу каждого проекта. Делал для себя сводку по ним и решил поделиться ключевыми признаками, которые влияют на то будет жить проект или нет.

1. «Делаем будущее»

Под этим весьма расплывчатым показателем я понимаю полезность стартапа, которой он сможет обладать спустя время. Приведу пример. Сейчас в Европе, Америке, Китае набирают обороты электрокары: с каждого угла мы постоянно слышим новости о том, какие они классные и экологичные. У нас это дело, правда, отстаёт – погодные условия не те, впрочем, как и ориентированность государства, но в целом по развитому миру на электрификацию транспорта ставится немалый упор.

Здесь работает тот же принцип, что и во время Золотой лихорадки в XIX веке: больше всего зарабатывают продавцы лопат. Нам с вами сейчас, пожалуй, поздновато запускать заводы по производству электромобилей, но мы всё же можем зарабатывать на рынках, связанных с их обслуживанием. Например, есть российский проект L-Charge по зарядке электрокаров, который заработал уже в нескольких странах.

Точно так же, как бензовозы ездят по Москве с бензином, только вместо бензина тут возят генераторы. Идея не новая – просто вместо топлива аккамуляторы. Именно это я и называю «будущим»: если можно взять старую идею и использовать её в новых условиях – стартап зайдёт. Главное – правильно выбрать тот новый тренд, который будет популярен, и подобрать идею под него.

Несколько лет назад, примерно в 2018, если не 2016, году, когда была эйфория биткоинов, очень здорово поднялись ребята, которые продавали фермы для майнинга. Через полгодика они за счёт роста крипты окупались, а потом давали рост, и те, кто брал такие комплекты в самом начале, заработали очень даже неплохо.

На этой теме было даже два стартапа: не только производство ферм, но и их сервисное обслуживание. Сегодня это уже слабо актуально, но в том и задача стартапа, чтобы найти актуальную и трендовую идею на будущее – и успешно на ней зарабатывать.

2. «Ассоциативность»

Если в первом пункте мы говорили о новых стартапах, то здесь речь о лидерах рынка. Смысл в том, что если ваша компания находится в топе сегмента, вам достаточно легко будет увести всю аудиторию за собой. Необязательно придумывать новое: возможно, что-то вы подсмотрите, что-то автоматизируете – часто одного этого достаточно.

Где-то в 2017-м году у меня был клиент, который занимался консультациями для УК ЖКХ – по бухгалтерии, управлению, оптимизации налогов и пр. Он запустил SaaS-сервис, над которым мы работали первые полгода, затем команда перешла к нему на зарплату, и сейчас проект продолжает развиваться дальше.

На текущий момент у клиента CRM в виде SaaS-продукта для УК ЖКХ и генератор сайтов, нужный по той причине, что к сайтам управляющих компаний государство выставляет определённые требования. Чтобы не возиться каждый раз с разработкой, можно просто выбрать дизайн, загрузить логотип, делаются все необходимые разделы для государства, которые ведутся и наполняются в полуавтоматическом режиме.

Человек изначально был успешен в своей сфере и хорошо с ней знаком, был известен немалой части аудитории, пользовался её уважением и доверием. Что и позволило быстро вывести новый проект в топ. Так что если вы являетесь таким же специалистом, который знает рынок (и которого знает рынок), вы можете запустить продукт и быстро раскрутиться на своём авторитете безо всяких инноваций.

3. «Правило зубной щётки»

Здесь я говорю о стартапах, которые приучают пользоваться собой постоянно. Я даже не говорю о ежемоментном использовании, хотя какой-нибудь Instagram и Facebook как раз такие. Это могут быть и менее используемые сервисы сервисы, но всё-таки ставшие привычными.

Какие-то сервисы бытовых услуг, какие-то, может быть, для бизнеса – у нас в Самаре, например, есть Wowworks – как Юду, только для бизнеса. Компании заказывают разные мелкие услуги у самозанятых, устроенных в штат и пр. И приучаются к тому, что никого искать не надо, любого специалиста, а сверх того и проверенного, можно найти на Wowworks. Так это и работает.

4. Виральность

На мой взгляд, это самый важный показатель. Если есть виральность – считайте, что успех обеспечен на 90%, и чтобы провалить и похоронить идею вам придётся постараться больше обычного.

Виральность – это когда целевая аудитория сама делится вашим продуктом с друзьями, знакомыми, коллегами и прочими, снижая стоимость привлечения новых клиентов до нуля. Просто представьте: вы создали продукт и занимаетесь только его развитием, а люди в него идут сами. Затраты на маркетинг – нулевые. Или совсем незначительные: блог, небольшая реклама-напоминалка о себе, но не более того. Бюджет с первыми тремя пунктами просто несравним. Инвестор в таком случае понадобится только для увеличения темпов развития продукта и тестирования новых идей.

Из раскрученных продуктов с виральностью на ум в первую очередь приходит Avito. Вроде обычная доска объявлений, но зато все заходят на неё. В своё время у них был конкурент «Из рук в руки», но он не успел вовремя набрать бюджета, и так и остался полугазетой. А Авито теперь знают все. Когда лет десять назад люди не знали, где продать, и им говорили: «так продай на Авито», это было не рекламой, а советом, спасающим в жизненной ситуации.

Это и есть настоящая эффективная виральность. Она встречается крайне редко, зато если есть – успех практически обеспечен. Хотя для хорошего стартапа бывает достаточно и одного пункта из моего списка. Надеюсь, один у вас есть точно – ну а если несколько, стартап просто обязан выстрелить!

Больше идей о разработке стартапов у меня на YouTube.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Миша Магадан
Из раскрученных продуктов с виральностью на ум в первую очередь приходит Avito.

я, конечно, не специалист, но в своё время авито рекламировалась на тв очень много. Может тут есть знатоки и скажут, сколько денег на это ушло.

Ответить
Развернуть ветку
Идип закомплексован

1,3 млрд долларов США в период с 2009 года по 2019 год.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Основной период рекламы (в т.ч. и на ТВ) был в 2010-2012 году, как раз когда убивали ИРР. Тогда было затрачено по разным подсчётам $100-200 млн

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

повезло им с ИРР, сами себя убили

Ответить
Развернуть ветку
Идип закомплексован

Ирр хорошо сопротивлялись, но они держались за оффлайн газеты и тиражи, и не могли понять что это направление надо было убить. Собственно вот и доказательство что что-то новое легко может убить старое.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Орлов

Спасибо за статью! Вроде простые вещи, но полезные для понимания

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Всех подкупает простота и оборот денег вокруг идеи

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Voynov

Уважаемый топикстартер! Если вы еще работаете с burmistr.ru, о котором вы рассказали во втором пункте, то подскажите им улучшить поисковую оптимизацию или продвижение.
Только сегодня искал решения для нашего создаваемого однодомного ТСЖ. Как айтишник я считаю, что фраза "целое министерство можно заменить толковым кодом" не совсем уж нереальна. Соответственно искал CMS для тсж, сервис для тсж и т.п. вариации. Вот честно про CRM не догадался, бо то что у ваших парнтеров шире чем срмка там больше ерп даже. Короче суть - ваших партнеров во время почти двухчасового гугления я не нашел ни в поисковой выдаче ни в рекомендациях. Хотя сейчас случайно прочитав это у вас и пройдя и изучив все и попробовав демку вижу, что это лучшее что я видел.
И получается я их клиент специально искал и не нашел, что здесь не так. Пусть расширятся от парадигмы срм, пофантазируют как может их искать условный полуайтишник из тсж или ук.

Ответить
Развернуть ветку
Чечёточник

Вы им, может, и не нужны. Может, их сарафан неплохо кормит и им хватает.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Voynov

им хватает - это не про бизнес :-))

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Voynov

И да. Огромное спасибо за наводку.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Здравствуйте, нет, я из проекта вышел в 2018 году собрав им команду из 3-х программистов. С тех пор ребята развиваются самостоятельно.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Ох, да, виральность и т.п.
Но как раз недавно обзор смотрел крупных стартапов типа airbnb, все они вначала выглядели как полнейший бред. То есть да, потом можно найти почему они стали популярны, но это только в обратную сторону.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Ну да, вариация на тему SWOT анализа, простенько но со вкусом

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Скубченко

Век золотой лихорадки поправьте.
Миллениалам и зумерам сойдёт, а читатели с опытом помнят функции редактора.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Денис - знатный стартапер!
Давно публикует свои заметки на сайте VC !
Берите пример с Дениса !
Делайте свой бизнес "как Денис" !
(из "Апрельских тезисов")

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда