Lifelong learning: зачем это предпринимателю, если и так всё хорошо?

Недавно проведённые исследования показывают, что у навыков есть так называемый период полураспада — в среднем он длится около 5 лет, а у более квалифицированных технических — всего 2,5 года. Например, в digital-маркетинге за год знания обновляются на 25%, за 4 года — на 100%. То есть чтобы оставаться конкурентоспособным, надо постоянно повышать квалификацию, а в долгосрочной перспективе — менять подход к системе образования

Я занимаюсь предпринимательством с 1990-х, когда в России оно только зарождалось. Одним из проектов, в который я пришел благодаря партнерам, был телекоммуникационным: в 2003-м мы начали строить сети компании, которая выросла в «Эр-Телеком». В то время в вузах не обучали ведению бизнеса, бизнес-школ тоже не было, и мы всему учились на собственном опыте. Оглядываясь назад, я понимаю, что на практике узнал больше, чем в любом университете. Но сейчас всё иначе, и если постоянно не обновлять знания и навыки, можно отстать навсегда.

4 причины для непрерывного обучения

Причина №1: чтобы оставаться конкурентоспособным

Если раньше универсальный управленец мог десятилетиями быть успешным, не модернизируя свой индустриальный и предпринимательский опыт (даже при переходе в другую отрасль), то теперь это невозможно. Реальность такова, что многие специализированные профессиональные знания быстро устаревают и требуют постоянного обновления. Времена, когда полученное образование позволяло большую часть жизни использовать вузовскую базу, — в прошлом. Теперь непрерывное обучение — способ оставаться конкурентоспособными на рынке, причем это касается как предпринимателей, так и топ-менеджеров.

Причина №2: чтобы резонировать с представителями нового поколения

Поколение Z и миллениалы сегодня составляют 2 млрд человек, из которых в России — около 22 млн, и именно их в ближайшие годы будет всё больше и они будут оказывать влияние на разные сферы жизни, в том числе систему управления. Это люди с другими навыками и образом мышления, и если ваша система управления и вы как руководитель к этому не готовы, не стоит рассчитывать на сотрудничество со специалистами высокого уровня.

Причина №3: чтобы получить больше возможностей

Предпринимателю, который является инвестором в широком круге индустрий, сложно и рискованно вкладывать средства в отрасль, в которой он не разбирается, так как в этом случае он вынужден полагаться на компетенции венчурных фондов, а успешных среди них не так много. Но если сфокусироваться на конкретных индустриях и повышать квалификацию в них, можно не только снизить риски, но и получить новые знания и понять, как стратегически развивать интересующие вас наши.

Причина №4: чтобы заводить полезные знакомства и быть счастливым

У каждого предпринимателя есть бизнес-комьюнити — люди, с которыми он общается, например, в бизнес-клубах. Человек, который постоянно обучается, всегда интересен и привлекает других, таким образом создавая и развивая сети знакомств. Это полезно с точки зрения деловых отношений.

Я прочел книгу «Красная таблетка-2. Вся правда об успехе» Андрея Курпатова, который приводит исследования, подтверждающие, что чем больше у человека позитивных социальных контактов, тем он счастливее. Наиболее ценными контактами считаются те, с которыми осуществляется какая-либо совместная интеллектуальная деятельность. Это натолкнуло меня на мысль о том, что человек, который не развивается, не изучает современные тенденции и не совершенствует свои навыки, сам себя ограничивает от того, чтобы быть счастливым, потому что завязать полезные социальные контакты с таким человеком мало кому захочется.

Что нужно постоянно прокачивать?

Кроме soft skills, которые нужны всем, многое зависит от сферы применения навыков.

Как-то в мои руки попала книга Джона Свиокла и Митча Коэна The Self-made Billionaire Effect, в основу которои легли данные исследования компании PwC об опыте 120 миллиардеров. В неи говорилось о разных типах продуктивнои личности и предлагалась классификация предпринимателеи по аналогии с кинопроизводством — продюсер и актёр.

Продюсеры (лидеры) — люди, которые обеспечивают проект ресурсами, стратегическим видением, экспертизой из других отраслей, идеями, но не погружены в операционную деятельность. У них высокие коммуникативные навыки, аналитические способности, умение находить ресурсы и таланты, чтобы продвигать их на рынке.

Актёры (исполнители) — те, кто способен оптимизировать уже известные системы и продукты. Они успешны в улучшении установленных функций или процессов, управлении бизнесом с акцентом на существующие возможности. В этом случае важны экспертность, умение выстраивать отношения с людьми, адаптивность и т. д.

Большинство компаний нарушают баланс: организации в основном состоят из исполнителей. Но для создания чего-то нового и увеличения прибыли дальновидные лидеры работают в тандеме с исполнителями и приобретают дополнительные навыки, которые помогают им извлечь максимальную пользу из идей.

Современные гибкие технологии управления вроде scrum, agile — то, что помогает руководителям развивать бизнес и привлекать лучших специалистов в свои компании.

Где учиться?

1. Проходить обучение в бизнес-школах, ездить на стажировки в инновационные центры. Даже если вы уже находитесь в операционном процессе, полученная там информация даст теоретическую базу, позволит понять, что происходит в разных индустриях, расширит контакты.

Я проходил стажировку в центре высоких технологии и инновации Силиконовая долина и обучался в бизнес-школе СКОЛКОВО по программе «Цифровая трансформация бизнеса» уже будучи сооснователем телекоммуникационной компании. Польза приобретённых знаний за рубежом в том, что многие ноу-хау появляются и применяются сначала именно там, а затем их внедряют в России, и можно быть в числе первых, кто это сделает в нашей стране. На мой взгляд, это помогает актуализировать знания, обмениваться опытом с такими же развивающимися предпринимателями, обретать полезные знакомства и находить единомышленников.

2. Изучать аналитику, адаптируя и внедряя полезный опыт самых разных мировых индустрий в свой бизнес. Причём всего спектра, а не только из своей отрасли.

Многие предприниматели перенимают лучший опыт только в рамках своей индустрии. Так поступали и мы, когда развивали «Эр-Телеком». Но в какой-то момент поняли, что достаточно продвинулись и заимствовать не у кого. Моей ошибкой как управленца в тот момент было то, что мы не пробовали внедрять универсальный опыт других индустрий, а ведь все сталкиваются с одними и теми же вопросами — технологическими, связанными с клиентским опытом, продажами, маркетингом и т. д. И чужие примеры часто помогают избежать ошибок.

3. Общаться с людьми, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. Они являются отличными мотиваторами и одним из самых доступных источников для получения полезных знаний.

На данныи момент меня интересует пищевая индустрия, образовательная и индустрия здравоохранения. Для того чтобы понять особенности этого бизнеса, я общаюсь со специалистами из соответствующих сфер, а также с экспертами из других индустрий, которые добились успехов в своих нишах, например, эффективно привлекли инвестиции и делают международные проекты.

4. Создавать проекты. Это тоже один из способов обучения, а не только бизнес, потому что, в отличие от вузовскои теории, они дают практические навыки, даже если в процессе совершаются ошибки.

В настоящее время я участвую в трансформации традиционного long time образования, которое изживает себя. И понимаю, что обучение через делание, постоянную обратную связь как от клиентов, так и от экспертов, — лучший способ приобрести навыки.

Участие в этих процессах даёт понимание, что непрерывное обучение — необходимость: только так можно быть конкурентоспособным, расширять полезные контакты и, как следствие, возможности, менять мир вокруг. Но если у тебя нет навыков, ты ничего привнести не сможешь.

3333
1 комментарий

Если честно, не представляю себя не учащимся… 😁

3
Ответить