Что ждет дальше ИТ-отрасль?

Сегодня нет ни одного человека, кого бы не затрагивала сложившаяся тревожная геополитическая ситуация и выдвинутые санкции против РФ и РБ. Мировые бренды последовательно, друг за другом заявляют о прекращении сотрудничества. 28 февраля компании Intel, AMD, TSVC заявили о приостановке поставки своей продукции на рынок РФ.

Как такие действия могут отразиться на обычных отечественных пользователях ? Какими последствиями обернется такая ситуация для ИТ-отрасли? Попробуем изложить свое профессиональное мнение команды, работающей более 10 лет с компаниями Беларуси и России в сфере цифровизации бизнес-процессов и разработки решений e-commerce.

фото by pixabay
фото by pixabay

Пользователю придется платить больше

Конечно, потребитель привык к продуктовой линейке перечисленных брендов, упомянутых выше. И прекращение сотрудничества или приостановка поставок может означать, что возникнут проблемы с техническим обслуживанием имеющихся у потребителей устройств, поставкой запчастей, увеличением сроков поставки новых. Все это, конечно, не может не отразиться на стоимости конечных продуктов. Но если есть проблема, то непременно будет найдено и решение. Вопрос только во времени и отлаженных механизмах поставки, платежей. Потребительский рынок РФ очень большой и терять его с коммерческой точки зрения для бизнеса неразумно. Будут найдены альтернативы, компании-посредники, возможно, что поставки будут осуществляться под другими брендами, китайскими поставщиками. Но нужно понимать, что такая увеличенная цепочка поставщиков повлияет на стоимость ит-продуктов и цену на рынке. Придется платить больше и готовиться к тому, что могут возникнуть перебои с поставками. Неудобно и непривычно, но возможно.

Спрос на ИТ-решения не станет меньше

Если говорить об ИТ- отрасли в целом, то, на мой взгляд, все зависит от направления деятельности компании.

Если говорить про нишу, которую занимает наше агентство умного e-commerce Nineseven, то, на мой взгляд, геополитическая ситуация на нашу сферу повлияет незначительно с точки зрения запроса на наши услуги.

Во-первых, потому что модель поведения потребителя изменилась.

Креативное агентство We Are Social и сервис для SMM Hootsuite недавно опубликовали ежегодное глобальное исследование состояния сферы диджитал (Digital 2022 Global Overview Report). Согласно этим данным, население мира составляет 7,91 млрд человек. Более 67,1% из них используют мобильные телефоны. За прошлый год этот показатель увеличился на 1,8% — пользоваться сотовой связью стали ещё 95 млн уникальных абонентов, а их общее количество к началу 2022 года достигло 5,31 млрд, говорится в отчёте. 62,5% мирового населения используют интернет — число пользователей за 2021 год увеличилось на 192 млн (4%) и составляет 4,95 млрд человек. Количество пользователей социальных сетей выросло более чем на 10% и насчитывает 4,62 млрд — это 58,4% от общей численности населения мира.

Эти цифры говорят о том, что он-лайн и интернет очень плотно вошли в нашу жизнь, заполняя и изменяя ее, формируя новые потребительские привычки, ценности, создавая новую модель поведения потребителя в целом. Потребитель предпочитает он-лайн покупки, заказы, доставку, а ситуация повсеместных локдаунов только помогла укрепить такие привычки и почувствовать все преимущества он-лайн сервисов.

Бизнес, если хочет быть конкурентоспособным, обязан учитывать эти изменения в поведенческой модели, а значит должен нанимать разработчиков он-лайн продуктов, задумываться о цифровизации своего бизнеса, проводить его апгрейд под современные реалии.

Во-вторых, рынок услуг разработки e-commerce -решений в основном ориентирован на внутренний рынок РФ, РБ, стран ЕАЭС. Тут достаточно заказов и объема работ. Важно только успевать оказывать услуги вовремя и отличного качества.

Влияние геополитической ситуации нельзя отрицать

На что она может повлиять?

Могут возникнуть сложности у компаний, которые работают на внешние европейские, американские рынки, например. Эти сложности в первую очередь отразятся на финансовых операциях, связанных с поступлением средств за оказанные услуги, оплатой труда внешних сотрудников. Особенно, если компания проводит свои транзакции через банковские учреждения, попавшие под санкции. Может обостриться внутриотраслевая конкуренция за клиента. Когда границы сужаются, то это влияет на емкость рынка. Большой рынок означает, что каждый найдет себе место и не будет жесткой конкуренции. Сужение рынка и его возможностей при том же количестве исполнителей может сделать его менее дружественным и вынуждающим конкурировать за клиента. Но с другой стороны, это будет мотивировать ит-компании становиться лучше, оказывать более качественно услуги, предлагать качественный сервис клиентам и т.д.

Если раньше география клиентов была неограниченной (США, ЕС, Россия, Индия, Китай и т.д), то сейчас может возникнуть объективная необходимость работать с заказчиками, расположенными только в твоем регионе, чтобы минимизировать финансовые риски и риски, связанные с системой международных расчетов .

Не исключаю, что возникнут репутационные риски, когда компании в силу всеобщего тренда демонизации РФ и РБ будут отказываться от услуг отечественных разработчиков. Но повторюсь, что спрос на услуги разработки ит-решений скорее растущий, чем падающий. Найти профессионалов всегда непросто. Главные, на мой взгляд, опасения могут быть связаны, во-первых, с повышенным спросом на рынке ит-специалистов. Специалисты будут стараться заполучить лучшего работодателя, с более высокими заработными платами и лучшими условиями. А такие, как правило, предлагают международные компании. Во-вторых, все экономические процессы взаимосвязаны. И если одна отрасль теряет от санкций, то это непременно отразится на платежеспособности других отраслей. Поэтому есть опасения, что клиенты из сферы ритейла, автодилеры, банки первыми примут удар на себя и будут испытывать финансовые трудности в виду резкого снижения покупательной способности населения.

Главное не паниковать

Сохраняя позитивное отношение к жизни, хочу отметить, что любые изменения, перемены – это всегда и риски, и возможности одновременно.

Наше агентство имеет опыт переживания кризисных ситуаций. В 2019 году мы пережили структурные изменения в компании, были пересмотрены внутренние принципы работы агентства, системы оплаты труда сотрудников. Это было непростое время. Поэтому имею моральное право поделиться нашим опытом, что главное во все турбулентные времена - это не допустить паники и истерии, как бы тяжело не приходилось. Многое зависит от слаженности действий команды компании, отношения менеджмента к сотрудникам, внутренней корпоративной культуры. Важно направить силу совместных усилий для поиска точек роста, пусть даже на первый взгляд мало заметных. Выигрывает тот, кто способен думать и находить созидательные решения в любых, даже очень критичных ситуациях.

11
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

однозначно.

Ответить