{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Перейти на Agile, не растеряв по дороге 13 тысяч сотрудников

Как мы ускорили запуск новых продуктов в 2.5 раза и повысили общую эффективность на 400%, но сохранили лояльность коллег

Сейчас можно признать: до недавнего времени запуски новых сервисов в «Азбуке вкуса» происходили довольно медленно. В 2019 году мы провели замер Time to Market и поняли, что нам нужно переходить к более эффективным методам управления.

По данным McKinsey, 70% трансформаций провальны. Самые частые причины, согласно исследованию — незаинтересованный топ-менеджмент и отсутствие подготовки и мотивации у сотрудников. Если говорить про ритейл, то согласно уже другому исследованию, проведенному PБK, 59% ритейлеров считают, что цифровая трансформация важна или критически важна для выживания их компаний, но лишь около 3% представителей розничной торговли фактически завершили проекты по цифровой трансформации.

Можно сказать, что «Азбуке вкуса» повезло: нынешний президент компании отлично разбирается в IT: 20 лет назад он начинал здесь свою карьеру будучи ERP-программистом. Его заместитель тоже пришел в бизнес-управление из IT. Поэтому идея перейти на Agile, который тоже родом из разработки, сразу исходила от руководства. Дело было за малым: убедить в такой необходимости оставшихся 12 998 человек. Так в команде появилась опытный лидер трансформации, которой доверили сделать компанию быстрой и гибкой.

Айсылу Абдалова
Директор по трансформации и Agile-развитию в «Азбуке вкуса». Профессиональный психолог, сертифицированный SAFe-консультант, IT -специалист и эксперт в области гибких методологий — имеет международный опыт коучинга команд в России и во Франции. Преподает в бизнес-школах и на курсах программ MBA в РУДН. Опыт работы в IT — больше 15 лет.

«Когда я пришла в компанию, для многих коллег «Agile» был лишь нашумевшим термином, а слово «продукт» ассоциировалось в большей степени с едой на полке, – вспоминает Айсылу. Отдельные продвинутые команды пробовали Scrum и Kanban, но в отсутствие системного подхода на уровне всей компании эти эксперименты почти никак не отражались на общей эффективности. Уже начинали использовать Jira, но было сложно заинтересовать в переходе на новую систему все подразделения компании. Перед Айсылу стояла задача начать трансформацию и, в первую очередь, сократить Time to Market. Для работы она выбрала методику SAFe (Scaled Agile Framework), которая позволяет поступательно и бережно масштабировать принципы Agile на всю компанию.

Что мы делали, чтобы закипела работа, а не люди

Для Agile-трансформации критически важно, чтобы все говорили на одном языке. Поэтому мы начали с интенсивного обучения для всех сотрудников компании, которое помогло объяснить Agile-терминологию и донести информацию про новые принципы взаимодействия. (За «мы» в данном случае стоит команда из Agile-коуча и Agile-аналитика). Мы не только регулярно обучаем сотрудников — в нашем арсенале есть программы обучения от базового курса по Agile до дизайн-мышления. И это довольно объемная и точечная работа в масштабах всей компании. Например, на первых сессиях PI-планирования мы использовали бумажные стикеры, а со временем перешли на электронные в Miro — этому тоже нужно было научить. Также мы, как методологи, в близком общении с командами — помогаем настраивать проектные доски в Jira, проводить не только сессии планирования, но и, так называемые, Inspect & Adapt — встречи по анализу результатов в конце каждого инкремента.

До «эпохи Agile» в компании было разделение по функциональным подразделениям внутри IT и не было связки с бизнесом. Были: отделы аналитики и разработки, тестирование и отдельно бизнес-подразделения. Каждый работал в своем темпе, со своим бэклогом задач, и часто эти задачи не были синхронизированы между собой по времени. Основная идея гибких методологий в том, что люди должны объединяться вокруг потребности клиента, а не типа работы. И у «потребности» должен появиться ответственный за ее реализацию: владелец продукта, который изучит рынок и соберет вокруг себя разных специалистов, чтобы решить задачу.

И хотя в ходе трансформации глобальных структурных изменений в компании не произошло, звучало это довольно революционно для стандартной структуры управления. Поэтому для старта особенно важна первая «история успеха»: когда у одной из команд все начинает получаться, другие сотрудники это видят и сами начинают попробовать новые методы — так было и в «Азбуке вкуса».

Agile-мировоззрение, в том числе, подразумевает развитие самоорганизации и самоменеджмента у сотрудников разных уровней. Например, у владельца продукта есть верхнеуровневые цели, а определить способы и время их реализации — его задача. Также и IT-команды — самостоятельно оценивают и определяют, как можно реализовать проект наиболее простым, быстрым и эффективным способом. Исходя из этого владелец продукта принимает решение, делаем ли мы это сейчас или есть более приоритетные задачи. Это другой уровень ответственности, мотивации и вовлеченности — когда люди могут самостоятельно давать оценки задачам и определять, как их решать и какими метриками оценивать успех.

Вообще при переходе на Agile важно понимать, что мотивирует сотрудников. Во-первых, это понимание цели и для чего она поставлена. Во-вторых, возможность автономной работы — когда человек сам выбирает способы достижения цели. И в-третьих, возможность развития своего мастерства, когда сотрудник растет как специалист — а когда ты самостоятельно избираешь пути достижения важных для компании целей и мыслишь на несколько шагов вперед, ты неизбежно развиваешься.

Как Agile исполнил мечту покупателей заказывать по 500 стейков сразу

Для пилотного запуска по Agile мы решили взяться за работу с e-commerce и лояльностью. На рынке онлайн-торговли все быстро меняется, и поэтому особенно важно реагировать молниеносно. А фокус на удовлетворенность клиента может хорошо прокачать кросс-канальность продукта — ведь начисленный на кассе бонус должен отразиться в приложении, а по доставленному заказу — прийти смс.

В Agile мы не изобретаем продукт ради продукта, а отталкиваемся от реальной потребности клиентов и решаем конкретные задачи. Один из типов таких неудовлетворенных потребностей, который нам удалось выявить — нестандартные запросы: например, кому-то бывают нужны 500 наших фирменных стейков на мероприятие или торт весом 50 кг. На основе этой клиентской потребности у нас возникла идея нового продукта — консьерж-сервиса, в котором консультант помогает решить любую нестандартную «съедобную» задачу. А для тех, кто хотел бы купить один товар в большом количестве и не собирать его по всей сети, а разом увезти из одного магазина — появилась идея сервиса Click & Collect.

Правила работы над запуском нового продукта простые: вместе со всеми участниками «команды изменений», от маркетологов до тестировщиков, нужно наметить план работ на 8 недель, чтобы синхронизировать календари и бэклоги. Это происходит на сессии PI-планирования (PI - Program Increment, термин из методологии Scrum) и здорово влияет на мотивацию: люди видят реальную цель и измеримый результат в контексте общей стратегии развития компании. Основная задача PI-планирования (мы проводим такие сессии 5 раз в год) — понять, на чем важно сфокусироваться именно сейчас. Нам сейчас важно сделать лендинг для консьерж-сервиса или запустить Click & Collect? Какие потребности клиента приоритетны и на чем мы как бизнес заработаем в большей степени? Все это — гибкие методологии, новые способы бюджетирования и отслеживания на уровне цепочек создания ценности, это позволяет принимать правильные управленческие решения. Далее — для ежедневной работы есть daily scrum — встречи по сверке статуса, которые длятся не дольше 15 минут.

Так мы ушли от многочисленных встреч, которые характерны для проектного подхода, в котором 80% — рабочие встречи, где сотрудники постоянно обсуждают текущие задачи, а мир вокруг уже мог измениться, и изначальный план не соответствует реальности. Например, когда мы готовили к запуску микромаркеты, идея, что в офисах будут стоять холодильники с нашими продуктами и едой, звучала перспективно. Но потом случилась пандемия, офисы закрылись, и продукт уже стал неактуален — пришлось быстро перемещать микромаркеты в ЖК.

Когда мы нарисовали «путь пользователя» по проекту Click & Collect, мы увидели, насколько велико количество систем, а вместе с ними и ответственных за них людей, через которые ты должен провести изменения, чтобы они случились. А для начала вообще узнать, кто эти сотрудники. На первой встрече по планированию лицом к лицу познакомились 40 человек — те, кто непосредственно работали над интернет-магазином и программой лояльности, взаимодействие стало прозрачным

Айсылу Абдалова, Директор по трансформации и Agile-развитию в «Азбуке вкуса»

Возможность планировать не только внутри команд, но и между командами — ключевая для Time to Market. Это позволяет не ждать друг друга и одновременно подходить к интеграционному тестированию.

Как говорят сами основатели методики: «В SAFe нет никакого волшебства…разве что только PI-планирование». И это правда. Теперь после каждого PI у нас есть:

  • Набор SMART-целей команд на 8 недель вперед, которые каждая команда определяет самостоятельно. Все цели оцениваются с точки зрения значимости для бизнеса. Цели команд объединены в набор целей всей программы на PI.
  • Доска программы в Jira, на которой показаны новые задачи, ожидаемые сроки их реализации и любые другие вехи, с которыми связаны цели команд.
  • Общее согласие внутри компании с реалистичностью целей и готовность взять на себя ответственность за их достижение.

Время на изменения

Один из факторов, мешающих успеху трансформации, — нехватка времени у сотрудников. Мы использовали двойную организационную структуру: проекты и процессы, которые работают и не требуют изменений, продолжали работать — мы их не трогали (это доска Run). А на изменения выделили команды, которые занимаются преимущественно ими, чтобы их не захватила операционная работа (это доска Change). Наполнение команды зависит от направления проекта, но в первую очередь, это владельцы продукта, IT-специалисты разработки, стейкхолдеры и бизнес-заказчики.

Важно не спешить считать P&L на этапе запуска. Это не всегда возможно на ранних этапах жизни продукта. «Здесь выдыхаем и ждём, когда ростки дадут свои плоды. Если закручивать гайки и заставлять команду отчитываться по финансовым показателям, это может стать демотивирующим фактором», — напоминает Айсылу.

К чему мы пришли

Перейдя на Agile, организовали регулярную командную работу разных подразделений бизнеса — от IT до коммерческого управления и логистики, и полностью синхронизировали их как на уровне долгосрочных целей, так и на уровне каждодневных задач. Благодаря этому за последние 2 года мы улучшили существующие и вывели на рынок новые продукты. Консьерж-сервис и Click & Collect, OMC, праздничная и фермерская платформы, микромаркеты, большой перезапуск приложения «Вкусомания» и много другое — все это успешные примеры работающих сервисов, сделанных «по Agile». Сейчас у нас в разработке 17 новых направлений. Эффективность команд выросла в 4 раза, скорость запусков увеличилась – в 2,5 раза.

Сейчас наша основная задача продолжать делать запущенные сервисы максимально удобными и полезными для клиента. И, конечно, искать новые ниши и потребности клиентов, чтобы создавать лучший сервис на рынке.

На момент публикации Айсылу Абдалова приняла решение завершить работу в Азбуке вкуса и двигаться дальше, но процесс трансформации не останавливается: его продолжит команда Айсылу во главе с Артёмом Гавриленко. От имени всей Азбуки мы благодарим Айсылу за блестящую работу и огромный вклад в развитие компании и желаем ей успехов и новых вершин!

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Nikolay Talanov

Да уж конечно, повезло вам со временем публикации маркетинговой статьи про смузихлебство с аджайлами и джирами, особенно учитывая что через пару неделек большая часть "внедренных" технологий (типа той же жиры), может перестать работать на территории РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Азбука вкуса
Автор

Не согласимся с вами. Agile это не только Jira, это процессы и люди внутри компании, которые никуда не денутся. Что касается софта, есть сервисы с серверным решением, что поможет нам в таком случае. Jira доступна и в облачной, и в серверной версиях, и до 15 февраля 2024 года Atlassian продолжает поддержку продуктов Server, мы будем пользоваться ими, а потом при необходимости перейдём на другой аналогичный продукт. Думаю, напишем по результатам отдельную статью об этом, спасибо вам за идею.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Talanov

Скроллинг этой статьи напомнил мне эту сцену из Биг Шорта:
https://www.youtube.com/watch?v=TpCb3xjh-Kk

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vlad

Заголовок статьи неправильный - «рукожопы и agile”

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дерябин

Evateam неплохие. Пользуюсь уже 6 месяцев, есть всё что нужно, канбаны, контроль задач, база знаний, общий чат, CRM и т.д

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виктор Ефимов

Скоро вы поймёте, что целям по качеству кодовой базы нет места в вашем целеполагании и ваших процессах, но будет уже поздно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игнатов

Все статьи про agile одинаковы, одни и те же инструменты, одни и те же специалисты и отсутствие цифр, остаётся только верить что эта трансформация окупилась, в частности в этой статье нет не слова про качество и окупаемость проектов которые были так лихо запущены

Ответить
Развернуть ветку
Аня Вытнова

Привет! Провожу небольшое исследование, которое касается компаний, внедривших Agile/Scrum/Kanban систему в работе.
Если вы руководитель и покупали такое обучение или услуги консультантов - мне будет очень полезен ваш опыт

Созвон ~30 мин

Пишите в личные сообщения

Ответить
Развернуть ветку
Аспро.Agile

Круто, что вы освоили гибкую методологию и внедрили ее в свою работу! Компания Атлассиан сейчас ограничивает пользователей с России. Есть случаи, когда аккаунты блокируют без предупреждения. К тому же не все сейчас могут оплачивать подписки в рублях :(
Если кто-то хочет внедрить себе сразу российский сервис или переехать на него с Jira, то будем рады видеть вас Аспро.Agile :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей И

Повысили то, повысили это, а сайт сам меняет место самовывоза на то, в котором нет заказанного количества при оплате. Перед этим час сидишь, меняешь вручную магазины, чтобы узнать в каком есть требуемое количество.
Браво! Agile у вас сломан.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда