Как онлайн-школам вести бизнес в новых условиях, сохраняя качество курсов и сокращая бюджет

Videoset-insta специализируется на роликах для онлайн-образования. Мы работали на этом рынке и в спокойные, и в тяжелые времена — нам есть что вам порекомендовать.

Одни лидеры рынка онлайн-образования в январе говорили, что в 2022 году рынок вырастет как минимум на 50–70% , другие прогнозировали рост на 70–100% . Учитывая опыт пандемии и ситуацию в мире, мы можем предположить, что темпы роста будут еще выше.

Во-первых, часть иностранных компаний уходит с рынка, часть приостанавливает деятельность. Притом многие объявляют, что сотрудники будут получать зарплату как минимум ближайшие 2–3 месяца. Это значит, что:

  • у людей появится свободное время и возможность получить новые навыки;
  • многие начнут осваивать профессии или углублять знания в своей сфере, чтобы легче было устроиться на работу в дальнейшем.

Во-вторых, люди уже готовы к уходу в онлайн, особенно после локдаунов:

  • это повышает ценность онлайн-образования — его удобство уже успели оценить, страхов и сомнений стало гораздо меньше;
  • далеко не все стремятся к возвращению в офис. Профессии, которые подразумевают возможность удаленной работы из любой точки мира, стали еще более привлекательными — им будут обучаться.

Онлайн-школам стоит подготовиться к росту спроса. Заморозка всех активностей сейчас будет ошибкой — это лишь даст фору конкурентам.

Что стоит сделать прямо сейчас?

Переупаковать ваши прежние курсы с учетом новых событий и изменений. Давать ученикам неактуальную информацию нельзя — это резко снизит пользу обучения, вы разочаруете людей. Пересмотрите программу, замените всё, что потеряло актуальность. Это касается даже мелочей: например, часть сервисов, которые раньше рекомендовали на курсах, сейчас недоступна, их лучше заменить российскими аналогами.

Некоторые обучающие программы придется переделать почти полностью.

Если ваше обучение касается моментов, которые меняются прямо сейчас (например, вы ведете курсы по инвестициям), не спешите делать весь материал сразу. Будьте готовы быстро подстроиться, поддержать ваших учеников, дать им самую свежую информацию. Можно включить в планы регулярные посты в закрытом канале, прямые эфиры с ответами на вопросы и анализом важных изменений — используйте быстрые форматы.

Выпустить новые актуальные программы. Притом сделать это надо:

  • Быстро, чтобы быть в числе первых.
  • Качественно. Аудитория не оценит курсы с плохой картинкой и отвратительным звуком, со слабым монтажом (например, когда в финальное видео попадают длинные паузы и бесконечные «эээ» спикера). Материал тоже должен быть качественным. За последние годы люди видели много хороших курсов, им есть с чем сравнивать.
  • С минимальным вовлечением продюсеров. Им сейчас важнее сконцентрироваться на маркетинге и продажах — точка роста именно там.
Как онлайн-школам вести бизнес в новых условиях, сохраняя качество курсов и сокращая бюджет

Опускаться ниже минимальной планки качества нельзя даже в сложные времена. Но это не значит, что вам понадобится огромный бюджет.

Как сэкономить при создании онлайн-курсов

Никто не знает, как будет складываться ситуация в ближайшие несколько месяцев. Нельзя предсказать, сколько денег вам понадобится в дальнейшем, чтобы вести бизнес. Это значит, что:

  • тратить впустую нельзя, важно экономить, но так, чтобы качество обучения было хорошим;
  • эксперименты с высокими рисками лучше отложить — сконцентрируйтесь на идеях, программах, методах продаж, в которых вы уверены.

Опираясь на опыт Videoset-insta, я могу предложить вам несколько сценариев. Посмотрите, какой подходит вам больше всего.

Сделать всё самостоятельно

Актуально, если:

  • у вас в команде есть люди, которые могут сделать минимально качественную картинку (подготовить интерьер, поставить свет и пр.), а также звук;
  • есть те, кто сможет взять на себя монтаж;
  • есть хотя бы минимальный набор оборудования: пара осветительных приборов, встроенная камера в компьютере, петличный микрофон;
  • вам не придется тратить на производство контента время людей, занятых маркетингом, продажами, работой с клиентами;
  • вы делаете курс с небольшим средним чеком, рассчитанный на малое число учеников — услуги подрядчиков не окупятся;
  • вы не рискуете — люди, которые будут заниматься съемкой, знают свое дело, так что вы не получите на выходе несколько часов отснятых материалов с пропадающим звуком и неправильно выставленной картинкой.

В этом случае вы тратите меньше денег и больше времени.

Рекомендуем оборудовать место для съемки один раз, чтобы вам не пришлось заново выставлять свет, настраивать камеру и пр. — это поможет сэкономить время.

Для монтажа в этом случае идеально подойдет программа Movavi. Во-первых, она российская — можно не опасаться блокировок. Во-вторых, у нее есть весь минимально необходимый набор функций: можно записать экран, добавить презентацию, смонтировать видео, выровнять звук и пр. В-третьих, это одна из самых простых в освоении, удобных, интуитивно понятных программ на рынке. Не нужно быть профессиональным монтажером, чтобы работать в ней. Сам процесс монтажа очень простой и быстрый.

Заказать минимальный набор услуг у подрядчиков

Актуально, если:

  • у вас есть набор оборудования (свет, камера, микрофон);
  • вы готовы большую часть работ делать самостоятельно — и в команде есть люди, которые этим займутся;
  • вам не придется отвлекать тех, кто специализируется на маркетинге и продажах, работе с клиентами.

Вы можете отдать подрядчикам только часть работы, чтобы сэкономить деньги. При выборе услуги учитывайте, каких компетенций вашей команде не хватает.

Например, некому монтировать. Значит, можно всё снимать самим, но нанять монтажера, который будет работать с отснятым материалом.

Другой вариант — в команде нет людей, которые смогут правильно поставить свет, звук, сделать красивую картинку. Наймите оператора-постановщика (это можно сделать даже удаленно) — он поможет выставить кадр, настроить микрофон, оформить место съемки и пр. По рекомендациям специалиста вы зафиксируете всю аппаратуру и оформление в одном положении, а потом будете снимать сами.

Как онлайн-школам вести бизнес в новых условиях, сохраняя качество курсов и сокращая бюджет

Отдать на аутсорс большую часть работ по производству контента

Актуально, если:

  • вы хотите сэкономить время для продаж, маркетинга и работы с клиентами, направить усилия команды именно туда — вам выгоднее привлечь больше покупателей, чем сэкономить на производстве контента;
  • вам важно получить качественный курс без рисков, а в команде нет людей, которые могут его снять и смонтировать;
  • важно запустить курс быстро — нет времени переснимать, перемонтировать, переделывать неудачную работу;
  • вы планируете доснимать часть материалов уже в процессе обучения (например, с разбором домашних заданий) — нельзя сорвать сроки, нужно всегда с первого раза получать отличный результат;
  • важна высокая скорость работы (особенно если планируется доснимать контент уже после запуска курса), нет времени ждать, пока команда разберется в основах монтажа, операторской съемки, работы со звуком и пр.

Если вы предпочли этот вариант, главное — правильно выбрать подрядчика. Вы рискуете не только деньгами — недобросовестный подрядчик может сорвать сроки, плохо выполнить работу, а это скажется на вашей репутации.

Как найти подрядчика, который вас не подведет

Я 19 лет работаю с контентом для ТВ и бизнеса, специально для клиентов из онлайн-школ создала проект Videoset-insta. Я знаю, как действуют подрядчики в видеопродакшене — и хочу уберечь вас от лишнего риска.

Подрядчиком может быть фрилансер или агентство. Разница:

  • Услуги агентства обычно на 20–50% дороже работы фрилансеров начального или среднего уровня. Но опытные профи с хорошим портфолио устанавливают расценки на уровне агентств. Здесь важно найти баланс: нужно высокое качество и есть бюджет — идите в агентство или к профи; можно спуститься до минимально допустимой планки качества, не горят сроки, малый бюджет — ищите новичка или фрилансера, который недорого берет за услуги.
  • Агентство может сделать рассрочку на разных условиях — например, мы предлагаем этот вариант постоянным клиентам. Фрилансеры редко решаются на такой шаг. Если вам выгоднее сейчас потратить деньги на привлечение клиентов, а заплатить полную стоимость услуг частями после запуска курса — вам больше подойдет агентство, которое согласится на такие условия.
  • Риски при работе с фрилансерами выше, особенно если речь не идет о профессионале с безупречной репутацией. Фрилансер может заболеть, сорвать сроки, просто исчезнуть. В агентстве найдут способ заменить сотрудника, даже если случится форс-мажор.
  • Агентство может выполнять больший объем работы — просто потому что уже есть сплоченная команда. Если важно отснять и смонтировать большой объем материала в короткие сроки — подойдет агентство. Если материала немного, сроки не горят и важно сэкономить — обратитесь к фрилансеру.

Вне зависимости от того, какой вариант вы предпочтете, подрядчика обязательно нужно проверить.

Если вам нужно оборудование — убедитесь, что у специалиста оно есть. Например, оператор может предоставить свой микрофон, камеру, свет. У агентства оборудование будет однозначно. Если выбираете фрилансера — нужно уточнять.

Важен также набор услуг: у агентств обычно есть и свои студии, и стилисты, и визажисты, а вот у фрилансеров — далеко не всегда. Если вам нужны дополнительные услуги, уточните, сможет ли подрядчик их оказать.

Посмотрите портфолио. Да, бывают случаи, когда люди крадут видео, выдают чужую работу за свою. Иногда они выставляют в портфолио материалы, основательно доработанные кем-то другим, и говорят, что всё сделали сами. Но таких «специалистов» все же меньшинство. Так что полностью полагаться на портфолио нельзя, но получить базовое представление о качестве работы специалиста в большинстве случаев можно.

Если в кейсах и отзывах указаны клиенты, поговорите с ними. Вы можете узнать много ценной информации об опыте сотрудничества с агентством или фрилансером. Да, это займет время, но зато может уберечь вас от огромных рисков.

Тем, кто пройдет первые фильтры, предложите пробную работу. Очень важно, чтобы тестовое задание отнимало минимум времени! Например, если вы ищете монтажера, снимите пробный короткий видеоурок (минут на 5–10, не больше) и попросите сделать монтаж. Так вы можете оценить, подойдет ли вам результат.

Смотрите, хорошо ли складывается общение. Например, если подрядчик грубит и пытается навязать вам свое мнение, игнорируя ваши просьбы и предложения по заказу (к сожалению, в сфере видеопродакшена такое встречается), сотрудничество с ним может быть очень тяжелым, а споры отнимут много нервов и времени. Идеально, если общение идет хорошо с самого начала.

Как платить подрядчикам

Договаривайтесь об оплате за результат. Это очень важно.

Съемка — единственный вид работ, где можно платить за количество часов. Это логично, потому что в съемках многое зависит от эксперта: как много дублей ему потребуется, насколько быстро он подает материал и пр. Во всех остальных случаях, включая помощь в оформлении студии, постановку кадра, монтаж, платить нужно только за результат.

Сразу отказывайтесь от сотрудничества с теми, кто настаивает на почасовой оплате (если речь не идет о съемочных часах). Договаривайтесь заранее — например, покажите материал, попросите оценить, сколько будет стоить монтаж, зафиксируйте окончательную стоимость и сроки в договоре.

Соглашаясь на почасовую оплату и гибкие сроки, вы очень рискуете — только от добросовестности подрядчика будет зависеть, как долго он проработает над вашим заказом, сколько часов укажет в акте сдачи-приемки и какую сумму напишет в счете. Я видела немало неприятных историй с почасовкой: например, знаю эксперта, у которого монтаж курсов для литературных редакторов «завис» на несколько месяцев, работа далека до завершения, но ему уже выставили счет на несколько сотен тысяч рублей. Не повторяйте такой ошибки.

Время, которое вы потратите на поиск хорошего подрядчика сейчас, окупится в будущем: у вас будет проверенный партнер, который не срывает сроки. Качество его работы будет вас устраивать, как и общение, сроки, график. Вам не придется каждый раз тщательно проверять его работу, а ваш продюсер сможет полностью посвятить свое рабочее время продвижению онлайн-курсов.

Подведем итоги

  • Пересмотрите уже готовые курсы и планы по новым программам — материал должен быть актуальным.
  • Готовьтесь к скачку спроса. Точка роста — в продвижении, продажах, работе с клиентами.
  • Вы можете взять производство контента для курсов на себя, поручить часть задач подрядчикам или заказать работу под ключ. Выбор должен быть рациональным — учитывайте именно ваши возможности.
  • Экономьте, но не опускайте планку качества слишком низко.
  • Внимательно выбирайте подрядчиков, не рискуйте.
  • Платите за результат.
77
6 комментариев

Западный рынок онлайн-образования практически закрылся, так как оплата картами невозможна и paypal ушел. Так что ждем появления качественного российского контента

1
Ответить

Это точно!

1
Ответить

Вы так подробно все рассказали. Очень хочется, чтобы эксперты подходили к своим онлайн-курсам более профессионально, у многих качество картинки страдает…

Ответить

Ну, все-таки главную роль играет содержание курса. А вот для тех, кому "и полезно и красиво" надо постараться. .

Ответить

Не знаю, как это окупается, но я слежу за парочкой экспертов, которые недавно стали записывать курсы профессионально. Это конечно, что-то с чем-то. Мне как потенциальному клиенту захотелось на такой курс ещё сильнее :)

Ответить

Пока читала, вот о чем подумала: не знаю, как у остальных, а у меня происходит замещение Инстаграмм и тиктока образовательным контентом (более длинным). Вернулась к видео курсам, которые купила давно и забросила. Сейчас на какой-то позитивной волне многие воспринимают уход этих площадок как возможность «детокса» и построения новых привычек, так что небольшие познавательные видео 100% будут заходить. Главное оставаться приближенными к научпопу и не терять развлекательной составляющей

Ответить