Випассана: как найти внутренние опоры, когда внешние рухнули

9 марта я вышла с 10 дневного курса випассаны, который проходила в период начала спецоперации. Я была без связи: у нас забирали телефоны, запрещено разговаривать.

6565 показов
5.1K5.1K открытий

Одна из лучших статей на vc. Спасибо.

Теперь по сути:

Ключевые идеи випассаны по Гоенке:

Это идеи тхеравады (изначальной версии буддизма), а не конкретно випассаны как таковой, это всего лишь практика, основанная на буддийской теории.

Сама по себе попытка избавиться от страданий порождает новые страдания. Нам все время повторяли: старайтесь не порождать новые санкары. Старание уже создает невроз и порождает парадкс, когда мы думаем: «Черт, я породил санкару!» и от этого порождаем новую.

Вы не совсем верно поняли. Не попытка избавиться от страданий, а прекратить порождение новых причин для страданий (чему вас, собственно, и учили на ретрите).

Гоенка делит человека на плохое и хорошее и предлагает избавиться от нечистот ума. Опять же, это оценочное суждение, которое только добавляет невроз.

Нечистоты ума и порождают страдания, см.выше.) Поэтому здесь нет никаких оценочных суждений - все, что вас заставляет оставаться в сансаре (здесь - испытывать омрачения ума) есть плохо. Собсно, это и есть основной буддийский концепт.

Влечение и отвращение даны нам не только, чтобы наблюдать их и переживать. Еще это сигналы: если ты чувствуешь отвращение, значит ты либо съел не то, либо переел. Если ты чувствуешь влечение, это сигнал о неудовлетворенной потребности.

Вам нужно немного подтянуть теорию.) Когда вы правильно наблюдаете любые ощущения, а в идеале вы не должны их делить на +/-, то понимаете и отделяете ощущения ума и тела. И делаете соответствующие выводы, что тяжесть в голове вызвана или новостями из ящика или вы что-то не то съели.)

Пока мне не подходит цель и образ жизни, предлагаемый в буддизме в интерпретации Гоенки. Я не хочу прервать цепочку перерождений, придя от сансары к нирване. Мне еще есть что поделать на этой грешной земле.

К Нирване вы в этой жизни и не придете, не бойтесь.) Индийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме потребовалось 500 перерождений, прежде чем он стал персонажем по имени Будда.

И я не готова следовать образу жизни, при котором ты ведешь себя максимально праведно (там много пунктов, начиная от алкоголя и мяса, заканчивая одеждой).

Гоенка все же не представитель христианской цивилизации, поэтому его образ жизни подходит бирманцам и иже с ними, а не европейцам.


А в целом я бы всем, при возможности, советовал бы эту практику именно в формате ретрита, потому что дома и так может себе каждый випассинить с утра до вечера.)

Ответить

как-то не сходится, если Гаутама перерождался 500 раз, то каждое его перерождение длилось в среднем 5 лет при условии если он стал Буддой вчера
хотя если он перерождался в основном муравьем, то ок

Ответить

Богдан, спасибо за отзыв. комментирую тоже по пунктам:
"Вы не совсем верно поняли. Не попытка избавиться от страданий, а прекратить порождение новых причин для страданий (чему вас, собственно, и учили на ретрите)"
1. стремление не порождать новые санкары, на мой взгляд, само по себе порождает новые санкары: влечения (к состоянию рановесия), отвращения (ой ой какой ужас, я породил санкару!)
2. нам подавали это именно так, это избавление от страданий: не порождаем новые, плюс старые санкары входят на поверхность, когда мы не порождаем новые, и мы их отпускаем
"Нечистоты ума и порождают страдания, см.выше.) Поэтому здесь нет никаких оценочных суждений - все, что вас заставляет оставаться в сансаре (здесь - испытывать омрачения ума) есть плохо. Собсно, это и есть основной буддийский концепт."
да, и считаю, в делении себя не чистое и нечистое, плохое и хорошее вызывает невроз. Это еще один способ себя замочить. При этом я говорю не о технике (она прекрасна), а философии, которое делит на плохое и хорошее (что не клеится с безоценочным подходом, который тут же проповедуется)
"Вам нужно немного подтянуть теорию.) Когда вы правильно наблюдаете любые ощущения, а в идеале вы не должны их делить на +/-, то понимаете и отделяете ощущения ума и тела. И делаете соответствующие выводы, что тяжесть в голове вызвана или новостями из ящика или вы что-то не то съели.)"
именно так я и написала, что ощущения по технике не нужно делить на приятные и неприятные. И как раз, не нужно делать вывод, в рамках техники и во время медитации. Делая вывод, вы снова запускаете механизм "анаоих-оценка-вывод-реакция". А идея в том, чтобы переживать ощущения, не запуская эту цепочку. И я хочу добавить, что после медитации все же стоит проанализировать, а откуда взялись отвращение и влечение, о чем они говорят и поменять что-то не только в медитации, но и реальными действиями в жизни.
"К Нирване вы в этой жизни и не придете, не бойтесь.) Индийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме потребовалось 500 перерождений, прежде чем он стал персонажем по имени Будда."
вы неправильно меня поняли. у меня нет заблуждения, что по теории випассаны можно прервать цепочку перерождений в этой жизни. Я говорю, что цель - остановить перерождения в целом не кажется мне вдохновляющей, не важно, в какой жизни.

Ответить