Как мы адаптируем AGIMA к кризису и на что делаем ставку
Основатель компании Александр Богданов о том, как бизнесу заказной разработки пережить смутные времена.
В самое сложное и непонятное время работай над собой, говорил мой дед. Он был для меня самым авторитетным человеком. Когда за окном неразбериха, смута — займись спортом, освой новые навыки, усовершенствуй себя. Это вложение, которое точно окупится как только всё непонятное закончится. Именно эту стратегию мы выбрали для AGIMA на ближайшие полгода-год.
У нас, как и у большинства компаний, за последний месяц снизился поток входящих лидов, есть остановленные проекты, заморожены некоторые стратегические инициативы и в целом нарушены планы по развитию на 2022 год. Некоторые сотрудники впопыхах уехали за рубеж, некоторым потребовалась помощь психолога.
Мы с первого дня смутного времени начали решительно действовать — снижать риски для компании. Хорошо помним начало 2020 года, когда все в мире встало, и в первую очередь применили меры, которые позволили нам тогда удержаться на плаву:
- На фоне общего падения входящих лидов (примерно вдвое) стали намного больше проектов забирать себе, а не отдавать в партнерский клуб.
- Максимально сосредоточились на существующих клиентах.
- Усилили контроль дебиторки: дашборды, отчеты по кэшфлоу, процессы, мотивация менеджмента на полученные платежи.
- Сфокусировались на формировании резервов. Все полученные средства сверху затрат компании идут в стабфонд.
- Подготовили список мер для реализации плана Б — на случай возникновения кассового разрыва. В него вошли проект перехода на предоплаты, расширение сроков постоплат подрядчикам, отсрочки в выплатах бонусов руководству компании и прочее.
- В мирное время мы тратим порядка 30% нашей прибыли на развитие новых направлений и проектов. Сейчас мы поставили на паузу все инициативы со сроком окупаемости больше 6 месяцев.
- Срезали повсеместно все затраты и квоты примерно на 30%.
- Ввели жесткий контроль продуктивности сотрудников. Сейчас точно не время расслабляться.
- Проделали большую работу по перераспределению сотрудников внутри компании.
- Скорректировали маркетинг-кампании, чтобы они соответствовали происходящим событиям. Скажем, был митап «Управление продуктом» — стал «Управление продуктом в текущей ситуации» и т. п. Ввели полный мораторий на прямую рекламу наших услуг (это сейчас только злит потребителя).
- Сфокусировались на позиционировании тех услуг, которые наиболее востребованы в кризис: разработка по фикспрайс (объем лидов на ТМ и аутстафф упал втрое), No-code-дизайн сайтов, замещение ПО и прочее.
Но самая большая работа в текущей ситуации — с командой. Мое мнение: текущий кризис, в отличие от предыдущих, бьет значительно сильнее по людям, по их общности, по их психологическому состоянию. Именно на этих проблемах мы сосредоточились максимально. Что уже сделано:
- Активно работаем со всеми сотрудниками онлайн. Наш большой созвон «Итоги недели» для всей команды, которой мы придумали во время коронавируса, и сейчас еженедельно собирает всех. Это отличная площадка для синхронизации в формате «что происходит, что мы делаем». Задача — поддерживать спокойствие сотрудников, бодрить, корректировать приоритеты всей команды в быстроменяющихся условиях, сплотить команду вокруг общих идей.
- В первую неделю после начала событий провели в офисе несколько сессий с психологом, который немного помог ребятам справиться с эмоциями.
- Постарались по максимуму вывести всех в офис. Активно поощряем это, но не заставляем. В офисе каждый день на столах фрукты и ягоды, по пятницам тусовки с кальяном, идет косметический ремонт и наведение марафета после длинных коронавирусных каникул.
- Я сам в срочном порядке вернулся в Москву со спортивных сборов в Испании, чтобы подбодрить команду и показать, что я никуда не уеду, пока все проблемы не будут решены.
- Собрались в следующую субботу на внеплановый корпоратив. Шашлык, природа, картинг.
- Подумали, как быть с теми, кто хочет уехать или уже уехал, и решили инвестировать в пару новых хабов. Прорабатываем офисы в Армении и Латвии. Собрали всех релоцируемых в отдельный чат, назначили ответственного за помощь от компании всем уехавшим.
Это лишь небольшая часть того, что мы делаем, чтобы снизить негативный эффект от ситуации, в которой мы сейчас находимся. Но это не самое главное.
Нужна не только стратегия выживания, но и стратегия роста. Как я написал в начале, в сложное время надо работать над собой. Мы решили, что именно этим и займёмся. В условиях тотальных сокращений и неразберихи на кадровом рынке мы решили нанимать новых сотрудников. Нанимать как никогда раньше. Усилить собственную команду в разы.
В планах в ближайшее время нанять 100–200 специалистов. Прямо сейчас в компании открыто около 30 разных вакансий, и мы их планируем закрыть в ближайшие полгода. Это будет непростой проект — нанимать в условиях, когда другие сокращают. Но у нас есть план и достаточно резервов. Я уверен, что, сделав ставку на собственные кадры сейчас, мы можем выйти из кризиса совсем другой компанией — еще более сильной, квалифицированной и единой.
Подготовили список мер для реализации плана Б — на случай возникновения кассового разрыва. В него вошли проект перехода на предоплаты, расширение сроков постоплат подрядчикам, отсрочки в выплатах бонусов руководству компании и прочее.
- то есть теперь не 2 месяца ждать денег вашим партнерам, а полгода? )
Все выплаты партнёрам всегда происходили и происходят в рамках обговорённых заранее с ними сроков. Мы это условия всегда соблюдаем. Но не надо строить иллюзий, мы занимаемся заказной разработкой и живем здесь все за счёт денег поступающих от клиентов. В случае увеличения сроков оплаты от клиентов вы обязаны пересмотреть вашу бизнес модель. Есть такое понятие как «стоимость денег во времени». Условно 100 рублей сейчас и 100 рублей через год это разные деньги. Управлять сроком выплаты подрядчикам можно разными способами: погашать разрывы используя резервы компании, брать предоплаты от клиента, делая ему в замен дисконт, брать кредиты на сумму разрывов или же договариваться с партнёрами об отсрочках, доплатив им за ожидание. Здесь вам решать какие инструменты использовать в тот или иной момент, но я рекомендую проработать заранее все, до наступления момента, когда уже будет пора переходить к плану Б.
Ответ, достойный президента
Вы сейчас просто написали, что "да, мы перекладываем риски по невыплатам от клиентов/росту ключевой ставке х4 за сутки на наши подряды".
На месте ваших подрядов, задумался бы десять раз над максимально строгими формулировками оплат в договорах.
Нет, я не это написал. Я написал о том, что к ухудшению ситуации на рынке надо готовиться заранее. Как готовятся к сокращению сотрудников, отказу от офиса и урезанию других затрат, на случай серьёзного ухудшения экономической ситуации. Все это неприятные темы, но если вы мудрый руководитель вы эти моменты проработаете до возникновения коллапса.
Что касается перекладывания рисков, то в сложной ситуации мы стараемся помогать и клиентам и партнёрам. Клиентам по возможности даем отсрочки, партнёром по возможности платим раньше. Но если на рынке массовые пост оплаты от заказчиков, что бы кто не говорил, будут массовые постоплаты подрядчикам. От этого никуда не деться, ну если вы конечно не Банк :)
Эх, так и не дождались лидов из партнерки, а теперь и не дождемся :D
Но всё по существу, дай бог вам долгих лет жизни!
Лиды есть.
AGIMA не единственный лидогенератор в Клубе, за последние 2 года их количество значительно выросло. Около 50% заявок это лиды от других участников рынка, в том числе и текущих партеров.
Приостановка передачи лидов от AGIMA в Клуб совпала с общей паузой на рынке. На сегодняшний день ситуация восстановилась и в Клуб проходит от AGIMA до 10 лидов в день. Ждем рост количества лидов в апреле.
Если у вас будут вопросы по сотрудничеству именно с вашей компанией, то их можно задать в чате Aberix // Partners’ Club или на созвоне, который можем организовать и провести.
Спасибо, Пётр!
Спишемся с коллегами в чате, уточним.
Лиды всегда были и будут в партнерском клуб, но последний месяц их действительно стало меньше, как впрочем и на всем рынке в целом. Александр, если вам, по каким-то причинам не передают заказы в Клубе, смело обращайтесь к Пётру Федюшкину.
С лидами из партнерки никогда проблем у них не было, сейчас также продолжают поступать.
Список вакансий AGIMA — https://www.agima.ru/careers/#vacancies
Особый спрос на мобильных разработчиков, системных аналитиков, QA, Java, PHP.
Давайте работать вместе!
https://www.agima.ru/projects/mercedes/
У вас на главной странице ссылка нерабочая
действовать! 💪🏻
собираюсь в этом году сделать первый марафон 🎯
прорвёмся 🤘🏻
Лёша! Вот это я понимаю! Молодец вот это знак лучшее время работать над собой и своим телом и духом.
Зачет.
Холодно же. :D
Там нам тепловые пушки обещали вроде :) да и горючего берём немного с собой
А, ну если это не совсем дикая природа, тогда ок. ;)
Лучше футбол ))
О, здрасьте. ;)
Немного потеплеет, поедем!
и за счет чего вы хотите нанимать? говорите, что клиентов новых мало, а сотрудникам зп нужно платить.
Если коротко, то в первую очередь за счёт сокращения объёмов закупки подряда.
Саша привет! все по делу! я ваш бывший партнер Андрей Цай https://dojo-media.ru/
У нас лидов стало больше на удивление, но мы и в разных ценовых диапазонах в принципе.
Андрей привет ) Слушай это очень круто! Через неделю будем устраивать большой созвон Агентств по текущим проблемам в отрасли. Напиши мне пожалуйста, сделаем с тобой включение расскажешь как идут дела.
Меня поразило, что автор вернулся со спортивных сборов, чтобы подбодрить команду.