Что на самом деле происходит на рынке аренды жилья после ухода международных сервисов

Вся правда от сообщества хозяев жилья

4 марта 2022 года о своем уходе с рынка РФ объявили небезызвестные площадки Booking и Airbnb. После этой новости путешественники и хозяева оказались в замешательстве и отправились изучать существующие на данный момент сервисы, доступные россиянам.

Прошло уже 2 месяца и за этот срок мы в сообществе российских хостов (хозяев жилья, сдаваемого в аренду) подробно изучили текущее положение дел на рынке и готовы поделиться пусть и непопулярным, но очень честным и животрепещущим мнением о действительном положении дел. В данной статье мы рассмотрим основных игроков с независимой позиции хостов, которые привыкли вести бизнес открыто, а также предоставлять высокий уровень сервиса и комфорта своим гостям. Это не рекламный и не спонсорский материал, здесь собран исключительно личный опыт и данные опросов внутри сообщества в Telegram.

Что на самом деле происходит на рынке аренды жилья после ухода международных сервисов

Российский стартап, резидент Сколково, орудующий на рынке более 10 лет. На сегодняшний день зарекомендовали себя как одна из самых непредсказуемых площадок. Основные особенности данного сервиса:

  • Будьте готовы, что встроенный бот будет общаться "заготовленными" сообщениями от имени хозяина жилья невпопад, а со стороны поддержки это будет подаваться как "автоматизация".
  • Для того, чтобы забронировать, необходимо внести предоплату в размере комиссии сервиса 18% от всей суммы бронирования. При этом сам сервис не несет ответственности за сделку, о чем самозабвенно пишет в своих условиях.
  • В случае отмены бронирования гость не получает ничего (бонусы на счет!), кроме головной боли, а хоста обязуют искать ему замену и выплатить штраф 25% от всей суммы бронирования живыми деньгами, а не бонусными.
  • Очень редко можно добиться ответа в поддержке или официальном телеграм-канале. Такую информацию подтвердили и хосты и гости.
  • Сервис неплохо раскручен на юге России. Но в целом на основе опроса более 300 хостов, приносит брони не более 4% опрошенных.

Переписка, в которой только 2 сообщения написал действительно хост, а остальное - от лица хоста общался "робот" площадки. Пример любезно предоставила хозяйка из Сочи, Дарья.
Переписка, в которой только 2 сообщения написал действительно хост, а остальное - от лица хоста общался "робот" площадки. Пример любезно предоставила хозяйка из Сочи, Дарья.
Переписка гостя с "роботом" от ТВИЛ. Пример предоставлен хозяйкой из Тулы, Светланой.
Переписка гостя с "роботом" от ТВИЛ. Пример предоставлен хозяйкой из Тулы, Светланой.
Что на самом деле происходит на рынке аренды жилья после ухода международных сервисов

Самая известная электронная доска объявлений в стране. Более 30 млн посетителей в месяц. Здесь можно найти всё: от одежды и мебели "в дар" до элитной недвижимости и автомобилей. Что касается краткосрочной аренды, есть довольно удобный календарь бронирования с возможностью синхронизации и даже предоплата. Комиссий нет, но есть плата за "поднятие" объявления в списке. Итак, основные особенности глазами хостов:

  • Неважно, сколько ночей у вас бронируют, 1 или 21, предоплата будет всегда только за первые сутки. Однако, после блокировки этой суммы календарь блокируется на весь период бронирования. Остальную сумму Авито предлагает «доплатить хозяину жилья при заселении — тем способом, о котором вы договоритесь». Без дополнительных договоренностей вне площадки (обмен документами, заключения договора найма и т.д.) ни гость, ни хост не могут быть на 100% уверены, что заезд состоится.

  • Как только запрашиваются даты через календарь, гость получает сообщение на почту о том, что "бронирование подтверждено". Данное действие вводит гостей в замешательство, т.к. календарь к этому моменту еще не закрыт и предоплата не получена.
  • Авито не является участником сделки и не гарантирует ни гостю, ни хозяину, что заезд состоится, что подробно описывается в правилах сервиса (пункт 2.5 например)

  • Способы продвижения объявлений пока не доказали свою эффективность в посуточной аренде. Спрос скорее хаотичный, зависит от свободных дат и сезонности.
  • Гости редко ориентируются на описание и календарь. Чаще вступают в диалог и звонят, не читая условий и не знакомясь с календарем.
  • Есть возможность оставлять отзывы о проживании и зарабатывать баллы рейтинга. Но это будет привязано к хозяину, как к продавцу. И в случае, когда есть несколько объектов, гостям довольно сложно ориентироваться в отзывах.

  • На данный момент, площадка зарекомендовала себя как одна из самых эффективных. Более 60% хостов отметили, что получают брони с данного сервиса.
Пример письма на почту гостю о подтвержденном бронировании, которое приходит ДО оплаты и автоматического закрытия дат в календаре.
Пример письма на почту гостю о подтвержденном бронировании, которое приходит ДО оплаты и автоматического закрытия дат в календаре.
Что на самом деле происходит на рынке аренды жилья после ухода международных сервисов

Площадка работает на рынке как минимум 10 лет, о чем свидетельствует отдельное упоминание в шапке сайта. Также утверждается о наличии 100 тысяч вариантов для поездок по России. Можно найти размещение как на сутки, так и на несколько часов. Со стороны хостов работа площадки имеет следующие особенности:

  • Стандартно хостам предлагается тариф с комиссией и предоплатой 15%, но можно перейти на тариф "Бизнес" и установить предоплату до 100%, при этом комиссия составит те же 15%. Переход на отдельный тариф довольно длительный - через письменное дополнительное соглашение и общение с поддержкой.

  • Есть страховка в партнерстве Манго. Правда, деталей и самого договора найти нам нигде не удалось, опять посылают в поддержку, а там довольно долго приходится ждать ответа.
  • Поддержка данного сервиса - отдельная тема. Ожидание ответа несколько недель - в порядке вещей. Очень многое "модерируется" и проверяется вручную, отсюда остается ощущение в целом замедленного сервиса по всем параметрам. Кроме того и гости и хосты неоднократно жаловались на зависание самого приложения и сайта.
  • Помимо комиссии, сайт также предлагает продвижение с помощью местной софт-валюты, именуемой "ракеты". Они начисляются за бронирования или можно купить за деньги, а также можно найти в сети промокоды для конвертации их в ракеты. Осторожно! В день можно использовать не более 100 подарочных "ракет"!
  • При отказе гостя от бронирования хост получит вознаграждение в зависимости от схемы работы:

    - на схеме «бизнес» % в зависимости от срока отмены (за минусом комиссии Суточно),

    - в остальных случаях компенсацию, которую можно потратить только на продвижение «ракетами».

  • Площадка предоставляет возможность написать отзыв о квартире, а также о госте, но найти это в интерфейсе оказалось довольно сложно. Отзывы, как и многие прочие апдейты, публикуются несколько дней, а то и недель.
  • Согласно опросу, 27% хостов отметили, что получают бронирования через данный сервис. Вероятно, это связано с активной PR-компанией в СМИ.
Скриншот бронирования глазами гостей. Сервис обещает что-то контролировать, несмотря на то, что берет комиссию и при этом не несет ответственности за сделку, согласно оферте.
Скриншот бронирования глазами гостей. Сервис обещает что-то контролировать, несмотря на то, что берет комиссию и при этом не несет ответственности за сделку, согласно оферте.
Что на самом деле происходит на рынке аренды жилья после ухода международных сервисов

ЦИАН (изначально Центральное Информационное Агентство Недвижимости) - крупнейший классифайд недвижимости в России, ведет свою историю с начала 2000х. За это время сервис стремительно развивался и, как следствие, компания вышла на IPO осенью прошлого года и получила оценку свыше $1млрд. При использовании сервиса чувствуется, что он изначально "заточен" под продажи и долгосрочную аренду. Но обещают развитие и добавление новых функций. Основные особенности данной площадки:

  • В данный момент нет календаря и бронирования ни в каком виде. Есть коллаборация с суточно. Но пока запущена в тестовом режиме и не все квартиры, размещенные на суточно попадают на cian.sutochno.ru.
  • Регулярно прилетают запросы на занятые даты, хосты устали отбиваться от этих вопросов. Гости устали сидеть "на телефоне" и всех постоянно прозванивать. Также гости нередко побаиваются переводить предоплату куда-либо. На площадке отсутствует способ перевода денег.
  • Продвижение на сайте нацелено на "место в поиске", а не на просмотры, запросы и тем более бронирования. Цели сервиса и клиентов на данный момент расходятся. Для хостов пока нет явной связи между платным продвижением и бронированиями.
  • Площадка довольно отзывчива к мнению клиентов, поддержка отвечает оперативно и по делу. Готовы меняться и слышат, слушают. Возможно, благодаря этому, а также признанной экспертизе на рынке недвижимости, 23% хостов отметили, что получают бронирования на ЦИАН.
  • Есть подобные площадки-доски объявлений без календаря и оплаты: Яндекс.Недвижимость, Юла, Домофонд. Кстати, на домофонде размещение автоматическое после публикации на авито. Менее 3% опрошенных хостов получают брони с данных "досок".
Из переписки с гостями на ЦИАН в конце апреля 2022
Из переписки с гостями на ЦИАН в конце апреля 2022
Что на самом деле происходит на рынке аренды жилья после ухода международных сервисов

Российский сервис онлайн-бронирования отелей, основанный в 2010 году. Зарегистрироваться может только юридическое лицо (ИП, ООО), для физлиц и самозанятых сервис пока недоступен. Но прежде чем вы соберетесь специально открывать юрлицо для регистрации на данной площадке, предупреждаем о некоторых особенностях:

  • Для редактирования объекта, описания, фотографий - любых данных, необходимо проходить модерацию. Кроме того, невозможно описание жилья ввести самостоятельно. Сервис генерирует автоматически описание, исходя из его характеристик.
  • Поддержка отвечает долго, а порой просто игнорирует. Даже порядок фотографий невозможно установить или изменить на своё усмотрение. У некоторых хостов главной фотографий мог оказаться, например, санузел.
  • Есть возможность выставить 100% предоплату. Комиссия сервиса 15% от стоимости всей брони. Гостям можно писать отзывы.
  • Если вдруг вы решили удалить свой объект - это сделать будет довольно сложно. Через официальное уведомление и длительное ожидание, о чем также прописано в их договоре (доступен только после регистрации).
  • Всего 9% хостов отметили данную площадку, как приносящую брони, на момент написания статьи.
пример "автоматического" описания апартаментов в Сочи
пример "автоматического" описания апартаментов в Сочи
Что на самом деле происходит на рынке аренды жилья после ухода международных сервисов

Малоизвестный сервис, работающий уже 15 лет на рынке. Утверждают что размещено 45тыс квартир, а в год ищут жилье более 1млн человек. С точки зрения хостов, сервис можно охарактеризовать следующим образом:

  • Удобный интерфейс и быстрое размещение (немного тормозит при загрузке фото). Есть приложение и расширенная система уведомлений (почта, смс, пуш).
  • Помимо оферты самого сервиса, есть также оферта на заключение договора найма между гостем и хостом. Это единственный сервис, который предоставляет подобные документы и готов как-то участвовать в дальнейшей судьбе сделки.
  • Можно настроить предоплату вплоть до 100% без заключения договоров и длительных ожиданий, достаточно привязать банковскую карту. Сервис берет комиссию 15% от полной стоимости бронирования.
  • Есть синхронизация и автоматическое обновления календаря занятости объектов. Довольно отзывчивая и оперативная поддержка
  • Есть система отзывов и рейтингов. Но, судя по их давности, довольно редко случаются бронирования на данной площадке. Только 1% хостов отметили, что получают брони с квартирки.
примеры отзывов о квартире в Санкт-Петербурге на kvartirka.com
примеры отзывов о квартире в Санкт-Петербурге на kvartirka.com

ВЫВОДЫ

За последние 2 месяца привычная жизнь хостов (хозяев жилья, сдаваемого в аренду) сильно изменилась. На данный момент ни одна площадка в РФ не предоставляет гарантий и не несет ответственности за соблюдение сторонами всех условий. Ошибочные цены, незакрытые даты в календаре и как следствие, нет доверия со стороны гостей и хостов. 100% предоплата может быть гарантией для обеих сторон, но при условии, что стороны друг другу доверяют. А поскольку доверять в наше время очень сложно, нужен внешний гарант - условный арбитр, который устанавливает правила и проверяет легитимность всех сторон. А далее все просто: заселился гость - хозяин получает предоплату. Не заселился - с хозяина удерживается штраф по условиям отмены. К такой схеме все привыкли, но из перечисленных площадок подобная, без лишних телодвижений, доступна только на самой непопулярной "Квартирке".

Стоит также отметить, что немало броней (как отметили более 10% опрошенных хостов) приносит "сарафанное радио", иными словами, общение между друзьями-знакомыми-коллегами. Кроме того, многие постоянные гости вернулись в проверенные объекты, чтобы не мучать себя долгими и утомительными поисками. Работу с постоянными гостями отметили эффективной более 20% опрошенных хостов.

Сейчас появляются новые сервисы, но на их разработку и развитие до нужного уровня уйдут годы. В данной статье принципиально были рассмотрены только площадки, существовавшие на момент ухода зарубежных компаний. А в ближайшее переходное время большую часть забот по восстановлению справедливости берут на себя хосты, которым доверяют гости, за что всем участникам хочется сказать большое человеческое спасибо.
#аренда_жилья #аренда_недвижимости #airbnb #booking #путешествия #твилру #суточнору #авито #циан #островок #квартирка #личныйопыт
P.S. Копирование и перепечатывание материалов из данной статьи возможно только с указанием ссылки на источник.

1717
35 комментариев

В чем проблема? Арендодатели в теме, понимают что потеряли, понимают что им нужно. Так?
Спасение утопающих дело рук самих утопающих.
1. Регистрация ассоциации членов по аренде
2. Орг. собрание со всеми основополагающими вопросами вкл. цель и деньги
3. О цели все банально и просто: упорядочить рынок и привнести в него систему и "правильное" ПО написанное по тЗ и за счет средств самих хостов.
4. Дальше нанять CEO для ассоциации исключительно профессионалов
5. Опросить всех, составить ТЗ
6. Сделать предварительный расчет стоимости на разработку, тестирование, продвижение и тд и тп
7. Раскидать в деньгах на первых членов с учетом что все последующие должны будут внести свою долю дабы сбалансировать огромные вложения первых
8. Разработка, тестирование и запуск
9. Правки сервиса и его продвижение
10. Владеет сервисом Ассоциация а не некое ООО Рога и Копыта. Все вновь входящие вносят деньгами и все продолжает работать, развиваться за счет взносов новых и постоянных участников.

Всё.

42

Проблем нет. Выход точно найдем, вам спасибо за подробный план.
Пост написан в противовес кричащим из каждого утюга лозунгам "мы 100% импортозаместили Букинг". Так сказать, отражает глас народа без рекламных бюджетов.

5

А толк от всего этого если рынок ограничен? Иностранные агрегатов давали иностранных юзеров. Не только локальных. Толк от ассоциации если в итоге гросс и нет не вырастут?

1

Да нет никаких проблем, сезон уже начался, а партсобрания дадут результат "годиков через..."
Про...еханы полимеры, увы :(

4

Всё здорово только не совсем понятно как это относится к статье. Не стоит вопрос что делать. Речь о том, что есть здесь и сейчас.

2

А я искренне желаю сотрудникам сервисов бронирования скорейшего отдыха. И чтоб они сами воспользовались своим продуктом.

Чтоб заселяясь во Владивостоке звонили в поддержку роботу с 10 до 18 по мск. Чтоб неделями ждали перебронь или решения их вопроса на support@. И чтоб прочувствовали как круто, когда есть официальная замена Букинга! Как звонко дребезжит кошелек от виртуальных рублей после возврата за отмененную бронь. Как оперативно и грамотно выстроены ответы робота по телефону и звучит прекрасная фоновая музыка. И за всё это они заплатят всего лишь комиссию в лярд %.

Аминь.

13

Всё в точку. Я и как хост и как гость сейчас в состоянии умеренной депрессии, вместо двух площадок которые работали мы получили 22, которые НЕ работают, которым НЕ доверяют, у которых нет техподдержки ( то есть она как бы есть, но попробуй ка ее получить(((, и главное нет ни гарантий ни ответственности для обеих сторон.
Здрасти сарафан, наличка, мошенники, давно не виделись(((

9