Как я покупал «плохие» ссылки

Специфика моей работы такова, что время от времени приходится заниматься сложным аудитом сайтов. А именно, искать причины проблем с индексацией, видимостью в поиске, падением трафика и подобными задачами, на стыке поисковой оптимизации и технического сопровождения.

Два года назад мне стало интересно выявить хоть какие-то закономерности, связанные с новыми алгоритмами ранжирования и я стал собирать данные. Не скажу, что большие, потому что в Excel особо не разгуляешься. Но, какие-то гипотезы проверять можно. Особенно интересовали изменения в поисковой выдаче Яндекса и возможность управлять ими.

Довольно быстро выстроились корреляции между ростом количества внешних спам-ссылок и потерей позиций в поисковой выдаче. Я смотрел на цифры и пытался найти актуальные исследования по теме. Но, все упоминания о «ссылочных атаках» были связаны с Google, а в Яндексе к этому времени главной проблемой стала накрутка поведенческих факторов. Бурные дискуссии оптимизаторов о том, можно ли завалить конкурентов ссылками, остались в прошлом. Последняя толковая статья на эту тему появилась у Александра Алаева в 2017 году, но он оперировал промышленными масштабами, а меня интересовали более бюджетные решения.

Поэтому, я взял свой личный сайт и со всей возможной силой «ударил его об стену».

Характеристика пациента: на момент эксперимента 16 лет, тематику не менял, региональности нет, домен всегда был типичным «хомяком» — WordPress, защита Cloudflare, в индексе Яндекса 4 500 страниц, в Google 3 700, уникальность текстов 10%, ИКС 80 (повышен до этой отметки в декабре 2019 года) . Монетизация Google AdSense. Обновлений одно-два в месяц. Структура трафика: из поисковых систем — 69,6% ; прямые заходы — 21,4% ; переходы по ссылкам на сайтах — 5,36% . Трафик из поиска сверхнизкочастотный, давали его примерно 1 000 информационных запросов.

Пару слов о непростом выборе жертвы: конечно, у меня было «два пакетика и семьдесят пять ампул»… — простите, задумался — ещё несколько сайтов, но во-первых, показатели у них нулевые, во-вторых они под коммерцию. Уронить проще, а вернутся ли — не факт. Поэтому, под нож отправилось любимое детище. Интересы науки важнее.

Итак, в начале декабря 2020 года я купил 30 «вечных» ссылок на свой сайт, плюс 5 ссылок бонусом. За 750 рублей! На известной бирже, безанкорные, с русскоязычных общетематических форумов, все доноры заспамлены на 5-7 единиц по Check Trust — в общем, типичный ссылочный спам, который уже не порно, но ещё не gov.ru.

Про изменения ИКС

Изменения ИКС с декабря 2020 года по май 2022 года<br />
Изменения ИКС с декабря 2020 года по май 2022 года

18 декабря, то есть примерно через две недели, ИКС упал до 50 единиц. Через пару дней на сайт зашёл специалист с yandex-team.ru, провёл на нём пару минут и что-то для себя решил. 25 декабря ИКС снизился до 40 единиц. 19 марта 2021 года вернулся на отметку 50, 19 ноября — 60, 17 февраля 2022 года — 70. В мае 2022 года значение ИКС вернулось к стартовой цифре — 80. Не прошло и полутора лет…

Повышение ИКС 12 мая 2022 года<br />
Повышение ИКС 12 мая 2022 года

Про трафик

С трафиком из Яндекса картина выглядит более интересно. Позиции я никогда не снимал, но все эти полтора года почти ежедневно, как заведённый, проверял переходы из Яндекса по запросам, отслеживая первую десятку по трафику. И эта десятка на глазах «худела».

Все запросы из ТОП10 (около сотни) плавно и печально скатывались в ТОП30 и ниже. Складывалось ощущение, что на той стороне сидит живой человек, который каждый такой запрос достаёт из базы данных, грозит ему пальчиком и выпускает в другую базу, особого режима, в казематах Яндекса. При этом, внезапно в ТОП выбирались совсем неизвестные мне ключи, которые алгоритм откапывал в самых дальних углах сайта и я видел переходы по фразе, например, «секс в геологических экспедициях» или «windows 95 видеоадаптер». Трафик за полгода сократился на 15%. Вместо запросов, «приколоченных» в ТОП10 последние лет пять, Метрика стала выдавать непредсказуемую мозаику, которую я читал словно захватывающий детектив.

Картина изменилась в сентябре 2021 года. С 20 сентября до 31 октября визиты выросли со 180 до 400 в сутки, с этого момента их число практически не падает ниже 200. До этого периода было 150-200 визитов в сутки на протяжении 4-5 лет.

Вместе с тем, часть моих любимых запросов безвозвратно потеряна, трафика по ним нет на всём протяжении эксперимента. Все они могут считаться в некоторой степени коммерческими, например:

  • вяленая говядина;
  • аккумуляторы аа тесты;
  • крестовины на гелендваген;
  • и ещё сотня примерно таких, с акцентом на мои автомобильные увлечения.

В ТОП осталось только то, что уж совсем никому не надо, кроме психиатров. Ну и ещё немного запросов, которые поддерживаются органическим ссылочным, типа «пилоты вертолёта апач» или «исток нейдагычана».

Про чистоту эксперимента

Ну, так себе чистота, потому что информационный проект. И большая зашумленность данных. По-хорошему, надо «ударить об стену» коммерческий сайт, но где же его взять, «белый и пушистый», шестнадцати годиков от роду, без смены тематики, без фильтров и продажных ссылок. Также, в минусах отсутствие мониторинга позиций, а в плюсах параллельные наблюдения за коммерческими проектами, которые попадали под такого рода атаки.

Вывод

Выбить из ТОП «плохими» ссылками федерального игрока — вряд ли. Завалить конкурента в региональной выдаче — вполне! Пока нейросети заняты серьёзным делом, а индустрия сжигает бюджеты на поведенческие факторы, в Яндексе работают примитивные дедовские способы. И не надо тратить суммы с ужасающим количеством нулей. Цена вопроса $100. Про конкурента можно забыть на пару лет.

11
8 комментариев

Спасибо за эксперимент.

1

Для чистоты эксперимента хорошо бы взять два похожих сайта, на один купить ссылок, на другой нет. Иначе сложно утверждать, что именно повлияло. По словам коллег, в Яндексе весь прошлый год так трясло (а люди ничего не меняли на сайтах) - мама не горюй.
Хотя и два сайта - не гарантия. Люди делают сетку; у них, допустим, 20 идентичных сайтов (но без футпринтов). И вот часть из них - при одинаковых стартовых условиях - отрабатывает хорошо, а другая - никак.
*
Про плохие ссылки слышала мнения, что тут есть нюансы. Например, процент плохих и хороших, разнообразие ссылочного профиля и др.
Запомнился профиль одного топового сайта - просто конфетка: ссылки - по одной с домена; 2/3 - с хороших тематических доменов и страниц, треть - откровенный шлак (с отстойных доменов были, в основном, ссылки-картинки); разнообразие анкоров; плавный рост ссылочной массы и т.п.

1

30 ссылок? Серьёзно? И строишь какие-то выводы?

Лучше пиши и дальше про сплав по Лене.

Зачем так грубо, просто покажи пример

1

30 ссылок. Именно поэтому и написал статью, потому что такие бюджеты — работают, при определённых условиях. Эти условия тоже расписал, максимально подробно.

Что мне лучше делать, я сам решу.