Релокация для IT-команды: где открывать офисы, чтобы не потерять сотрудников

За этот год многие команды пришли к пониманию, что если не дать сотрудникам возможность комфортно работать на нее из другой страны, то какое-то количество людей переедет и уйдет в иностранные фирмы. Так можно потерять даже очень лояльных специалистов, рискуя долго не найти им достойной замены в реалиях сегодняшнего дня.

Рассказываем, какие сейчас есть варианты для релокации команды: от временного хаба до открытия полноценного офиса в других странах.

Летом появилась тревожная новость, что Минфин хочет обязать россиян за границей платить 30% НДФЛ. Если закон примут, уехавшие специалисты встанут перед выбором: платить конский налог или устраиваться на работу в иностранную компанию. Поэтому на месте бизнеса, лучше бы позаботиться о том, чтобы ваши релоцировавшиеся сотрудники смогли устроиться в ваше же иностранное юрлицо и спокойно работать дальше. По ходу статьи мы также рассмотрим страны, где выгодно открывать офисы, а где это сложно и неоправданно.

Как выбрать направление

Есть базовый список вещей, от чего стоит отталкиваться при выборе направления для релокации команды. Будем держать его голове.

Условия въезда и нахождения в стране. Тут достаточно посмотреть, куда уезжают ваши сотрудники. Самые популярные направления — Турция, Сербия, Армения и Грузия. Во многом потому, что туда легко въехать и можно долго находиться, работают карты российских банков или легко открыть счет в местных.

Возможность массовой релокации. Понятно, что небольшой стартап из 10 человек с энергичными фаундерами вполне может перебраться в какой-нибудь Сингапур. Да, это не супер легко и не всем подойдет, но возможно. Если компания крупнее, скорее всего, так уже не получится. Стоит выбирать из вариантов, куда большая часть ваших сотрудников при желании реально сможет переехать.

Условия открытия офиса. В разных странах бывают свои особенности. Например, обязательство нанимать N местных граждан на одного иностранца, как в Турции. Или вообще зарегистрировать юрлицо можно только на резидента этой страны, как в Аргентине. Еще неплохо бы оценивать размер налогов для ООО, ведь где-то они могут быть значительно выше российских.

Уровень зарплат. Оцените зарплаты в странах, куда планируете релоцировать людей. Хорошо, если вы на уровне, если выше — отлично. Но также важен баланс между зарплатами и уровнем жизни, а то перебить рынок в Монголии большого труда не стоит.

Уровень жизни. Даже если вы можете предложить конкурентную зарплату в другой стране, не факт, что ваши сотрудники смогут жить с тем же комфортом, что у себя дома. Даже скорее всего, не смогут. Например, в популярных Турции, Грузии и Армении cost of living значительно вырос за счет аренды жилья — цены на аренду поднялись почти в 2 раза с первой волной эмиграции.

Сравнивать уровень жизни удобно на сайте numbeo.com. Можно выбрать несколько городов и сопоставить расходы между собой. Аренду, правда, стоит смотреть отдельно на местных ресурсах по факту.

Сравниваем цены между Белградом и Антальей.

Временный хаб

Открытие офиса в другой стране — дело не быстрое. Это как минимум рисерч направлений, поиск подрядчиков и партнеров, регистрация юрлица, и, возможно, поиск помещения под физический офис. При этом многие ваши сотрудники захотят уехать уже сейчас, а кто-то наверняка уже уехал. Как вариант, можно организовать в другой стране временный хаб.

Возможно, для кого-то подойдет Тайланд или Индонезия. Мы же для этих целей выбрали Турцию.

Хаб в Турции

Для открытия юрлица в Турции не нужны местные партнеры, как, например, в ОАЭ или Аргентине. Но по местным законам на одного иностранного сотрудника обязательно нужно нанимать несколько турков. Нам такое не подходит, поэтому от идеи открыть тут офис пришлось сразу отказаться.

Зато у Турции есть много преимуществ, которые делают из нее почти идеальный временный хаб.

  • Легко въехать в страну и остаться на время — гражданам РФ можно находиться до 90 дней за полгода с небольшим визараном.
  • Легко получить ВНЖ — обычно достаточно заключить договор аренды на три месяца, полгода или год. Это актуально для тех, кто захочет остаться подольше.
  • Можно открыть счет в банке и без ВНЖ. Не во всех банках, но возможность есть.
  • Из Турции без проблем можно улететь куда угодно прямым авиасообщением, включая многие города РФ.
  • Небольшая разница в ценах с Россией. На юге страны цены сопоставимы с Самарой, где у нас штаб-квартира. А в свете слабой лиры и крепкого рубля даже выгоднее. Исключение — аренда жилья, которая с начала марта подорожала здесь почти в 2 раза.
  • Большое русскоязычное комьюнити.
Цены в регионах России и Турции не сильно отличаются. Правда, данные по аренде уже устарели.

Турция стала одним из самых популярных направлений для эмиграции. Если часть ваших коллег уже уехали сюда и на какое-то время готовы остаться, организовать коворкинг для них — однозначно хорошая идея.

🌴Наш опыт — Меркури Вилладж в Турции

Мы арендовали коттеджи на юге страны и организовали что-то вроде коворкинга, совмещенного с коливингом. В туристических районах Турции в марте было много пустых домов, чем и воспользовались. До начала туристического сезона еще можно найти подходящие варианты через Airbnb или Booking.

Также рекомендуем найти подрядчиков, которые возьмут на себя хозяйственные вопросы. Мы нашли местных помогаторов в одном из телеграм-чатов по релокации в Турцию. Они отвечают за трансфер сотрудников из аэропорта Антальи до наших вилл и помогают раздобыть все необходимое оборудование. Ну и по всем хозяйственным вопросам обращаемся к ним.

Главное идея такого коворкинга в том, чтобы помочь друг другу адаптироваться к новым условиям. А затем каждый решит для себя, куда двигаться дальше.

Если вы скилловый айтишник и прямо сейчас в поиске удаленной работы — можете присоединиться к нашему комьюнити в Турции, Сербии, Армении, Казахстане или Грузии. В Меркури хорошие условия для удаленщиков, а налоговые нерезиденты РФ могут работать напрямую с нашим офисом в Америке 💵

Удаленные вакансии

Офис в другой стране

Расскажем о странах, в которых сами открываем офисы: где все хорошо и по плану, где есть сложности, а где открывать передумали.

Сербия

У этой страны много преимуществ.

  • В Сербию легко въехать гражданам РФ плюс есть визаран.
  • Регистрация юрлица не требует резиденства — можно оформить на себя. Процесс занимает 1−2 месяца.
  • Ваши сотрудники могут получить ВНЖ по приглашению на работу от вашего же юрлица и жить в стране безо всяких визоранов.
  • Жить в Сербии дороже, чем в целом по России, но не критично. В Москве, например, жизнь еще дороже, чем в Белграде.
  • Уровень зарплат сопоставим с Россией.
Команда Мерка в Сербии

Главный плюс Сербии, на наш взгляд — не сложно открыть юрлицо и получить ВНЖ по работе. Далеко не во всех странах эти условия выполняются одновременно.

Мы сами открыли офис Меркури в Белграде. Наняли местного подрядчика, который помогает со всей бюрократией. Еще весной зарегистрировали ООО и теперь официально приглашаем желающих по рабочей визе.

Налоги в Сербии

В Сербии высокие налоги и страховые взносы в случае официального трудоустройства. Причем если в России НДФЛ и взносы оплачивает работодатель, то в Сербии львиную долю налогов сотрудникам придется платить самостоятельно из своей зарплаты. То есть зарплаты в IT здесь на уровне России, но при этом с той же суммы на руки после уплаты налогов получаешь меньше.

Для фрилансеров есть аналог российского ИП на патенте (ПСН). Платится фиксированный ежемесячный налог (определяется индивидуально, но порядка €400 в месяц). В таком случае годовой оборот не должен превышать €50 000, и необходимо соответствовать требованиям теста независимости.

А еще получить ВНЖ в Сербии можно по приглашению от собственного же ИП.

При желании уехать в Сербию ваши сотрудники могут уже сейчас, не дожидаясь регистрации юрлица. Граждане России могут находиться в Сербии 30 дней без визы. На случай, если открытие офиса займет больше месяца, в Сербии возможен визаран: живете в стране положенные 30 дней, затем пересекаете границу с соседними Черногорией или Боснией и возвращаетесь обратно.

Армения

Плюсы страны, чтобы открыть в ней офис:

  • Вашим сотрудникам будет легко перебраться в страну и жить в ней. Виза не нужна, загранник не требуется, 180 дней можно находиться по российскому паспорту. Есть визаран — после этих 180 дней можно выехать на пару часов заграницу, чтобы обнулить срок.
  • Зарплаты в IT плюс минус такие же, как в России. А стоимость жизни в столице Армении примерно как в Питере.

Из минусов — в Армении налоги на ООО выше чем в РФ. Но есть специальная госпрограмма для стартапов, которая помогает существенно их уменьшить:

Освобождение от налога на прибыль для стартапов

IT-стартапы не больше 30 человек в Армении могут получить освобождение от налога на прибыль, плюс НДФЛ снижается с 21 до 10%. Пока программа работает до 31 декабря 2022, есть шанс, что ее продлят. Иностранные филиалы и дочки не подойдут.

Казахстан

Казахстан еще весной заинтересовал тем, что находится в 4-х часах на автомобиле от Самары, Саратова или Оренбурга. Штаб-квартира Меркури находится в Самаре, и здесь больше всего оборудования, часть которого можно было бы при необходимости перевезти через сухопутную границу. С открытием офиса в Казахстане мы столкнулись с некоторыми трудностями, но как оказалось — все было не зря.

Фото Unsplash

Сначала о трудностях. Сначала для пропуска в страну на автомобиле, нужно было получить разрешение Межведомственной комиссии. Начиная с 11 апреля ограничения на въезд сняли. Зато появились сложности открытия счета — мы обошли уже 3 банка и процесс все время вязнет то ли в бюрократии, то ли в нежелании работать с российской компанией. В итоге счет открыли, помещение сняли, сейчас все ок.

В сентябре часть наших коллег тоже отправилась в незапланированное путешествие в РК через сухопутную границу. В этот момент мы были благодарны, что у нас уже был открыт офис в Уральске. Ребята из Уральского офиса быстро сняли апартаменты на 8 комнат для тех, кому не удалось забронировать жилье, оперативно отвечали на бытовые вопросы, помогали с банковскими картами.

Компании, чьи сотрудники оказались в Казахстане не запланировано, могут арендовать для коллег корпоративную квартиру, чтобы им было, где остановиться на первое время. Привычные Airbnb и Booking работают, для брони нужна карта иностранного банка. Но сейчас это не лучший вариант для поиска жилья — можно оказаться в ситуации, когда владелец напишет спустя сутки после подтверждения брони и скажет, что цена выросла. И нет гарантий, что он не сделает это снова.

Для долгосрочной аренды можно попробовать посмотреть квартиры на krisha.kz — местный маркетплейс аренды жилья. Но с сентября найти достойную квартиру на маркетплейсах практически нереально — лучшие варианты передаются из рук в руки. Искать такие ускользающие варианты можно прямо в чатах в телеграме. Лучше всего искать чат по конкретным городам, например Россияне в Уральске или Аренда жилья Актау. Формула поиска нужного чата такая: в поисковой строке пишем «россияне» или «аренда жилья» + название города. Также жилье можно искать в общих чатах.

Еще месяц назад РК не выглядела как интересный вариант для релокации команды. Но если в вашей команде многие сотрудники уехали в Казахстан и собираются оставаться — стоит задуматься над открытием здесь офиса. Обратите внимание: чтобы нанимать на работу россиян, необходимо получить отдельное разрешение для найма иностранцев.

Грузия

Поначалу страна показалась нам очень привлекательной, чтобы открыть там офис. Уехать легко — граждане России могут находиться в Грузии 360 дней просто по загранпаспорту. После этих 360 дней можно выехать на пару часов заграницу, чтобы обнулить срок. Грузия сейчас одно из самых популярных направлений среди наших коллег.

Но ходят слухи, что сейчас в Грузии самые разные настроения. Например, были разговоры о сложностях с открытием счетов для россиян. Мы опасаемся, что еще большие сложности могут возникнуть при регистрации бизнеса.

Если вы давно живете в Грузии, эмигрировали сейчас или открывали бизнес в стране — будет круто, если поделитесь опытом 🙏

Саммари по странам

Турция, Тайланд и прочие Бали — для временных хабов. Здесь хорошо перевести дух и пожить с командой как трушные удаленщики. Работая на международный рынок открывать офис в таких странах обычно либо проблематично, либо нецелесообразно.

Ближнее зарубежье: Армения, Казахстан, Узбекистан — пускай будет. Тут есть вопросы к уровню жизни, инфраструктуре и политическим режимам. Да, это относительно недорогие и доступные страны и для жизни (если не считать аренды) и для конкуренции на рынке труда. Но хорошо бы в текущих условиях иметь офис хотя бы здесь. Особенно, если ваши сотрудники намерены тут задержаться.

Сербия — стратегическое окошко в Европу. Хотели бы написать о странах Восточной Европы в принципе, но пока что Сербия — единственная европейская страна, где без проблем можно открыть офис и перевезти сюда команду из РФ. Здесь можно обосноваться надолго, комфортно жить и развивать бизнес.

Если у вас есть опыт релокации в другие страны — расскажите об этом в комментариях. Еще круто будет, если есть что дополнить по странам, о которых написали мы.

У нас есть телеграм-канал, где обычно мы рассказываем о важных, либо просто интересных новостях в IT. Сейчас помимо новостей пишем об опыте релокации и командировок наших ребят в разные страны. Кому интересна тема, приглашаем.

Релокация в Армению
Релокация в Турцию
Релокация в Сербию
Релокация в Тайланд
Релокация на Кипр

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Счастливый маркетолог

Отличная статья! Если все-таки компания все-еще в России, а сотрудники уже в релокации, можно использовать сервис задач и выплат https://madetask.com/ Через него можно переводить деньги без участия SWIFT сотрудникам на карты большинства банков мира.

Ответить
Развернуть ветку
Алимов Максим

Крутая статья! Спасибо автору!

Ответить
Развернуть ветку
Merk Team
Автор

Спасибо вам! Рады, что материал оказался полезен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Elistratov

Жил в Грузии с марта по октябрь, конкретно в Батуми. Никаких разных настроений на себе замечено не было, следуй золотому правилу этики и будет тебе счастье.
По поводу банков - да, было дело, что не открывали счета и тд. Но это объясняется тем, что местная банковская система просто не была готова к такому наплыву новых клиентов. Уже летом многие мои знакомые спокойно открывали счета.
Сейчас в Стамбуле, цены на жилье примерно как Батуми. Цены на питание - дешевле раза 2 (общепит и магазины).
По поводу других стран - Азия прекрасна тем, что там дешевле аренда и выбор жилья шире, спелые экзотические фрукты по цене яблок + морепродукты. Но далеко не всем зайдет жизнь в деревне, также мало кому подойдет азиатский мегаполис по типу Дели или Бангкока.

Ответить
Развернуть ветку
Merk Team
Автор

Спасибо, что поделились опытом, все по фактам. Возможно, нам самим стоит еще разок подумать насчет Грузии

Ответить
Развернуть ветку
Проходивший мимо

Умеете, могёте. Полезно!

Ответить
Развернуть ветку
F F

Ваш "налоговый лайфхак" про Сербию подводит под монастырь, а вернее не самый приятный экспириенс с сербской налоговой.
"Работать как ИП в Сербии почему-то гораздо выгоднее" — не "почему-то", в потому что государство таким образом стимулирует независимую деятельность и инициативу (т.е. предпринимательство). Если работать так же, как при трудовом договоре, но будучи ИП, то это легко вскроется при первой налоговой проверке, и полученные льготы нужно будет доплатить. Чтобы этого не произошло, нужно соответствовать 5 из 9 требований "теста независимости" (test samostalnosti), что успешно отфильтровывает маскирующих трудовые отношение работников от реальных предпринимателей или фрилансеров.

Ответить
Развернуть ветку
F F

Ну и да, "не вести бухгалтерию совсем" немного вводит в заблуждение, книгу учета (KPO) и инвойсы (fakture) заполнять все равно придется. Это нельзя назвать бухгалтерией в полном смысле слова, но и если "ничего совсем не вести", можно тоже нехило огрести.

Ответить
Развернуть ветку
Merk Team
Автор

Спасибо, ценные замечания. Добавили уточнения, чтобы не вводить в заблуждение.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 9 комментариев
null