Несмотря на кризис и санкции: 5 советов для создания удачного бизнеса по аренде вещей

Несмотря на кризис и санкции: 5 советов для создания удачного бизнеса по аренде вещей

Сегодня экономика совместного потребления (ЭСП) стала глобальным мировым трендом. По данным исследования РАЭК, ещё в 2020 году объем ЭСП в России вырос на 39%, превысив 1 трлн рублей. И эти цифры продолжают расти. Наиболее востребованными направлениями шеринг-экономики на сегодняшний день являются кратковременная аренда автомобилей (каршеринг) или машин с водителем, коллективное использование личного транспорта (карпулинг), софинансирование проектов (краудфандинг), аренда квартир для командировок и путешествий на короткий срок, совместная аренда офисов (коворкинг). На основании модели совместного потребления уже базируются различные направления бизнеса, что станет драйвером роста объемов шеринг-экономики к 2025 году до 335 млрд долларов. А как монетизировать свою идею в этом сегменте, расскажет Андрей Тараненко, основатель и генеральный директор мультишеринговой компании Pauri.

Путь становления

Экономика совместного потребления появилась в разгар мирового экономического кризиса в 2008-2009 годах. Причина ее развития очевидна - у людей не хватало средств, чтобы иметь такие дорогие товары, как, например, автомобили в личном пользовании. В России шеринг-экономика начала развиваться гораздо позже, чем на Западе (в 2014 году с приходом на отечественный рынок французского BlaBlaCar), но с каждым годом объемы рынка шеринговых услуг только растут. Так, в 2017 году этот показатель составил 392 млрд рублей, в 2018 году - увеличился на 39% (до 511 млрд рублей), в 2019 прибавил еще 50%, а в 2020 объем транзакций шеринг площадок составил 1,07 трлн руб. (+39%).

Мультишеринговая компания Pauri существует уже 6 лет и ежегодно наращивает объемы оказываемых услуг в 2-2,5 раза. В 2022 году этот сегмент экономики Российской Федерации продолжит динамично развиваться. Перспективы бизнеса в сфере совместного потребления колоссальные, например, человек покупает квадрокоптер за 100 000 рублей, пользуется им раз в год – в отпуске, и можно сказать, что гаджет обходится ему за 100 000 рублей в месяц. Если же взять его в аренду, то тогда он будет стоить всего 10 000 рублей в месяц – 10% от суммы покупки. Согласитесь, что это значительная экономия. Если масштабировать этот расчет на 36 клиентов в год – получается, что благодаря аренде они смогут сэкономить более 3 млн рублей.

Риски и ограничения

Как и в любом другом виде предпринимательства при создании бизнеса в сфере шеринг-экономики рисков много. Нужно продумать и предусмотреть все до мелочей.

В первую очередь, это опасность кражи персональных данных клиентов, поэтому необходимо обеспечить их безопасность. Например, в структуру сайта нашей компании интегрирована система, которая хранит все данные в зашифрованном виде на разных серверах. Это позволяет держать их в закрытом доступе.

Помимо этого, в шеринг-экономике высока вероятность хищения техники, поэтому необходимы меры для возможности ее отслеживания. В качестве примера – в автомобилях каршеринга устанавливаются специальные трекеры, отслеживающие местоположение и маршруты машины. Это позволяет не только контролировать сохранность транспортного средства, но и соблюдать договорные условия, например, если они подразумевают ограниченную локацию эксплуатации авто. К таким рискам мы готовы, для их минимизации реализовываются эффективные мероприятия. Например, с техникой Apple всё просто: девайс всегда можно найти с помощью встроенного локатора или даже заблокировать. Для тех устройств, у которых нет своей системы защиты от краж, мы проводим небольшие технические изменения. Также на всю технику мы наносим лазерную гравировку, чтобы её было сложно украсть и перепродать. В 95% случаев технику всё же удаётся вернуть, а остальные издержки компания берёт на себя.

Из более узконаправленных рисков – разница в правилах аренды в зависимости от страны. Шеринговой компании всегда нужно быть в курсе всех событий, следовать правилам эксплуатации гаджетов в разных государствах мира, а также оперативно информировать о них своих клиентов.

Пять лайфхаков для удачного стартапа в шеринг-экономике:

  • Начните делать. Да, звучит крайне банально. Но при столкновении с реальной необходимостью действовать, более 95% начинающих предпринимателей отказываются от бизнеса. В мыслях и на словах все мечтают о финансовом успехе, но это ещё не гарант успеха.
  • Протестируйте модель бизнеса. Перед тем как инвестировать, опробуйте модель бизнеса, чтобы понять, будет ли она востребована. Потратьте пару часов и создайте одностраничный сайт. Пустите рекламу на несколько недель: записывайте первые звонки и ведите аналитику. Это даст более полную и, что важнее всего, реальную картину будущей рентабельности бизнеса.
  • Поймите, откуда возьмете стартовый капитал. Это будут личные накопления? Кредит? Грант? Или у вас есть знакомые, готовые финансово вас поддержать? Проектов, не требующих начальных вложений, очень мало.
  • Читайте много книг. Книги - это лучший друг, и с этим другом нужно поддерживать регулярную связь. Поставьте адекватную планку: 20 минут в день на чтение. Я рекомендую больше читать о саморазвитии и бизнесе, потому что эти книги дают конкретные инструкции и укрепляют силу духа.
  • Не опускайте руки, если вам кажется, что ничего не получается. Будьте настойчивы во всём, даже в мелких задачах: именно они могут стать тем решающим шагом к успеху. Помните: настойчивость часто эффективнее высокого интеллекта.
22
Начать дискуссию