Скрипты для отдела продаж: как мы превращаем лидов в клиентов
Мы, агентство MOSC, внедряем CRM-системы и настраиваем процессы в отделах продаж. Да, безусловно, заказчики уникальные и к каждому нужен особый подход. Но все клиенты хотят одного: чтобы менеджеры продавали больше, чтобы прибыль росла, чтобы отчёты и аналитика были прозрачными.
Снять большинство возражений, ответить на вопросы и подвести к покупке помогают грамотные скрипты продаж.
За годы работы мы написали десятки сценариев разговоров, продолжаем улучшать имеющиеся и создаём новые. В статье делимся опытом, как составить эффективный скрипт.
Что такое скрипт продаж?
Это упорядоченный алгоритм общения с клиентами по телефону или на встрече. Проще говоря, это схема с конкретными фразами, которые произносит менеджер в зависимости от того, что ему говорит потенциальный заказчик. Задача скрипта продаж — помочь продажнику довести клиента до цели. Как правило, под целью понимается переход на следующий этап воронки: отправка КП, повторная встреча, покупка и т. п.
Почему сценарий продаж — хороший инструмент?
Люди делятся на два лагеря: первые считают, что скрипты — основа системных продаж, а вторые — что готовые фразы убивают творческий процесс, менеджер должен чувствовать клиентов и что по скрипту сможет работать и робот. По факту истина где-то посередине.
Должна признаться, что в начале карьеры продажника я придерживалась второй точки зрения: каждый клиент уникален, а я знаю продукт, так что диалог выстроится по ходу взаимодействия. Но со временем я убедилась, что успешные и неуспешные продажи похожи друг на друга. Есть последовательность действий, магия фраз и формулировок, позволяющих управлять диалогом с клиентом и вести его к результату, — продаже, а не к очередной интересной беседе.
Если смотреть на скрипт как на последовательность этапов и эффективных формулировок, он из оков превращается в основу для работы. А менеджер перестаёт быть простым консультантом или, что хуже, «кассиром», который только говорит, какие товары есть в наличии и сколько они стоят.
А ещё я раскусила руководителей, которые отчаянно сопротивляются скриптам (менеджеров, которые не хотели работать по проверенному алгоритму, я практически не встречала). Так вот, эти руководители и собственники бизнесов чаще всего просто плохие или неопытные продажники, поэтому у них не получается написать хороший скрипт. Они сами не знают, как продавать.
Те же, кто хочет увеличить продажи, учатся писать скрипты и внедряют их в бизнес.
Как написать скрипт, который будет продавать?
- Пишите сценарий продаж с конца
Откройте Google Docs, Word или другое приложение, где будете писать скрипт, и напишите: «Отлично! Жду ваши реквизиты». А затем сделайте шаг назад — подумайте, что такого вы должны были сказать, чтобы клиент заявил: «Да, я покупаю!». Потом отступите ещё на шаг. И так дойдите до момента, когда пользователь только пришёл на встречу или снял трубку телефона.
- Ваше предложение должно избавлять клиента от боли
Во время диалога потенциальному заказчику должно стать нестерпимо больно, а ваш продукт должен волшебным образом избавить его от неприятных ощущений. Менеджеры часто забывают об этом или сразу же пытаются сделать потенциальному заказчику хорошо. Они стараются, работают бесплатно, а клиент — довольный, но не состоявшийся — уходит в благодарное молчание.
- Учтите характеристику вашей целевой аудитории
Если работаете с разными клиентами, рекомендуем подготовить отдельные скрипты для каждого сегмента, потому что именно от потребителя зависит, пойдёт ли ваше общение по плану.
- Продумайте варианты развития событий
Потенциальный заказчик может согласиться или отказаться от вашего предложения, попросить скидку или рассрочку. Все эти моменты нужно отразить в сценарии.
- Дорабатывайте
Если клиенты часто задают вопросы, ответов на которые нет в скрипте, или говорят на другие темы, переработайте текст.
Ваша главная задача — нащупать и надавить на боли клиентов. Потому что без боли нет продажи.
Из каких этапов состоит скрипт продаж?
Этапы можно охарактеризовать как скелет, на который крепится «мясо» — направляющие фразы.
- Установление контакта: уточняем, откуда клиент о нас узнал, находим общее, создаём рабочий диалог;
- Программирование: берём инициативу в свои руки, направляем беседу в нужное русло — а именно продажу следующего этапа. Например, так:
Name, предлагаю поступить так. Я задам вам ряд вопросов, чтобы лучше подготовиться к консультации и понять, чем могу вам помочь. Потом расскажу, зачем нужна консультация и почему вам стоит на неё прийти. А затем договоримся по времени. Хорошо?
- Квалификация: проверяем, готов ли клиент работать с нами и есть ли у него временные, денежные и другие ресурсы для этого;
- Выявление боли: последовательно задаём вопросы. При этом трансформируем запрос клиента в возможные потери, если эти задачи не решать в скором времени. Например,
Менеджер: Я понял, что вам нужно ХХХ, а какую задачу вы хотите этим решить?
Клиент: задачу YYY.
Менеджер: *записывает, затем спрашивает*: Так, тут понятно. А что это для вас значит?
Таким образом помогаем клиенту сформулировать ту самую боль, разобраться в его проблеме.
- Усиление боли: узнаём о попытках клиента самостоятельно решить задачу, подсвечиваем потери, направляем его к мысли, что решать задачу нужно срочно. Какие вопросы можно задать:
- О прошлом: как давно вы поняли, что вам нужна CRM и вы зарабатываете меньше, чем хотите?
- Как пробовали решать? Какие результаты?
- О будущем: что может случиться, если оставить всё как есть?
- Что можете потерять, если не решите проблему?
- От чего придётся отказаться, если оставить всё как есть?
- Какие трудности могут возникнуть, если не начать решать проблему прямо сейчас?
- Подготовка и презентация решения: рассказываем, как мы можем помочь и снять боль в пользу выгоды. К примеру, так:
Позвольте, я подытожу всё, что услышал (менеджер до этого всё записывает).
И в конце: я правильно понял, что у вас такая ситуация и вам надо её решить?
- Предзакрытие: выясняем, готов ли пользователь немедленно приступить к сотрудничеству, отрабатываем истинные и ложные возражения, которые мешают ему принять решение о следующем шаге. Если у вас сложный продукт и для продажи нужно совершить несколько успешных коммуникаций, продавайте не товар, а следующий шаг. Например:
Что скажете, вам нравится идея консультации?
Если нет: Что вызывает вопросы?
Если да: Тогда прежде чем назначить консультацию, я задам ещё пару вопросов, чтобы подготовиться ко встрече и провести её продуктивно.
- Закрытие сделки: чётко договариваемся о дате и времени следующего шага
Сколько скриптов продаж нужно составить?
Количество скриптов зависит от того, сколько в компании уникальных сценариев на каждом этапе продаж в каждой воронке. Вот минимальный набор:
- холодный поиск;
- обработка входящих заявок;
- встреча;
- дожим и закрытие сделки.
Мы также используем скрипты, чтобы обрабатывать обращения с партнёрских сайтов, обзванивать готовую базу (при условии, что знаем, кто наши потенциальные клиенты), привлекать пользователей, которые отказались от сотрудничества, но ищут решение для своего бизнеса.
Что в итоге?
Скрипт — инструмент, который упрощает менеджерам жизнь, помогает закрывать сделки и повышать продажи. Он уменьшает человеческий фактор, но оставляет простор для творчества и индивидуализированного общения.
Мы не добавили в статью шаблоны скриптов, потому что они поставят вас в рамки, которые помешают учесть все моменты, важные для бизнеса. Рекомендуем потратить время и прописать скрипт с нуля, тем более что никто лучше вас не разбирается в задачах ваших клиентов.Что важно учесть, когда будете составлять сценарий для продаж:
- Цель скрипта — перевести потенциального клиента на следующий этап: повторный созвон, встречу, отправку КП и т. п.
- Пишите скрипт с конца. Так вы пройдёте весь путь потенциального заказчика и подберёте правильные слова.
- Если компания работает с клиентами в разных сегментах, подготовьте скрипты для каждого из них. Так вы обработаете боли разной ЦА.
- Хороший скрипт причиняет заказчику боль, а продукт, который вы предлагаете, должен от неё избавлять.
- Продумайте разные варианты общения, чтобы менеджеры были готовы ко внезапным вопросам или резким возражениям от клиентов.
- Дорабатывайте уже готовые скрипты. Чем больше вопросов и возражений закрывает сценарий, тем выше шанс на успешную сделку.
- Для каждого этапа воронки продаж в идеале свой скрипт.
Уверены, что у вас получится подготовить сценарий для продаж, который будет работать для вашего бизнеса. А если потребуется помощь с построением продаж – обратитесь к нам.