Личный опыт Vladimir Merkushev
13 844

Семь ежедневных инструментов менеджера продукта

Обзор сервисов и расчёт месячной стоимости одного виртуального рабочего места.

В закладки

Работаю менеджером продуктов более десяти лет (Kolesa.kz, Avito, «Яндекс»).

Нужно признать, что за последние несколько лет облачные решения почти полностью вытеснили с моего рабочего ноутбука установленные программы. И это здорово! Переезд на нового боевого коня теперь занимает несколько минут — достаточно поставить любимый браузер и восстановить настройки, которые, опять же, лежат где? Правильно, в облаке. Итак, список моих рабочих инструментов.

Майндмапы — наше всё. Mindmeister

Мой конспект вебинара Google в виде майндмапа

Майндмап (mind map), пожалуй, самый универсальный инструмент в работе менеджера продукта. В карте можно записать важные факты по ходу общения с командой или стейкхолдерами, набросать архитектуру будущего продукта, показать дизайнеру составляющие макетов, сделать быстрый и понятный список задач с приоритетами.

Для построения майндмапов я использую Mindmeister — облачный, кроссплатформенный, шустрый, удобный. Легко шарить карты с коллегами, открывая доступ по ссылке. Стоит всего 5$ в месяц на личном тарифе. Есть бесплатная версия с ограничением на количество карт.

Магия коллективной работы над макетами. Figma

Макеты корпоративного сайта в Figma

Не так давно я открыл для себя новое решение для работы над макетами. И оно практически идеально! Figma позволяет работать над макетом интерфейса или презентацией одновременно вам, дизайнеру, арт-директору и команде разработки.

При этом ещё большее количество коллег могут наблюдать за творческим процессом и комментировать всё что ни попадя. Особенно забавно звучит обсуждение макетов с дизайнером, когда вы сидите в разных офисах и проводите обсуждение по аудиосвязи.

— Видишь мою мышку?

— Где?

— Ну вот она! (Здесь собеседник начинает дико шарить мышкой по столу или пальцем по тачпаду, привлекая внимание к своему курсору.)

— Вижу!

— Вот этот макет нужно переместить сюда и добавить на него…

Конечно, есть похожие решения. Например, Zeplin или InVision, которыми мне доводилось пользоваться в прошлом. Но только Figma, на мой взгляд, делает процесс создания дизайна по-настоящему многопользовательским и интерактивным. Есть бесплатная версия на двух пользователей с ограничением до трёх проектов, нормальный пакет для команды стоит 12$ за пользователя в месяц.

Документы, куда без них. Google Docs

Чек-лист для юзабилити-экспертизы в Google Docs

Какой бы ни был у вас понятный и простой продукт, ему нужна документация. Я стараюсь ограничиваться концепцией продукта, в которой описываю цели, ключевую функциональность, список user story, целевую аудиторию, метрики, технические требования, риски и конкурентов. Такой документ обычно нужно показать большому количеству людей и получить обратную связь.

Ничего лучше Google Docs, на мой взгляд, человечество пока для таких задач не придумало. Особенно когда у вас корпоративная почта на Google Apps и все коллеги уже есть в списке контактов. Аналогично с табличными данными, для них Google Sheets. Инструмент бесплатный, как и большинство продуктов Google.

Презентации для выступлений. Keynote

Слайды к выступлению на тему Customer Journey Map в Keynote

Здесь я остаюсь ретроградом и делаю презентации на установленном на рабочем ноутбуке ПО. Раньше это был PowerPoint, сейчас, с переездом на Mac, это Keynote. От переезда с Windows на Mac OS у меня только хорошие впечатления! Ни капельки не жалею тех моральных усилий и первых двух недель мучений с незнакомой операционной системой.

Есть, конечно, вещи, которые удивляют и выглядят странными для пользователя с более чем 20-летним стажем работы на «винде», но в целом UX на «маке» намного приятнее. Всё выше сказанное можно применить и к сравнению PowerPoint с Keynote — удобнее, быстрее, больше стиля и чистоты в шаблонах, меньше лишних операций. Инструмент идёт в комплекте с Macbook.

Менеджер, к доске! RealtimeBoard

Бизнес-модель продукта по lean canvas в RealtimeBoard

Ещё один относительно новый для меня инструмент, которым я начал пользоваться в BTS Digital, — RealtimeBoard. Это такое безграничное пространство, на котором можно размещать стикеры, списки, заметки, блок-схемы и прочие полезные для работы в команде вещи.

Я пока использую его для создания lean canvas (о них я уже писал ранее — отличный инструмент для работы с бизнес-моделью, а в RealtimeBoard есть готовые шаблоны) и для визуализации пользовательских сценариев.

Инструмент явно умеет больше! Коллеги рисуют в нём монстрообразные схемы и даже проставляют статусы реализации составляющих их функций. Есть бесплатная версия с ограничениями на количество досок и пользователей. Для компании всё удовольствие обходится примерно в 10$ за человека в месяц.

Чатики, чатики, больше чатиков! Slack, Telegram, Skype

Наш уютный чатик в Telegram

Больше половины работы любого менеджера составляет общение. Когда время дорого, а коллеги могут работать в другом кабинете (офисе, городе, стране), большая часть общения идёт в чатах. Это и плюс, и минус одновременно.

Чатики заметно съедают рабочее время, особенно если вы замкнули много коммуникаций на себя и ведёте несколько продуктов одновременно. Иногда можно весь день отвечать на сообщения в чатах. Следовательно, чат должен быть, во-первых, удобным, во-вторых, быть установлен у всех нужных вам людей.

Наиболее удобным для командной работы мессенджером я считаю Slack. В этом со мной согласны тысячи довольных клиентов по всему миру и инвесторы, которые недавно вложили в компанию ещё $427 млн с оценкой в $7 млрд. Самое полезное в Slack, на мой взгляд, — это тематические каналы.

Чтобы они хорошо работали, на каждое продуктовое направление должен быть отдельный канал, в котором есть сотрудник, способный ответить на любой вопрос или принять комментарий по работе этого продукта. Такое «дежурство» по важной для вас, как для продакта, теме, помогает быстро решать вопросы, быть в курсе всего и организовать единую точку входа в продукт для всей компании.

Мелочь, которая мне просто нравится в Slack, — это реакции на сообщения в виде смайлов. С их помощью можно очень быстро получить срез отношения коллег к любой теме в виде цифр рядом с определённого вида смайликами.

Telegram использую как личный мессенджер, средство для чтения каналов, все новости теперь там, и для неформального общения с коллегами. Из-за его распространённости среди представителей ИТ-тусовки именно в нём существует корпоративный чат-флудильня обо всём на свете.

Там важные объявления о временном отключении интернета могут соседствовать с поздравлениями с днём любителей пива, полезные ссылки с фотографиями котиков и сообщения о релизах с вопросами о лучшем в городе ресторане.

С этим приходится мириться — любой чат с аудиторией больше 100 человек превращается со временем в нечто подобное. Главное, чтобы у вас был другой чат, в котором запрещено флудить, предназначенный для решения форс-мажорных ситуаций.

Skype остаётся на моём ноутбуке вынужденно. Есть ещё компании, которые признают только его за стандарт общения и не хотят давать возможность своим сотрудникам устанавливать другие мессенджеры. А ещё в нём обычно проходит большинство видеозвонков, хотя на рынке давно есть аналогичные решения от Google, Telegram и других сервисов для общения. Но людям сложно изменить свои привычки, и мы чаще «созваниваемся в скайпе».

Все мессенджеры традиционно бесплатны.

Жирные следы. Jira и Confluence

Задача на анализ user stories в Jira

Последний инструмент, о котором хочу рассказать в этом обзоре, а точнее, два инструмента от одной компании — это Jira и Confluence. Первый помогает ставить задачи, контролировать их статусы, держать руку на пульсе процесса разработки. Для новичка Jira кажется монстром, в котором есть всё и даже больше.

Но стоит привыкнуть и настроить под себя стартовый экран, как она становится вашим надёжным помощником. Конечно, чтобы это работало, в команде должны быть приняты правила работы и ответственность за отражение всех результатов в Jira. Например в Avito, где в разработке в той или иной степени участвовали более 1000 человек, это был незаменимый источник информации.

Использовать Jira лучше всего в связке со вторым продуктом от Atlassian. Именно в Confluence есть возможность сохранить все знания о продукте и оставить их внутри компании, даже если кто-то из команды решит уйти. Инструменты не ориентированы на малый бизнес и стартапы, поэтому бесплатной версии нет. Цена за одного пользователя составит около 12$ за оба решения.

Если подвести итог, то организовать рабочее окружение для менеджера продукта можно примерно за 40$ в месяц. А при желании сэкономить — вообще бесплатно.

Интересно, сколько моих инструментов совпали с вашим списком? Если что-то забыл или не использую, но оно того стоит — пишите в комментариях.

#менеджмент #инструменты

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Vladimir Merkushev", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0435\u043d\u0435\u0434\u0436\u043c\u0435\u043d\u0442","\u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442\u044b"], "comments": 40, "likes": 54, "favorites": 157, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 44946, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 44946, "author_id": 94020, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/44946\/get","add":"\/comments\/44946\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/44946"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123 }

40 комментариев 40 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
15

Перечислены общекорпоративные инструменты, они нужны менеджеру по продукту точно также, как и всем остальным. Они либо уже используются в компании (или альтернативы), либо нафиг не нужны.

Не представляю ситуации, что менеджер по продукту натыкается на статью на VC и хлопает себя по лбу "он нифига себе, столько продуктов выпустил, а тут есть Google Docs и JIRA, не знал!"

Менеджер по продукту - это про менеджмент, soft-skills, а не инструменты прежде всего

Ответить
3

Пост именно про инструменты (tools), которые помогают работать. А не про навыки (skills), которые, конечно, важнее ;)

Ответить
8

Спасибо за перевод на английский. Получилось также полезно, как и статья

Ответить
4

У меня распределённая по экс-СССР команда 10+ человек.
Пробовали для коммуникаций команды (скрамы, созвоны, переписка), помимо традиционного скайпа, еще хэнгаутс, и еще созвоны в атлассиановском чате HipChat.
Хипчат какое-то время составлял конкуренцию Скайпу. Хэнгаутс сразу отвалился из-за своей громоздкости и слабой используемости членами команды, в целом.

На сегодняшний день Скайп, особенно после обновлениями с возможностью упоминания конкретного собеседника, практически победил Хипчат. К тому же, Атлассиан сообщил, что перестаёт его развивать в пользу Slack.

Еще бы добавил про полезный софт для продакт-менеджера:
1) SnagIt от TechSmith (удобный сервис для быстрого скриншотирования и набрасывания прото-макетов на базе имеющегося скриншота + видеозаписи созвонов с демонстрациями экрана) - на одного юзера это единовременно $50 + 12 баков за годовую поддержку (апдейты главным образом), есть трайал версия
2) Morae от того же TEchSmith (классная тулза для UX-тестирования клиентов, фокус-групп и прочего CusDev: запись экрана, разговора, возможность вставлять комменты, редактировать). Официальная версия дорога - единовременно $2 тыс. почти. Но трайал-версия тоже вполне функциональна.

Ответить
1

Спасибо! Snaglt обязательно попробую, не знал о таком продукте. Использую функцию Яндекс.Диска для скриншотов — быстро, удобно, бесплатно. Но захвата экрана и создания видео там конечно нет.

Ответить
3

Vladimir Merkushev, без обид, но web-разработчик и product manager, это разные веши. В твоем списке ни одного аналитического инструмента. Продукт, это про бизнес!

Ответить
2

Пожалуй ты прав. Пару систем аналитики можно смело добавить в этот список!

Ответить
1

дополни статью

Ответить
0

Не очень понимаю, какая есть альтернатива скайпа для бизнеса с нормальным качеством голосовых вызов, возможностью демонстрации экрана?

Ответить
7

zoom, там еще девайс отдельный для хорошего звука есть

Ответить
0

BlueJeans номер 2 после зума.
скайп ад

Ответить
0

а девайс это типа бонус, зум не юзабельный с точки зрения голосовых созвонов. Проходили. даже teamspeak его делает

Ответить
0

как-то голословно звучит
мы долго мучались со скайпом, сейчас сидим на зуме и довольны

Ответить
0

Как то голословно звучит, "что зум у вас отлично справился". (отвечаю тем же) Я вам про свой опыт говорю. А что за девайс для хорошего звука? у меня много разных людей с телефонов, компов разное качество интернета, переговорок нет.

Ответить
–1

свой кейс описал выше

отдельный дивайс - бт колонка с микрофоном
ставится посередине стола - всех хорошо слышно и всем хорошо слышно

Ответить
0

а такой девайс, понял пробовал его + zoom работает конечно, но это сугобо ваш кейс, мне к сожалению не подходит (нет переговорок), спасибо за информацию.

Ответить
–1

хотя у каждого свой кейс
у нас был такой - люди в переговорке + удаленщики
в этом случае отлично решил вопрос

Ответить
0

Мы в компании используем Google Hangouts. Особенно для разговоров с большим количеством участников — интеграция с календарем помогает быстро всех собрать. Качество нормальное, бывает конечно иногда задержка, но терпимо.

Ответить
0

А в Google Hangouts можно как-то расшарить рабочий стол или конкретное приложение, чтобы, например, показать презентацию?

Ответить
2

....

P.S. Мой комментарий так же содержателен, как эта статья

Ответить
2

Типичный набор. Думал что-то новой найти, а н-нет. Прочитав статью, ощущение будто продакт только агрегирует, а не решает какие-то проблемы.

Ответить
2

Я бы добавил Draw.io как редактор диаграмм, схем и эскизов. По мне так лучше Visio и всегда под рукой -- и как веб-сервис, и как оффлайн приложение из браузера.

Ответить
0

Спасибо! Хороший инструмент. Диаграммы можно строить и в RealtimeBoard, но этот похоже удобнее.

Ответить
2

Господа, отличная замена слака и Скайпа это discord. Разграничение прав, видео и аудио звонки без ограничений. И бесплатно.

Ответить
2

Для презентации ещё можно порекомендовать beautiful.ai - пока бесплатный, есть шаблоны, свой редактор, на выходе получаешь готовую презентацию в разных форматах.

Ответить
0

Спасибо! Попробую.

Ответить
1

Спасибо за полезную информацию.

Ответить
1

Спасибо за realtimeboard, взял в работу

Ответить
1

Скайп с распределенной командой, ClickUP для ведения задач по разработке, Zeplin, RealtimeBoard для флоу, Axure для прототипов, Getresponse для рассылок, Notion для статей.

Ответить
1

С удивлением узнал, что легальный по оффис от майкрософта предлагает ещё по 1 Тб*5 человек. Юзаю сейчас.

Ответить
1

Управление проектом в Битрикс24
Flock против Slack (Flock хороший мессенджер со своими преимуществами)

Ответить
0

А как же Trello? Или канбан уже не используется?

Ответить
1

Такие карточки есть внутри Jira или в Asana

Ответить
0

Пробовал Trello на одном из проектов. Лично мне не зашла. И Jira в последнее время всё активнее идёт в сторону Agile.

Ответить
0

Майндмеп и чеклисты делаю в goalton.com. При необходимости канбан доску там же.

Ответить
0

Сайт пугает. Если продукт на таком же уровне, то лучше попробуйте Mindmeister ;)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления