{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Выжить, сохранить или развить бизнес в типографии

Итак, у меня был стабильный бизнес с 2012 года. Расскажу, как складываются дела в новой реальности. В комментариях хотел бы получить рекомендации по дальнейшему развитию. Есть свои решения, но хочется услышать мнение со стороны, а желательно – дельные советы. Политику и спецоперации прошу не обсуждать.

Этот текст я написал 14 марта на эмоциях. Эмоции не передать словами. Я хотел найти пути сохранения бизнеса, поэтому решил обратиться к сообществу VC.

Написал, публикацию отложил до утра, чтобы, как говорят, «переспать с новыми мыслями». Но утром так и не опубликовал. Время прошло, а вопросы актуальны и сегодня. Ниже текст без изменений от 14 марта.

Как все начиналось?

Если вы предпочитаете перейти к самой сути, то эту часть можно пропустить. Она биографическая, потому что приятно поделиться своим жизненным опытом.

В прошлом я программист-самоучка. Проработал в должности web-программиста с 2007 по 2009 год. Я бы назвал свою должность «Тыжпрограммист». Делал все: настраивал сервера на линуксе, писал расширения для OpenCart, Joomla CMS, занимался версткой. Еще бы пару лет, и, наверное, освоил веб-дизайн в Фотошопе. Без шуток — работал очень интенсивно до мозолей на пальцах.

Для справедливости добавлю, что чуть позже я сделал вывод, что это была лучшая работа в моей жизни. Тогда у меня появились друзья, опыт общения с разными людьми и в этой компании я нашел свою будущую супругу.

В 2009 году мне захотелось делать классные сайты, чтобы гордо показывать свое портфолио в профессиональном сообществе. Возникла мысль уйти в свободный полет. Компания, в которой я работал, в то время мне казалась слишком большой. В штате было около десяти человек (сейчас на порядок больше). Поэтому я уволился, будучи уверенным, что найду классных клиентов и буду делать классные вещи (нет).

В свободном плавании я нашел нескольких клиентов через «сарафан» и принялся за работу. Следующие 2-3 года я бы описал как «адище». Оказывается, менеджеры забирали на себя весь гемор по выходу на ЛПР, общения с клиентом, методичного и упорного продавливания правильных идей. Они умели объяснять, что сайт не для директора, а для клиентов, они обсуждали правки, уговаривали на фишки, часами сидели на телефоне. В общем, принимали удары заказчиков на себя. А теперь всякие согласования и обсуждения стали занимать у меня больше времени, чем работа над проектами. А платили то только за работу. Результат — в портфолио достижений меньше, чем раньше.

Тогда мне пришла новая светлая мысль. Я подумал – зачем мне объяснять, что такое интернет-магазин торгашу-лоточнику, если я могу и сам сделать нормальный магазин? И уже славной осенью 2012 года я запустил розничный интернет-магазин naklejka.ru. В декабре был первый заказ, а в 2013 году я решил заниматься только магазином.

Ровно через восемь лет, в 2021 году, жизненный цикл интернет-магазин naklejka.ru подошел к своему логичному концу. Я закрыл прием заказов и забыл об этом ресурсе. Но за год до закрытия магазина уже была идея нового проекта- наклейки для бизнеса cups55.ru

Новый бизнес на старых ресурсах — наклейки для бизнеса.

Амбиций больших у меня никогда не было, но в 2020 году я решил развиваться дальше. Новый бизнес хотелось запустить на уже имеющихся ресурсах. Розничный интернет-магазин еще функционировал, и в целом все было хорошо. И вот я придумал, протестировал и запустил новую нишу на ресурсах старого бизнеса — наклейки для бизнеса. Дальше случился тот самый карантин и идею я отложил. Вернулся к ней в январе 2021 года.

К сожалению, это направление развивалось медленнее, чем я рассчитывал. Но останавливаться не хотелось, т. к. я искренне верю до сих пор, что в этой нише можно добиться немалого успеха.

Данные из CRM на сегодняшний день(14 марта)

- 900 клиентов, кто что-то заказал;

- 3000 тех, кто оставлял заявку или контактировал с нашей компанией, но заказ не сделал;

Основные контакты: стритфуд – 1-3 заведения, в основном специализирующихся на кофе на вынос, снеках.

В сентябре мы впервые перепрыгнули выручку в 1 млн. руб. Честно говоря, мы все время оставались около этой цифры. Были проблемы роста — то лидов не мог нарастить, то менеджеров быстро ввести в работу, то экономика не сходилась.

Что было сделано в проекте cups55.ru с января 2021 года по февраль 2022:

Сделал три версии лэндинга, которые заказывал у разных исполнителей. По итогу выбрал форму захвата cups55.ru. Это даже лэндингом не назовешь, но она самая выгодная по цене заказа и заявки.

Протестировал исполнителей для создания РСЯ и таргета FB**. После тестов решил развивать таргет FB** + Instagram**. Очень хороший исполнитель нашелся с первого раза (повезло).

Протестировал несколько разных прайс-листов. Выбрали наиболее оптимальный.

Построил работу в AmoCRM. К сожалению, не смог найти CRMщика, с кем хотелось бы работать на регулярной основе. Связывался с несколькими подрядчиками, но не сложилось. Поэтому сейчас сам строю бизнес-процессы в AmoCRM. Есть огрехи, делаю ошибки, потом исправляю, и трачу на это время по сей день.

Целый год подбирал менеджеров. За год провел собеседования 30-ти соискателей, на стажировку брал четверых. По итогу остался только один. Возможно, я что-то делаю не так, поэтому тут нужен совет со стороны. Пока с трудом представляю, как собрать команду из 3-4-х менеджеров. Цензурными словами не передать эмоции, полученные в процессе отбора, обучения и ввода эксплуатацию продавцов.

Как дела обстоят сейчас?

В феврале единственный менеджер выполнил свой план продаж на 1 млн. руб. В марте в текущих условиях думаю, что и 300 тыс. руб. не наберем. У наших коллег в городе дела обстоят еще хуже.

После внедрения непопулярных мер сохранения бизнеса в команде остались только два человека — менеджер и технолог.

Какие вопросы я пытаюсь сейчас решить для себя?

Как сохранить ментальное здоровье в текущих условиях?

Оказывается, в текущей ситуации сохранить себя и свое равновесие очень сложно. С каждого утюга льется бесконечный поток новостей, мнений и сюжетов, затягивающих в бесконечную дыру негативных и деструктивных эмоций.

Мой вариант: я отключился от мира новостей и, к сожалению, нахожусь в состоянии информационного голода. О многих вещах узнаю через друзей в личных беседах.

Как защититься от курсовой неустойчивости валюты?

К сожалению, цена на услуги полиграфии растет быстрее евро и доллара. Причина — все носители, на которых мы печатаем, подорожали в разы. Пример: цена на офисную бумагу для принтера выросла в 3-3,5 раза.

В первую неделю мы набрали убыточных заказов, где цена материалов приблизилась, а в отдельных случаях превысила цену всего заказа. В первую неделю «после начала событий» лучше было не работать.

Мой вариант: Мы заложили завышенный курс евро, чтобы точно уберечься от убытков, клиентам говорим, что счет действителен в течение текущего рабочего дня.

Как найти новых лидов, если на их поиск нет ресурсов (денег)?

Я абсолютно точно понимал, что иметь только один канал привлечения клиентов очень опасно (в бизнесе «1» это всегда очень опасно). Надо иметь несколько. Но мне казалось, что первый год можно покачать только таргет ныне запрещенной сети, а потом прокачать и другие. Нанять нескольких специалистов сразу на все каналы привлечения — ресурсов не хватит, т. к. развиваемся только на прибыль с продаж. Сейчас денег стало еще меньше. Поэтому бюджета на работу специалистов почти нет. Ситуация патовая — без лидогенерации нет денег, без денег нет специалиста и нет привлечения клиентов.

Мой вариант: было бы хорошо найти специалистов за процент с продаж. Два подрядчика по настройке и ведению таргетированной рекламы в ВК отказали. И я их понимаю. Претензий нет.

Что можно продать нашей клиентской базе?

Оказалось, мы можем продавать не только наклейки.

Например, выявили потребность в брендированных бумажных пакетах, визитках и листовках. Сейчас в активном поиске субподрядчиков. Напишите мне в личку, если у вас есть предложения для сотрудничества.

Мартовский текст на этом заканчивается. Переходим к актуальному.

До конца апреля я потерял всех менеджеров, технолога, печатника, курьера, закрыл цех малой печати (продал оборудование по низкой цене). Потеряно ~1/3 клиентов. В попытках сохранить компанию наделал долгов. А остатки бизнеса чуть не продал за копейки.

И хорошо, что не продал бизнес. Все это оказалось к лучшему. Откололись мелкие и нерентабельные клиенты. Цех «малых тиражей» и до особых условий был недогружен. Курьер в новых условиях не нужен, т. к. заказываем забор груза сразу из цеха упаковки. Производство перекинул на субпоряд. Все постоянные издержки сокращены до копеечных сумм. Денежный поток стал положительным, долги быстро гасятся. Пока работаю по наработанной клиентской базе.

Открытым и острым остается как раз вопрос лидогенерации.

Уважаемое сообщество VC, а как вы боретесь с текущими условиями в своем бизнесе?

**Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана экстремистской в России.

Реклама: Нужны этикетки для бизнеса - пишите https://t.me/naklejkabot или оставляйте заявку на сайте - cups55.ru

С предложениями по сотрудничеству - https://t.me/ArtShatov

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Чудак человек

Блин - вот не люблю сайты без прайса. Ну что бы хотя бы порядок цен прикинуть. "Закажи бесплатный расчет" - лидогенератор на телефон, что бы потом спам в смс получать или того хуже вязкие разговоры менеджера по продажам? Увольте-с. Ну е-майл еще ладно.
Но это я так глянул - иногда всякие бирки, шмирки, наклейки нужны. Но можно и в своем городе заказать. В Омске телушка полушка - да извоз алтын ;)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов
Автор

Привет.

Полностью с вами согласен. Сайты без прайса - полная туфта. Просто у нас прайс это таблица на 106 страниц PDF(сейчас еще больше, а еще прайс теряет актуальность 1 раз в неделю в среднем).

Я пробовал по разному. Если прислать полный документ, то в нем клиенты не могут самостоятельно разобраться.
Если прислать вопросы в мессенджер, то на них не отвечают(кажется людям лень кнопки тыкать).

Быстрее и проще для клиента и нас провести опрос на 4-5 вопросов(разговор на 3-5 минут):

1. Когда нужны?
2. Какой тираж?
3. Где будете использовать?(выбираем материал и клеевой состав)
4. Куда нужна доставка? (рассчитываем доставку)
5. Перечислите, какие цвета используются на наклейке?(влияет на цену)
6. Форма и размер.

После этого менеджер заходит в этот большой прайс, выбирает нужные строчки и присылает вилку цен вам на мессенджер или емеил. Решение остается за вами.

Ответить
Развернуть ветку
а б

Знаю о проблемах в нефтегазовой и нефтехимической индустрии, связанных с технологическими наклейками. Это к вопросу лидогенерации. В остальном, то, что вы находитесь в информационном вакууме, скорее минус, чем плюс. Такой "смузи" бизнес, где ваши глаза закрыты, ваши уши закрыты и ваш рот закрыт.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов
Автор

Добый день, Коллега!
"Знаю о проблемах в нефтегазовой и нефтехимической индустрии, связанных с технологическими наклейками. "
Напишу в личку за подробностями.

Ответить
Развернуть ветку
ProfUser

Пробовал в другие регионы или ближайший зарубеж, например в Казахстан ?!

PS: с какого Вы города, если не хотите писать здесь, то переходим на "личку".

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов
Автор

Привет!
Секретов нет. Я из г. Омска. Работаем по всем регионам РФ. В КЗ когда все было хорошо не пробовали. На прошлой неделе отправили пару заказов. Пока проблемы технические - приходиться звонить через ватсап, платежи через физлиц. Меня немного беспокоит, что схема немного серая получается.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Кукина

Крутая статья, все четко и по полочкам! Если расходы оптимизированы, я бы начала собирать подушку безопасности для бизнеса.Тестировать новые каналы маркетинга; может блогеров попробовать?) что-то с небольшим бюджетом, но вдруг выстрелит? Возможно, партнерку с другими компаниями! В общем, все идёт по плану! Держись, дружище!

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов
Автор

Добрый день, Анна!
Повторю свою предложение. Давайте партнериться!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов
Автор

Привет! Спасибо за вопросы и предложения

1. Я хотел сделать бизнес, который сможет работать в мое отсутствие. Нанимать и делегировать моя слабая сторона. Тренировался и исправлялся.

2. Массовка и индивидуальные заказа не интересны. Этим я прозанимался 7лет. Это бизнес с низким средним чеком, в котором нужен высокий уровень автоматизации.

Например, у меня был интернет-магазин. Основная сильная сторона - автоматизировал почти все. Если клиент делал заказ по предоплате, то клиенту приходили только уведомления о движении заказа. Сам заказ выполнялся пакетно с еще 30-40 заказами в день 1 сотрудником. Для того чтобы минимизировать траты на пленку и трудоресурсы были разработаны специальные "расширения" для графических программ.
Благодаря этому мы могли снижать цену или тратить кучу ресурсов на развитие ассортимента и повышения сервиса.

Не уверен, что правильно понял вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда