{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Сколько стоит быть ИП, если ты фрилансер

Четыре года я индивидуальный предприниматель. Захотелось подвести некий итог, выраженный в показателях.

Когда я регистрировала ИП, не очень задумывалась о том, что будут какие-то дополнительные расходы, кроме налогов и фиксированных взносов. И вот однажды в Facebook задали вопрос о том, какие ещё расходы есть у ИП.

Я тогда задумалась. Но, судя по всему, примерные подсчёты тогда не стали для меня каким-то откровением. Потому что я твёрдо уверена, что платить надо, а раз надо — какой смысл считать и вообще об этом задумываться.

Важное уточнение! Я никогда не поддерживаю разговоры о несправедливости государства, которое повышает налоги и взносы. Меня больше интересует то, на что я могу повлиять. На сумму налога, например, я влияю, если каждый квартал выплачиваю фиксированные взносы.

Но теперь захотелось посчитать расходы и понять, сколько это для меня стоит.

Расходы ИП-фрилансера

  • Фиксированные взносы.
  • Налоги.
  • Обслуживание расчётного счёта.
  • Банковская карта, привязанная к расчётному счёту (если сильно хочется).
  • Бухгалтерский сервис.
  • Распечатка и отправка документов (если живёте не в регионе, в котором зарегистрированы, или надо каждый месяц отправлять документы контрагентам).
  • Приложение для контроля финансов (необязательная, но желательная опция).

Некоторые расходы можно исключить из этого списка.

  • Карта нужна, если вы не планируете переводить деньги на счёт физлица и сразу оплачивать покупки. Я перевожу, поэтому она мне оказалась не нужна. Редко использовалась.
  • Бухгалтерский сервис можно заменить какой-нибудь бесплатной программой или делать всё руками: создать шаблоны договоров, актов, счетов. Декларации оформлять в программе налоговой. Но это не сильно удобно. Я пользуюсь «Эльбой» и не хочу от неё отказываться.
  • Отправку бумажных документов можно полностью исключить, если сделать электронную подпись. Я с этого года начала её использовать и сэкономила на бумаге и почтовых расходах. Хотя эти расходы не были такими уж огромными, но лучше всё-таки избавляться от того, за что приходится платить. С контрагентами лучше тоже оформлять все отношения в электронном виде. По большому счёту, ни вам, ни им не нужны бумажные документы. Хватит и тех, которые есть в электронном виде.
  • Приложение для учёта финансов нужно для того, чтобы понимать, сколько денег вы тратите в месяц, сколько вам нужно на обеспечение ваших основных потребностей. Да и спокойнее, когда видишь, сколько денег есть на счёте. Проще планировать выплату налогов и фиксированных взносов. Тут главное платёж не просрочить. Да и дисциплинируют такие приложения. Сейчас я использую «Дзен-мани» для Android, потому что экономит время: не надо тратить время на внесение всех расходов и можно планировать бюджет. Да и расходы небольшие, если сразу оплатить подписку навсегда.

Итого: из расходов я в этом году исключила карту, которая ежемесячно обходилась бы в 299 рублей и за год я бы отдала 3 588 рублей, и почтовые расходы (пусть это будет 500 рублей). Экономия 4 088 рублей.

Интересно, что в свои расчёты я не включаю комиссию банка. Все платежи, которые я провожу по расчётному счёту ИП, у меня получаются без комиссий.

Счёт ИП открыт в «Альфа-банке». Там же счёт физлица. Деньги я перевожу со счёта ИП на счёт физлица без комиссии. За налоги и взносы тоже комиссия не списывается.

Расчёты

Допустим, я как фрилансер зарабатываю ежемесячно 50 тысяч рублей. С одной стороны, такую сумму беру для удобства подсчётов, с другой — в среднем приблизительно столько получают копирайтеры и всякого рода писатели.

В результате у меня получилось, что 9,5% от дохода я трачу на то, чтобы работать в качестве ИП. В деньгах это 56 980 рублей. То есть один гонорар я отдаю за право работать законно.

Таблица с расчётом расходов ИП

В чём польза таких подсчётов

Для тех, кто собирается регистрировать ИП:

  • вы получите представления обо всех расходах;
  • посчитаете, сколько денег будет уходить из вашего кошелька в другие организации;
  • если ведёте учёт личных финансов, то сможете понять, будет ли вам хватать денег от гонорара до гонорара и сможете ли вы оплатить налоги и взносы вовремя.

Для тех, кто уже фрилансер и ИП: посчитайте, сколько должны стоить ваши услуги, чтобы не остаться ни с чем или не просрочить платёж.

Я же поняла, что мои представления о финансах сильно меня подвели. Как предприниматель я должна думать, на чём сэкономить и постоянно отслеживать ситуацию. А я этого не делала.

В итоге я натуральным образом лоханулась. «Альфа-банк» повысил оплату по моему тарифу с августа до 1290 рублей, и об этом я узнала, когда мне пришла SMS о списании этой суммы вместо 790 рублей. Только тогда я пошла смотреть тарифы и обнаружила, что давно пора перейти на более дешёвый тариф за 490 рублей. В общей сложности я потеряла из-за своей безалаберности 4000 рублей, а может, и больше.

Вот такая арифметика получается. Что думаете по этому поводу? На чём ещё можно сэкономить?

0
194 комментария
Написать комментарий...
Кроко

А Вы правда четыре года как ИП?

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Лимонникова
Автор

А нужны доказательства? )

Ответить
Развернуть ветку
Кроко

Нет, наверное Вы просто по неопытности переплачиваете за все.
Расходы ИП-фрилансера вызывает вопросы с учетом, что стаж не полгода, а четыре. Вот они:
1. Почему-то не упомянуты нефиксированные взносы (в эксель-скриншоте ниже есть, правда).
2. Обслуживание расчетного счета - за 4 года вроде можно было найти банки с нулевым обслуживанием. Тут приводили примеры. На моей памяти Альфа ежегодно поднимала планку тарифов, один из неудачных банков для зарабатывающих фрилансом, имхо.
3. Карта. Траты по этой карте - это траты по бизнесу. Т.е. она просто сразу не нужна, спустя первый год это понимание приходит. Не думаю, что банк или налоговая будут проходить мимо трат по этой карте в супермаркетах, с удовольствием выслушаю такой опыт, если у кого есть.
4. Бухгалтерский сервис, отправка документов, приложение для учета финансов - все это есть на Бизнес-тарифе в Эльбе, которым Вы пользуетесь. Почему дана ссылка на дзенмани но не дана на Эльбу, которая тоже есть в виде приложения для телефонов? Полагаю первые просто заказали и оплатили статью - я прав? ;)
Электронная подпись для документов, кстати, не решает обмен ими с контрагентами. Обеим сторонам необходимо быть подключенными к системе электронного документооборота.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Лимонникова
Автор

Вы описываете идеального ИП-фрилансера, который досконально во всём разобрался и для него ИП=бизнес. Я не знаю ни одного такого. Чем проще всё, тем лучше. Интереснее сделать один раз, а потом только документы оформлять да отчётность отправлять.

Отслеживание тарифов и мысли, как сэкономить, у обычных ИП-фрилансеров, которые не сидят без клиентов и которым всё пофиг, кроме интересного проекта, начинается как раз через четыре года. Может, статья кому-нибудь поможет сразу об этом подумать.

По поводу карты не поняла вообще. Банку и налоговой вообще по барабану, что я с этой карты плачу в гипермаркетах. У меня УСН доходы 6 %.

Электронный документооборот с контрагентами ни разу не пригождался. Им хватало файла в пдф с подписью и печатью. Для той же Эльбы когда пишу статьи им достаточно файла, хотя сначала они хотели пересылать из Екатеринбурга бумажные документы.

В Эльбе только общая картина по финансам. Я же поняла, что нужно видеть всю картину целиком. Без отслеживания всех расходов, которые после перевода на счёт физика становятся личными, вообще сложно. Не видно, сколько денег есть и куда уходят. Мотивация снижается, потому что начинаешь думать, что работаешь-работаешь, а где деньги, блин?

Да, рекомендую Дзен-мани, потому что работаю сейчас с ними. Надеюсь, что это признание не сделало хуже статью ) Хотя в соцсетях у меня написано, кто я и чем сейчас занимаюсь )

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Надежда, вы очень сильно рискуете. Не прямо сразу, а в некоей туманной перспективе.

1) По поводу карты не поняла вообще. Банку и налоговой вообще по барабану, что я с этой карты плачу в гипермаркетах. У меня УСН доходы 6 %.

Это ошибка. В настоящее время налоговая открыла охоту на обнальщиков и дробильщиков. Поэтому если вы будете использовать карту ИП совсем бесконтрольно, это может закончиться блокировкой счета и кучей неприятностей. Рекомендую все таки минимизировать расходы с корпоративной карты и использовать для этого личную.

2) Электронный документооборот с контрагентами ни разу не пригождался. Им хватало файла в пдф с подписью и печатью. Для той же Эльбы когда пишу статьи им достаточно файла, хотя сначала они хотели пересылать из Екатеринбурга бумажные документы.

Это тоже очень плохо. Во первых, сканы, это не документы. А во вторых, документы положено хранить несколько лет и это тоже стоит денег, труда и т.д.. Без этих подшивок первая же проверка налоговой (кто ее знает, когда она будет, но будет же) закончится огромными проблемами, по сравнению с которыми ваши три тысячи экономии будут просто смехом...

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Лимонникова
Автор

Алексей, карту я закрыла, а из документов у меня налоговая просит только Книгу учёта доходов и расходов. В этой книге у меня только доходы, потому что ИП на УСН доходы 6 %. Мои расходы не интересны налоговой. И проверки у меня только камеральные, а из документов на бумаге я обязана хранить только КУДиР, кажется, 4 года.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

КУДиР эльба вам формирует, это да. Хотя ее нужно еще распечатать и прошить.

Однако первичные документы никто не отменял. Раз уж вы ничего кроме услуг не предлагаете и НДС не выделяете, должны быть договоры, счета и акты, закрывающие услуги. Это нужно и вам и вашим контрагентам.

А теперь представьте, что у вас и вшего контрагента встречная проверка, а у вас ничего, кроме книги? А если возникнет спор с контрагентом? Не хочу пугать, но у меня на глазах плохой контрагент из неплательщика превратился в нового собственника всего бизнеса того, кому он задолжал. Бесплатно...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Смирнов

ого...а что за бизнес потерял человек, если не секрет?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Хороший бизнес. На сотню ИП хватит и еще останется...
Тут дело не в персоналиях, а в том, что дела надо вести аккуратно смолоду.

Ответить
Развернуть ветку
191 комментарий
Раскрывать всегда