Один из самых частых вопросов, который мне задают на вебинарах или при менторстве.Мой обычный рабочий деньДля начала немного про CustDev…Для тех, кто максимально быстро хочет погрузиться в суть методики, рекомендую к просмотру запись вебинара с моего интенсива по CustDev (есть перемотка и возможность ускорения воспроизведения): Кому лень долго, небольшой ликбез, customer development (развитие потребителей) — это методика или набор действий и алгоритмов для быстрой проверки работоспособности продуктовых гипотез (идей), чтобы в конечном итоге сэкономить деньги и время на разработку ненужных фичей, кажущихся нам «гениальными».Чаще всего CustDev ассоциируют или подменяют термином «глубинное интервью», что лишь отчасти верно, так как интервью — это лишь один из этапов, а ведь прежде чем пойти говорить с реальными людьми «словами через рот», нужнокорректно сформулировать гипотезы;определить правильные сегменты аудитории и описать их;найти респондентов;провести непредвзятые интервью;зафиксировать и проанализировать результаты;cкорректировать гипотезы и сегменты, выбрать сегменты «A» и «B»*, на которых вы будете акцентироваться;спроектировать ЦП** и т. д. и т. п.Так где же я ищу респондентов?Вы должны быть готовы к интервью, то есть хорошо понимать ответы на вопросы«Какую проблематику вы изучаете?»«Какие гипотезы будете проверять?»«С каких сегментов вы начинаете, какие потребности эти сегменты объединяют?»Пример 1: Я хочу сделать интернет-магазин с ассортиментом сантехнических товаровЗапрос на респондента:? Пример 2: Гипотеза: мы считаем, что людям неудобно пользоваться онлайн-магазинами для подбора продукции для ремонта ванной комнатыСегмент «Новоселы»: люди, которые делают ремонт в с/у в данный момент своими силами, не обладая экспертными знаниями/опытом в этой сфереЗапрос на респондента:Я ищу людей, которые делают сейчас либо делали недавно (до полугода назад) ремонт самостоятельно, желательно впервые. Как видите, если хорошо подготовиться, то сразу понятно, кого я ищу, а уж «где искать» вопрос нетворкинга***. Лично я использую:Instagram (сториз чаще, посты реже).Facebook (посты).Знакомые и друзья.Обычно эти способы дают мне от 3 до 5 респондентов, дальше я расширяю воронку с помощью заключительного вопроса на интервью «с кем вы еще мне рекомендуете пообщаться на эту тему?».*Отсылка к ABCDX — сегментации**ЦП — ценностное предложение***Нетворкинг (англ. networking) — сеть полезных знакомств, зачастую профессиональныхА вы когда-нибудь проводили CustDev?
Мне всегда страшно спрашивать первых - часто кажется, что сейчас все гипотезы и решения окажутся никому не нужными :)
Сергей, страх понятен, отдельно напишу пост про то, как преодолеть страх перед первым интервью. Страшнее, если решения окажутся ненужными не на этапе идеи, а на этапе "мы вложили 100500 миллионов рублей и 1 год разработки"😔