Зачем айтишникам нужна стратсессия: опыт компании Creative

Зачем айтишникам нужна стратсессия: опыт компании Creative

Всем привет! На связи Наталья, HRD компании Creative. Сегодня я хочу рассказать о том, зачем каждые полгода мы на два дня уезжаем с коллегами в лес или в другой город, чтобы как следует поработать. Речь пойдёт о стратсессии – инструменте, который при правильном применении здорово помогает в планировании, целеполагании, тимбилдинге и развитии управленческих навыков каждого из участников. В этой статье мы с коллегами поделимся своим опытом проведения стратегической сессии. Надеюсь, читателям vc.ru будет полезно и интересно, будем рады продолжить тему в комментариях к статье. Итак, погнали!

Что такое стратсессия?

Стратсессия – это, прежде всего, сплочение команды и обучение каждого из нас таким важным компетенциям, как адекватная реакция на стресс, умение решать нетривиальные задачи, развитие интуиции и предвидения. Это очень полезно именно сейчас, в период кризиса, неопределённости и даже хаоса. Так мы учимся принимать неизбежное, можем легче перегруппироваться и пойти вперёд, став умнее и сильнее.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к стратсессии?

Шаг 1. Найти локацию

Зачем айтишникам нужна стратсессия: опыт компании Creative

Локация выбирается всегда из запроса первых руководителей – какой посыл они хотят видеть от мероприятия. Далее отдел HR берёт ТЗ в работу и готовит варианты на согласование. В зависимости от формата обсуждения и времени года, такое мероприятие можно проводить либо в коворкинге, либо за городом. Локация должна задавать стиль предстоящей работы. Например, прошлогоднюю сессию мы проводили в Питере, так как на тот момент этот город играл важную роль в развитии компании. А сейчас – собрали команду из 15 человек и на дня уехали из офиса.

Алексей Сырчин
Исполнительный директор Creative

Как показал опыт предыдущих сессий, одного дня просто недостаточно для того, чтобы ответить на все вопросы, поднимаемые на этом глобальном мероприятии.

Перечислим некоторые из них:

- где мы сейчас?

- что происходит с нами (коллективом, компанией, отраслью)?

- куда мы движемся и как развиваемся?

- что нужно сделать?

- что нужно прекратить делать?

- что нужно усилить или делать ещё лучше?

- какие угрозы нужно ожидать?

- какой будет план дальнейших действий?


Как вы видите, это довольно большой блок информации, которую нужно обсудить, осмыслить и сообща прийти к конкретным решениям. После первых стратсессий, которые мы проводили «одним днём», у участников оставалось чувство незавершённости.

Поэтому сейчас мы пришли к формату двухдневных сессий с предварительной домашкой для всей команды.

Шаг 2. Найти модератора

Зачем айтишникам нужна стратсессия: опыт компании Creative

Модератор, фасилитатор, коуч – это человек, который продумывает весь процесс сессии (задания, командные работы) и «ведёт» всех участников от стадии вопросов к стадии ответов.

На выбор модератора влияют:

  • его опыт работы с разными командами,
  • его понимание вашей отрасли,
  • его образование (желательно, чтобы он был и психологом, и коучем, и тренером),
  • его мэтч с вашей командой по темпераменту и ценностям.

Модераторов для стратсессий Creative мы выбираем очень тщательно – заранее проводим знакомство, обговариваем цели компании, узнаём опыт друг друга.

Важно отметить, что на разных этапах развитии компании могут быть разные модераторы – например, у нас так и произошло. Получается, что ваш модератор должен расти вместе с вами :)

Шаг 3. Сформировать команду

Зачем айтишникам нужна стратсессия: опыт компании Creative

Наиболее эффективным это мероприятие станет для команды из 15-17 человек. Традиционно участниками становятся топ-менеджеры и руководители отделов. Но мы приглашаем на стратсессии Creative не только начальников, но и наиболее активных сотрудников. Ценим инициативность и стараемся давать нашим менеджерам и разработчикам участвовать в управлении компании.

Если вы хотите собрать коллектив побольше, стоит пригласить двух или трёх модераторов. Это необходимо, чтобы модераторы успели быстро пробрифовать команды на задачи и зафиналить результат (об этом расскажу дальше, читайте Шаг 6).

Шаг 4. Выполнить домашку

Зачем айтишникам нужна стратсессия: опыт компании Creative

Перед началом стратсессии модератор выдаёт всем участникам задания. Подразделениям нужно приготовить отчёты о проделанной работе, всем первым руководителям – собрать презентации с фидбеком и запланированными целями. Модератор помогает участникам «погрузиться» в рабочую атмосферу и войти в первый день стратсессии «на максималках». И вот, когда все готовы, можно начинать.

Шаг 5. Продумать двухдневную программу стратсессии вместе с модератором

Алексей Сырчин
Исполнительный директор Creative 

Для полного погружения в работу командам нужен хороший разогрев и тонкая настройка каждого участника. Поэтому первый день лучше посвятить коучингу. Тема может быть любой – в зависимости от вашего запроса.

Нам на прошедшей стратсессии очень хотелось научить сотрудников быть готовым к любым неожиданностям и уметь адаптироваться к работе в режиме перманентной неопределённости.

Через игровые техники и при помощи модератора все участники попробовали приложить максимум усилий, чтобы сделать компанию антихрупкой, т.е. защищённой от любых внутренних и внешних факторов.

Со стороны казалось, что мы водим хороводы с закрытыми глазами, а на деле – в моменте прокачивали лидерские качества и ответственность за себя и свою команду.


Зачем айтишникам нужна стратсессия: опыт компании Creative

Второй день мы посвятили обсуждению и поиску новых целей компании и способов их достижения. Не скрою: цели, которые мы ставили в начале года, пришлось изменить, но сейчас мы пришли к новым – не менее амбициозным.

Стратсессия – это отличная перезагрузка для мозга. Задания первого дня раскрывают участников, настраивают их на совместную работу друг с другом. Во второй день командность и сосредоточенность выкручиваем на максимум.

Кстати, на такое мероприятие мы запрещаем брать ноутбуки, а телефоны откладываем подальше, чтобы ничего не отвлекало от рабочего процесса.

Наталья Изотова, HRD Creative

Шаг 6. Собрать и обработать обратную связь с участников

Зачем айтишникам нужна стратсессия: опыт компании Creative

В процессе стратсессии модераторам необходимо не только организовать процесс, но и проанализировать поведение участников, а также их идеи. Все наблюдения, выводы и рекомендации после окончания сессии модератор включает в подробный отчёт. Он необходим для того, чтобы компания могла использовать его в дальнейшей работе.

В него должны войти все идеи участников, озвученные на сессии, планы на следующий период, замечания, на которые необходимо обратить внимание. Также модератор даёт руководителям компании обратную связь по всем участникам – это может быть информация об уровне их вовлечённости, принятия решений, ответственности.

Именно поэтому я рекомендую большим компаниям, у которых команда будет состоять из более чем 17 человек, привлекать к мероприятию двух или трёх модераторов. Тогда вы сможете получить отчёт по стратсессии более полным и глубоким.

Для этой статьи мы попросили участников нашей последней сессии поделиться своими впечатлениями. Вот некоторые из них.

Елена
Менеджер проектов Creative

Эта стратсессия была первой в моём опыте, поэтому сначала было непонятно, чего ожидать. Первый день прошёл в формате игры. Второй день был, пожалуй, куда серьёзнее. Начался мозговой штурм с определением целей компании и желаемых результатов.

Когда стратсессия подошла к концу, я вышла оттуда с мыслью «А как я могу повлиять на наши результаты, что для этого нужно сделать?». И эта мысль была не как обычно «на подумать». Я получила триггер сесть и определить для себя план работ.

Андрей
Руководитель отдела маркетинга и PR Creative

Великая польза стратсессии вот в чём: на ней мы проигрываем разные сценарии, моделируем будущее и ускоренно проживаем его. Воображаем все возможные исходы гипотетических ситуаций и сразу придумываем, как будем на них реагировать.

Если что-то сбывается, то у нас уже есть прототип для антикризисного поведения, всё уже придумано. Мы поднимаем из отчета решение и готовим для него roadmap.

Михаил
Руководитель отдела продаж Creative

Самое крутое на стратсессии – это, так называемое, «переопыление». Это когда помимо руководителей мы приглашаем к нам в команду наших активистов. Они прокачивают управленческие навыки, проявляют инициативы, которых в обычной работе не могут проявить.

Часто вижу, как такие ребята в начале стратсессии могут быть не в теме происходящего или думают, что чего-то не смогут или не сумеют. В процессе они здорово раскрываются, а в финале, когда мы проводим акт закрытия и просим каждого поделиться впечатлениями, я чувствую максимальную сплочённость всей команды.

К каким рискам нужно быть готовым?

Самый главный риск – если модератор или ключевые участники по каким-то причинам не смогли приехать. Иногда бывает так, что в день проведения у ключевого сотрудника форс-мажор, а мы рассчитываем на его выступление. Тут главное – быстро реагировать и иметь «план Б». Как говорится, самое интересное выступление – заранее подготовленное и отрепетированное. Так и со стратсессией: если предусмотреть потенциальные проблемы, то можно избежать их фатальных последствий.

Ещё к рискам можно отнести текучесть кадров, которая есть в любой компании. Бывает, что команда разрабатывает на стратсессии крутой проект, а ключевой игрок – главный исполнитель – принимает решение покинуть компанию. В итоге проект замирает на стадии инициативы и не получает должной реализации. От этого никуда не деться, но лучше быть готовым. Например, распределять обязанности по проектам стратсессии равномерно по разным сотрудникам.

Вместо итогов

Мы проводим стратсессии уже несколько лет, и на протяжении всего этого времени видим рост компании и пользу этого инструмента. А что по поводу стратсессий думаете вы?

  • Какие плюсы и минусы вы можете выделить из этого мероприятия?
  • Где вы обычно его проводите?
  • Сколько человек принимает участие в составе одной команды?
  • Как строится ваша работа с модератором?

Будем рады узнать ваше мнение и ответить на вопросы по теме статьи.

2 комментария

Зашел сказать, что об заглавную картинку глаза сломал

Ответить

заходите ещё :)

Ответить