Учиться у прошлого или будущего. Mastermind VS Case Clinic

Соединяться в группы и чувствовать принадлежность — глубокая потребность каждого человека. В том числе и предпринимателя. Только он лидер, который ведет за собой, поэтому в своей команде или компании он не может поделиться с сотрудниками тревожащими вопросами и переживаниями. Один из способов прорабатывать свои вопросы и открывать новые горизонты для предпринимателя — это группы равных: mastermind и case clinic. В сообществе Heg.ai мы тестируем два этих формата групповой работы. Разберемся, что это такое, как проходит и что эффективнее.

Case Clinic: слушать чувствами

Кейс клиник — это групповая практика, в рамках которой собравшиеся за одну сессию обсуждают вопрос или ситуацию одного участника. Получается, что все фокусируются на одном человеке. Но при этом остальные тоже получают ценность, глубоко знакомясь с проблемой и участвуя в её решении. Встречи можно проводить как очно, так и онлайн — эффективность от этого не зависит.

Ключевые моменты:

  • В группе на кейс клиник обычно собираются 5-6 человек.
  • Все участники равны. Здесь есть роли, но они на каждой встрече меняются, чтобы каждый мог их примерить на себя.
  • В среднем встреча длится 2-2,5 часа, но сама работа над запросом — около 1,5 часов.

Но самый важный момент, который отличает кейс клиник от других групповых практик для предпринимателей, это механизм работы над вопросом и взаимодействия. Максимально чётко идею этой практики отражает фраза «слушать умом, чувствами и телом». Понять её помогает Теория U — это метод управления изменениями, который предлагает искать решения не одним разумом, а подключая чувства и ощущения тела. И при этом планировать шаги, исходя из бессознательного знания и желаемого будущего, а не из прошлого. Поэтому для кейс клиник актуальна ещё одна фраза: «думать в будущем».

Как выглядит групповая работа в кейс клиник:

  • Первый этап — включение. Участники собираются, лидер вовлекает их в диалог: расспрашивает, как у них дела, как состояние, что с ними происходило за время между встречами, с какими успехами или сложностями они столкнулись. Короткая неформальная беседа, чтобы расслабить.
  • Второй этап — настройка. Участники синхронизируются и учатся чувствовать по-новому, анализировать, что они ощущают в моменте, пробуют расширить внимание в своем сознании. Здесь могут использоваться дыхательные или телесные практики, медитации. Уже здесь сильно меняется общее состояние: кто-то успокаивается, у кого-то появляется энергия, кто-то растягивает свое внимание на весь круг собравшихся.
  • Третий и основной этап — сеттинг. Детальный разбор ситуации или запроса одного из участников, оказание ему поддержки, активная генерация идей в круге.
Эксперт по организационным изменениям и системам управления эффективностью бизнеса, психолог для предпринимателей и C-level, сертифицированный коуч ACC ICF, предприниматель, ex-CVO, наставник лидеров Hegai.Circle, основатель проекта Смелость жить!

Чтобы практика прошла максимально продуктивно, я на интервью перед встречей кратко рассказываю об уровнях слушания, о том, как говорить без советов и рекомендаций, зачем нужна работа с метафорами. Но даже если подготовки не было, люди легко вливаются в кейс клиник. На первой встрече бывают трудности в начале, но к концу уже все чувствуют и видят результат круга.

Кто есть кто в кейс клиник:

  • Кейсгивер — тот, кто приносит ситуацию или запрос. Чью проблему на текущей встрече группа будет решать.
  • Таймкипер — человек, который контролирует время.
  • Коучи — остальные участники в круге.
  • Лидер — тот, кто собирает группу и управляет ей. Он тоже может быть из числа участников или модератором.

Поскольку на одной встрече разбирается ситуация только одного участника, обычно группа в полном составе проходит 5-6 встреч, по количеству собравшихся. Чтобы получился полный круг. После этого участники могут остаться в этой же группе или перейти в другую.

Mastermind: четко решать задачи

Мастермайнд — это групповая практика, в рамках которой участники разбирают запросы друг друга. Каждый рассказывает, какая у него проблема, с чем он столкнулся, как справился, какие выводы сделал. Возможен мозговой штурм, когда вся группа совместными усилиями ищет решение для задачи кого-то одного. Но главное — что все делятся опытом, учатся у прошлого друг друга.

Эксперт по сбору и ведению мастермайнд групп, основатель проекта MindMix Mastermind, наставник модераторов, трекер предпринимателей, основатель ТГ-канала PRO Mastermind.

Есть хорошая метафора, которая четко доносит концепт мастермайнд: «мастермайнд — это как приготовление яичницы совместными усилиями». Если у одного подгорает, а у другого желтки заплывают, то обмениваясь опытом, люди сделают вместе идеальную яичницу и перейдут на следующий уровень профессионализма.

Ключевые моменты:

  • В классическом формате мастермайнд группы собираются на 6-8 человек. В неклассических форматах людей может быть больше — до 20 человек.
  • Встречи длятся 2-2,5 часа, но это зависит от количества участников. Если их 5-6 человек, можно уложиться в 1,5 часа.
  • Количество встреч зависит от модератора и целей группы, но в среднем их 6-8.

В мастермайнд есть также формат «горячий стул», когда за одну встречу разбирают ситуацию одного человека — как в кейс клиник. Но этот формат используют редко. Потому что изначально мастермайнд про равенство всех и динамику обсуждений. Все должны высказаться в равном объеме, спросить и получить ответы в моменте.

Роль модератора и лидера

Вне зависимости от формата, модератор или лидер должен создать безопасное пространство для общения и правильно подобрать участников. То есть найти релевантных людей, которые будут максимально полезны друг другу и совпадут в ценностях. Когда практики проходят внутри сообщества, это сделать проще, потому что там уже люди подобрались по определенным принципам. Они так или иначе совпадают.

Вопрос подбора участников один из самых важных. Обычно модератор или лидер изначально формирует портрет целевой аудитории — решает, с кем будет работать. Для этого учитываются объединяющие факторы:

  • Ценности — свобода передвижения, развитие, определенный стиль жизни и так далее.
  • Бизнес-контекст — предприниматели. Здесь можно сделать деление по узким нишам: условно, индустрия мобильных приложений, ретейл и так далее.
  • Цель практики — чего хотят все участники: освоить новый рынок, релоцироваться и пр.
  • Увлечения, интересы, хобби — это тоже может влиять на эффективность коммуникаций между участниками.

Когда аудитория определена, модератор или лидер проводят постановочную или стратегическую сессию один на один: обычно в формате созвона. Это 10-15 минут диалога, когда участник узнает про основные ценности группы, основы практики — мастермайнд или кейс клиник.

Также такая сессия помогает задать темп работе, определить основную цель участия и зафиксировать потенциальные запросы и ближайшие задачи на выполнение.

Для мастермайнд потенциальных участников делят на группы по текущему уровню, доходу, ближайших целях для достижения и тому, чем они могут быть полезны другим. Важно, например, не смешивать стартаперов и владельцев корпораций. В формате разовой истории их можно соединить на практике, но в постоянной группе — нет. Потому что на мастермайнд люди делятся опытом и должны получать пользу от каждого. Но если условный фаундер стартапа может получить что-то ценное от владельца корпорации, в обратную сторону это работает очень редко. Хотя в не классических форматах мастермайнд возможно смешение людей с разным уровнем.

Для кейс клиник релевантный подбор участников тоже важен, но нет жесткого разделения по профессиональному уровню. При этом добавляется еще один момент: чтобы участники совпадали не только между собой, но и с лидером. Потому что он тоже полноценный участник процесса.

Кроме этого и модератор в мастермайнд, и лидер в кейс-клиник имеют еще несколько обязанностей:

  • Создают договоренности и освещают правила взаимодействия в группе.
  • Следят за сеттингом.

Основные различия между ролями модератора и лидера:

  • В кейс клиник лидер кроме перечисленного выше должен задавать и объяснять пример работы с метафорами, приводить пример качественной безоценочной обратной связи и при необходимости мягко корректировать высказывания участников.
  • В мастермайнд модератор выбирает пространство для встреч и время, собирает группу, конспектирует процесс, ведёт трекинг задач, управляет групповой динамикой, работает с каждым участником, чтобы помочь в проявлении запросов.

То есть если у модератора в мастермайнд задача организовать и фасилитировать собравшихся, то у лидера в кейс клиник — выступить проводником.

Результаты Case Clinic и Mastermind

От мастермайнда предприниматель получает решение или как минимум очень много конкретных советов, которые потом может сложить в свою стратегию. Он перенимает опыт у других участников и видит четкую картинку своих дальнейших действий. Поскольку внутри практики все очень структурировано и прямолинейно, результат обычно такой же структурированный. Есть случаи, когда предприниматели запускали новый продукт или выходили на новые рынки после мастермайндов, кто-то получал обратную связь по своему продукту.

Но при этом важно держать в голове, что мастермайнд — это не обучение. Никто не будет и не имеет права гарантировать, что участник точно что-то узнает, что-то получит, все моментально решит и так далее. Это приходит в итоге, но все зависит и от самого предпринимателя. Насколько он будет вовлечён, насколько будет готов брать пользу и применять ее. И эта польза может ещё «догнать» позже, потому что эффект от мастермайнд часто накопительный.

От кейс клиник предприниматель получает не только новые идеи, как решить ситуацию, сколько эмоциональную поддержку от собравшихся и опыт по-новому слушать людей, чтобы потом генерировать идеи. Кроме того, развивается навык поиска нестандартных идей. В мастермайнд поддержка тоже есть, но это скорее бонус, чем основная цель.

Результаты кейс клиник — создание новой перспективы решения вопроса. Появление идей и решений, которых не было в голове ни от одного из участников. После кейс клиник у предпринимателя появляется более объёмное и ясное видение ситуации, он думает уже из состояния большей устойчивости и готов к новому, к поиску действий для решения своей задачи.

Вопросы в кейс клиник разбирают разные. Это и бизнес-партнерства, и разные критические ситуации, и выгорание, и выбор стратегии, и привлечение инвестиций, и многозадачность — как удерживать несколько проектов.

Сходства и отличия

Оба формата открывают новые горизонты в решении вопросов, помогают выстроить свой локальный нетворк и сильное окружение, сформировать долгосрочные отношения, получить поддержку и быстро двигаться к цели рядом с единомышленниками.

Но при схожем результате различий между этими практиками много. Предлагаем увидеть их наглядно в таблице:

Учиться у прошлого или будущего. Mastermind VS Case Clinic

Так что же эффективнее

На самом деле нельзя сказать, что один формат эффективный, а другой нет. Но в одной и той же ситуации они могут сработать по-разному.

Отталкиваться стоит от целей:

  • Мастермайнд обогащает предпринимателя опытом его «коллег», часто развивающихся в той же нише, на схожем уровне, возможно даже решавших похожие проблемы.
  • Кейс клиник помогает увидеть неочевидные решения, которых, возможно, не было в багаже ни у кого из участников группы.

Кроме того, стоит учитывать собственные запросы и потребности. Одному человеку хочется обменяться опытом, структурировать факты и найти уже пройденный многими путь. Ему дорога в мастермайнд. Другому не хочется получать советы и рекомендации — ему нужен новый опыт, через который сам найдёт решение, и выстраивание качественных глубоких эмоциональных отношений. И тогда это история про кейс клиник.

А лучше попробовать и то, и другое. И сделать это в разные периоды, потому что результат может зависеть не только от формата, но и от собравшихся людей, от лидера.

Если вы хотите попробовать кейс клиник и мастермайнд, приглашаем на практику в Heg.ai.

Узнать про нетворкинг и мероприятия можно в телеграм каналах Хегай Нетворк и Хегай в курсе.

Авторы статьи:

Равилова Рената — Эксперт по сбору и ведению мастермайнд групп, основатель проекта MindMix Mastermind, наставник модераторов, трекер предпринимателей, основатель ТГ-канала PRO Mastermind

Контакты:

Мастермайнды в индустрии мобильных приложений: https://mindmix.space

Юлия Зайцева-МариинскихЭксперт по организационным изменениям и системам управления эффективностью бизнеса, психолог для предпринимателей и C-level, сертифицированный коуч ACC ICF, предприниматель, ex-CVO, наставник лидеров Hegai.Circle

Контакты:

Тг-канал Смелость жить: https://t.me/smelozhit

2323
18 комментариев

2 раза была в группах в формате мастермайнд, были хорошие результаты и движение вперёд! Про кейс клиник услышала впервые. Загорелась попробовать!!!

2
Ответить

Прекрасная статья! Четко обозначены все ключевые моменты обоих форматов. Все понятно и по делу. Понравилось их сочетание и любопытен результат! Это как увидеть стратегию ведения бизнеса в 5D формате , задействуя все отделы мозга и не только своего, а ещё и всей команды😉

2
Ответить

Мдэ, к сожалению, о данных "инструментах" , я узнал относительно недавно. Думаю, это оч сильно могло помочь мне, на первых этапах предпринимательской деятельности. На мой взгляд, цитаты "самостоятельно нужно пройти через все трудности и т.п." - это ошибка. Когда есть возможность избежать пустой траты времени и особенно денежных средств (на этом пункте, капают слезки), всего лишь за счет общения/обмена опытом - нет слов, круто.

2
Ответить

Очень полезно, спасибо 🔥

1
Ответить