Оказывается, можно не нравиться людям или как я поборол языковой барьер

Короче, такое узнал сегодня на терапии — зашатаетесь. Оказывается, можно не просто не нравиться людям, а еще совершать ошибки, не с первого раза достигать результата, делать сначала на скорую руку хоть как, не жертвовать отдыхом ради работы и *слабонервным не читать дальше* даже не хотеть что-то сделать идеально.

Звучит, как что-то на клингонском или эльфийском.

Моя терапевтка на сессии привела в пример фразу своей клиентки: «Вот правда же, что правильные люди всегда должны стремиться к отличному результату, а я и результата не хочу и пробовать не хочу». В моей голове в это время: «Э, как такое вообще возможно?». И тут до меня стало доходить, что речь идет и обо мне и моих установках.

Откуда такое берется спросите вы меня?

*спойлер: из детства*

Полдня сижу в размышлениях и желании этим поделиться с вами

только неправильные люди могут не хотеть делать что-то здесь и сейчас. только неправильные люди могут не хотеть идеала

не могу начать говорить по-английски

Запрос давно назревал. Так вышло, что все языковые навыки у меня с разным уровнем: чтение — B2(+), аудирование А2(В1), а вот говорение с трудом достигает уровня А1.

Так, позавчера, когда у меня было второе занятие английским, на котором после очередного вопроса преподавателя я впал в такой ступор, что не смог даже выдавить из себя слова уровня «я», «знать», «улица» или «хороший». Они застряли таким комом в горле, что мне казалось, что сказав их вслух я покроюсь таким позором, что не отмоюсь от этого уже никогда. Потом я увидел, как преподаватель вносит эти же слова в мой словарь. В этот момент все уже как в тумане: я не могу говорить, думать. Мне просто хочется закончить занятие здесь и сейчас, а любая попытка продолжить воспринимается мной как насилие. Оставшееся время занятия я находился в состоянии постоянной паники.

Все закончилось, на этот раз. Я осознал, что мои проблемы скорее психологические, чем языковые. Сразу вспомнились случаи, как я, изучая французский или испанский, часто проигрывал разные сюжеты в голове. Чаще всего перед сном. Это могли быть сюжеты как я благодарю за награду или я разрываю отношения. Многие из этих диалогов были записаны мной, а некоторые проверены преподавателями. Результат всегда был положительный.

Получается, что сам с собой говорить на английском я умею.

оказалось, что по-английски я говорю, моя проблема пряталась куда глубже

Тогда с чем и как мне надо работать, чтобы научиться делать это с окружающими?

проблема глубже, чем просто страх!

Забавно, мои терапевтические сессии сейчас проходят в формате: «я озвучил проблему, выдвинул гипотезу, вспомнил еще одну историю, а дальше вместе с мой терапевткой идет длительный разбор историй и гипотез».

С кейсом про английский было так же. Я писал ранее, что мы докопались до ситуаций в детстве. Интересно, напишите в комменты те, кто был младшим в семье или кто рос в очевидно конкурентной среде с братьями и сестрами? Лично у меня старших две сестры и брат. У меня с ними все хорошо, я люблю их и учусь заново выстраивать новые качественные отношения, хоть раньше было все не так.

Проблема в том, что я не просто младший, а младший с большой разницей в возрасте с ними. Между ними разница максимальная разница 3 года, а у меня с ними минимальная разница 5 лет. Догадались к чему я? Тогда расскажу два случая, о которых я вспомнил на сеансе.

  • Лето, деревня и нас огромная толпа детей в гостях у бабушки с дедушкой. Меня, двух кузенов и кузину укладывали спать, а старшие собирались пойти на озеро со своими друзьями. Нам сон, им фан. Несправедливо и я стал напрашиваться пойти с ними. Я точно знал, что с ними будет круче, чем с родителями — им же уже можно куда больше, чем мне. Еще я думал, что поход с ними на озеро сделает меня ближе к ним и уберет этот возрастной разрыв. Им идея не понравилась и они сказали, что не хотят брать меня с собой, потому что я слишком маленький и за мной опять надо будет смотреть.
  • Второй случай был, когда мне было лет 6 и я услышал обсуждение поступления старших сестер. Думали ли они об этом или нет? Меня напрягло, что у них уже есть идеи будущей профессии, а у меня нет. Надо было срочно что-то решать и здесь.

я чувствовал, что опаздываю со взрослением. мне надо было поторопиться стать старше, умнее и мудрее. глупость — непозволительная роскошь, если ты младший в семье

Я осознаю, что эти яркие истории, несущие химерный характер — сложены из разных ситуаций и разговоров, в которые я попадал. Они сложились в один большой образ, что я слишком маленький и мне надо срочно догонять старших во всем: в выборе, учебе, ответственности, мудрости. Как и какой это след оставило на мне сейчас я еще расскажу.

чем это все подкреплялось?

У нас в семье не принято было в глубокую эмоциональную коммуникацию. Мы общались, делились какими-то историями, спрашивали советов, но вот с разделением эмоций всегда было туго. При этом, как я сейчас понимаю, для меня это было немного искажающей обстановкой, так как проявлять эмоции было можно — покричать, поплакать или порадоваться, но вот с поддержанием их и с эмпатией — сложнее. Возможно, это потому что большая семья и действительно сложно поддерживать близкую эмоциональную связь с большим количеством людей. На это нужно много сил и времени. А если учесть, что навык не очень хорошо развит, и того больше.

Отсюда, пока не знаю почему, но я чувствовал в этом потребность. Мне нравилась дружба с кузинами, потому что каждый раз эта дружба сопровождалась и совместной деятельностью и проговариванием. Мне этого не хватало в семье с родителями и со старшими. Отсутствие такого диалога увеличивало пропасть между нами все больше и больше. Внутри я будто понимал, что говорить о подробностях своей жизни не то же самое, что делиться чувствами друг с другом. Для меня это все больше и больше походило на имитацию отношений, нежели отношения и в какой-то момент это стало триггером на злость. Меня злило, когда я сталкивался с диссонансом между тем, что человек заявлял и тем как я это воспринимал. Я очень сильно дистанцировался от семьи и стал искать заменяющих людей. В разные периоды это были разные люди, но суть всегда была одна и та же: это были люди, как мои кузины, с которыми можно были совместно получать какие-то жизненные события и которые делились эмоциями. Это всегда приводило к возникновению глубоких, хоть чаще всего и недолговечных отношений. Результатом такого пути для меня стала установка, что быть детальным, подробным, глубоким и эмоциональным — это знак некоторого уважения и принятия собеседника как личности. Отвечать на вопрос развернуто — неотъемлемая, а сейчас единственная для меня форма коммуникации.

И не поверите, я так мыслю и на русском и на английском языках. Когда педагог меня спрашивал, а как вы планируете провести неделю или нравится ли вам ваша комната, в которой вы остановились, то в моей голове не возникает односложного простого ответа. Я начинаю сразу думать, да/нет, почему, а как еще можно объяснить, привести пример, рассказать об этом. Потому что для меня вопрос несет глубокий смысл и ответ на него должен быть глубоким.

Получается, что еще одной ключевой сложностью в изучении языков у меня стало неумение в small-talk слишком сложные мыслительные конструкции, которые невозможно освоить на старте изучения языков.

🔗ссылки на мои каналы:

2222
15 комментариев

Довольно интересная история) как всё таки в человеке всё взаимосвязанно

3
Ответить

Очень глубоко и тесно. Каждый раз после сессий узнаю о себе что-то новое

1
Ответить

Как это знакомо...

2
Ответить

обнял

2
Ответить

Удивительно, на сколько глубоко Вы копаете, при изучении языка. Успехов Вам)

2
Ответить

Да, эти мысли зрели уже давно и вот оформились в полноценный текст без истерики.
спасибо за пожелания

1
Ответить

Чем дольше живу - тем отчетливее понимаю, что все человеческие проблемы, свойства характера, многие привычки - из детства.
Причем иногда всплывают они через такой длительный промежуток, аж пугает.
Например, помнишь, как в детстве ненавидел как отец кружку на край стола ставит. И вдруг, в 40 лет, стоишь на кухне и тупо смотришь на только что так же поставленную на край стола своей рукой кружку.

2
Ответить