Каким должен быть хороший руководитель: 4 мифа и 1 главное качество

Руководители бывают разные. Одни легко находит контакт с подчинёнными и выстраивает с ними доверительные отношения. Другие любят точность, таблички и контроль. Есть жёсткие, которые похожи на сержантов гвардии, а есть мягкие и душевные — под их началом люди максимально раскрывают своё творчество. И все они могут добиваться классных результатов.

Высоцкий Консалтинг Бизнес Бустер
Высоцкий Консалтинг Бизнес Бустер

Из-за этого возникают вопросы: каким на самом деле должен быть руководитель, и что главное в его работе? В статье поделюсь своим мнением, а также расскажу об основных мифах, которые окружают должность управленца.

Миф № 1. Руководитель — всегда душевный человек

Чтобы сотрудники находились в благостном состоянии, руководитель должен быть бесконечно коммуникабельным, позитивным и общительным.

Но это всего лишь миф: на практике, слаженно, эффективно и результативно работают команды у жёстких и требовательных руководителей. И, если смотреть на них в рабочих буднях, не очень жизнерадостных.

Раньше у меня была производственная компания. И на начальника производства, Иваныча, каждую неделю жаловались сотрудники. Говорили, что он настолько требовательный, что уже всех замучал. Но каждый раз, когда я смотрел на графики, которые показывают измерение результатов его работы, я видел рост. Как количества продукта, так и качества. Кстати, при этом из его подразделения никто не увольнялся. Поэтому, каким бы жёстким и требовательным не был Иваныч, у него всё прекрасно получалось.

Миф № 2. Руководитель должен быть жёстким

Естественным образом возникает миф, что руководитель обязательно должен быть жёстким — хмурить брови, стучать кулаком по столу и бросать в подчинённых предметы.

Но если руководителю по его человеческой природе не свойственна жёсткость, то люди будут это чувствовать. Наигранная жёсткость вызовет у подчинённых только смех, а ещё станет предметом их обсуждений за спиной у руководителя. Кроме того, люди быстро адаптируются к такому. А начальник, который должен выкладываться эмоционально, наоборот, будет тратить свои душевные силы.

Иногда имеет смысл проявлять жёсткость и требовательность, особенно в экстремальных ситуациях. Но это должно быть естественно и уместно — плохо, если это отчаянная попытка справиться с подчинёнными, так как других способов не осталось.

Миф № 3. Руководитель должен знать, как выполнять работу подчинённых

Ещё один миф: руководитель имеет моральное право управлять людьми, только если сам хорошо знает, как делать их работу. Но не обязательно показывать своим подчинённым пример: если бы это было так, то успешными корпорациями руководили бы только выдающиеся учёные.

Вам не надо быть мегаспециалистом в областях подчинённых, которыми вы управляете. Есть исключения: Билл Гейтс вышел из программистов. И, даже став главой огромной корпорации, продолжает писать код в свободное от управления время.

Руководитель должен иметь представление о том, как подчинённые делают работу. Но это не значит, что он должен уметь делать это своими руками. Прекрасный пример из истории — Карл Фаберже, создатель знаменитых яиц Фаберже. Но он не делал их самостоятельно: за него работали ювелиры, а сам Фаберже был прекрасным менеджером.

Миф № 4. Руководитель наймёт правильных людей, и они сделают всё сами

Если нанять правильных людей, они будут работать сами, и ими вообще не нужно будет управлять. Но даже талантливые и самоходные сотрудники ленятся, отвлекаются, сбиваются с приоритетов и делают ошибки. Здорово, если у вас классно выстроен найм, но это не решит проблемы управления сами по себе.

Никаких самоуправляемых организаций не существует. У всех крупных корпораций есть уровни управления, планы и стратегия.

Главное качество руководителя

Хорошего руководителя определяют не определяют мягкость, жёсткость или самостоятельность сотрудников. Главное качество — способность понимать, какой конкретно результат в его деятельности ожидается. Что именно он должен получить, управляя какой-то деятельностью или проектом.

— Александр Высоцкий специально для «Деловой Казахстан»

1515 показов
196196 открытий
Начать дискуссию