{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я строительную компанию в Армении создавал

Видишь эту фотку на vc, значит ниже будет опыт. Много опыта.

Для тех, кому не хочется вникать в лонгрид: не создал. Ну вы наверно поняли это по фотке Гарольда ). Я тестировал гипотезу, что в Ереване будет пользоваться спросом компания, которая делает ремонты под ключ и предоставляет гарантии.

Однако, все лиды (около 40) просили сделать точечный ремонт. Заказы были примерно такие: положить 80 м² ламината или обклеить обоями комнату 6 на 6 м.

Оценка рынка

В Ереване проживает 1 млн человек. Плотность выше, чем в городах РФ, поэтому я рассчитывал не на 2,2 человека в квартире, а на 2,5. Итого, 400 000 домохозяйств. Капитальный ремонт, допустим, делают раз в 20 лет. Ограничение про ремонт только в новостройках мы добавили позже. Значит в год ремонтируется 20 000 квартир/домов (в Ереване есть и то и другое). 1600 ремонтов в месяц. 80% сделают сами (на самом деле больше). Остаётся 320 ремонтов. Из них я хотел забрать 10 в месяц (примерно 3%).

Название компании придумал исходя из своих стереотипов о строительстве. Мне казалось, что все более-менее успешные фирмы связанные со строительством в России мимикрируют под немецкие. Вот и назвал - «Meier und Feuerbach».

На фото выше люди позируют в только что одетой форме. Через месяц я даже приезжал специально, чтобы сфоткать их в испачканной форме и в процессе настоящей работы, но эти фотографии я вам не покажу :)

Я запартнёрился с хозяином квартиры, которую сняли в Дилижане.

Жена нашла по фотографиям квартиру в Дилижане. А с хозяином, назову его Алик, нам очень повезло. Просто отличный хозяин. Помог с пропиской, часто подвозил. Алик с друзьями занимался стройкой. Отделка и постройка частных домов, строительная техника в аренду, сделки с землёй. Всего понемножку.

Санузел, отделанный людьми Алика и сфотканный мной на мой телефон.

Алик часто меня подвозил и по пути мы иногда заглядывали на его объекты. В один из заездов я узнал, что его юрлицо имеет пониженную налоговую ставку из-за того, что зарегистрировано в Тавушском районе, а не Ереване. Так что в Ереване он может делать ремонты дешевле, чем местные официально оформленные компании. Однако, в Ереване он не делал ремонты, т.к. зацепок в столице не было. Тогда я решил тряхнуть стариной и сделать лидген.

В общем, любой тг-канал для продакт-оунеров пишет, что идеи тестировать надо дёшево и быстро. Но я так уверовал в успех, что бросился в процесс с головой. Сделал айдентику, сайт и брендированные спецовки для рабочих. Для сметчиков сделали специальные бланки для быстрой оценки объектов.

Предварительная оценка игроков на рынке

Собственно, перед тем как начать, мы съездили в Ереван и у знакомого Алика в пустой неотделанной квартире сделали смотр местных компаний, которые рекламировались в армянском авито (list.am) в разделе ремонта и отделки. Вызвонили 11 компаний, на встречу пришли 10 человек, один не приехал, но очень убедительно и долго извинялся передо мной по телефону.

По-русски говорили 6 человек из 10. С остальными общался Алик. Смету составил лишь 1 из 10. Остальные давали обещания в духе «брат, всё сделаем!». На мой вопрос, когда смогут начать, все отвечали, «брат, хоть завтра!». Вот тут-то, конечно, мне следовало напрячься. Ниже, собственно, смета, цены в армянских драмах:

На сайте я не хотел размещать стоковые фото с улыбающимися молодыми людьми в жёлтых касках, т.к. у меня они вызывают дикое ощущение фальши. Хотелось, чтобы были именно люди Алика на реальных объектах. И в униформе с моим лого. И я воплотил это в жизнь.

Униформа для строителей и бриф-бланки

Форму нам шил местный предприниматель Баграт. Баграт просил 100% предоплаты. Тут были настоящие восточные торги с взаимным давлением на жалость, апеллированием к количеству ртов в семье, клятвами, что заказ делается себе в убыток и лишь из любви к искусству, битьём себя кулаком в грудь и разрыванием рубахи на ней же. Разумеется, я не дал 100%, дал лишь 30%. И Баграт пропал. Через неделю Алик нашёл (не сказать выцепил) Баграта и настойчиво порекомендовал поторопиться. В течение следующей недели мы встретились, одобрили тестовую партию спецовок. И ещё через пару дней Баграт нам таки сдал заказ.

Содержание скрыто
Показать

Вообще, в Армении чувствуется некая необязательность по отношению к заказчику. Местных это не напрягает. Каждый раз когда я звоню в пиццерию и никто не берёт трубку, у меня появляется ощущение, что в Армении бизнес работает, только если у владельца закончились деньги заработанные бизнесом вчера или позавчера. Если в пиццерии трубку взяли, значит вчерашняя прибыль закончилась и надо начинать новый рабочий день ).

Вышитые логотипы на утверждении:

Чтобы сметчик укладывался в час, я заказал у дизайнера бриф-бланки. Мы их оттестировали на реальных объектах, действительно, с ними реально быстрее составлять смету и фиксировать пожелания клиентов. Бриф-бланк на русском был составлен сугубо для меня, чтобы я помнил, что и где размещено на бланке и мог оперативно внести изменения в фотошопе. Бриф-бланки:

Хронометраж. В мае мне сделали логотип. Я отфоткал готовые объекты (2 квартиры в ЖК «Эребуни»), форму пошили ближе к концу мая. Строителей Алика в форме я отснял 30-го мая. Бриф-бланки были готовы в начале июня. Сайт завершил где-то к середине июня. Т.к. днём я работающий в найме программист (а ночью я надеваю маску и плащ бизнесмена...).

Униформой я конечно не ограничился, миллиардный стартап жеж мутим! В Миро накидал цепочку создания ценности и по каждому этапу цепочки расписал бизнес-процессы. Тоже в Миро. До BPMN пока не дорос. На самом деле, мне самому нужно было понимать очерёдность процессов:

Местами на армянском, чтобы партнёру было проще понять алгоритм действий. 

Лидген

К концу второй половины июня был готов сайт, куплен телефон и номер для приёма заказа, сделан сайт на Тильде, подрублена Гугл аналитика. В разговорах с местными предпринимателями я выяснил, что из рекламы работает сарафанка (мы только начинаем и это не про нас), list.am (доска объявлений в Армении) и Facebook (запрещена в РФ).

List.am категорически не давал разместить ссылку на мой сайт (m-f.am, сейчас уже скорее всего не работает) и даже не позволял сделать водяной знак на фотках. Трафик с него был крайне тухлый. Несмотря на купленный постоянный закреп в категории ремонта, объявление на list.am часто не показывалось там.

Поэтому мы быстро перешли на пейсбук и оттуда генерировали трафик по нормальной цене.

Результаты на середину июля 2022:

Охват 58 000.

Переходов по ссылке 3 036, конверсия 5,25%.

Лидов 11, конверсия кликов в лиды 0,36%.

Цена лида 6,55$.

Выезды на объекты

Застройщик

Клиенты не обращали внимания на надпись на сайте, что мы занимаемся ремонтом под ключ и звонили по любой проблеме, связанной с ремонтом. На нас даже вышел застройщик престижного ЖК в Ереване. Это было в первой половине июля. Требовалось возвести внутренние перегородки. 4600 квадратов до конца августа.

При расчёте сроков я по времени оставил 10% на устранение недостатков, ну и на всякий случай. Оставшееся поделил на количество квадратов, которое кладёт в день каменщик (точно уже не помню, по-моему 12 квадратов в день), получалось, что нам надо 5 бригад по 4 человека. Мы могли найти столько. Но нам, чтобы выйти в 0, нужна была цена в 3800 драм за м². А вообще мы рассчитывали на 4600 драм за м². Перед встречей мы с Аликом решили, что минимальная цена на которую мы согласны - 4200 драм за м². Заказчик был готов платить лишь 3000. Цены драматически не сошлись и все разошлись фрустрировать.

Фотоотчёт с посещения объекта застройщика:

Странный «дом»

Ещё был клиент, которому строители «возвели» типа «дом» в Ереване. Это был странный микрорайон, где гаражи плавно переходили в дома странной формы. Строители ещё были на объекте. Видимо нашим присутствием из них выжимали меньшую цену за отделку.

В самом «доме» не было ни одного прямого угла. Ни двух ступенек подряд одинаковой высоты. У лестницы, ведущей на второй этаж над второй ступенькой внезапно выходила труба с холодной водой. Второй этаж лежал на фермах. Т.к. прочности ферм было явно недостаточно, то посередине первого этажа на кирпичи поставили железную трубу. Сверху к ней приварили другую трубу и примотали проволокой к фермам. Ходить на втором этаже было страшно, ибо пол под ногами гулял.

Строители явно подходили к процессу постройки как к творчеству, где правила размыты, а итоговый результат диктуется лишь чувством прекрасного. А СНИПы придумали скучные душнилы из государственных учреждений, чтобы гасить искру в душе вольного художника.

Брать этот объект не имело смысла. В портфолио такой объект не положишь. Да ещё есть риск, что дом сложится и погребёт под собой наших сотрудников.

Итоговые затраты:

22.04.2022 - 42 700 драм (7 000 руб.), логотип.

30.04.2022 - 7900 драм, домен m-f.am.

Итого апрель: 50 600 драм.

01.05.2022 - 10 000 драм, поездка в Ереван, анализ конкурентов.

08.05.2022 - 3050 драм, (500 руб.), доработки логотипа.

13.05.2022 - 5 539.40 драм, Фотошоп (12 долларов).

24.05.2022 - 18 300 драм (3000 руб.), доработка бланков.

25.05.2022 - 164 900 драм, телефон.

25.05.2022 - 5 000 драм, симка на телефон.

25.05.2022 - 2 000 драм, чехол, экран на телефон.

27.05.2022 - 134 000 драм, спецовки.

29.05.2022 - 9150 драм (1500 руб.) поиск человека со знанием армянского на WorkZilla.

30.05.2022 - 5000 драм (750 руб.), Тильда.

Итого май: 356 940 драм.

01.06.2022 - 4200 драм, реклама на List.am.

02.06.2022 - 260 драм, (0,61 евро), от Google за использование домена.

07.06.2022 - 4000 драм, реклама на List.am.

16.06.2022 - 4100 драм, реклама на List.am.

19.06.2022 - 5000 драм, оплата за телефон.

23.06.2022 - 2800 драм, реклама на List.am.

26.06.2022 - 2000 драм, реклама на List.am.

30.06.2022 - 5500 драм, (750 руб.) тильда.

30.06.2022 - 2000 драм, реклама на List.am.

30.06.2022 - 5000 драм (12$), Facebook реклама.

Итого июнь: 34 860 драм.

01.07.2022 - 8150 драм (18,72 евро), от Google за использование домена.

02.07.2022 - 5000 драм, (12$) Facebook реклама.

04.07.2022 - 2000 драм, реклама на List.am.

04.07.2022 - 5000 драм, (12$) Facebook реклама.

08.07.2022 - 7750 драм (18$) Facebook реклама.

11.07.2022 - 7750 драм (18$) Facebook реклама.

14.07.2022 - 12900 драм (30$) Facebook реклама.

20.07.2022 - 18100 драм (42$) Facebook реклама.

25.07.2022 - 3500 драм (8,09$) Facebook реклама.

Итого июль: 70 150 драм.

~ 512 550 драм (7,80 руб./драм ~ 65 711 руб.)

Выводы. Которые я сделал для себя.

  1. В Армении работают в порядке убывания эффективности: сарафанка, пейсбук и list.am.
  2. Ремонт под ключ редко делают. Чаще заказывают разные этапы у разных бригад. Пытаются сэкономить на услуге и материалах. Даже те, у кого есть деньги.
  3. В Армении предпочитают услуги менее качественные, но дешевле.
  4. Если исполнители в отрасли говорят, что готовы начать хоть завтра, значит спроса на услуги нет. В следующий раз вот тут можно прекращать тестирование гипотезы.
  5. Размещать на лендосе стоковые фото с улыбающимися околоидеальными строителями неприятно. Однако, это экономит деньги при проверке гипотезы.
  6. Тестируя гипотезу, надо тестировать гипотезу. А не терять голову и делать всё на века. К сожалению, статистика против стартапов.
0
90 комментариев
Написать комментарий...
Nathan Zachary
Строители явно подходили к процессу постройки как к творчеству, где правила размыты, а итоговый результат диктуется лишь чувством прекрасного. А СНИПы придумали скучные душнилы из государственных учреждений, чтобы гасить искру в душе вольного художника

Спасибо, хороший стиль, чувствуется, что от души!

Ответить
Развернуть ветку
Sarkis

В армении у каждого есть родственник/сосед, который занимается ремонтами. Заказывать ремонт по объявлению могут только не местные их не много, бригад строительных полно.
Но даже этого не нужно было знать, чтобы оценить рынок достаточно было посмотреть количество строящихся домов, их можно по пальца пересчитать. Очевидно, что если нет строительства жилья, то и никакого рынка ремонтов нет.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фильчушкин

А вот это - самое главное в пути от нуля до единицы. Не врать себе. Те, кто перестают это делать и начинают слушать и слышать рынок, те и становятся в итоге предпринимателями. Я учусь, Саркис, учусь.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
LabO

Вы в долине родников решили воду продавать. В ещё Армении замутите ремонт по подписке)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrew Sychev

Я тоже так подумал начав читать. Но чем только богатые айтишники не маются со скуки.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Nikonorov

В Ереване строят сейчас в 2022 году очень много домов. Высотки. У меня в Давташене только 6 штук напротив и еще с десяток по району. Да и в других районах много.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Рамазова

Может это, всё же будет всплеск строительства

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

открыл статью на ВЦ, а там армяне в нарды играют!

Очень интересный опыт по 2 причинам:
1) описание бизнеса в Армении
2) описание подхода к работе на проверке гипотезы
И то и то описано и сделано приятно.

Ответить
Развернуть ветку
igorek234

Неа. Не так все было. Вы знали состояние рынка еще до начала. Уверен, друг ваш, Алик, дал полный расклад. И когда подрядчики Вам сказали, что готовы приступить хоть завтра, вы все понимали. Идея ваша была продвинуть рынок ремонта Еревана на несколько ступеней вверх до уровня "околомосквы" . Отсюда и название фирмы и заморочки с логотипами, цепочками, сметами, униформами и т.д. Вы не гипотезу тестировали, вы рынок пытались менять. Переделать под себя, под свои ожидания, показать как "надо работать". Отсюда и расходы "на века". А рынок меняться не собрался. Не сформировался пока до нужной кондиции. Отстаёт от рф на пару десятков лет. Вот и весь вывод. P. S.: мем я на сарафанке мимикрировал под «Meier und Feuerbach» намного круче грустных глаз гарольда.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

На «замену» рынка надо много денег и готовность долго работать в убыток, пока он не поменяется. Действительно автор не учёл и подумал, что вокруг какие-то «недалёкие люди», которые не знают, как делать «по-московски».
Фишка в том, что люди-то в курсе — знакомых и родственников в Москве у них хватает, да и в интернете полно информации, но им это оказалось не совсем нужно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вел Колдин

показалось, что проблема в нейминге
серьёзно

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фильчушкин

Хм, не задумывался, но не исключено, что вы правы. В следующий раз придумаю что-то попроще.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Свежерег Июньский

рынка море, денег нет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

Гениально. Отличная статья и опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky
Я тестировал гипотезу, что в Ереване будет пользоваться спросом компания, которая делает ремонты под ключ и предоставляет гарантии.

.
Строительная компания.
Ремонты под ключ.
С гарантией.
В ЕРЕВАНЕ.
.

Ответить
Развернуть ветку
Mu

А откуда этот отрезок видео?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Valentin Dombrovsky

Сайт (https://www.m-f.am/ru), кстати, работает и он… не впечатлил. Вы сравнивали хотя бы с тем, как это сделано у московских контор? Скажем, первый пример из топа Гугла — https://remont-uroven.ru/

Что бросилось в глаза сразу:
1. «Оставить заявку на ремонт», а не «рассчитать смету» в качестве call to action.
2. Перечислены типы работ с подробным описанием и отдельными лендингами под каждый и ценами «от стольки-то рублей».
3. В спектр работ «под ключ» включён также дизайн интерьера, и это выглядит логично.

И это только на первый поверхностный взгляд на один сайт. Ну да, извините, я просто был интернет-маркетологом какое-то время, поэтому глаз несколько «намётан».

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Bo.G

Действительно. Не совсем понятно о чем сайт. Сайт автора просто визитка. На нем нет конкретики никакой. Только маркетинговая штамповка. К слову сказать и на сайте уровня не сильно лучше ситуация.
Вот я хочу ремонт. Мне, как обывателю интересны следующие моменты: примеры цен за кв. метр и что в нее входит (типовое), сроки исполнения (примеры: квартира такая, комнат столько типовая смета такая-то сроки такие-то).
Понятно, что всегда есть корректировки, но не в разы же.
тогда я, примерно буду представлять сколько денег и времени это займёт. ведь на время ремонта надо где-то жить. что то с мебелью делать. ремонт это не только затраты на материалы и работу.
А вместо этого вываливается куча бессмысленного текста по принципу: зафлудим цифрами и картинками.
самая лучшая книга, описываюшая любой тех процесс это как правило справочник. но нет. маркетологам же доподлинно известно чего именно хочет клиент. в итоге имеем (имхо) набор штампованных, бессмысленных и беспощадных сайтов информационная ценность которых определяется не реальными потребностями людей, а сензитивностью ботов к их индексации в поисковиках и прочих придуманных показателях. да. часть методик психологич методов работает.бесспорно.но нужно их применять точечно, как подсечку рыбы, а не пихать в каждый квадратный см площади экрана эти ваши "стимуляции к действию" на них уже давно выработался только олин рефлекс. закрыть.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Павел

По сути, вы предлагаете помножить на 10 невозвратные затраты из статьи. Сделать сайт на уровне уже работающей фирмы, которая ещё и в топе по SEO, это нифига не дёшево и не быстро.

Понятно, что любой сайт ещё не работающей фирмы — это кривой прототип. Но если он позволил получить заявки, пообщаться с потенциальными клиентами, что-то понять о рынке, значит он достаточно хорош для этого этапа.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Titan

Само по себе это уже успех ибо это путь тоже. ( самураи) Без сарказма и подколов но с доброжелательным юмором:))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Гомбоев

Самурай без успеха во всем подобен самураю с успехом, только без успеха

Ответить
Развернуть ветку
Angry saler

Но если Вы не строитель, а программист, то не выгоднее было бы заниматься лидгеном для местных контор и не лезть самостоятельно в проекты?
Тогда бы и нейминга и прочих проблем не было, был бы чисто лендинг и реклама.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фильчушкин

Конфликт интересов ((. Я работаю в аутсорсинговой компании, не в продуктовой.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
leo krich

Лично меня "псевдо-немецкое" название скорее отвратило бы от такой фирмы. Вы же не немецкая фирма. Значит, название - это обман. Где гарантия, и в работе не будет обмана?

На фотографиях рабочие повёрнуты спинами. Рабочие стеснительные или жутко секретные? Тоже подозрительно.

Ну и наверняка в миллионном Ереване нашлись бы желающие сделать всё пусть и немного дороже, зато качественнее и долговечнее. Вопрос лишь в том, чтобы найти этих людей, занять эту нишу.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Гомбоев

По названию добавлю, что для обывателя и читать не удобно, и вслух произносить (с непривычки). Типо "Алло это Флюгегехаймен?"
Есть ведь и более короткие немецкие названия.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ветров

Не совсем понял экономику:
Вам застройщик готов платить 3000 драм за кв.м. кладки перегородок. Это в рублях 450 руб. за кв.м. Если мастер 12 кв.м. в день возводит, то его выработка 5400 руб. в день. или 135 тыс. руб. в мес. Допустим мастеру платим 50% от выручки (63 тыс. руб. в мес) или 1000 евро. 50% - на осталось на фирме из которых несем издержки.
Почему у Вас не сошлась экономика? В Ереване за 1000 евро на стройке не готовы работать? Или Алик больше хочет оставить себе?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фильчушкин

Мы своим по 2000 готовы были платить (это выше среднего по рынку, т.к. наши - рукастые, обычно 1500 платят) + на каждую бригаду из 4-х человек по бригадиру. Ему чутка больше. Но в итоге, чтобы покрыть маркетинг, логистику (бригады везти из Талина и Дилижана в Ереван, один раз туда, один раз обратно), бухгалтерию, а так же дать гарантию (я настаивал на ведении фонда, откуда будут покрываться форс-мажоры), нам надо было уместиться в 3800. Однако ж, не уместились.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anatolix

Автор не в курсе, что существует понятие армянстрой: отсутствие качества, соблюдения технологий, сроков, гарантий, а иногда и самой работы - когда берут аванс и исчезают.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ветров

Мне кажется это чисто московская тема: вышел с объекта и выкинул симку, пусть заказчик ищет тебя. Рынок ремонта в Москве огромный, денег дофига и все равно заказчика найдешь, что бы ты не натворил ранее.
А в Ереване куда ты исчезнешь? Все друг другу родственники, все друг друга знают. Один раз "обосрался", сразу все в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Mikhalkov

И это у вас еще заказов не было. Самая мякотка скрывается за показательно лаконичным этапом "Ремонт выполнен".

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Статья отличная :)
4 месяца прожил в Армении и подписываюсь над каждым словом. Даже розетку нормально поменять было реальной проблемой, потому что с List.am специалиста можно было выискивать 2-3 дня.

P.S. Логотип отлично подходит для хорошей немецкой аптеки.
Вероятно, у фокус-группы мужчин в Армении скорее будет напоминать косметику 😂

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ветров

Так у него наоборот. Он клиента найти не смог на весь комплекс.

Ответить
Развернуть ветку
Фанат Феникс Мари

Делать стартап ради бабок в Армении...
Вы бы ещё в Израиле запустили 😁

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

А что вас не устхаивает?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Давид Антонян

Проблема в том, что на армянском рынке слишком много жуликов, даже если среди них попадётся кто-то честный, никто не станет ему доверять. В общем, нужно быть местным, чтобы такое сорганизовать, человеку со стороны будет трудно разобраться.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
Пытаются сэкономить на услуге и материалах. Даже те, у кого есть деньги.
В Армении предпочитают услуги менее качественные, но дешевле.

Ну тут даже я понял, что рынок хочет эконом-ремонт, а автор явно метил в середину.
А учитывая это:

Чаще заказывают разные этапы у разных бригад.

Я бы порекомендовал попробовать специализироваться на каком-то одном виде работ, естественно, максимально удешевив весь процесс и брать объемом.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Ну как бы все признаки восточной культуры строительства и быта:
-нищета, поэтому крупняка не будет
-необязательность
-слабое знание норм и "творческий подход" к рутине, так что потом искать придется исполнителя с полицией
-спрос только по принципу "это мой брат" либо ищут дураков нагрузить работой и не заплатить.

Вообще интересно как такой гламурный подход в духе Инсты московских ремонтников мог дать эффект в стране сильно другого мира.
Кому там нужны Фейербахи- это сложный и пустой звук, ремонты чтобы вау они делают там где зарабатывают деньги, а это не в Армении.
Старт с нуля при затратах на брендированные блокноты и робы - ну это перебор по костам, тем более местные кадры еще могут так отработать заказ, что сарафана не будет в принципе и придется ребрендинг делать.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya

«Но я так уверовал в успех, что бросился в процесс с головой. Сделал айдентику, сайт и брендированные спецовки для рабочих.»

Немного с другого, мне кажется, надо было начинать строительный проект :)

Ответить
Развернуть ветку
Isa Abdullah

Как можно начинать бизнес без знаний объема рынка? Кроме этого нет анализа конкурентов, не может быть чтобы в Армении не было фирм с работой под ключ

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Fedorov

Концепция дорого-охуенно раборает в любой стране/городе. Вопрос в цене за клиента итоговой. Это может быть и 500т.р за клиента. Т.е. возможно рано остановились.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Новицкий

Для того чтобы работать в сегменте "дорого охуенно" нужен охуенный бэкграунд и репутация, а не просто сайт и спецодежда.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexander Pankov

Конверт с фб плоховат, как по мне

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фильчушкин

Факт. Я говорил с маркетологами, они тоже так же сказали. Тем не менее, улучшать не стали, т.к. не было главного - рынка.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фильчушкин

Спасибо, Алексей )

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

О, с "разные бригады на разные этапы для экономии" и в Москве столкнулся. Сколько видел-квартира за некислые 50+ лямов, непростой дядечка-хозяин, средства жопит, как не в себя. Плюс попытки не заплатить по завершению этапа-удобно же, выкинул одних, берёшь других, затраты только на материал.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Nenashev

А что плохого в экономии? Я не про попытки кинуть, не заплатив.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Yegiyan Ruben

В Армении предложение на ремонт намного больше спроса. Решающим фактором является цена, по этой причине нет ни качественных материалов, ни качесивенного инструмента. А "ремонт под ключ" это просто неактуальная услуга.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Если не секрет, сколько вы прожили/пробыли в Армении перед тем, как стартовать эту идею?

Я был в Армении раз пять плюс-минус, мне очевидно без тестов, что такое там не взлетит. По массе причин. Один из показательных примеров - это самострои-пристройки к панелькам на уровне 2-3-4 этажа. (Всё безоценочно, Армению люблю).

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

А Вы догадайтесь… Ответ ищите в событтях, случившихся в этом году (а что-то случилось?).

Ответить
Развернуть ветку
Мистер М

Сайт остался, а бизнес закрылся или все таки взяли паузу?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фильчушкин

Подписка на тильду истечёт 16 сентября. Так что теперь это памятник моему... скажем так, излишнему энтузиазму.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Chuku bayev

Привет! Поделитесь пожалуйста картой бизнес процессов))) протестируем идею в Казахстане.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фильчушкин

В личку скиньте ваш аккаунт на Миро. Я посмотрю, как там это можно сделать, пригласить или же проект форкнуть.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
John Doe

Картинка Гарольда и фраза «я тестировал гипотезу» - просто идеально, подходит для любой моей публикации в университете

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Вот так: создадут компании, наймут непонятных рабочих, которые сделают плохой ремонт, а потом проблемы и в заказчика, и у исполнителя

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

На самом деле это не взлетело потому что слайд с value chain недостаточно похож на нарды.

Ответить
Развернуть ветку
Dim Entelis
А вообще мы рассчитывали на 4600 драм за м²

Я понимаю что это очевидно цена без материала, но все равно не понимаю как ремонт может стоить 690 рублей за м².

Вы хотите сказать что вы были готовы делать ремонт советской двушки (55 метров) за условные 38 тысяч РУБЛЕЙ за работу ?
Мне кажется у вас где-то нолик отклеился.

Ну и давайте по честному - 10 лидов это вообще ни о чем, для любой статистики. Тем более когда это лиды по $7

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Фильчушкин

Это цена за возведение квадратного метра из пеноблока каменщиком для объекта застройщика. В том абзаце речь не о советских двушках, а о работе по одному направлению для застройщика. И да, уровень жизни тут ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Panfilov

Армянские строительные компании на родине не нужны - пользуются знакомыми. Они работают в Москве, например https://dyadyakolya.ru/

Ответить
Развернуть ветку
Nana

Я думаю не экономят. Вот я тоже ищу мастеров. Но найти нормальных под ключ сложно

Ответить
Развернуть ветку
EduardC

Вы можете это упаковывать в самый убернанотехнологичный стартап в мире. На выходе это тот же найм бригады и сбор подрядов (извините). В Армении это было обречено на неуспех, тк местные сами все делают и да, малообеспечены, а потому важнее цена. Из деревни вызовут брата/свата и положат свой паркет).

Ответить
Развернуть ветку
87 комментариев
Раскрывать всегда