Жизнь в IT #3. Работа моей мечты

После событий и последующего увольнения из прошлого поста, я позволил себе в течение месяца не думать ни о работе, ни о последующих собеседованиях, восстанавливаясь как морально, так и физически.

Но всё же я был благодарен той компании за то, что дала возможность поработать с крупными брендами и крутыми проектами, и теперь, впитав огромное количество опыта за полгода и решив немало сложных кейсов, было что рассказать на будущих собеседованиях.

И вот, спустя месяц, я начал лениво изучать вакансии на hh. На тот момент я хотел отойти от веб-студий с их конвейерной работой и рассматривал либо стартапы, либо компании, которые развивают свой собственный продукт.

Через неделю откликнулся на одну из вакансий, описание которой выглядело очень уж вкусно для меня, что-то среднее между разработкой собственных продуктов для дальнейшей продажи клиентам и стартапом (есть свои R&D отделы). Но вот имя компании было не на слуху, да и «гуглёж» дал минимум информации, нашел только сайт с заглушкой. Пригласили на собеседование. Засомневался. Всё же решил просто сходить, попрактиковаться: вспомнить, что нужно говорить, что не нужно, да и что сейчас спрашивают вообще. Как оказалось, не зря.

Компания искала на должность менеджера проектов человека с техническим бэкграундом, в связи с их спецификой процессов — ПМ должен уметь разговаривать на языке разработки и понимать, о чем говорят в команде, так как много технически сложных проектов. Самое то для меня, как разработчика в прошлом.

На самом собеседовании в течение часа с потенциальным руководителем обсуждали мой прошлый опыт, в каких проектах я участвовал и как могу применить свой релевантный опыт на их проектах. Также интервьюер погонял меня по техническим знаниям (что такое балансировщики, для чего нужен nginx, в чем преимущества kubernetes). Не скажу, что идеально отвечал на все вопросы, но, по крайней мере, было интересно обсуждать и прокачивать свои знания. Такие собеседования доставляют.

И вот, в какой-то момент, интервьюер начал рассказывать про саму компанию и подробней о том, как построены у них процессы:

— У нас предполагается, что менеджер проектов занимается только управлением, чисто манагерской работой. Планирование ресурсов, постановка и контроль задач, общение с командой разработки, участие в митах.

— Это немного необычно, — отметил я. — Обычно, в веб-студиях менеджер проектов как человек-оркестр — отвечает за несколько смежных процессов, от пресейла до ведения первичной бухгалтерии.

— Да, я понимаю, но у нас за общение с клиентом и подготовку всех документов отвечает аккаунт-менеджер, продажами мы практически не занимаемся, у нас есть пул постоянных клиентов, с ними уже работаем порядка 10 лет, в основном это телеком, но если и возникает такая необходимость — за это также отвечает аккаунт-менеджер, за развитие продукта - продуктолог, за подготовку технической документации - аналитик, за декомпозицию бизнесовых задач - тимлиды команд, контентные задачи - студенты на полставки.

«Скорее всего, немного приукрашивает, не может быть все так хорошо устроено. Либо где-то точно есть подвох, либо не все жестко следят за этим» — казалось мне на тот момент.

В общем, по окончанию собеседования договорились о выполнении тестового задания, по итогам которого будет второй этап, если всех всё устроит. Выполнив его на следующий день, мне пришёл ответ спустя пару часов с приглашением на второй этап.

На втором этапе было знакомство с главой департамента, как обычно и бывает, и небольшое общение с обсуждением зарплатных ожиданий. Ближе к вечеру пришёл уже оффер с запрашиваемой мною суммой, причем без снижения на испытательный срок, что меня удивило. Всё максимально быстро, эффективно, без затягиваний. Недолго думая, я согласился.

В первую же неделю слова руководителя подтвердились — моя основная задача была именно управление проектами, а за все внутренние процессы отвечали ответственные за это люди. Я забыл как страшный сон эту подготовку счетов, актов, доп. соглашений, внимательный подсчет человеко-часов команды и т.д. А обязательных планёрок и созвонов по проектам не было как факта. В компании было всё основано на доверии, при этом халявщики долго не задерживались - сами уходили.

Мне приходили бизнес-хотелки по проекту от продуктолога, которые я подробно описывал в задачах, на основе чего я ставил задачи на аналитиков для подготовки технической документации, после чего — шли задачки от меня на тимлидов команд, в их зоне ответственности было декомпозировать одну общую задачу на несколько мелких и раскидать между командами разработчиков с последующим ревью (с самими разработчиками я вообще никак не контактировал — за всем распределением ресурсов и нагрузки отвечали тимлиды). После выполнения ставились задачи на тестировщиков, после отмашки которых уже шёл деплой на боевой сервер. И это только в двух словах — количество и качество регламентов было огромным, но все работали как часы.

В первое время было безумно непривычен такой расклад, ведь раньше в большинстве случаев за всё сразу отвечал я, как менеджер проекта. Больше месяца я привыкал к этому и всё равно ждал где-то подвоха.

Но со временем понял, насколько это всё правильно устроено и старался привыкнуть, не влезая в чужую зону компетенции — ведь так сильно хотелось дать задачку уже с четко поставленным техническим решением конкретному разработчику (конечно, пару раз я так пытался сделать для экономии времени, но каждый раз натыкался на «так мы делать не будем, будем ждать требования, подготовленные аналитиком» или «почему ты за нас решил, как мы будем решать эту проблему?» от тимлидов разработки даже на самые простые задачи).

Что уж говорить, у нас запрещены были переработки, нас всех с работы выгоняли, если мы надолго задерживались по вечерам. А если я обращался к техническому директору за разрешением попросить ребят остаться сверхурочно или закрыть пару часов на выходных — получал отказ в 90% случаев. При этом он говорил, что если есть долгосрочная необходимость в доп. ресурсах, тогда будет запрашивать открытие нужной вакансии, чтобы разгрузить текущих разработчиков.

Но куда уж без синдрома самозванца. Первые несколько месяцев он меня немного беспокоил, особено на фоне предыдущего увольнения, уж очень был непривычный рабочий процесс и казалось, что что-то идет не так, но я старался на максимум — в первую же неделю мне дали достаточно сложный и интересный проект (на который меня как раз и искали) с жестким дедлайном и с «интересным» продуктологом со стороны клиента.

Побороть и полностью выключить его из моей жизни (надеюсь, навсегда) помог руководитель - мало того, что он сам по себе очень крутой спец, так еще и умеет отлично мотивировать. После того, как мы сдали тот мой первый проект за неделю до дедлайна и отлично презентовали его достаточно требовательному заказчику, он сказал мне фразу, которую я никак не ожидал услышать:

— Мне очень понравилось, как ты быстро окунулся во все наши процессы и справился точно в срок со сложными проектом и клиентом. Мало кто на моей памяти смог бы так сделать сходу. Я это ценю, ты большой молодец.

«Но... как же... я же ... самозванец...».

И в дальнейшем, в сложные моменты, он меня поддерживал, давал нужные советы и мягкую критику по делу. Благодаря руководителю, меня надолго покинул синдром самозванца.

Оказывается, я всё же что-то умею.

Причем эта поддержка ощущалась даже от вышестоящего руководства. Как-то ко мне подошел глава департамента и сказал: «Не обращай внимание на того продуктолога со стороны клиента, я стоял в копии последнего письма и видел, что его явно куда-то сильно занесло, буду общаться с их руководством. Мы всегда на твоей стороне». При этом, в письме не было ничего такого смертельного, обычное письмо с претензиями от очень требовательного заказчика, таких в веб-студиях я получал много и привык к такому отношению. Но вот отношение главы департамента меня приятно удивило.

К сожалению, проработав в этой компании почти два года, наши пути разошлись. Учредители решили разделить компанию на несколько, началась турбулентность, проектов стало значительно меньше, меня перевели в другой отдел к другому руководителю и я просто просиживал штаны несколько недель без дела. Я не был готов ждать, пока всё наладится и решил идти дальше, за новыми знаниями и умениями.

Получив бесценный опыт того, как могут быть налажены процессы и насколько эффективно они могут влиять на качество проекта, я старался во всех компаниях, где работал после, привносить хотя бы часть из них. Даже если это касалось банального ведения релизов в Jira по semver’у или правил подготовки требований в Confluence.

Дальше — про малиновый пиджак и золотые цепи.

55
Начать дискуссию