Web Summit 2018, часть 2: что мешает развитию AR и почему бизнес-партнеры не хуже инвесторов

Генеральный директор 24ttl Юрий Шишкин — о том, как проходит большая IT-конференция в Лиссабоне.

Вчера я начал рассказывать о Web Summit — большой IT-конференции, которая за десять лет переросла из локального слёта ирландских айтишников в общеевропейское мероприятие. Сегодня Web Summit официально закрывается, стартапы оценивают результаты своего приезда, а гости делают выводы, стоит ли везти сюда свои проекты в следующем году.

Проблемы AR и растущая угроза fake news

Как уже говорилось, одной из главных тем саммита стала технология дополненной реальности, причём здесь шла речь не только о перспективах развития, но и о том, что сегодня не даёт AR сделать прорыв. Эдвард Танг из компании Avegant, считает, что одна из важных проблем заключается в отсутствии правильной фокусировки при отображении объектов через AR-камеру.

Человеческий глаз устроен так, что мы чётко видим только ту область, на которой сфокусированы в данный момент, при этом остальные участки выглядят для нас размыто. Напротив, в AR-приложениях всё выглядит одинаково чётко, и камера не знает, на что вы смотрите в данный момент. Из-за этого приложение может действовать навязчиво и даже раздражающе, выводя слишком много информации: например, начнёт переводить сразу все иноязычные текстовые вывески, когда вы идёте по улице. Чтобы информация подавалась только в нужный момент, необходимо решить вопрос правильной фокусировки.

Преодолеть эти трудности технология может уже в ближайшие пару лет, считает Танг, причём скачок будет резким. «Если сегодня состояние AR можно сравнить со старым кнопочным телефоном, то через 2-3 года технология будет как последний айфон», сказал сооснователь Avegant. «Железо» тоже будет быстро прогрессировать: для AR всё чаще будут использоваться очки — лёгкие и с мощной батареей, а их в свою очередь могут сменить линзы.

Компания Avegant известна своими VR-очками Glyph, которые проецируют изображение прямо на сетчатку глаза

Чем сложнее становятся технологии, тем труднее отличить правду от лжи, отметили на другой сцене в тематической зоне Content Makers. Дима Хатиб, управляющий директор «AJ+» (онлайн-канал новостей медиа-сети Al Jazeera) рассказала о растущей проблеме fake news. Если раньше фальшивые новости в основном встречались в соцсетях и частных новостных сайтах без статуса СМИ, то сейчас они проникли в мессенджеры и даже на телевидение. Хатиб показала характерный пример: один мексиканский канал протранслировал отрывок передачи с «Россия 24» с лживым переводом, согласно которому российский президент поддерживает одного из кандидатов на мексиканских выборах. При этом в русской передаче речь идёт не о политике, а о спортивных препаратах.

Особенно трудно разобраться в таких подделках старшему поколению, которое привыкло безоговорочно верить средствам массовой информации. Молодую аудиторию fake news атакуют в мессенджерах, которые сейчас всё больше принимают черты соцсетей. В связи с этим Хатиб призвала журналистов быть добросовестнее и тщательно проверять источники. В контексте IT-саммита это означало, что в ближайшее время особое значение могут получить технологии, связанные с верификацией данных: например, средства для факт-чекинга и отслеживания первоисточников.

C 2016 года на Web Summit действует особая инициатива Women in tech, по которой конференция ежегодно предоставляет несколько тысяч бесплатных билетов женщинам, работающим в IT-сфере.

Инвестиции vs. сотрудничество

Большинство проектов, приезжающих на Web Summit, нацелены на поиск инвесторов, но впечатлить большие бренды и венчурных капиталистов удастся, конечно, далеко не всем. Поэтому между питчами можно попробовать другой, не менее полезный формат — партнёрство. В выставочном пространстве сконцентрированы сотни идей, которые могут оказаться полезными для вашего проекта.

При установлении партнёрских связей на Web Summit есть две стратегии. Первая — искать проекты, которые похожи на ваш. Так получилось у моих знакомых ребят из проекта FRAIDER — сервиса для бронирования услуг инструкторов для активного отдыха. Неподалёку от своего стенда они встретили шведский проект по поиску фитнес-тренеров и поняли, что могут дополнить услуги друг друга для лучшего привлечения аудитории.

Head of marketing FRAIDER Григорий Булгаков и я, генеральный директор digital-агентства 24ttl Юрий Шишкин

Другая стратегия — искать те проекты, которые можно привезти в Россию, став локальным партнёром уже работающего зарубежного проекта. Моё digital-агентство 24ttl в этом году не арендовало стенд, и мы презентовали свои проекты во время кратких встреч и знакомств с помощью прикольной AR-игры, доступной со смартфона через приложение Facebook. Пользуясь своей мобильностью, мы прошли много рядов с проектами и выделили несколько интересных. Например, Smart Guide — чешский сервис, который строит персональные маршруты для путешествий, в том числе с элементами AR. Он может стать хорошим партнёром для туристического портала — например, такого, как наш портал о России для иностранных туристов RadRussia. К тому же подобные сервисы часто заинтересованы в помощи зарубежных партнёров, которые помогут им развивать свой сервис в другой стране.

Другой проект, с которым мы познакомились с целью установить партнёрство, представляет собой онлайн-редактор для создания сложного анимированного контента. С помощью Genially можно сделать слайд с подвижным изображением, квиз или интерактивную карту, а потом вставить этот объект куда угодно посредством embed-кода. Можно возразить, что идея не нова, и уже давно существуют конструкторы сайтов с похожим функционалом. Но Genially хорош именно тем, что не обязывает вас делать целый сайт.

Я и Alberto из Genially

Sunset & Night Summit

Четыре дня саммита пролетают быстро — этому способствует и высокий темп мероприятия, и плотность событий, и разнообразие впечатлений. Одним из самых ярких является, конечно же, сам формат гигантской выставки стартапов. По разговорам с теми, кто арендовал стенды, и по ощущениям от их презентаций я понял несколько важных вещей. Даже если ваш проект ещё не запущен, это не помешает поиску инвесторов и партнёров, но необходимо хорошо подготовиться. Нужно чётко сформулировать ответ на вопрос, какую проблему решает ваш проект, и разместить эту информацию на всех заметных поверхностях стенда: на табличке, на главном слайде презентации на ноутбуке, на своих толстовках.

Характерно, что участие в выставке стартапов может быть даже более выгодным, чем посещение саммита в качестве гостя. Арендовать стенд в категории «Альфа» (для early-stage проектов) в этом году можно было за €990 (стенд + 3 билета) — и €900 обычный билет гостя. Но, конечно же, нужно учитывать, что для аренды стенда необходимо будет представить свой проект и получить одобрение.

Web Summit — это не только питчи, доклады и презентации. Вечером аудитория конференции плавно перетекает в павильон рядом с «Алтис-ареной», где начинается Sunset Summit. Здесь звучит пение птиц и цветут растения, характерные для природы Португалии.

За эко-павильоном действует сцена с живой музыкой и фуд-корт. К слову, если говорить о еде, то на Web Summit обходятся без особых изысков: основная часть кафе между выставочными павильонами предлагает фаст-фуд, но иногда встречаются точки и с более здоровым ассортиментом.

Поэтому за действительно вкусным ужином участники саммита отправляются в центр Лиссабона на известный TimeOut Market, который чем-то напоминает Даниловский рынок в Москве. Большой выбор деликатесов (многие известные рестораны имеют здесь свои точки), живая музыка, танцы — такая атмосфера располагает к знакомству и неформальному общению с другими участниками конференции, но разговоры о работе лучше оставить до следующего дня.

Главным же развлечением конференции является Night Summit, который каждый вечер проходит в новом месте: в первый день это была барная улица рядом с «Алтис-ареной», во второй — знаменитая Розовая улица в городе, в третий — креативный район.

В предпоследний день конференции Night Summit занял старинный особняк.

В последний день саммита я узнал, что организаторы подписали с правительством Португалии контракт на 10 лет, а это значит, что конференция не собирается переезжать. Надеюсь, в следующем году смогу поделиться впечатлениями уже как полноправный участник выставки проектов.

Всем спасибо за внимание!

0
1 комментарий
Ann Grabovskaya

Юрий, спасибо большое за summary. Подскажите, пожалуйста, как назывется "шведский проект по поиску фитнес-тренеров", если знаете:) Интересна данная тематика проектов. Буду очень благодарна.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null