Как фрилансеру вовремя понять, что клиент — неадекватный и работать с ним не стоит

Неадекватный клиент — это дементор, который высасывает всю радость из вашей души и селит на её место свой дурацкий проект. Этот материал — о том, как распознать такого клиента на ранних стадиях и вовремя отказаться от сотрудничества, пока не жахнуло.

Меня зовут Юля, я на фрилансе уже восемь лет и могу похвастаться тем, что не работаю с чудаками. Хотя на заре своей вольнонаёмной карьеры с кем только не сталкивалась: от клиентки, которая названивала в 2 часа ночи по Вотсапу до заказчика, который заставил разуться перед тем, как утвердить наше сотрудничество (что бы это ни значило).

За годы работы я запомнила все их трещинки, научилась распознавать их звоночки и вежливо сливать. Почему? Два слова: деньги пахнут.

Итак, вот мой хит-парад признаков, что передо мной — потенциальный клиент-чудак, от которого нужно бежать, сверкая пятками.

«Брат!»

Любые признаки фамильярности с первых строк для меня красный флаг. Я могу быть неопытным новичком, мои услуги могут стоить 100 рублей, мне может быть 16 лет — но ни один из этих факторов не должен быть причиной панибратского стиля общения «сверху вниз». Мы с клиентом — не ученик с учителем, не раб с господином, мы прежде всего партнёры и хотим сделать крутой проект. Если я чувствую, что клиент общается со мной свысока и пытается задавить своей важностью, я… свайпаю его влево, в общем. Повод придумать несложно.

Смотрины

Или когда клиент говорит: «Вы тестово на нас поработайте недельку, мы посмотрим и потом подумаем, стоит ли нанимать вас/платить вам или нет». Я никогда с таким не сталкивалась лично, но нередко наблюдаю такое условие во фриланс-вакансиях. Тут вся соль в том, что сколько бы заказчик на вас ни смотрел, он уже по дефолту не видит в вас специалиста с таким подходом. Следовательно, он не доверяет вам и не будет доверять вашей будущей работе, какой бы потрясающей в итоге она ни оказалась.

А спецу, которому не доверяют, как правило, рано или поздно становится неохота платить, поверьте.

«За что такие бабки?»

Любые претензии к моей цене после её озвучивания — признаки неадекватного клиента. Потому что если адекватному дорого, то он как-нибудь аккуратно соскочит, вроде «Спасибо, подумаю» или «Хорошо, если что, обращусь» — ну или прямо скажет, что ему не подходит. Неадекват-манипулятор обязательно начнёт бурлить и возмущаться, что моя работа того не стоит, начнёт требовать скидку и доказывать, что мой сосед-конкурент берёт в три раза дешевле и вообще откуда я такая зажравшаяся. Обычно в таких ситуациях он на реактивной тяге своего пукана летит прямиком в игнор, а в особо тяжких случаях — в бан.

К сожалению, таких залётных потенциальных заказчиков немало. Но здесь нужно помнить золотое правило: если тебя продавили раз, значит продавливать будут постоянно. Хотя реальность часто такова, что это не фрилансер зажрался, а клиент просто не тянет.

Синдром микроменеджера

К сожалению, на начальных этапах распознать клиента-контролёра непросто, но как правило, он раскрывается во всей красе с первых же дней сотрудничества. Например, начинает коршуном летать над вами и вашей работой, постоянно отвлекая своими промежуточными проверками, комментариями и советами. Он пингует вас пять раз за день, ему всегда лучше видно, а ещё сейчас он пойдёт посоветуется со своей женой/коучем/собакой и вернётся с новыми идеями, как сделать правильнее. Обходите таких стороной, заканчивайте с ними сотрудничество как можно скорее — если не хотите работать с дёргающимся глазом или дёргаться сами от звонков и оповещений.

Здесь важно понять, что в этом случае клиент может быть не прямо неадекватом, но явно иметь проблемы с организацией своей работы, от которых страдать будет именно исполнитель.

«Неужели все сложные клиенты — неадекваты?» — спросите вы. А я отвечу, что это два разных вида заказчиков: со сложным клиентом можно работать, а с неадекватом — ни в коем случае. Их главное отличие в том, что сложный клиент ратует за результат как бы в унисон с вами, и его придирки/жёсткие требования в большинстве своём связаны с желанием добиться крутого результата. Это чувствуется. А заказчик-неадекват в 99% случаев пытается просто самоутвердиться на вашем фоне, показать свою власть и вашу ничтожность, продавить и пройтись утюгом.

Не работайте с неадекватами.

А если работали — расскажите о своём опыте в комментах.

Кстати, вот мой ламповый канал в телеге про фриланс. Вроде тут так принято завершать статьи)

2525
24 комментария

Тут так не принято завершать статьи. Точнее принято, если хотите минусов собрать.

6
Ответить

Отнюдь! Как раз принято именно так завершать статью, а потом принято обсирать автора за пиар своей телеги

7
Ответить

А как нужно завершать статью правильно? :)

1
Ответить

Блин

1
Ответить

Одни пишут, что фрилансеры все мудаки, Юлька вот решила в клиентов горсть мудаков кинуть. Кому что ближе🤷‍♂️ Наверно каждый такой автор сидит и думает: там у меня в тумбочке несколько мудаков, выкину ка я их в форточку, может кому и счастье перепадёт. А суть от этого не меняется: одни не хотят работать, другие не хотят платить. И все хуями в друг друга кидаются.

5
Ответить

Так статья именно про клиентов. В нормальных людей никто говном не бросается, тем более, цитирую: "со сложным клиентом можно работать, а с мудаком — ни в коем случае. Их главное отличие в том, что сложный клиент ратует за результат как бы в унисон с вами, и его придирки/жёсткие требования в большинстве своём связаны с желанием добиться крутого результата."

Короче, грань есть, но её нужно почувствовать) С фрилансерами ситуация не лучше.

3
Ответить

Фрилансеров-мудаков тоже много, следующую статью про них напишу)

1
Ответить