Кейс: как мы автоматизировали работу аналитика

Мы — ITBB, брокер по продаже и покупке интернет-бизнеса. У нас есть бесплатная услуга для продавцов — оценка онлайн-бизнеса.

Оценка бизнеса — это первый шаг в работе с продавцом, который помогает определить цену проекта. Бизнес оценивает аналитик в среднем по десяти критериям. В ноябре мы придумали, как разгрузить аналитика, повысить точность оценки онлайн-бизнеса и сократить время оценки до 1 рабочего дня.

Как оценивали онлайн-бизнес раньше

Раньше для всех продавцов была одна анкета для оценки бизнеса со стандартными вопросами. Вопросы не зависили от бизнес-модели проекта, формата и предыдущих ответов пользователя.

Вот так выглядела старая анкета:

Старая анкета для оценки интернет-бизнеса ITBB
Старая анкета для оценки интернет-бизнеса ITBB

Пользователь заполнял поля, нажимал кнопку «Оценить бизнес» и ответы отправлялись нашему аналитику. Из-за того, что анкета не учитывала бизнес-модель, часто приходилось задавать уточняющие вопросы по электронной почте. Например, если продавец хотел оценить бизнес с платной подпиской, аналитику нужно было уточнить:

  • когда пользователи оплачивают подписку: раз в месяц, квартал, год;
  • сколько пользователей подписано;
  • какова динамика подписок;
  • есть ли другие способы монетизации.

У продавца не всегда было время ответить, поэтому оценка растягивалась на несколько дней. Или, как часто бывает с электронной почтой, человек отвечал на один вопрос из трех, а остальные игнорировал. Приходилось снова уточнять, а это — трата времени нашего сотрудника и продавца.

Еще одна проблема — информация из анкеты давала неполное представление об интернет-бизнесе продавца. Поэтому оценка стоимости бизнеса получалась довольно усредненной.

Проанализировали данные о сделках

За время работы у нас накопилась информация о 400 онлайн-бизнесах, которые мы когда-либо оценивали. Плюс данные о закрытых сделках из собственной практики и реального рынка.

Сначала выделили виды бизнеса и модели монетизации, получилось шесть вариантов:

Виды онлайн-бизнеса ITBB
Виды онлайн-бизнеса ITBB

А вот так выглядит первый вопрос анкеты для пользователя:

Первый вопрос новой анкеты – способ монетизации (бизнес-модель) ITBB
Первый вопрос новой анкеты – способ монетизации (бизнес-модель) ITBB

От первого ответа зависит, какие вопросы дальше увидит продавец бизнеса. Покажу на примере интернет-магазина, как строится логика анкеты.

От первого ответа зависят остальные вопросы ITBB
От первого ответа зависят остальные вопросы ITBB

По большому счету, вопросы — это и есть критерии, которые влияют на стоимость бизнеса. Именно эти критерии мы выделили при анализе сделок. Например, цену интернет-бизнеса повышают:

  • низкая вовлеченность владельца в работу проекта;
  • высокая выручка при низких затратах;
  • отсутствие своих складов, офиса;
  • положительная динамика выручки.

На часть вопросов предлагаются варианты ответов, а часть нужно заполнить вручную. Вот так выглядит вопрос с вариантами:

Вопрос с вариантами ответа из новой анкеты ITBB
Вопрос с вариантами ответа из новой анкеты ITBB

Пока пользователь не выберет ответ, он не сможет увидеть следующий вопрос. Даже если продавец не знает точный ответ, ему все равно придется что-то выбрать. В инструкции к сервису советуем выбирать максимально близкий к реальности ответ, если нет точного совпадения. Так мы экономим время аналитика и самого пользователя на переписке по почте для уточнений.

Пока пользователь не выберет ответ, он не сможет увидеть следующий вопрос. Даже если продавец не знает точный ответ, ему все равно придется что-то выбрать

Есть вопросы без вариантов, данные просим ввести в поле ответа. Вот, например, вопрос о количестве уникальных посетителей сайта в месяц:

Вопрос без вариантов ответа из новой анкеты ITBB
Вопрос без вариантов ответа из новой анкеты ITBB

В среднем просим ответить на 10 вопросов, в некоторых бизнесах вопросов может быть больше. Заполнение анкеты занимает у пользователя около пяти минут.

Результат: оценка бизнеса за один день вместо трех

Пока данные из анкеты аналитик обрабатывает вручную, но они выгружаются в удобных форматах: Google sheet, Telegram и Bitrix24. Все ответы собираются в одном месте и специалисту не нужно уточнять информацию у пользователя, а потом искать данные в переписке по почте.

Если кратко, аналитик ищет по нашей базе бизнес с такими же показателями как у оцениваемого. И смотрит, по какой цене закрывались сделки с аналогичными проектами. Дальше — выделяет максимальную и минимальную стоимость, мультипликаторы.

Благодаря новой анкете мы добились двух результатов:

  • сократили время оценки с трех до одного рабочего дня;

  • повысили точность.

Планируем внедрить искусственный интеллект и машинное обучение, чтобы программа самостоятельно сопоставляла критерии, цены, сделки и выдавала результат. А аналитик лишь проверял готовый ответ и корректировал при необходимости.

22
Начать дискуссию