Как я решил уйти из найма и открыть свое креативное агентство. Часть 2 (заключительная)

Привет, читатель! Это вторая часть рассказа про уход из найма и запуск своего агентства. Первую часть можно прочитать, нажав на эти слова.

2019 год начался с приглашения на работу в сетку агентства TBWA.

Кто я такой, чтобы отказываться? Хотя, если честно, по всем фронтам мне это было максимально невыгодно. Больше работы, меньше оплата. Но меня подкупала мысля, что либо сейчас делать что-то крутое и фестивальное, либо никогда, а деньги... ну я был уверен, что фрилансами по вечерам смогу покрыть все необходимые потребности.

Так я уволился из предыдущей компании, которая занималась дистрибуцией алкогольной продукции от Pernod Ricard (Altash Import), где делал брендинг для Peri, Tanbour, Стекло и тд...

Как я решил уйти из найма и открыть свое креативное агентство. Часть 2 (заключительная)

... и ушел в агентство на должность арт-директора (по идее, это человек, который управляет дизайнерами, но по факту оказалось, что я и был тот дизайнер, только с более крутой должностью в трудовой книжке). Жалею ли я? Нет. Именно эти почти 3 года я учился лучшему у лучшего (по крайней мере в Центральной Азии я не знаю ребят, которые могли бы дать мне такие знания) — у Фархода Норбаева. Фарход — основатель и креативный директор TBWA\Tashkent. Сейчас агентство стало локальным, отказавшись от сетевого статуса и сменило нейминг на Lokals.

Фарход Норбаев. Со-основатель TBWA\Tashkent (Lokals)
Фарход Норбаев. Со-основатель TBWA\Tashkent (Lokals)

Первые задачи были такими:

1. Логотип и фирменный стиль для строительного магазина (Я такой "фух", ничего страшного, изи).

2) Логотип для главной платежной системы в стране — Uzcard. (Whhhhhat?! Я буду делать такую ответственную работу? Ехуууу! И вторая эмоция — "как же страшно, как же страшно", ахаха). Сделали. Утвердили. Не знаю, на скольких миллионах карт это лого красуется, но это была моя вторая задача в агентстве.

Дальше всё пошло более-менее предсказуемо, но не менее страшно. Первые видеоролики, первые полноценные рекламные кампании с кучей каналов коммуникации. Первый хайп был на РК для сети магазинов бытовой техники — Texnomart. И соцсети взорвались.Тогда я понял, что попал в нужное место и шеф не обманул.

Кейс на 8 марта для магазина бытовой техники Texnomart.

В целом можно долго рассказывать про кейсы и задачи, но тогда придется писать и третью часть этой истории, а я хотел бы остановиться на двух.

Сейчас, уже в 2023-м, пришло понимание, сколько всего сделано за это время. На страничке ребят можно посмотреть шоурилы за остальные годы, но делюсь 2019-м. Самый сложный год для меня, потому что каждый день я уходил в холодном поту из офиса в ожидании того, что меня уволят за мою некомпетентность, и уже дома гуглил ту или иную задачу и пути решения, чтобы попытаться не сесть в лужу окончательно.

Отношения с женой и близкими в этот период стремительно скатывались вниз. Мне не хватало времени и сил погружаться в задачи, которые не были связаны с работой. В итоге карьера победила романтику — с женой мы разошлись (ну это если кратко, проблем было куда больше, но основным драйвером стала, как мне кажется, работа). Грустно? Было грустно, да. Жалею ли я об этом сейчас? Нет. Я слишком долго уже шел к цели и понимал, что после 30 быть простым графическим дизайнером — это не то, чего я хочу в жизни. И я продолжал.

Так или иначе, с агентством мы выиграли кучу наград за эти годы, в том числе и 3 гран-при Центрально-Азиатского фестиваля Red Jolbors. А это о многом говорит, согласитесь?

Новый этап

Время шло, агентство потихоньку начало менять вектор с креативного на маркетинговое (основная причина, как мне кажется, это совершенно иной прайс — быть маркетинговым агентством просто выгоднее), а соответственно и работа становилась менее интересной для меня. Да и клиенты остались только из крупного бизнеса из сфер финансов и производства — консервативная прослойка с типовыми решениями и узкими рамками. Мне же еще нравились фестивали, весь этот движ, эндорфин от участия, но вектор шел к тому, что фестивали переставали быть каким-либо значимым фактором для агентства, т. к. клиентская база уже сформирована, а лишние траты времени и денег на участие в фестах — не очень были интересны, судя по всему.

Вдобавок ко всему новые отношения тоже начали давать трещину из-за моего фокуса на работе, от увольнения удерживали вполне себе классный коллектив и вера в то, что всё поменяется как-то само собой (забегая вперед — ничего не меняется просто так). К тому времени уже выросла моя экспертиза и появилось своё мнение о подходах и каких-то решениях задач внутри агентства, которые я начинал видеть иначе, а значит было три варианта:

— 1) Смириться и продолжать работу по чужим правилам

— 2) Не соглашаться и конфликтовать

— 3) Уходить

Второй вариант не подходил, т. к. очевидно, большинству всё было ок (разговоры в курилке дальше разговоров особо не уходили), значит проблема не в подходе, а во мне. Смириться я уже не мог и не хотел. Получается, остался третий вариант.

Уходить? Куда? Да, были предложения пойти в маркетинг в некоторые компании за более чем достойный прайс, но деньги в тот момент не были первоначальным фактором, мне нужен был интерес, азарт и самореализация. Идея о своем агентстве витала в воздухе на протяжении полугода, но серьезно я задумался об этом только лишь за месяц до увольнения... Близкий человек был настроен скептически и не верил, что это здравая идея. У меня же просто не было других вариантов, кроме как рисковать или уходить опять в найм в другое агентство или на сторону клиента. Менять "шило на мыло" категорически не хотел, но поддержки было плюс-минус ноль (кроме парочки друзей), а значит нужно было включать "покерфейс" и верить в это всё в одного и за всех. Объявил об уходе, объяснил руководству, что я кажется "выгорел" и так будет лучше всем. Отпустили по-человечески и на добром слове.

И понеслось.

Название пришло сразу. VSEBUDET — Всё будет. Как минимум получилось без сильного пафоса, по-свойски, душевно и понятно на двух языках (русском и узбекском), т. к. выражение "крылатое". Плюс была синхронизация с моим хобби — ведением тг-канала под названием ЩА ВСË БУДЕТ (именно по каналу я стал довольно известен в узких кругах маркетинга и рекламы в столице). Всё сошлось.

Логотип агентства
Логотип агентства

Девушку (она была копирайтером в другом агентстве) позвал в качестве со-основателя. Ну как позвал, скорее поставил перед фактом, что мы теперь работаем над агентством. Немного грубо наверное получилось, но "покерфейс" был необходим и вот эта показушная уверенность, что я на 146% знаю, что делаю. Она согласилась, видимо из-за того, что не хотела ругаться, но сомнения никуда не ушли.

Анна. Со-основатель агентства VSEBUDET. 
Анна. Со-основатель агентства VSEBUDET. 

Начал я с просчета различных моделей агентств. Не скрою, главный мой референс и вдохновение — это Володя Лифанов (основатель Suprematika). Мне нравился такой бутиковый подход и агентство состоящее из одного человека (да, их там много, но кто-то знает кого-то кроме Лифанова? Я нет до сих пор). Главная боль всего рекламного комьюнити — это офлайн работа в офисе. Найти дизайнера или сммщика в офис — проще выиграть Гринкард и уехать в Штаты, чем схантить достойного и адекватного специалиста на фуллтайм. Время на дорогу, опоздания, какие-то штрафы, нервы — для сотрудника; нехилая такая арендная плата за помещение, офисная техника и её амортизация, кулер, печеньки и вот это вот всё, что ложится на плечи бизнесмена.

Мне показалось, что пандемия научила и показала всем — что можно работать удаленно и ничего страшного не произойдет, а производительность если не увеличится, то точно не станет ниже. Всё дело в людях и их самосознанке. В прошлом агентстве мы отлично провели время на самоизоляции. Зумколы, полный рабочий день, диван и пивко по вечерам, так что почему-то я верил в это и верю до сих пор.

Мы запустились в начале октября 2021 года. Просто объявив в своих соцсетях о старте и заплатив 50$ за таргетированную рекламу.

Так выглядел пост на моей странице в Facebook*
Так выглядел пост на моей странице в Facebook*

Модель агентства была определена — онлайн-формат, пару ключевых сотрудников и лучшие специалисты, которых можно привлекать под проекты с такой же оплатой труда, как в топовых агентствах. Никаких дополнительных расходов — это смекалочка, да. Знаю, что во всем мире этот подход очень часто используется уже давно, но в Узбекистане он до сих пор не заюзан... Все стремятся первым делом сделать красивый офис.

Уже после первых встреч я понял, что каждому клиенту, с кем мы ведем дела, намного приятней провести время в лучшей кофейне города, попивая эспрессо и закусывая круассаном и параллельно обсуждать рабочий проект. Это оказалось комфортной альтернативой тому, чтобы ехать из одного офиса в другой офис, из одной напряженной обстановки в другую. Спустя год смело могу сказать: Я не ошибся. Это работает.

Первые клиенты были именно из знакомых и подписчиков моего Telegram-канала, наверное, не менее 80% первые полгода генерировал именно канал. Поэтому ответ на вопрос: "Развивать или нет личный бренд в 2023 году" — Однозначно. И в 2024-м, и в 2025-м и т. д. Развивать!

В апреле 2022-го отношения с девушкой/со-основателем закончились полностью, но на бизнес-процессах это практически никак не отразилось в то время. Говорю же, что ответственность и самосознанка — это очень важно. Тем самым, разъехавшись, переборов обиды и какие-то другие неприятные моменты спустя пару месяцев (наступило лето 2022), собрались с мыслями и утвердились с целями, определились с миссией агентства и взяли новый виток развития. Да, так бывает, что некогда близкие люди остались близкими в работе и общении, но без какой-либо романтической составляющей. Считаю, что это успех двух взрослых людей.

Миссия же агентства звучит сейчас так: “Делать чуточку больше, чем от нас ожидают”. Это касается подхода к каждому клиенту и проекту, обратной связи, эмпатии и решения задач как для себя самого, а не как для очередного источника дохода. Это работает. Делаем не просто "в бриф" по 2 концепта, а дополнительно вникаем и делаем третий и четвертый, если есть что сделать и показать. В общем сейчас это работает не как конвейер, а именно как персональный подход к решению задачи с погружением, которым могут похвастаться далеко не все инхаус специалисты. Видимо поэтому нам и стали доверять.

Как я решил уйти из найма и открыть свое креативное агентство. Часть 2 (заключительная)

Цены на услуги.

Изначально хотели работать только с малым бизнесом (чтобы каждый проект был "веселым", т.к. флешбеки от консервативного прошлого были перед глазами), и тут я сильно просчитался. У малого бизнеса нет денег. Какие-то деньги есть, конечно, но этого не хватит на хорошее агентство даже с очень лояльным прайсом. Поэтому переобуваться пришлось очень быстро и расширять фокус и на средний бизнес (а сейчас без опаски поглядываем и на крупный, хаха, хотя прошел всего лишь год). Мы не хотели менять наше правило — достойную оплату труда — или соглашаться на менее квалифицированных сотрудников, в угоду сохранения концепции "работаем только для малого бизнеса". Поэтому банки, производства и т. д. уже есть в качестве выполненных проектов и ничего страшного пока не происходит, удается удержать вайб.

Средний чек за работу составляет 2000$, но он стремительно растет.

Я очень хотел отказаться от SMM, но понимаю, что он необходим для "поддержания штанов". Так сложилось, что как раз таки летом 2022-го, окончательно распределили зоны ответственности с партнером. Я взял на себя брендинг/стратегию/арт-дирекшн. Партнер — Digital/PR и HR-часть внутри агентства. Рекламные кампания делаем вместе и отвечаем вместе. Даже на встречах с клиентами меняемся во время презентаций: где нужно с выражением и максимальной эмпатией рассказать душевный ролик, там рулит Аня, где нужно серьезно, сухо и по фактам — тут уже "на сцену" выхожу я. Классное разделение задач и очень рабочий креативный дуэт.

SMM действительно приносит стабильный доход, но и к сожалению, отнимает очень много сил и времени у партнера. Поэтому более тщательно выбираем клиентов, с кем мы хотим работать, чтобы процесс был "в кайф", а не только ради заработка денег. Пока всё получается, но мнение по SMM я не меняю... Это не панацея, а всего лишь один из каналов коммуникации.

Что дальше?

Страшно забегать вперёд и писать об ожиданиях от 2023 года. Первый рабочий год позади, мы не умерли, а значит концепция агентства рабочая в нашем регионе. Я против расширения агентства (хотя уже на данном моменте 11 человек работает на нас), но знаю точно, что куда-то надо двигаться и тут я вижу несколько путей:

1) Выходить в офлайн, открывать офис, забывать про малый бизнес и работать только со средним и крупным, оставаясь независимыми, но уровняться по прайсу со всей конкурирующей средой (и речь о топах, а не ноунеймах).

2) Оставаться в онлайне, чуть поднимать прайс шаг за шагом, но все деньги вкладывать в развитие нынешнего агентства, ребят, вайб и личные "хотелки".

3) Примкнуть к медийному агентству в качестве креативного отдела, потерять независимость, но обрести полную уверенность в том, что всё ок и будет ок.

4) Занять наблюдательную позицию и просто еще один годик поработать в формате, в котором работаем, без каких-либо изменений.

Это самые очевидные пути, но поглядим, куда этот год вырулит. Единственное, что я знаю точно — круто, что я рискнул и не зассал :)

Далее в этом профиле будет серия историй под тегом "Личный опыт", которые уже написаны и только лишь ждут часа для публикации.

Так что подписывайтесь и скоро ВСË БУДЕТ.

*Meta, которой принадлежит Facebook, признана в России экстремистской организацией

1818
34 комментария

У Uzcard добротный запоминающийся логотип. Приятно познакомиться с его создателем. Узбекистан переживает небывалый рост в своём развитии, в прошлом году я убедился в этом своими глазами (сравнив с тем, как было пять лет назад). Думаю, самое время продолжить начатое.

4
Ответить

Похоже очень на Uniliver. Возможно там и подсмотрено

1
Ответить

неплохие результаты, дальше-больше) удачи

3
Ответить

Очень интересно, спасибо за публикацию.

Касательно названия кто-то возмущался в комментариях. Могу сказать, что это действительно неплохая отстройка. Если смотреть по архетипам, это похоже на архетипы Ремесленник и Шут. Для ниши отлично. И вас позиционирует как надо, и аудитория будет приходить без лишних закидонов, душевная и с юмором) Молодцы 👏🏻

1
Ответить

Спасибо большое) Действительно, с всё именно так и было задумано 🙌

1
Ответить

Дальнейших побед!

1
Ответить

Как crtv расшифровывается?

1
Ответить