Личный опыт: как мы помогаем женщинам уйти из найма и запустить стартап за 9.5 недель

Екатерина Мовсумова, основатель HR-сервиса Mentorbot (входит в ТОП-100 венчурных женщин-предпринимателей рейтинга Rusbase), вместе с партнерами Ольгой Касьян и Юлией Волощук создала женский акселератор Collabroom. Екатерина рассказала, почему венчурные фонды предпочитают инвестировать в «мужские» стартапы, в каких сферах женщины создают проекты и что показал анализ работы с первыми десятью проектами.

<i>Екатерина Мовсумова, основатель HR-сервиса Mentorbot, входит в ТОП-100 венчурных женщин-предпринимателей рейтинга Rusbase</i>
Екатерина Мовсумова, основатель HR-сервиса Mentorbot, входит в ТОП-100 венчурных женщин-предпринимателей рейтинга Rusbase

Как вы пришли к идее запуска женского акселератора?

Вместе с партнерами Ольгой Касьян (серийный предприниматель с оборотом бизнеса 500 млн руб.) и Юлией Волощук (партнер венчурной студии Sinteza) мы задумались о создании практической программы, которая помогает быстро начать свое дело, выйдя из найма. Женщины при запуске собственного бизнеса сталкиваются с разными проблемами, но основная – это привлечение финансирования, в том числе, в технологические проекты.

Это происходит потому, что среди руководителей и владельцев венчурных фондов крайне низкий процент женщин. И по статистике мужчины, управляющие фондами, предпочитают инвестировать в компании, которые основали мужчины. Например, в Европе в 2021 году из 100% стартапов, созданных женщинами, инвестиции привлекли всего 1% средств. Оставшиеся 99% инвестиций получили «мужские» стартапы, это данные Crunchbase. Даже в США, согласно исследованию Гарварда, компании, основанные исключительно женщинами, собрали лишь 2,4% от общего объема капитала, вложенного в венчурные стартапы.

Я не просто предприниматель, а технологичный предприниматель, среди моих проектов есть, например, Mentorbot — это модерируемый диалог с применением искусственного интеллекта. Он внедрен в ведущих компаниях в сфере ритейла, финансов, промышленности. Вместе с моими партнерами, также глубоко погруженными в венчурную и технологическую сферы, мы начали помогать женщинам двигаться в сторону создания digital стартапов.

Но в технологиях всегда было мало женщин

Да, но мир меняется, все услуги и продажи уходят в digital, наступает эра Web 3.0, когда технологии базируются на машинном обучении, искусственном интеллекте и технологии блокчейна. Мы живем в цифре, 7 часов в день проводим в онлайне. Но большинство технологичных проектов и сервисов создается мужчинами, хотя женщины составляют 49% населения мира.

Да, венчурное предпринимательство – это высокорискованный бизнес, а женщины менее склонны к риску, но за счет этого они лучше просчитывают последствия и зарабатывают больше. Мужчины же чаще рискуют и потому их стартапы чаще прогорают. Еще один любопытный факт про гендерные стереотипы часто рассказывают женщины-инвесторы: приходя на встречи венчурных капиталистов, женщина чаще оказывается единственной за столом среди мужчин. И на первом этапе участники зачастую ошибочно воспринимают ее как ассистента или чью-то жену. Срабатывает гендерный стереотип, с которым сложно бороться. Поэтому в целом, в предпринимательстве сегодня «мужские правила».

Но не все готовы быть предпринимательницами…

Наша аудитория – это женщины-руководители высшего и среднего звена: директора по маркетингу, по персоналу, управляющие партнеры, руководители подразделений. Как правило, им 35-45 лет, у них уже накоплены впечатляющие знания и опыт.

Сегодня особенно много примеров, когда женщины достигли «потолка» в карьере либо эмоционально выгорели, бросают работу. Кто-то уходит в никуда, кто-то начинает лепить из глины горшки, рисовать картины. А кто-то пытается создать свой бизнес, для таких женщин наш акселератор становится трамплином в предпринимательство. И зачастую это очень непростое решение, напоминающее побег из неудовлетворенности в неизвестность.

Конечно, не все готовы быть предпринимателями, и не у всех есть идея для запуска. Наша задача, как акселератора, как раз и состоит в том, чтобы помочь им определиться. Мы проводим глубокую бесплатную диагностику, которая показывает, готовы ли они к созданию собственного бизнеса.

Как вы отбирали первые проекты?

Первые 11 проектов мы набрали через сарафанное радио. Мы рассказали о создании женского акселератора в Facebook* и пригласили женщин на бесплатную диагностику предпринимательского потенциала. Обратная связь показала два важных момента. Во-первых, большое число женщин подумывает уйти из найма по разным причинам – это и колоссальное выгорание, и отсутствие карьерных перспектив, и расхождение с работодателем в транслируемых коммуникационных ценностях. Во-вторых, прошла волна сокращений, некоторые иностранные офисы закрылись и женщины оказались без работы и качественных перспектив. В-третьих, вследствие релокации некоторые женщины, еще не распаковав чемоданы, готовы открыть свое дело, но не знают, с чего начать в разных точках мира.

<p><i>Встречи сообщества <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.collabroom.ru&postId=562413" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Collabroom</a> проходят в технопарке “Сколково”, партнера программы для женщин-предпринимателей</i></p>

Встречи сообщества Collabroom проходят в технопарке “Сколково”, партнера программы для женщин-предпринимателей

Ваш акселератор подыскивает удачным стартам инвесторов?

Да, у нас есть партнер – венчурная студия Sinteza и Юлия Волощук представляет в акселераторе роль инвестора, подключая свою сеть контактов. Но инвестиции – это лишь часть, хоть и значимая. Мы как проводники ведем участниц от идеи и запуска до первых продаж. И готовы дальше выступать в качестве наставников, если в этом есть необходимость. Одна из мотиваций у женщин при создании собственного бизнеса – это фокус на социальную значимость. Если мужчина может заниматься бизнесом исключительно для зарабатывания денег, то женщины, идут в предпринимательство в абсолютном большинстве за миссией. Они стремятся создавать проекты, которые как минимум изменят жизнь их детей, а максимум – всего человечества. В этом иногда есть побочный эффект, так как женщина не фокусируется на монетизации: “Я хочу творить добро, а деньги сами собой придут”. Но в акселераторе такие убеждения мы обязательно прорабатываем: ориентируем на цифры, учим составлять бизнес-план, считать юнит-экономику, проверять свои гипотезы без потери времени и больших ресурсов.

Что лежит в основе обучения?

У нас есть несколько обучающих программ. Основная программа называется «Из найма в бизнес за 9,5 недель». От стадии идеи или стартовавшего проекта на начальной стадии до MVP или первых клиентов. За каждым бизнес-проектом закреплен трекер, а также есть совет директоров.

Нами разработан методологический материал, видеолекции, большое количество полезных шаблонов, гайдов. Главное, что программа исключительно практическая. Нет теории, воды и траты времени. Мы выстраиваем метрики каждого проекта, проводим custdev, каждая участница должна провести минимум 30 интервью с потенциальными потребителями будущего продукта, строим анализ конкурентов. Затем она создает уникальное товарное предложение, появляется product-market fit (соответствие продукта рынку). То есть, с одной стороны, есть ее видение и миссия продукта, а с другой стороны, понимание спроса на него. На выходе у каждого проекта появляется бизнес-план, готовый прототип, лендинг, клиентские презентацию или питчдеки. На протяжении всей программы участницы питчатся еженедельно приглашенным экспертам на групповой встрече. Снова и снова проговаривают свои офферы, получают обратную связь от менторов, переупаковывают свое предложение.

В какой сфере сегодня женщины создают стартапы?

Мы видим три четких направления проектов, с которыми женщины приходят в наш акселератор. Во-первых – это технологичные сервисы, например, создание онлайн-платформы или чат-бота, автоматизация нынешнего бизнеса или создание с нуля. Женщины чаще выбирают сферы Mental health, HR Tech, Edtech.

Второе направление – это классическое, например, развитие создание сообществ по интересам, либо развитие сети офлайн точек в ритейле, питании, фэшн, бьюти сегментах.

Третья категория женщин приходит к нам в акселератор для развития личного бренда. Это специалисты всех помогающих профессий: консультанты, психологи, тренеры, коучи, нутрициологи, стилисты, дизайнеры, маркетологи, инфлюенсеры, блогеры. Сейчас это самая растущая область и у экспертов в своей нише также возникает запрос на продвижение через развитие личного бренда, на упаковку и правильное позиционирование.

Из 11 проектов до финиша дошли 10, и это очень крутая конверсия. Если участница тестирует идею и понимает, что не её – для нас это тоже отличный результат. Проверять свои мечты – это тоже очень важно! Остальные вышли после курса с прототипом продукта, с упакованным продуктом и первыми продажами.

<p><i>Первый выпуск в акселераторе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.collabroom.ru&postId=562413" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Collabroom</a></i></p>

Первый выпуск в акселераторе Collabroom

К вам могут прийти те, кто не имеет идеи для бизнеса?

Чаще приходят с идеей. Но у нас есть диагностика перед стартом обучения. Мы не готовы всех брать, нам важно, чтобы в итоге проект был успешно запущен. Иногда во время диагностики женщины отмечают, что нет идей, но, когда мы с ней погружаемся в детали, то при помощи методологии выводим ее к идее. Если она ранее уже задумывалась о собственном бизнесе, то у него точно есть несколько вариантов. Самое важное создать у нее инсайт, пересечение трех вещей: что ей искренне интересно, есть ли у нее соответствующие компетенции и есть ли на это спрос.

Какие инсайты вы получили по итогам первого выпуска акселератора?

Мы становимся средой, куда приходят запускать новые направления и где создаются новые профессии. Например, Катерина Неделина, основатель проекта Homo Badmintonus в своем проекте совместила две профессии: тренер по бадминтону на корте обучает развитию мягких навыков. То есть он тренирует лидерские качества, командное взаимодействие, планирование стратегии и тактики. Получается удивительный микс, когда на корте ты не просто занимаешься спортом, но и прокачиваешь важнейшие навыки, необходимые сегодня в бизнесе и личной жизни.

Еще один интересный выпускник акселератора — проект Supervoice Technologies, в нем на стыке психологии, остеопатии и вокала создается профессия вокальный терапевт. Его основательница Юлиана Андреева живет и работает в Силиконовой Долине (США) , она развивает собственный метод – биохакинг голоса. В акселераторе Юлиана поставила на рельсы свой проект, собрала команду и готовится к запуску на международные рынки по сути с нуля, создавая тренд в голосовой терапии.

Итоги первого бизнес-акселератора для женщин-предпринимателей в цифрах

Всего за 9.5 недель было создано восемь MVP в сферах mental health, туризм, HR, спорт, PR, edtech. Три проекта показали финансовый результат уже на программе. В финале пять проектов защитились на открытом мероприятии Collabroom в технопарке “Сколково”. Кстати, технопарк является нашим стратегическим партнером и на его площадке мы проводим регулярные офлайн встречи нашего сообщества.

Акселератор уже открыл следующий набор, который стартует 23 января 2023 года. Мы приглашаем женщин, которые давно думают, но не решались. Сейчас момент настал. С помощью нашей программы есть все шансы начать новую жизнь, выйдя из найма в собственный бизнес при поддержке наставников и качественного окружения.

55
9 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

совершенно верно, это и пытаемся донести. Но пока кажется важнее обсуждать наличие клитора

2
Ответить

блокчейн, веб 3.0, инвестиции, успешный успех, личный бренд. Всё как полагается.

Ответить

Критикуешь - предлагай)

Ответить