Научите взрослых учиться
Вместе с руководителем корпоративного обучения компании iSpring Светланой Ильиной мы разобрали принципы андрагогики, которые помогут создать эффективную программу обучения для сотрудников и принести пользу бизнесу.
Чтобы пройти обучение, сотрудники должны понимать, какой от него профит. Если курсы не помогают работать быстрее и качественнее, люди не будут тратить на них время.
Существует целая теория обучения взрослых — андрагогика. Ее разработал ученый Малкольм Ноулз в 1970-х годах. Согласно Ноулзу, есть 4 ключевых отличий взрослых учащихся от детей:
- Потребность в знаниях. Людям нужно понимать, зачем они должны учиться.
- Желание. У взрослых желание и готовность учиться появляются, когда они осознают значимость знаний. Им важно понимать, как обучение поможет им изменить жизнь к лучшему.
- Автономность. Как правило люди не готовы подстраивать весь свой график под обучение. Им нужно, чтобы обучение подстраивалось под них. Потому сейчас так популярны онлайн-курсы, которые можно пройти в свободное время с планшета, мобильного телефона или компьютера.
- Привязка к реальным задачам. Людям не нужна теория, которую они не могут применить на практике. В идеале после обучения ваши сотрудники должны решить свою задачу: быстрее работать в Excel, писать интересные тексты, работать в «Гугл. Аналитика». Им важен не процесс, а результат.
Если соблюдать эти принципы, то можно составить эффективную программу обучения или выпустить полезный электронный курс.
В нашей компании мы дистанционно обучаем менеджеров по продажам, маркетологов, копирайтеров, программистов, дизайнеров. Чтобы вовлечь сотрудников в обучение, мы соблюдаем ряд принципов, которые помогут и вам:
Подготовьте сотрудников к обучению
Если в вашей компании еще только собираются запускать онлайн-обучение, нужно всем о нем рассказать. Рекламируя фильм, по улицам расклеивают афиши, а в журналах печатают рецензии кинокритиков. В обучении эти фишки тоже работают: можно публиковать отзывы сотрудников на корпоративном портале или в социальных сетях, записывать интервью с экспертами о пользе обучения, поднимать острые вопросы из курса на общей планерке.
Еще один лайфхак: за несколько дней до старта обучения мы делаем рассылку о том, чему сотрудники научатся на курсе.
Чтобы повысить мотивацию, в начале каждого курса — первый-второй слайд — мы также очерчиваем пользу: о чем пойдет речь, чему можно научиться и чем это выгодно для сотрудника.
Сфокусируйте контент
У хорошего курса есть прицел. Он учит конкретным вещам: работать с возражениями клиента, писать продающие рассылки, планировать время. Плохой курс рассказывает «обо всём понемногу» и не учит ничему. Вы создадите плохой курс, если не изучите свою целевую аудиторию.
Аудитория — сотрудники, на которых вы ориентируетесь, когда создаете курс. От аудитории зависит содержание, подача материала и сложность. Так курс по продажам для стажера и опытного сотрудника будет разным. Первому будет интересна матчасть, второму ее уже знает. Опытному менеджеру лучше зайдут кейсы, новые приемы в продажах и так далее. Если нужно обучить новичков и опытных, лучше сделать два курса.
Сделайте обучение мобильным
Сотрудники не хотят тратить вечера и выходные на очередной тренинг или семинар. Они хотят обучаться в свободное от работы время: во время поездке домой, во время обеда или дома перед сном. Дайте им такую возможность — адаптируйте свои курсы под планшеты и мобильные телефоны.
Если вы еще только на этапе запуска дистанционного обучения в компании, то отталкиваться нужно от целей и задач бизнеса. Сфокусировать действия помогут ответы на эти вопросы:
- Кто целевая аудитория? Это влияет на проработку учебных материалов и акценты. Писать для новичков или опытных? Что эти люди уже знают? Что для них будет новым?
- Почему им должно быть интересно пройти обучение? Какие проблемы у них есть, и как они сейчас их решают?
- В чем цель обучения и его полезное действие? Чему люди должны научиться? Как это поможет им работать лучше? Как это влияет на бизнес компании в целом?
- Как мы поймем, что эти цели выполнены? Что и как мы будем измерять? К примеру, мы обучили новичков в sales-отделе технике продаж. Как мы поймем, что менеджеры стали продавать больше именно после этого курса?
Многие компании именно на этом этапе делают серьезную ошибку — они пытаются закрыть eLearning все запросы, научить всех всему и сразу. Однако на старте лучше начать с небольшого проекта — например, обучение одного отдела в компании. Так вы быстрее сможете показать руководству результат, а полученный опыт можно постепенно масштабировать на всю компанию
Спасибо. Интересный опыт
Относительная польза...
1. "Письмо с анонсом курса о повышении продаж для сотрудников"
Дочитал содержание письма до слова "Зачем", дальше читать не захотел, ибо слишком много лишнего текста. (Минус к мотивации к обучению)
2. Описание первого-второго слайда. "История появления iSpring online и планы развития продукта"
Серьезно? Именно с этого стоит начинать? Мне, как желающему научиться продажам в последнюю очередь интересна история появления какой-то компании на рынке (даже если эта компания обучает меня) и уж тем более, планы развития этой компании. Если история компании завязана на решении проблемы взрослого обучения, гораздо умнее было бы обозначить это в описании, например: "Как появление iSpring online решило проблему дефицита времени у начинающих продавцов"
И так далее. Если разбирать статью, то вылезает гора мелких минусов, из которых складывается общее впечатление.