Мы съездили в Дубай, пообщались с бизнес-комьюнити и сделали свои выводы об инвестициях в этом регионе

Привет, это команда Reca Ventures. В ноябре мы слетали в Дубай, чтобы прощупать инвестиционную почву в главной точке Среднего Востока и одном из самых активных мест притяжения международного бизнеса и команд. Много встречались с местным бизнес-комьюнити, общались с инвесторами и фаундерами, успели провести свой митап, где посмотрели стартапы из creator economy.

Мы съездили в Дубай, пообщались с бизнес-комьюнити и сделали свои выводы об инвестициях в этом регионе

Делимся с вами наблюдениями и выводами на тот случай, если вы ищите, куда релоцировать команду, расширяться или вкладывать деньги.

Выводы мы разделили на три блока:

  • предпринимательско-инвестиционная экосистема;
  • медиа и контент;
  • внешние коммуникации.

Статья носит ознакомительный характер и не претендует на истину в последней инстанции. Если у вас есть полезные дополнения – welcome в комментарии.

Предпринимательско-инвестиционная экосистема

No.1. Самыми богатыми странами региона являются ОАЭ и Саудовская Аравия (по уровню ВВП). Из 20 самых крупных компаний региона 9 находятся в Саудовской Аравии, 7 – в ОАЭ. Остальные компании из списка распределены между Кувейтом (2), Катаром (1), Марокко (1).

Мы съездили в Дубай, пообщались с бизнес-комьюнити и сделали свои выводы об инвестициях в этом регионе

No.2. Мы проанализировали сделки и компании на Среднем Востоке и обнаружили, что по объему сделок лидируют ОАЭ ($2.578M) и Саудовская Аравия ($1.165M). Отдельно стоит отметить Египет, в котором количество инвестиционных сделок в 2021 году достигло отметки 145 против 155 в ОАЭ и 130 в Королевстве Саудовской Аравии.

No.3. В регионе выстреливают продукты, локализованные для арабского потребителя. Крупные международные компании предпочитают заходить на рынки через локальных игроков. Например, компания Uber вышла на рынок MENA, купив сервис Careem за $3.1 млрд, который стал 100%-ным подразделением компании, сохраняя при этом свой бренд. И это не единичный пример.

Там есть возможность занять локальный рынок и продать компанию международному игроку и/или же вырастить в регионе вторичные продукты, но главное – с хорошей локализацией. Для государства важно развивать проекты на локальном рынке, затем выводить их на международный рынок.

No.4. Еще есть спрос на технические команды, которые будут развивать компании на локальном рынке.

No.5. Последние годы приоритетными отраслями для инвестирования были fintech, e-com и logistics & delivery. Эти три отрасли и сейчас генерируют наибольшее количество сделок.

Но регион готов развивать другие вертикали и хочет стать, например, одним из лидеров в гейминге. Доля сделок в индустрия Media, AdTech, EdTech, Gaming за последние два года составила 21%.

No.6. Согласно данным аналитической платформы Magnitt, количество сделок в Саудовскои Аравии в 2020 году выросло на 54% и продолжает расти в 2022. Связано это с тем, что в Королевстве прошла законодательная трансформация и появились стимулирующие программы (SVC, Misk Foundation, Jada Fund of Funds, а также университетским программам KAUST и программе Университета Мохаммеда бин Салмана). Поэтому Королевство тоже можно рассмотреть как площадку для запуска бизнеса. Эти факторы влияют на укрепление позиции Королевства в качестве ключевои экосистемы для инновации в регионе.

No.7. В регионе почти отсутствуют акселерационные программы в том виде, к которому мы привыкли. Тем не менее есть отдельные хабы:

  • Twofour54 (запускает пространство совместного творчества The Community Hub в Абу-Даби);
  • In5 Media (коворкинги для стартапов с предоставлением доступа к крупным конференциям);
  • Hub71 (место, где можно учиться строить стартапы и получать помощь в привлечении инвестиций; еще предоставляют командам бесплатные коворкинги).

Медиа и контент

No.1. В регионе есть один большой государственный игрок, который контролирует сферу медиа и контента – MBS Group (ОАЭ). Он управляет 17 спутниковыми телеканалами, ведущей в “арабском мире” стриминговыми платформами через свою компанию Shahid. Контент соответствующий: оригинальные сериалы, арабские фильмы, прямые эфиры телеканалов.

No.2. Большая часть производимого контента в регионе осуществляется на арабском языке. Однако это не касается цифровых СМИ, о чем расскажем в разделе про внешние коммуникации.

No.3. На медиа в арабских странах сильно влияет религия. Будьте готовы, что контент в духе Netflix не зайдет ни пользователям, ни контролирующим органам - его не пропустят, а если и пропустят, то вероятнее всего заблокируют позднее.

Например, в сентябре этого года шесть стран Персидского залива потребовали от компании Netflix удалить часть контента, который они оценили как аморальный.

Такие контроль и цензурирование говорят о том, что делать контентные медиа в этом регионе не лучшая идея. А если все же вы решитесь, то будьте готовы, что будет тяжело.

Медиа-рынку больше нужны технологии, а не контент.

Внешние коммуникации

Мы пообщались с агентством Grechka Media, которые успешно продвигают стартапы в арабском регионе. Поделимся некоторыми хайлайтами:

No.1. Несмотря на то, что основная часть контента в регионе, распространяемая через ТВ, реализуется на арабском языке, большая часть СМИ (новостные, деловые и пр.) публикуются на английском. Язык бизнес-коммуникации тоже английский.

No.2. Не рассчитывайте, что вашу новость напечатает крупное СМИ и она завирусится, как это бывает с российскими СМИ. Придется питчить каждого в отдельности.

Питчить редакторов и журналистов лучше сразу в LinkedIn, потому что почта у многих переполнена и письмо потеряется. Ответа от журналиста можно ждать месяц и более, поэтому придется регулярно допушивать.

Обращайте внимание на то, чтобы новость ваша была позитивной, так как плохие новости и негативные материалы арабские медиа не любят.

No.3. Конкретно в ОАЭ все – и журналисты, и представители бизнеса – любят офлайн-мероприятия. По нашему опыту, на ивенты обычно приходят 70% тех, кого пригласили. В России же только 30%. Вообще, любой ивент становится отличным инструментом для построения связей, которые потом дают возможность попасть с колонками в СМИ уровня tier-2 и даже tier-1.

Планируя бизнес-поездку или собственное мероприятия, помните, что “горячий” сезон конференций начинается со второй половины сентября и длится до конца года. Затем – с конца января и до начала мая. Потом регион замирает из-за сильной жары. Отдельно отслеживайте календарь рамадана, так как в этот период активность немного снижается.

Краткая выжимка для тех, кому было лень читать все выше

Оценить весь регион MENA по ОАЭ невозможно. Это как оценивать рынок России по одной Москве. Чтобы сформировать полноценное видение MENA надо съездить хотя бы в наиболее активные страны. Саудовская Аравия, Египет, Иран, Израиль и Пакистан вполне могут претендовать на роль подходящей площадки для поиска стартапов под инвестирование и вывода своих продуктов.

  • Будьте готовы локализовать и адаптировать продукт под арабские реалии

  • Российские таланты в ОАЭ ждут, так как региону нужны профильные специалисты, готовые развивать ИТ/инфраструктурные проекты
  • Региону пока в самом начале цифровизации, поэтому ему больше нужны базовые технологии, и только потом контент
  • Не пытайтесь продать “арабскому миру” контент с продвинутыми ценностями в духе нетфликс, адаптируйтесь
  • Виральность в коммуникаций не работает, встречайтесь и пишите письма всем лично, устраивайте крупные ивенты
1212
1 комментарий

Не пытайтесь продать “арабскому миру” контент с продвинутыми ценностями в духе нетфликс, адаптируйтесь

Можно здесь подробнее ?)

Ответить