30 признаков того, что стартап выживет

Исходя из личного опыта, а также наблюдения за различными стартапами, решил составить ряд признаков, по которым можно определить, что стартап, скорее всего, «взлетит».

30 признаков того, что стартап выживет

Качества стартапа

1. Наличие компетентной команды — наличие опыта у членов команды в похожих проектах. Они знают, что они делают.

2. Каждый член команды преимущественно занимается своим делом — это многократно повышает эффективность за счёт вовлечённости в процесс (состояние потока). Однако постоянные ответы вроде «Это не моя работа» также не допустимы.

3. В команде нет или очень мало родственных связей, особенно среди руководящего состава — это в трудный момент помешает принять тяжёлое решение.

4. Отсутствие в среднем и высшем составе команды текучки кадров, что свидетельствует о здоровом климате внутри стартапа.

5. Все члены команды заняты только одним проектом — нет никаких параллельных проектов, основной работы на стороне или подработок. Все сфокусированы на успешной реализации стартапа.

6. Основная цель стартапа не заработать денег, а создать что-то новое и полезное — основатели не алчные капиталисты, а скорее прагматичные идеалисты, которые видят будущую пользу в своём стартапе не только для себя, но и для окружающих.

7. Стартап экономит ресурсы — основатели стартапа не летают бизнес-классом, не снимают дорогой офис, нет «раздутой» команды и так далее.

8. Стартап способен к органическому росту — внутренних ресурсов стартапа достаточно, чтобы последовательно развиваться. Привлечённые инвестиции являются только катализатором этого процесса.

9. Продукт стартапа ориентирован на массовый сегмент рынка — целевой рынок достаточно ёмкий для будущего роста стартапа.

10. Продукт стартапа доступен за минимальные деньги в своём сегменте, что упрощает процесс его реализации.

11. Продукт стартапа эксплуатирует одну или несколько (в том числе низменных) потребностей человека: пища, жилье, общение, секс, жадность, заработок денег, желание выделиться или доминировать и так далее.

12. Продукт стартапа обладает устойчивым конкурентным преимуществом — запатентованная уникальная технология, эксклюзивное права на использование определённого канала дистрибуции, закупка сырья на особых условиях у поставщика и так далее.

13. Отсутствие чрезмерного перфекционизма — постоянное стремление к совершенству продукта часто убивает проект. Первая основная задача стартапа — создать минимально рабочую модель, продать её, получить качественную обратную связь и сделать выводы.

14. Гибкость в планировании. Есть планы основные, которые составляются в первую очередь для инвесторов, и оперативные, которые используются в повседневной работе. На рынке каждый день что-то меняется — конкуренты выпускают новые продукты, потребители меняют предпочтения, государство пишет новые законы. Если всего этого не учитывать, то можно выпустить не конкурентоспособный продукт.

15. Ведётся постоянное финансовое планирование. «Кассовый разрыв» — это то, что убило много стартапов с хорошим потенциалом.

16. Основные активы стартапа надежно защищены — ситуация, когда один из членов команды уходит и забирает с собой все разработки, должна быть исключена в принципе.

17. Привлечённые инвесторы не получили слишком много контроля над стартапом — в дальнейшем это обычно приводит к конфликту интересов между инвесторами и основателями стартапа, в результате чего основатели теряют мотивацию и способность генерировать прорывные идеи.

18. Наличие хорошей модели продаж — команда стартапа хорошо знает, кто их клиент, как до него донести информацию, какие каналы дистрибуции использовать, как монетизироваться.

19. Наличие прямой зависимости между вложенными средствами и финансовой отдачей, что говорит о хорошо отлаженных бизнес-процессах и масштабируемой инфраструктуре стартапа. Деньги инвесторов «не уйдут в песок».

20. Наличие административного ресурса (особенно актуально для СНГ).

21. Продуманная система налогообложения (особенно актуально для СНГ).

Качества основателей стартапа

22. Стартап для основателей — дело всей жизни.

23. Вера в успех должна быть сильнее безверия окружающих, особенно родных и близких.

24. Наличие у основателей харизмы и способности заражать своей идеей окружающих.

25. Основатели стартапа должны быть «голодными». Несмотря на наличие или отсутствие успехов в прошлом, они должны хотеть чего-то большего.

26. Способность основателей чем-то жертвовать — личным временем, отношениями, развитием в других сферах и так далее.

27. Дисциплина и последовательность в действиях. Умение выполнять свою работу не только когда все хорошо, но и когда все плохо — бесценно.

28. Умение фокусироваться на важных проблемах. Есть проблемы основные, которые мешают развитию стартапа, а есть второстепенные, которые на данный момент не приятны, но не критичны. Свои силы в первую очередь нужно тратить на решение основных проблем.

29. Умение делегировать полномочия на поздних этапах развития и не бояться нанимать специалистов, которые в чём-то лучше.

30. Способность не допускать появление «суперзвёзд» в команде. Людей, которые «всегда всё знают» лучше других и всех этим раздражают. С такими нужно быстро расставаться. То же самое касается «имитирующих бурную деятельность» и «любимчиков».

Чем больше признаков у стартапа, тем выше вероятность, что он выживет.

Если у вас есть чем дополнить список — оставляйте свои комментарии. Также конструктивная критика всегда приветствуется.

1616
16 комментариев

31. Наличие статьи на vc.ru

14
Ответить

Спасибо за полезную выжимку.

Можно разработать анкету с вопросами, составленными на основе ваших 30 тезисов, и в конце сделать приблизительную оценку того, выживет ли стартап.

3
Ответить

Согласен, будет очень круто! Только нужно подумать, чуть знаний социологии, и отличный тест будет!

Ответить

Самое главное упущено - наличие нужных связей и удачи (благоприятного стечения обстоятельств).

3
Ответить

"Основная цель стартапа не заработать денег"

Дальше не читал.

upd. Просмотрел-таки вторую часть. Вообще лютый бред. Если у стартапа есть хотя бы 25% из перечиленного, то это скорее всего не стартап а успешный бизнес, который может позволить себе выбирать инвестора, а не наоборот. Особенно про административный ресурс порадовало:)))

2
Ответить

Я Вас тут "лайкнул" чуть-чуть в благодарность за Ваш комментарий )))

По поводу: "Основная цель стартапа не заработать денег", - есть такое понятие как "думать не о том". Например, вряд ли Вы поедите в автосервис, основная цель которого содрать с Вас деньги (найти кучу не существующих поломок), потому что думают они не о том как починить Вашу машину, а как на Вас заработать.

По поводу "лютого бреда" и "хотя бы 25% из перечиленного" - так по этому они и дохнут как мухи, потому что все делается по принципу "мы тут с пацанами решили тему замутить, ну чето (удивленно) она не пошла..."

И по поводу того, что Вас "порадовало:)))" - "административный ресурс" это синоним слову "связи". Если Ваш стартап делает не очередной онлайн сервис, а, предположим, какие нибудь "нано дезодоранты", то без связей у Вас ни будет доступа к каналам дистрибьюции. Раз нет каналов дистрибьюции - можете даже "не расчехлять" весла, потому что плыть Вам некуда...

Спасибо за Вашу критику +)

2
Ответить

Ох, мне кажется, что это скорее "30 признаков того, что стартап уже выжил".
И превратился в бизнес :)

"Отлаженные бизнес-процессы, органический рост, продуманная система налогообложения, хорошая модель продаж" – вряд ли это относится к стартапам на стадиях проверки продакт/маркет фита и гипотезы масштабирования.

Если делать такое разделение (по стадиям зрелости), то я бы добавил:
– Продуктовый майндсет основателей – планирование через проверку гипотез, ставка на данные и результаты исследований, общая способность меняться
– Способность перфомить – выполняемость коммитов, которые дает команда

2
Ответить