Личный опыт Olga Budnik
8 459

Девушки начинают и выигрывают. Как превратить любимое дело в прибыльный бизнес

Отказаться от руководящего поста в банке или спрыгнуть с карьерной лестницы “по специальности” ради внезапного увлечения новым делом, не побояться начать с нуля после 30-ти или 40 лет. Мы собрали истории четырех клиенток Модульбанка. У них разные подходы к бизнесу, но их объединяет смелость, азарт и стремление заниматься любимым делом.

В закладки

Юлия Семахина, разработка чат-ботов

Юлия Семахина на протяжении нескольких лет развивала свои онлайн-магазины по продаже чая и кофе с более-менее стабильным доходом. Хорошее дело, но скучное, говорит она. Год назад случился крутой поворот.

Юлия Семахина

-- Я начала понимать, что пенсия не за горами. Началась депрессия, потому что было всё предсказуемо: в магазине - купил-продал, на пенсии - вязание-огород. Не-хо-чу! И в момент всех этих жизненных размышлений я попала на вебинар, где анонсировали курсы разработчиков чат-ботов. Тут надо понимать, что по образованию я учитель и вообще с техникой на “вы”, то есть стопроцентный гуманитарий. Но решила рискнуть. И как-то мне это легко далось: буквально за 10 дней всё изучила, сделала первого бота и продала его! Я поняла, что это моё, меня из-за компьютера просто не оттащишь.

-- После этого “чай-кофе-потанцуем” закрыла и полностью сосредоточилась на чат-ботах. Прошел год. Мне 46 лет, я ведущий эксперт платформы для разработки ботов, вместе с партнером создала курс “Как продавать ботов”. Очень круто поменяла свою жизнь, занимаюсь тем, что мне действительно нравится.

-- У меня два крупных проекта: создание ботов для бизнес-компаний и бот-каталог. Если с первым проектом все более-менее понятно, то второй - это ответ на мою личную боль, можно сказать. Когда я искала что-то в интернете, приходилось тратить кучу времени. И в один момент мне это надоело. Психанула. Собрала в одном каталоге всех ботов Telegram, чтобы облегчить поиски чего-то важного себе и другим пользователям мессенджера. За три месяца получила 16 тысяч пользователей - сами пришли. Примерно в это же время началась монетизация бот-каталога. Сегодня он полностью окупился и приносит доход.

-- Мой любимый проект, который стоит отдельно от других, - бот для женщин. Он уже зарегистрирован на мировом ресурсе - прошел модерацию в специальном бот-листе (как Google Play для мобильных приложений, но только для ботов). Миссия моего женского бота такая: собрать для каждой женщины в одном месте всю информацию, которая нужна каждый день. Это не только косметологи, психологи, врачи и магазины, но и всё остальное, жизненное. Сегодня на этой бот-площадке работают девять экспертов, в моем большом боте множество маленьких ботов, бот-визитки специалистов. Удобно!

-- Инвестиции в мою новую жизнь - это были только расходы на обучение и аренду конструктора для создания ботов. В целом, разработка ботов - прибыльное дело. Бизнес готов платить за создание ботов под его нужды. Тут всё просто: наша жизнь ускоряется, мы всё делаем с телефона, автоматизация присутствует в каждой сфере, и бизнес это понимает. Бот позволяет закрыть какие-то проблемные вопросы компаний - сделать быстро, качественно, разгрузить, сэкономить.

-- За этот год я помолодела, кажется, лет на 10. Подружки были в шоке от моего настроения, от моего нового дела. Они максимум что умеют - выкладывать фото в Instagram. Но стараются проявить интерес к моей работе, - смеется Юлия. - Мои вебинары смотрит мама, ей 80 лет. После эфиров всегда звонит - хвалит, критикует, говорит, мол, ничего не понятно, но это точно что-то интересное.

Екатерина Цмокилина. Сумки и рюкзаки из кожи

Екатерина Цмокилина променяла карьеру в крупном банке на швейную машинку. Она освоила изготовление различных аксессуаров из кожи и организовала семейную фабрику.

Екатерина Цмокилина

-- На самом деле я всегда хотела заниматься делом, в котором сразу видно результат. В банке, например, результат не осязаем, по сравнению с handmade-сферой. А для меня важно видеть здесь и сейчас, что именно я делаю, кому это приносит пользу, получил ли мой клиент то, что хотел. Эту тему я обсуждала с моим молодым человеком Никитой и мы вместе к пришли к идее - производство сумок из кожи. На момент старта нашего проекта это была достаточно свежая мысль, мода на “крафтовые” сумки в России только-только появилась. Так что мы оседлали волну в нужный момент.

-- Начать с нуля - не страшно. В банке мне не очень нравилось работать под руководством, пусть даже очень адекватных людей. Хотелось самостоятельно принимать решения - от и до. Да и, честно говоря, на наемной службе не вижу никакой стабильности: всегда могут уволить, работа по графику с 9 утра до 6 вечера, не очень ощутимый денежный рост.

-- Новую жизнь начали с обучения. Решили, что научимся делать всё сами, прежде чем передадим это наемным работникам. В России толковых учителей не нашли, поэтому учились по YouTube, и даже в библиотеки ходили, изучали советские книги по теме. Затем купили свою первую машинку и начали шить. Параллельно я завела страницу в Instagram и сайт. Шили и выкладывали в сеть. Это стало достаточно популярным. Нас спрашивали: “Вы делаете это сами? Да вы что? Из кожи? Как это вообще возможно”.

-- Мы стали изучать различные платформы по продаже - как российские, так и зарубежные. В какой-то момент даже снимали помещение на ВДНХ. Сейчас у нас своя мастерская. Правда сейчас мы переезжаем на новое место - более просторное. Есть рост, хоть и не заоблачный, но есть, а значит, нужны новые площади и новые машинки.

-- Мы с Никитой по-прежнему “встаем к станку”, но большую часть работы делают наемные мастера. Мы пользуемся в основном российской кожей, у нас много поставщиков. Когда приезжаешь в магазин, для меня самый кайф - это выбор цветов. Хочется купить всё и сразу, особенно когда я вижу какие-то новинки - жёлтый, фиолетовый. Хорошо, что есть Никита как стабилизатор, смеется и говорит всегда: “Нам нужны простые цвета, будь спокойнее”. Мне очень нравится придумывать модели, добавлять в них что-то особенное. В общем, захватывает этот процесс.

-- Необычные вещей, которые нам довелось шить, - это портупеи. Помните, какое-то время они были чрезвычайно популярны? Спрос был просто невероятный, мы штамповали их с утра до вечера. И второе – скрутка для поварских ножей. Добротная классная вещь, которая тоже пользовалась спросом. Даже несколько крупных ресторанов у нас заказали: повара так любят свои ножи, что покупают для них красивую добротную “обертку”.

-- Я, по сути, не различаю, где у меня работа, а где просто жизнь, могу работать в любое время, потому что получаю от этого удовольствие. Это, пожалуй, главная причина, по которой стоит рисковать и менять свою жизнь в любом возрасте.

Наталия Алдухова. Авторские ювелирные украшения

Диплом МГУ и маркетинг в крупных международных компаниях москвичка Наталия Алдухова оставила в прошлом. Сегодня она - дизайнер-ювелир: сама создает эскизы украшений из золота, серебра и эмали, сама делает “ювелирку” руками, плюс на нее работают несколько мастерских в разных регионах России.

-- У меня было несколько попыток уйти в свой бизнес, в частности, ресторанный, - рассказывает Наталия. - При этом я работала в маркетинге в крупных компаниях, прошла путь от ассистента до директора. И что? Чего-то не хватало, и я пошла в школу поваров. Хорошего повара из меня не вышло, но мне понравилось учиться чему-то новому, нестандартному. В школе поваров я попала в какую-то параллельную вселенную с людьми, вдохновленными своим делом. Для них это было хобби, ставшее работой. Моё хобби на тот момент - собирать украшения из камней и бусин для себя. И вдруг мне попался мастер-класс “Как сделать серебряное кольцо своими руками”. Я пришла в мастерскую, и то, что было дальше, не поддается логическому объяснению. Это была любовь с первого взгляда. Серьезно!

-- Я всегда говорю так: со мной это случилось дважды в жизни - когда я встретила будущего мужа, и когда я увидела плавку серебра для кольца. Меня это настолько торкнуло, что я буквально потеряла дар речи и “сердце замерло в груди”. И в этот момент вдруг поняла, скорее даже, почувствовала - не знаю зачем и для чего, но мне точно сюда! И после этого я постепенно училась ювелирному делу: ювелирные мастерские, частные занятия с художниками-ювелирами, одна техника, другая. В создании украшений можно совершенствоваться бесконечно: как и любое другое дело, связанное с красотой и искусством, оно не знает границ. Это непрерывный процесс познания, обучения, проб и ошибок. Естественно, работа руками достаточно сложная: забудь про маникюр, во время полировки много грязи, иногда будут травмы и мозоли.

-- Офисную работу я оставила. Странное ощущение: вот ты руководишь большим отделом, у тебя есть некий вес в профессии, а потом после 30-ти лет ты начинаешь что-то новое, с нуля, и всё зависит только от тебя. Это непросто, но все страхи и сомнения уходили, когда я сидела с лобзиком, что-то выпиливала и думала: “Какой же это кайф!”.

-- Так как у меня есть некий бэкграунд в маркетинге, я сразу знала, что мой будущий бренд должен отличаться от других молодых марок. Я долго искала свою “фишку”, а потом решила что нужно делать то, что близко именно мне, то с чем у меня особые отношения, а это цвет. И я решила делать украшения с эмалью. Долго искала ту самую эмаль, чтобы и по качеству и по насыщенности цвета все было идеально. Нашла - немецкую, это не горячая эмаль, которую традиционно используют в России, а более устойчивая - полимерная. С возможностью смешивать цвета и получать нужные мне оттенки. Сформулировала идею: крупные лаконичные украшения с акцентом на цвет (я называю это bold minimalism). Зарегистрировала ИП, открыла счет в банке, и запустила производство.

-- В самом начале все делала своими руками. Первые экземпляры носила сама, чтобы понять, насколько комфортно в носке, как ведет себя эмаль. После такого эксперимента над собой работала над недостатками и только после этого продавала украшения на маркетах и через соцсети. Спустя примерно год задумалась о более крупном производстве. Сейчас у меня есть договор подряда с несколькими мастерскими и небольшими ювелирными заводами в Москве и Екатеринбурге. Заказы не гигантские, технология производства сложная, исключительно ручная но спрос есть, потихоньку дело растет. Сейчас у меня есть точки продаж в партнерских магазинах Москве в Воронеже, работает сайт, идут продажи через Instagram.

-- Самая большая проблема в моем новом деле - нехватка информации. Мир “ювелирки” очень закрытый, даже замкнутый в какой-то степени. Производства редко готовы сотрудничать с молодыми марками без больших объемов заказов. Как быть с продвижением, реализацией изделий, где найти своих клиентов, если у тебя нет больших инвестиций - все это приходится узнавать самой шаг за шагом, часто идти наугад. Например, инстаграм, в котором все продавалось прекрасно несколько лет назад, сейчас уже совсем другая площадка, требующая немалых вложений. Сфера государственного регулирования по ювелирке - это вообще отдельная история, требующая кучу времени и терпения.

-- Если говорить откровенно, то в прошлом году у меня был серьезный кризисный момент, когда я вдруг осознала, что реальность ведения своего дела очень сильно отличается от моих идеальных картинок, а времени я провожу больше с бухгалтерией и экселем, чем с любимым воском и бормашинкой. Спасло то, что рядом есть близкие люди, уже прошедшие похожий путь, и понимание того, что еще пока рано сдаваться. Я уверена, что такие непростые моменты, когда хочется все бросить, случаются у всех, кто меняет профессию и идет совершенно новым путем, и тут очень важно понимать, что на все нужно время. Важно помнить то первое чувство восторга, из-за которого все начиналось, ради которого все и делается.

Полина Черповицкая, производство музейных сувениров

История Полины Череповицкой идеально вписывается в формат “начать всё с нуля”, но с той лишь разницей, что кардинальные перемены начались не в 30, а в 20 лет. Пока ровесники готовились к экзаменам в университете, Полина по-новому взглянула на возможности образования и перспективы работы архитектором (в тот момент она училась в МАРХИ), и после этого нашла иное применение своим способностям.

Полина Черповицкая

-- Сейчас я делаю сувениры для всех больших музеев России - это Третьяковская галерея, Пушкинка и многие другие. Пытаюсь выйти на иностранный рынок, и для этого ездила в Париж на тематическую выставку. А все началось с того, что в МАРХИ мне нужно было делать макеты по технологии лазерной резки. Оказалось, что по такой технологии можно делать классные украшения, сувениры. Я запустила своё дело вместе с партнером. Позже мы разошлись - партнеру достался ритейл, а мне - музеи, частные заказы, парки, зоопарки.

-- У меня есть свое производство в Москве на Кутузовском проспекте. Я управляю им удаленно, живу по полгода в Азии или Австралии. Сама делаю дизайн сувениров и украшений, отправляю помощникам. Наша продукция оформляется в оригинальную упаковку - в итоге это тематические броши в картине. Их покупают люди, которые хотят оставить что-то на память о музее, но не хотят очередной магнит или тарелку. Каждая коллекция брошей изготавливается специально под конкретный музей. Это всё из пластика и оргстекла, есть дерево, есть металл. В основном зеркальный или яркий пластик. Иногда встречаю людей на улице с моими брошами на одежде, и это очень приятно.

-- Я сменила курс с образования на бизнес, когда поняла, что архитектура (а я ее обожаю) - это скорее не творчество, а “чертежка”, обмеры, скучная и машинальная работа. От проекта до реализации проходит много лет. Я не такой человек, мне нужен результат для дальнейшей мотивации. Когда я создаю дизайн броши, а потом отправляю помощникам в Москву, я 10 раз им напишу: “Ребята, давайте скорее, я хочу ее увидеть!”. Плюс - вопрос доходов. Мои одногруппники не могут претендовать на высокие зарплаты, потому что у них нет опыта, как того требует работодатель. Да и зарплаты в отрасли довольно низкие. В общем, это не мой путь.

-- Для малого бизнеса очень важна поддержка извне, например, с теми же банками. У меня было тысячи отвратительных опытов в банках - я прошла о мелких до крупных. Это был бесконечный ужас. Мне казалось, что банки просто отбирают половину твоих денег, и это нормально. В какой-то момент друг привел в Модульбанк, потому что там была акция вроде “Приведу друга и получи скидку”. Я не люблю долгие поиски, поэтому согласилась практически сразу. И после этого моя жизнь стала лучше: нет проблем с работой в личной кабинете на “маке”, нет смс-уведомлений за операции. В общем, мне открылся дивный новый мир.

-- Конечно, в бизнесе свои минусы: плохо поработал, мало получил, никто не даст тебе денег просто так, всё зависит от тебя. Но эта ответственность - это еще и плюс: ты сам контролируешь свою жизнь, получаешь независимость от решений других людей. Моя работа с музеями - это не выкуп, это постоянная реализация, все риски я беру на себя. Каждый месяц хорошо понимаю динамику - эта коллекция идёт, эта уже не популярна, а вот здесь надо добавить чего-то нового.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Olga Budnik", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 19, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 60544, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 07 Mar 2019 14:56:01 +0300" }
{ "id": 60544, "author_id": 18792, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/60544\/get","add":"\/comments\/60544\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/60544"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123 }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

4

Самая крутая тетка с ботами, остальное скукотища.

Ответить
1

Спасибо!! Это вы прикольно написали, СУПЕР! Я беру на вооружение, у меня будет новый хештег #теткасботами

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }