Личный опыт
Igor Akimov
2970

Как изменились приложения ABBYY с момента открытия App Store

Прошло чуть больше десяти лет с тех пор, как появился App Store. Компания ABBYY, в которой я работаю, тоже выпустила своё первое мобильное приложение десять лет назад.

В закладки
Аудио

От зоопарка версий до двух вариантов приложения на iOS и Android

Смотришь сейчас на приложения десятилетней давности и понимаешь, насколько далеко мы прошли вперёд с точки зрения удобства и возможностей для пользователей.

Если раньше приложения были скорее похожи на неуклюжие, скомканные в маленький экран веб-странички, то сейчас список возможностей многих популярных сервисов не умещается и на листе А4, и при этом работать с ними можно нажатием одной кнопки.

Если взять, например, Facebook, то в 2008 году в нём можно было делать не так много: добавлять друзей, отправлять сообщения и размещать фотографии. А сегодня функциональность приложения выросла в разы. Есть и реклама с дополненной реальностью, и персональные рекомендации о мероприятиях, интересных страницах, масштабный поиск, игры, видео-трансляции, заметки, группы и многое другое.

История мобильного приложения Facebook 9to5mac

В конце 2000-х, помимо iOS и Android, за пользователя конкурировали еще и Symbian, Windows Mobile и Blackberry OS. Приложения под Symbian распространялись в десятках вариантов и нескольких сторах, ведь каждый вендор выпускал разные устройства и вариации операционных систем, что ужасно портило жизнь разработчикам и тестировщикам: с каждой компанией нужно было договариваться отдельно.

Наше первое мобильное приложение ABBYY Business Card Reader (BCR) вышло для телефонов Nokia, да ещё для кнопочных!

Business Card Reader для Symbian (экран камеры)
Business Card Reader для Symbian (экран редактирования)

Ветер перемен в виде новеньких iPhone подул в 2007 году из американского офиса. Продажи устройств, запросы на разработку и интерес к платформе росли экспоненциально. Стало понятно, что платформа iOS перспективная. Так в самом конце 2009 года, прямо под Рождество, появился BCR для iOS.

Исторический скриншот первой версии App Store Connect
BCR для iOS — основной экран версии 2009 года
BCR для iOS – экран редактирования версии 2009 года

App Store полностью изменил рынок приложений. Он давал пользователям выбирать, искать, приобретать, скачивать и обновлять приложения на iPhone через одну площадку — разработчику нужно было только делиться 30% доходов от продаж. Через полгода такой же магазин ввёл и Google. В сущности, эта модель сохранилась до сих пор.

От нишевых продуктов к более универсальным решениям

В первые годы появления сторов основным источником монетизации была продажа платных продуктов, встроенных товаров внутри приложений и рекламы. Казалось, что чем больше приложений ты выведешь на рынок, тем больше денег получишь.

Взять хотя бы Angry Birds. Rovio выпустила целую серию игр: и в космосе, и в Рио, и по вселенной Star Wars, предлагая новые возможности потратить деньги людям, знакомым с компанией и доверявшим ей.

Первое время эта тактика себя оправдывала. У ABBYY в начале 2010-х была целая плеяда «карманных распознавателей»: PhoneGrabber, MailGrabber, LinkGrabber, StreetGrabber, которые были заточены под отдельные задачи пользователей.

PhoneGrabber для iOS
TextGrabber для iOS версии 2011 года

PhoneGrabber, например, сканировал номер телефона из объявления и тут же давал возможность позвонить по нему. MailGrabber открывал почтовый клиент и предлагал отправить на распознанный адрес электронное письмо. И так далее.

Но оказалось, что пользователи готовы платить больше за более ёмкое приложение по сканированию различных текстов, пусть даже оно и стоило $6-7 — в три раза дороже специализированных грабберов.

Так в 2011 году появился ABBYY TextGrabber — универсальное приложение, которое распознает тексты в любой форме, а сегодня и с любых поверхностей. Оно работает и развивается до сих пор.

От игр и приложений для общения к росту приложений для продуктивности

Если посмотреть на самые первые приложения, которые я установил на свой iPhone (это можно узнать, открыв список покупок в App Store), то это были программы для массовых пользователей: Skype, «Яндекс.Карты», Google Translate, Opera и, конечно, игры — мегахиты Cut The Rope и Angry Birds. В то время операционная система вообще была обречена на провал, если на ней нельзя было играть в эти популярные игрушки.

Мы каждый год участвовали в Mobile World Congress в Барселоне (недавно я делился отзывом о последней поездке на vc.ru), а в 2009-2010 годах участвовали с большущим стендом.

Надо сказать, что десять лет назад воспринимать смартфон как рабочий инструмент людям было очень тяжело, он, скорее, воспринимался как телефон и игровая приставка. Что не мешало, впрочем, покупать наши технологии ведущим компаниям и встраивать их, например, в топовые смартфоны Samsung.

ABBYY на MWC 2009
ABBYY на MWC 2010

Когда к развлечениям добавились и рабочие задачи? На мой взгляд, сыграла роль эволюция самих смартфонов и время, которое мы стали проводить с ними. Росли вычислительные мощности, разрешения экранов и качество камер.

В итоге смартфон стал напоминать по мощи и функциональности средний компьютер, а возможности использовать его в офисной среде добавили интереса к разделам «Бизнес» и «Продуктивность». Сейчас, по разным оценкам, мы смотрим на экраны наших устройств от 80 до 300 раз в день.

Чтобы при этом успевать решать разные офисные дела: отвечать на почту, вести списки дел, напоминать себе о встречах, ставить цели, быстро сканировать документы, вносить данные в корпоративные системы, нужны приложения.

Разработчики медленно «подрывали» этот рынок, доказывая компаниям, что телефоны сотрудников — уже не игрушка, и в 2015 году, согласно опросу Accenture, уже больше 80% руководителей из компаний с ежегодной выручкой больше $1 млрд согласились с тем, что мобильные приложения необходимы для решения различных задач бизнеса. Приложения для сотрудников стали делать такие гиганты, как SAP, IBM и Intel.

От бесплатного использования к первым постоянным покупкам

Долгое время большинство пользователей не были готовы платить за приложения, поэтому процветали бесплатные версии продуктов, зарабатывающие на рекламе и пользовательских данных, или студенческие разработки, которые в целом сносно работали, каким-то образом решая пользовательские проблемы.

Даже сейчас мы иногда слышим от пользователей, что они никогда ничего не купят, но количество таких людей становится всё меньше, потому что постепенно меняются подходы к совершению покупок и уходит страх отдавать деньги «за что-то непонятное».

Конечно же, в начале и середине 2010-х хорошо работали скидки, а также PR-активности и фичеринг Apple и Google, который порой приносил миллионы пользователей и сотни тысяч долларов дохода в неделю.

Этот переход — от бесплатного потребителя к покупателю — очень важен для любого человека, и платформы это понимают. Они старательно пытаются сломать этот барьер и перевести тебя на другой уровень — даже покупкой за 15 рублей.

Откровенно говоря, меняется мировосприятие. Ты начинаешь не просто пользоваться программой, а по-настоящему инвестировать средства в её разработку: признавать желание и необходимость оплатить классную и качественную работу, дать возможность чьему-то детищу расти, да ещё и помогать разработчику исправлять баги и внедрять крутые новые функции.

Так, например, благодаря комментариям пользователей в 2011 году в ABBYY TextGrabber появился онлайн-перевод распознанного текста на 45 языков, а в 2014-м Business Card Reader научился синхронизировать базы визиток между iOS и Android.

Сильно улучшил ситуацию выход новой продуктовой категории в 2010 году — планшетов, которые были заточены на потребление контента. При этом вокруг них (опять же стараниями iPad) складывалась полноценная культура покупок как видео и журналов, так и игр и приложений.

Единственная проблема для нас — отсутствие хороших камер, что для сканеров, конечно, же довольно критично. Поэтому первые версии программ ABBYY под планшет появились только в 2012 году.

FineScanner for iPad версии 2012 года

В 2012 году мы сделали профессиональную версию Business Card Reader стоимостью в $90! В то время она приносила ABBYY значимую часть доходов от всех мобильных решений.

Я понимаю, что до приложения I am Rich за $999 нам было далеко, но мы всё равно удивились, что приложение оказалось чрезвычайно востребованным, несмотря на высокую цену.

От платных приложений к подпискам

Настоящий расцвет ждал платные приложения в 2013-2015 годах. К этому моменту стало понятно, что без возможности «попробовать», прежде чем платить, и модели freemium, в мире всё более усиливающейся конкуренции не выжить.

К тому же платная модель сильнее зависит от внешних факторов, а не от внутренней работы, и виральность помогает очень слабо. Например, выступили с публикацией в СМИ, поучаствовали в крупном мероприятии — повалил поток покупателей, нет — держимся на стандартном уровне.

В 2014 году инструменты подписки на газеты и журналы в сторах расширились на более широкий спектр приложений. Для приложений, увеличивающих продуктивность, стало возможным «подписаться» на расширенную версию с постоянной ежемесячной или годовой оплатой.

Мы одними из первых после долгих обсуждений с Apple Review Team переключились на эту модель с выходом бесплатной версии. Первым на подписку перешёл BCR, за ним последовал FineScanner, а в 2018 к ним наконец-то присоединился TextGrabber.

Это был довольно рискованный ход, так как мы одномоментно «роняли» выручку, растягивая получение того же дохода на год или даже два, но в итоге дополнительное время на эксперименты позволило с разных сторон подойти к нужной функциональности и проверить множество гипотез.

Это был риск и с позиции пользователя, поскольку, во-первых, подписки в то время были непонятны и новы, а во-вторых — ряд популярных приложений «читерил» с подписками, завлекая пользователя в дорогую ненужную автопродляемую подписку разными трюками с ценой и экранами.

Мы же честно описывали все условия, не ставили цену в $250 в год (как делали разработчики с помощью подписки, например, $5 в неделю) и на самом видном месте поставили ответ на вопрос, как отказаться от подписки, если она больше не нужна.

Переход на другую модель меняет подход продуктовой команды к приложению в целом. Судите сами: бесплатный продукт должен уметь «привлекать» пользователя внутри, уже недостаточно просто сделать красивые иконки и скриншоты и вложиться в рекламу.

Нужно постоянно анализировать поведение пользователя, биться за удержание, предлагать нужные опции в правильное время, уметь выставлять ограничения и предлагать платные дополнения. Это доработки, которые требуют много усилий.

Как понять, куда бежать и как развивать приложение? Мы много усилий вложили в аналитику, онбординг, экраны магазинов, соответствие GDPR, это заняло больше года на каждый продукт.

Текущие подписки на FineScanner для iOS App Store

Сейчас уже можно сказать, что в профессиональном использовании приложения подписка — одна из наиболее удобных моделей монетизации. Все приложения ABBYY имеют бесплатные версии с подписками. Это позволяет точно прогнозировать поток платежей, лучше планировать рост числа пользователей и вовремя нанимать людей для развития приложений и расширения функциональности.

От камер без автофокуса и ручек-сканеров до искусственного интеллекта

В 2011 году на iPhone 3G наш Business Card Reader требовал для работы дополнительной макро-линзы, так как автофокус был настроен на фотографии людей в 1-2 метрах.

Сейчас 48-мегапиксельные камеры позволяют распознать текст на листе бумаги в окне дома напротив. Так как изначально технологии Mobile OCR разрабатывали для вообще «малышки» в виде сканера-ручки C-Pen, на телефонах они чувствовали себя вполне вольготно, но, конечно же, приходилось рисовать красивые лоадеры, пока пользователь ждёт результата, что могло занимать пять-десять секунд.

Сейчас же нам иногда приходится даже специально немного «замедлять» технологии, чтобы пользователь успел увидеть, что происходит на экране.

Ручной сканер C-pen с построчным распознаванием текста

Огромную роль в развитии мобильных приложений сыграли технологии искусственного интеллекта: это и интеллектуальная обработка информации, и компьютерное зрение, и распознавание лиц и голоса.

Пожалуй, одним из самых нашумевших примеров применения ИИ в мобильном приложении стала Prisma — за первые девять дней после появления в App Store приложение стало одним из самых скачиваемых во множестве стран мира.

CoreML от Apple в 2017 году, а также TensorFlow Mobile и Lite от Google в 2018 вкупе с огромной мощью современных процессоров готовят почву для целой плеяды новых мобильных сценариев, и я рад: российским компаниям тут есть что предложить.

ABBYY в Prisma Newslider.ru

Современные мобильные помощники типа Siri и «Алисы» используют обработку естественного языка, чтобы понимать смысл вопроса и предоставить пользователю лучший ответ.

Специализированное приложение Vivino распознает надписи на этикетке с помощью технологий оптического распознавания символов (тут, кстати, не обошлось без технологий ABBYY), чтобы найти в базе рейтинг напитка и рассказать пользователю о его вкусовых качествах.

Все мобильные приложения ABBYY используют технологии искусственного интеллекта: в FineScanner улучшают качество фотографий, выравнивают изображение и готовят его к распознаванию, в TextGrabber — позволяют извлекать данные «на лету», в BCR – распознают текст и отправляют его в нужные поля телефонной книжки. И поверьте мне – это только начало.

Отдел исследований и разработок в ABBYY уже сейчас готовится переносить нейросети с «больших продуктов» в маленькие смартфончики в ваших карманах. А это значит, что новые возможности фильтрации вашей галереи, улучшения фотографий, безопасного использования данных, определения важного в тексте и в целом его смысла уже не за горами.

Что ждёт мобильные приложения в будущем

С ростом качества камер не только в смартфонах, классические алгоритмические методы распознавания и обработки изображений дошли до своего профессионального совершенства. Теперь дело за новыми подходами, которые, очевидно, основаны на нейросетях. Здесь у многих компаний накоплен огромный багаж данных, алгоритмов, которые только и ждут своего часа, чтобы попасть в мобильные устройства.

Предполагаю, что вскоре мир приложений разделится на два лагеря по сценариям использования: частные данные с обработкой только на смартфоне и публичные данные со сверхскоростной качественной обработкой на сервере, что станет возможно с технологиями 5G.

Нас также ждёт развитие гибких экранов и «бесшовное» взаимодействие с технологиями. Я в целом верю в эту концепцию, хотя пока появляются только первые эксперименты в этом направлении, и они не сильно радуют.

По сути, людям нужен только «экран», который можно удобно носить с собой, и голос, — по крайней мере, так себе представляют будущее сценаристы научно-фантастических фильмов. Экран в зеркале или на лобовом стекле, голосовой ассистент в микроволновке или вместо продавца в магазине, замок с распознаванием лица и удаленной активацией, — все это лишь отдельные примеры подобного «естественного» взаимодействия пользователя с устройствами.

Samsung Galaxy Fold на MWC Игорь Акимов

Конечно, улучшение «понимания» искусственного интеллекта также откроет новые возможности компьютеризации и алгоритмизации многих рутинных и интеллектуальных задач от заказа еды в холодильник до помощи в работе и принятия бизнес-решений, и смартфон, уверен, займёт важную роль в этой экосистеме. Одно можно сказать точно: мобильные технологии ждёт интересное будущее!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Igor Akimov", "author_type": "self", "tags": ["\u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435_\u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0430","abbyy"], "comments": 10, "likes": 19, "favorites": 23, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 61840, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Mar 2019 16:35:26 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 61840, "author_id": 61996, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/61840\/get","add":"\/comments\/61840\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/61840"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
10 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Реальный пользователь никогда не увидит 99% всех этих миллионов приложений

Ответить
5

Да, конкуренция жёсткая. Когда к нам приходят с очередной идеей прорывного сервиса, мы всегда охлаждаем людей информацией, что на маркетинг даже гениального продукта нужно будет потратить раз в 5 больше, чем на разработку. А без стратегии продвижения так вообще делать нечего на рынке.

Ответить
0

Есть стата сколько приложений люди используют?

Ответить
4

Была старая статистика, что 60% приложений вообще ни разу не использовали https://www.phonearena.com/news/400000-apps-in-the-App-Store-have-never-been-downloaded-says-report_id32943
А так вот много интересной статы - http://www.businessofapps.com/data/app-statistics/
Например, что в месяц 30 разными приложениями всего пользуются люди.

Ответить
1

Прожил с приложения ABBYY c самого их появления на мобилах. Отличная реализация и возможности. Твой опыт из SOCHI кстати пригодился, было весьма заметно. насколько перспективно перенос AI в устройства? Будет ли реализация алгоритма нормально отрабатывать на мобильных?

Ответить
1

Спасибо за отзыв ) Да, на последних девайсах нейросети работают уже на уровне хороших компов, а внутренние оптимизации ОС позволяют им лучше скармливать данные (что вряд ли дождешься в десктопах), так что я думаю нас скоро ждёт прорыв.

Ответить
0

Лингво изменился в худшую сторону. Работа словарей только онлайн это печаль. А полный зашквар это когда по чеснаку купил словари в свое время, а тут на тебе, подписка, снова плати. (

Ответить
3

Не совсем понятно, про какое приложение речь. В Лингво купленные словари доступны офлайн, так было всегда и остаётся. В ЛингвоЛайв другая модель лицензирования словарей у издательств, мы не можем, к сожалению, просто "перенести" словари из Лингво, но и там можно пользоваться словарями офлайн при наличии подписки.

Ответить
1

Если действительно раньше покупали словари lingvo, напишите в lingvo_support@abbyy.com , вам восстановят все доступы.

Ответить
0

Интересно :)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }