Я запустил и поучаствововал в 12 стартапах за последние 7 лет. Не все удачные, часть с внешним инвестированием, часть на свои. Кое-что понял и хочу поделиться своим взглядом на запуск стартапа.Для начала определимся с термином стартап, чтобы понимать друг друга правильно.Стартап — начинающий бизнес, без понимания как заработать денег. Идея, на которой, возможно, можно заработать денег.И вот здесь самое главное — нужно проверить идею, если точнее сказать спрос на предложение, на идею.Многие бегут делать продукт, я это называю творческой самореализаций, а не проверкой идеи. Разработка MVP, минимально жизнеспособный продукт Что это такое? Многие думают, что это именно Продукт, сервис или типа того.На самом деле это воронка продаж, экономика привлечения клиентов, определение стоимости клиента.Если сказать проще, вам надо сделать всего несколько шагов:Определить канал привлечения потребителейНастроить трафикСделать лендинг с предложением, офферомСобирать лидов, заявки, намерения людейОпределить экономики, сколько стоит намерениеНе надо пилить продукт! Собирайте намерения людей купить. Считайте экономику!Виталий Кузнецов, стартаперДа-да — не надо пилить продукт! Пилите воронку продаж!Надо понять, сколько стоит привлечение заинтересованного клиента, которому можно продать.Если вы не сможете продать идею и определить стоимость потребителя — продукт будет бесполезен.Частое заблуждение — люди начнут пользоваться продуктом и тогда купят. Это не так. Всем плевать на продукт, если он не решает конкретной боли. А проверь боль можно без продукта.Важно проверить боль и, если разработка продукта будет дешевле привлечения клиента — можно пилить продукт :-) Числа для примера, все конверсии вымышленные. Важно понять логику и суть проверки идеи. Представьте для примера, вы собрали 500 заинтересованных людей, которые, возможно, захотят купить. Собирали вы по 100, ещё раз 100 и потом 300. Т.е. нашли как привлекать и увеличивать поток лидов. Значит можно вложить денег и получить тысячу заявок. В теории конечно.Важно отслеживать всю воронку, все конверсии всех этапов. Аналитика рулит!Итак, вы потратили 50 тысяч рублей на рекламу и получили 500 заявок, значит заявка стоит 50.000₽ / 500 = 100₽. Неплохо.Предположим, конверсия в покупку будет 5%, т.е. реально купят 25 человек. Клиент стоит 50.000₽ / 25 = 2.000 ₽.Предположим у вас продукт стоит 1500₽ в месяц или 10 тысяч за разовую покупку. Здесь вы сможете посчитать затраты и окупаемость.Если взять стоимость привлечения 2000₽ и 1500₽ в месяц и клиент с вами будет 6 месяцев, оборот с клиента будет 1500×6 = 9.000₽, стоимость его это 2000/9000*100 ≈ 23% от чека.В общем — постройте юнит-экономику.Ну и так далее можно посчитать кол-во клиентов, общий оборот, издержки и понять, выгодно ли это или нет.Это всё модель, которую уже можно проверять.Но в начале надо научить привлекать лидов.Вам не надо создавать продукт и париться над разработкой — вам надо научиться привлекать клиентов. А потом уже вы можете сделать прототип, предложить бета-тестирование и т.д. и т.п.Надеюсь материал был полезен. В следующий раз расскажу про юнит-экономику и как её создать, поговорим про лендинги, трафик, конверсии и аналитику.Получил фидбэк, что ответа как бы нет — отвечаю :-)Как запустить стартап — сделать воронку, трафик, лендинг, захват лидов, получать намерения людей. Без продукта, просто обещать позитивное будущее. Если экономика сошлась — можно делать продукт, разрабатывать, закупать и т.д. и т.п.
Я так понимаю, 12 стартапов за 7 лет - это 12 лендингов?
Смешно… Нет, это запущенные проекты с трафиком, экономикой и продажами.
Спасибо, кэп
На здоровье :-)
А я запустил 13 за 4 года,не все удачные
А я запустил 0 за 10 лет, все удачные. Никаких жалоб нет, в минуса не ушел, даже инвестиции не привлекал.
Следующие будут удачные :-) используй опыт!