Классификация интернет-проектов

Привет всем!

В закладки

Меня зовут Илья Зеленчук. Занимаясь созданием различных интернет-проектов, я накопил определенный опыт в этой области. В этой статье я хочу поделиться им и надеюсь, он будет полезен для продакт-менеджеров.

Создавая очередной интернет-проект, важно четко понимать, что ты делаешь и к какому типу относится твой проект. Описанные типы придуманы не мной, более того, они уже успешно используются. Если посмотреть информацию о стартапах на vc.ru, то можно легко найти такие типы проектов как "Сервис", "Инструмент" и т.п. Я решил собрать эти типы вместе и выделить их основные черты.

Данная классификация строится от взаимодействия с пользователем. Основное её назначение - это определить:

  • тип интернет-проекта
  • ключевые метрики
  • область поиска аналогов
  • пользовательское взаимодействие

Я отдаю себе отчет в том, что любая классификация не может быть полной и может найтись рабочий интернет-проект, который выбивается из этого представления. Ну что ж, буду рад таким примерам, это позволит расширить и дополнить текущую классификацию.

У каждого типа интернет-проекта есть свои характеристики и то, как он взаимодействует с пользователем. Итак, поехали:

Сервис

Сервис - тип проекта, который что-то делает за пользователя. Нажал одну кнопку, и произошло ожидаемое для пользователя действие. Например, конвертировать файлов из одного формата в другой, проверить свободно ли доменное имя, узнать посещаемость сайта, вызов такси и т.п.

Конкретные примеры сервисов:

  • myip (узнать IP адрес, с которым выходите в инет)
  • cash.rbc.ru/converter.html (конвертировать валюты)
  • nic.ru (проверить и подобрать доменное имя)
  • yandex.taxi (заказать такси)

Основные характеристики сервиса - это высокая доступность (99.99%) и минимальный набор кнопок или информационных полей, которые делают ожидаемое для пользователя действие.

Пользователи между собой, как правило, не взаимодействуют.

Посетив страницу или открыв мобильное приложение сервиса, пользователь должен нажать кнопку и получить результат.

Маркетплейс (базар)

Маркетплейс (базар) - место, где встречается продавец и покупатель. Очевидно, что продавец что-то продает, а покупатель желает это приобрести. Примеры таких проектов:

  • Yandex.Market
  • Avito
  • YouDo
  • CourseBurg

Еще, как один из вариантов - это частные магазины.

Различаются два вида пользователей: продавцы и покупатели. Взаимодействуют только покупатели с продавцами: продавцы не общаются с другими продавцами, то же самое и про покупателей.

Основные характеристики маркетплейса - высокая вероятность найти своего покупателя или продавца, количество покупок/заказов. При достижении достаточного объема продавцов вероятность получения нужной услуги/товара на маркетплейсе близка к 100% и он становится как сервис.

Масштабируются маркетплейсы по категориям или регионам/категориям товара/и т.д.. К примеру, AirBnB сначала работал в одном городе, потом подключал другие, то же самое делал BlaBlaCar.

Инструменты

Инструменты позволяют собирать, обрабатывать, анализировать и изменять данные. Хорошими примерами инструментов служат:

  • webmaster.yandex
  • всевозможные метрики (Google/Yandex)
  • Google Docs/Office365
  • Online редакторы фото
  • Git/SVN
  • Trello/RedMine/Jira/Slack

Основные характеристики инструмента: обилие функционала (в отличие от сервиса, тут много кнопок и полей), продолжительное время использования. Пользователи могут взаимодействовать друг с другом, если это предусмотрено инструментом.

Типичный способ монетизации для инструментов - это подписка на месяц/год/и т.д. С развитием фронтэнда многие программы, которые раньше работали только локально на компьютере, стали доступны онлайн через браузер.

Новостные ресурсы

Новостные ресурсы - это интернет проекты, посещаемые для получения новостей. К таким ресурсам можно отнести:

Пользователи часто ограничены возможностью только комментировать материал.

Основные характеристики таких сервисов: количество прочтений, лайки, комментарии, репост.

Такие проекты выделяют два вида пользователей: авторы и читатели. Авторы обеспечивают контент, читатели - прочтение, комментарии, лайки.

Социальные

Как мне кажется, именно для них и создавался Интернет. Социальные проекты - это площадки, где люди встречаются и обмениваются информацией. В отличие от Новостных проектов, тут пользователи равны между собой и создают одинакового типа контент (посты, сообщения). К таким проектам можно отнести:

  • форумы (ixbt, stackoverflow, drive2)
  • соц. сети (fb, vk)
  • каналы в различных мессенджерах (IRC, Telegram)

Такие проекты помогают обмениваться опытом и знаниями, решать текущие вопросы и просто приятно проводить время.

Информационные

Нельзя пройти мимо информационных проектов. К таким относятся страницы с информацией о мероприятии или компании. Цель таких страниц: содержать информацию о месте проведения, телефонах, программе выступлений, и т.д.

Примерами таких информационных проектов могут служить:

Пользователи на таких проектах либо совсем никак не взаимодействуют с ним, либо имеют минимальный набор функций, таких как личный кабинет с регистрацией на мероприятие. Между собой пользователи также не взаимодействуют.

Гибридные

Гибридные проекты объединяют в себе два и более типов проектов. И, надо сказать, это довольно редкое явление. Например, YouTube, с одной стороны, является сервисом по хранению, обработке и распространению видео. С другой стороны, это социальный проект, который объединяет пользователей между собой.

Заключение

Классификация помогает быстро понять, какого типа проект, что в нем важное, а что второстепенное, и как будет организовано пользовательское взаимодействие.

Желаю всем удачи!

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Илья Зеленчук", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": -1, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 64620, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 18 Apr 2019 18:53:42 +0300" }
{ "id": 64620, "author_id": 8162, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64620\/get","add":"\/comments\/64620\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64620"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }

3 комментария 3 комм.

Популярные

По порядку

0

Неочевидная разница между сервисом и инструментом

Ответить
0

Сослан, разница в пользовательском фокусе. У сервиса - это одна важная кнопка, пользователь должен её нажать, почти всегда (вызов такси). А у инструмента нет такой кнопки, у него все кнопки хорошие. Например, Google.docs или Yandex.WebMaster. Много полезного функционала и пользователь сам выбирает, что ему сегодня надо, а что нет.

Ответить
0

Высосанная из пальца классификация, которая довольно мало имеет общего с действительностью

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }