реклама
разместить

Coffee Like. Есть ли жизнь после Аяза?

В сентябре 2018 года сооснователь компании Аяз Шабутдинов продал сеть Coffee Like, насчитывающую 408 кофе-баров. С момента продажи мы открыли 133 новых точки, увеличили прибыль компании в два раза, сократили долговые обязательства с 25 700 000 рублей до 14 000 000. Делюсь планами по развитию Coffee Like до 2021 года.

Coffee Like
Coffee Like

В 2017 году Аяз Шабутдинов пригласил меня стать генеральным директором Coffee Like. За полтора года работы нам удалось вдвое увеличить количество точек сети, присоединить 3 страны и 40 новых городов.

В процессе продажи сети основной моей задачей стало выстроить систему, готовую к изменениям, и тем самым удержать бизнес на плаву при смене топ-менеджеров. Кадровые перестановки мы перенесли устойчиво, команда сохранилась практически полностью, головной офис остался в Ижевске. Новые учредители — люди, не чужие для Coffee Like. Они с 2016 года инвестировали в него и хорошо знакомы со стратегией компании.

Несмотря на серьезные изменения в компании, 2018 год закончили успешно.

Мы перевыполнили планы и реализовали цели:

— открыли 497 кофе-баров, вместо запланированных 400;

— заработали первый миллиард. К концу года выручка составила 1 350 000 000;

— увеличили продажи сопутствующих товаров с 9 до 12%;

— повысили средний чек покупки со 159 до 181 рублей;

— открыли третью кофейню Coffee Like;

— в базе лояльности сети всего к концу года было зарегистрировано более 1 877 992 гостей.

В начале 2019 поставили новые цели. Амбициознее и глобальнее, чем в прошлом. Они касаются всех аспектов развития Coffee Like.

Задачи нового уровня

  • Сеть

К концу 2021 года мы планируем дойти до отметки 644 города с населением более 30 000 человек. Москва в настоящее время не является приоритетным направлением, развитие направлено на регионы.

В планах открыть 3000 действующих кофе-баров — это в 6 раз превышает текущие показатели. Каждый год мы намерены удваивать цифры, чтобы прийти к запланированному результату.

Количество кофе-баров Coffee Like
Количество кофе-баров Coffee Like

За три года мы хотим увеличить выручку сети от 1,35 миллиарда рублей до 12,86 миллиардов, то есть почти в 10 раз.

Выручка сети Coffee Like
Выручка сети Coffee Like
  • Финансы

Управляющая компания Coffee Like уже два года не привлекает инвестиции.

Сейчас мы активно возвращаем займы: из общего долга 37 миллионов осталось 14. В планах — почти полностью закрыть выплаты до конца 2019 года.

Также мы форсируем темпы открытия точек нашими партнёрами-франчайзи. Для этого необходимо привлекать дополнительное финансирование проектов открытия. С этой целью мы планируем запустить финансовый инструмент, подобный «Додо Инвест», для привлечения инвестиций в партнёров. Плюс такого механизма для инвесторов в том, что вложив деньги в новую точку, он будет ежемесячно получать долю от её прибыли без участия в управлении и бизнес-процессах. Заниматься развитием этого направления станет франчайзи, которого обучает и контролирует управляющая компания.

  • Торговый дом

Мы видим перспективы в развитии собственного «Торгового дома Coffee Like». Торговый дом — это централизованная закупка всех товаров для сети, единый распределительный центр и центр обработки заказов от партнёров-франчайзи.

Сейчас в сети 323 партнёра в 126 городах, и обеспечить чёткую сборку и доставку достаточно сложно. К середине 2019 года планируем закончить создание собственной системы снабжения кофе-баров сети. На следующем этапе начнём наполнять эту систему разнообразными товарами. Сейчас через наш Торговый дом проходит около 30% всего фуд-коста кофе-баров, включая кофе, сиропы и брендированную упаковку. Задача — довести эту цифру до 100% и дать партнёрам лучшие цены на рынке.

Расскажу, как это работает на примере кофе: наш Торговый дом предлагает партнёрам зерно за 535 рублей за кг, при том, что аналогичное зерно в других кофейных франшизах продают за 650 - 900 рублей за кг. Наша цена снижена за счет объема консолидированной закупки и возможности договариваться с поставщиками на лучшие условия.

  • Обучение франчайзи

С начала 2018 года в Академии Coffee Like мы обучили 1149 человек: 697 бариста и 452 партнёра. Разработали новый бизнес-курс «Путь партнёра» по постоянному увеличению прибыли от открытия одного кофе-бара до выхода в другую страну. Также есть программа «Путь бариста» — от новичка до управляющего сетью кофе-баров. В мае 2019 года будет запущена вторая академия, на этот раз в Москве.

Академия Coffee Like Coffee Like
Академия Coffee Like Coffee Like

Организовали выездные регулярные группы обучения, предоставили возможность учиться онлайн и оффлайн. Помогаем в достижении целевых показателей. Для франчайзи предлагаем «базу знаний», которую постоянно формируем и обновляем на протяжении пяти лет — 300 статей с ответами на все существующие вопросы по открытию и развитию кафе-бара, лайфхаки от партнёров, методику оценки локации, проверенную бизнес-модель, проект кофе-бара и макеты для его оформления, перечень оборудования и поставщиков, собственную ERP-систему и приложение.

Портал www.beboss.ru в рейтинге франшиз всегда оценивает нашу программу поддержки партнёров на десять из десяти.

В 2019 году планируем создать проектный офис, чтобы максимально качественно выстроить работу по управлению проектами.

Франшиза — это технология, а не тюрьма

Иногда партнёры не до конца осознают, с чем столкнутся при покупке франшизы. Многим не хватает опыта или целеустремлённости. В итоге кто-то покупает бизнес и не пользуется им. Из 2000 ежемесячных заявок мы отбираем 10. На каждом собеседовании я спрашиваю партнёра: «Ты понимаешь, что придётся следовать нашим стандартам?». И все отвечают: «Да, я готов».

Затем франчайзи ведут себя по-разному. Мы не можем заставить всех придерживаться нашей идеологии, так как франшиза — это не тюрьма, и каждый сам выбирает куда ему двигаться. Но если наши направления не совпадают, мы прощаемся с партнёром. В 2017 году мы расторгли 38 договоров, в 2018 году — 19, за первый квартал 2019 года — 3.

Иногда кофе бары меняют локацию, это происходит из-за единственного показателя, который нельзя изменить — низкого трафика. Если поток людей недостаточный, нужно переезжать. У нас даже есть слоган: «Наши кофе-бары не закрываются, они меняют локацию». В 2018 году 31 кофе-бар сменил место, после чего у 30 из них выросли объёмы продаж.

Кофе-бар Coffee Like Coffee Like
Кофе-бар Coffee Like Coffee Like

Бизнес-модель франшизы Coffee Like — «400/100», где 400 тыс. руб. — выручка, а 100 — 100 000 рублей прибыли. На декабрь 2018 зафиксирована средняя годовая выручка по сети 300 тыс., вместо плановой 400 тыс.

Это объясняется двумя факторами, во-первых, с ноября по декабрь открылось большое количество новых баров, и они не успели выйти на плановую выручку, что происходит обычно на 3-й месяц. Ежемесячно мы открываем более 20 точек, а в декабре 2018 мы побили рекорд — было открыто 47 кофе-баров.

Во-вторых, не все партнёры работают по рекомендуемым стандартам. Кофе-бары, которые на 100% следуют требованиям, достигли среднего показателя по выручке 406 тыс. руб. Поэтому мы стараемся максимально следить за выполнением заданных стандартов.

Конкуренция растёт, значит рынок развивается

Конкуренция со стороны домашнего потребления кофе для нас несущественна, а вот рост потребления зернового кофе вне дома впечатляет. Текущая ситуация на кофейном рынке — далеко не предел. Нам всё ещё очень далеко до европейской и американской нормы. В России на одного человека ежегодно приходится примерно 1,6 кг кофе, а в Европе — 7,8 кг. Мы не слишком отличаемся от Европы по вкусовому восприятию, поэтому потребление кофе, а с ним и рынок в самое ближайшее время вырастут раза в два-три.

По оценкам портала Allegra, российский рынок брендированных кофеен составляет 2677 торговых точек. За 2018 год было открыто 162 новые точки. Согласно прогнозам, к 2023 году на рынке будет более 3660 торговых точек при ежегодном росте на 6,5%.

Мы наблюдаем ситуацию, что многие игроки заходят на рынок без чёткой бизнес-стратегии. Coffee Like отличается от многочисленных стартаперов наличием проверенной бизнес-модели. Именно в этом — наша ценность для партнёров-франчайзи. Предполагаю, что в ближайшие три года появится множество желающих уйти с этого рынка и продать свой бизнес. Мы с удовольствием этим воспользуемся, чтобы ускорить наш рост.

Карта присутствия Coffee Like Coffee Like
Карта присутствия Coffee Like Coffee Like

Сеть кофеен формата «кофе с собой» Coffee Like создавалась молодыми предпринимателями как бизнес для студентов, но давно переросла это позиционирование. В настоящее время компания входит в тройку лидеров брендированных кофеен в России и признана самой крупной сетью страны, ориентированной на кофейные напитки. На данный момент открыта 541 точка в 126 городах. Мы занимаем 12-е место среди европейских кофеен по данным исследования рынка Project Café Europe 2019, которое проводит Allegra World Coffee Portal, ведущая информационная платформа для кофейной индустрии. Объединённые усилия новых учредителей и опытной команды несомненно укрепят выбранную стратегию Coffee Like, помогут нам выйти на новый, более масштабный уровень.

Надеюсь, ответил на большинство вопросов о ближайшем развитии Coffee Like. Буду рад вашим предложениям, комментариям, уточнениям. Coffee Like всегда был и остается за открытый диалог и коммуникацию.

2626 показов
20K20K открытий
реклама
разместить