«Человека нужно к правильной задаче приложить, как подорожник» — и другие истории тимлидов

В прошлой статье рассказывали как растим хороших менеджеров. В этой, поговорили с теми, кого растим. С тимлидами. Как им живётся, что нового узнали и что посоветуют тем, кто стремится к этой роли.

И снова я, редактор, вклинюсь с приветственным словом. Привет) Постаралась в статье передать вам все эмоции и огонь людей, с которыми работаю. В беседе мы рефлексировали про путь до тимлида, обсудили сложности и радости, а не просто ответили на вопрос «как вам работается в Dbrain?». Расчехлили пару внутренних фотографий и шуток, чтобы вы почувствовали наш вайб.

Егор
тимлид ML-команды

— Вспомним твою карьерную молодость. Как ты стал тимлидом?

— Лет 5 назад программировал микроконтроллеры и был обычным разрабом. Потом понял, что развития нет и пошел учить новое, тогда популярное: python и ИИ. Быстро втянулся и нашел работу, связанную с AI. Сразу навалились задачки, получилось включиться по полной. Дальше ушел в крупную компанию. Новый коллектив, сложные задачки. На этом этапе понял, что сколько бы я не прогал, дальше, если не научусь презентовать свою работу, не продвинусь. Поэтому начал повышать софт-скиллы. Тут как раз мне прилетело предложение на позицию лида. Так появилась команда из 4-х человек.

Но это была скорее песочница, а не лидство. Не было серьезных процессов, планнинга, встреч 1-1. Дальше появился Dbrain. Я мялся, меня ждали. Но интерес победил. И вот только в Dbrain я понял, как на самом деле быть тимлидом. Жестко, сложно, но безумно круто. Чувствую развитие и рост.

— Ожидания и реальность от хардкорного лидства в Dbrain?

— Хардкорного. Всё правильно сказала. Ожидания оправдались. Новый коллектив и уже собранная команда, в которую нужно прийти и зарекомендовать себя. Это был вызов для меня. Много читал в тот момент, черпал знания и приемчики.

Я знал, что не буду кодить, что не буду часто заниматься тем, что мне нравится. Долго к этому привыкал и шел. Понял, что вместо кода теперь вкладываюсь в людей, в задачи, которые им даю и когда вижу результат — это заряжает. Но до сих пор занимаюсь менеджерскими задачами через силу. И, если честно, то я продолжаю кодить, но из-за этого рабочий день растягивается до 12-14 часов.

— Чему научился на позиции тимлида?

— Улучшаю тайм-менеджмент. Живу по календарю. Даже личные встречи заношу туда. Научился проводить встречи 1-1, хотя с самого начала не понимал зачем они мне и команде.

— И какая ценность в таких встречах?

— Определить состояние человека. Поймать преждевременное выгорание или состояние непонимания того, что он делает. Случаются потеряшки в задачах и смыслах. Поэтому важно рассказать человеку как его задача связана с задачами других, какой смысл в том, что он делает и к чему мы должны прийти.

С преждевременным выгоранием можно бороться двумя способами, в зависимости от причины. Бывает, что человеку не нравятся задачи, они слишком рутинные, либо он долго делает какую-то задачу и она у него не получается — в этих случаях я анализирую задачи и думаю, переключить его на другую или подключить к нему другого участника команды, чтобы они зарядили друг друга. Есть ещё один вариант — отпуск. Спрашиваю — отправляю.

— А ты не устаёшь? Мне интересно, может ли тимлид показывать свои настоящие эмоции.

— Устаю. Изначально я думал, что тимлид должен быть постоянно в ресурсе и полон энергии. И я таким был несколько месяцев, когда пришел в Dbrain. Не показывал усталость, был на позитиве, энергия била. Спустя год я показываю команде свое состояние. Это честно, я человек и я могу устать. Но где-то глубоко внутри меня ещё спит эта позиция, что лид должен быть заряжен.

— От чего кайфуешь на своей позиции?

— От того что все заняты делом. Каждый делает то, что нужно и это приводит к суперским результатам. И это знание, что будет делать каждый человек в команде — в восторг приводит.

— Чтобы ты себе посоветовал или сказал, до того как стал тимлидом?

— «Держись. Уделяй внимание своему физическому и эмоциональному состоянию, тогда будешь на коне». Заметил, что нужно иногда останавливаться и уделять внимание себе.

Попросила ребят скинуть общую тимлидскую фото, прислали вот это. Знакомьтесь, наши техлиды.
Попросила ребят скинуть общую тимлидскую фото, прислали вот это. Знакомьтесь, наши техлиды.
Давид
тимлид Dev-команды

— Этот вопрос задаю всем, интересно же. Как ты стал тимлидом?

— Мне предложил Лёша Хахунов в какой-то момент. Я тогда вздохнул, что-то неприличное сказал и решил принять этот вызов судьбы. Особо никогда не стремился к лидству. Не скажу, что и сейчас я в восторге, но это полезно. Матрицу компетенций расширяю. Это как в игре, когда развиваешь персонажа во все стороны и не можешь предсказать что и где пригодится. Скиллы выстреливают. Думаю и менеджерство когда-нибудь выстрелит.

— Чему ты уже научился в роли тимлида и чему ещё предстоит научиться?

— Навык, который я теперь использую повсеместно — жизнь по Google-календарю. Это очень полезно, когда встреч больше, чем умещается в краткосрочной памяти. Частично научился вести встречи. Вначале вообще не контролировал митинги, сейчас слежу за таймингом и с помощью прикладного инструмента — палки, фокусирую людей на главном.

Так и не научился нормально презентовать всякие важные штуки. Ещё не научился всё успевать. До сих пор есть ощущение постоянного пожара.

— Знаю, что ты очень много работаешь, даже в выходные и праздники. Как ты не сгораешь? Может, посоветуешь что-нибудь.

— Если есть некомфортное состояние, которое долго длится, оно не пройдёт само. Отойдет на второй план и накопится где-то в запасниках. А потом бомбанет. Периодом непродуктивности, грусти и полнейшей апатии. На это можно идти сознательно, но надо понимать, что это кредитование самого себя. В таких случаях надо коммуницировать с командой, рассказывать об ощущениях: «Чуваки, я сейчас пойду упорюсь, допилю всё, но потом я буду овощем несколько дней».

Ещё думаю, чтобы не случалось выгорания, нужно каждого человека приложить к правильному месту, как подорожник. Кто-то устает от одной активности, кто-то от другой.

— Как считаешь, какая задача самая важная для тимлида?

— Очень важно давать людям «подходящие» задачи. Это ещё один пункт, которому я учусь. Почему? Потому что если ты приложил человека не к той задаче, то это уже не подорожник, а соль — больно будет всем.

Если задача сильно выше компетенций человека — она займёт и у него кучу времени, и у меня, потому что я буду ему всё объяснять. Если слишком легкая и быстрая, то человек заскучает и задемотивируется. И я просто не найду столько простых задач. Поэтому нужен баланс по компетенциям. Немного сложнее, чем он умеет, но на таком уровне, чтобы он автономно сам пошел, разобрался, выучил что-то новое и сделал. Задача с изюминкой. И вот это сложно. Пробовал разные режимы: супер понятные задачи — очень скучно, «смотри какая интересная задача есть» — тоже фейл. Вот я ещё и не научился метчить человека с тем, что нужно сделать, но пробую.

«Человека нужно к правильной задаче приложить, как подорожник» — и другие истории тимлидов

И вот еще важная мысль про коммуникацию с людьми. Учитесь на моих страданиях и ошибках.

Я воспринимал команду, как маленьких деток, которых нужно было оберегать и учить. Неправильный подход. Это и для меня головная боль, и команда не растёт, мотивация теряется. Обращайтесь с командой как с равными, как с взрослыми людьми. Они сами поймут где есть возможность чему-то научиться и сами решат, хотят ли они. Не кормите с ложечки.

— Так, а давай вернёмся к нашей теме обучения лидов в компании. Как ты к этому относишься, как тебе встречи лидов, что дают?

— Встреча лидов для меня — это промежуток во времени, когда ты хочешь или не хочешь, но ты фокусируешься на одном информационном поле. Это как с терапией. Даже если тебе нечем поделиться, к концу встречи ты разгоняешься и уже не можешь уйти.

— И напоследок. Давай заглянем в прошлое, увидим этого счастливого и молодого Давида, который еще не стал тимлидом. Чтобы ты ему сейчас сказал или посоветовал?

— Не ходи, брат.Ладно, если серьёзно, сказал бы, что справимся. Интересного много, главное — понять для чего оно. И, конечно: веди календарь.

Егор
тимлид команды Sales

— Расскажи, как ты стал тимлидом.

— Первая команда у меня появилась в 19 лет. От официанта я дошел до управляющего двумя кофейнями. Причем и до этого мне предлагали стать управляющим, но с менеджерскими задачами. Отказался. Я хотел управлять, а дополнительная операционная активность меня не забавляла. Через какое-то время мне пошли навстречу. Так появилась своя команда. Сначала 6 человек, потом 14. Суперкрутой опыт, который на многое открыл глаза. Научился управлять людьми, решать их проблемы, увольнял и нанимал кучу людей, решал сложные кейсы. Улучшал процессы. Написал свою методичку по системе мотивации, попробовали — заработало, лучшие сотрудники стали получать большие премии, а компания тратить меньше на ФОТ. До сих пор работает. Дальше был корпоративный бизнес. Отработал 8 лет, 6 из которых, занимался продажами, ещё год руководил продажами в стартапе, со своей небольшой командой. И наконец, Dbrain. Команда из 6 человек. А, нет, уже из 9.

Команда Sales, сборки 2022 года
Команда Sales, сборки 2022 года

— От чего получаешь радость, от чего грустишь?

— Мне нравится управлять людьми. Разбираться в психологии, находить свои подходы в мотивации, продвигать свои инициативы. Самое драйвовое для меня — управление. Прямой процесс мотивации команды. И второе, внедрение новых, инновационных процессов, которые работают.

Про факапы команды я понял вот что: факапы твоих сотрудников — это твои факапы. Если кто-то из команды провалился, отвечаешь ты. В этом отличие от линейного сотрудника. Он накосячил, поругал себя, исправился. А если ты тимлид и у тебя 9 таких сотрудников, то тебе в моменте нужно всё исправить. Причем с одним — один подход, с другим — другой.

— Как развиваешься в роли тимлида и помогают ли тебе в этом встречи с тимлидами Dbrain?

— Встреча с лидами, чтобы еще раз синхронизироваться — ок. Но развития, если честно, не вижу. Каждый развивается в своем темпе. Сразу скажу, что под тимлидским групповым развитием я понимаю совместные тренинги, выезды командой. Этого пока мало, время такое.

Я сильно прокачиваюсь сам. Не могу сказать, что это идет откуда-то из Dbrain или от команды лидов. У меня есть план развития, и я по нему иду. Могу поделиться.

  • Коплю опыт каждый день. Работаю, работаю, решаю кейсы, провожу переговоры, менеджерю команду.
  • Коучинг. Чтобы не учиться на своих ошибках, учусь на чужих. У меня есть внешние друзья/знакомые/бывшие коллеги/эксперты, которые также эксперты в той или иной области и могут помочь советом. Я часто прихожу к людям с вопросами. Не считаю, что должно быть стыдно или неловко из-за того что тебе что-то непонятно или интересно.
  • Подкасты зарубежных специалистов. Слушаю людей, которые никогда не останавливаются в обучении и усовершенствовании себя. Вот несколько примеров: названия подкастов: Modern Sales, SalesGeek
  • Аудиокниги.

— Как ты считаешь, может ли тимлид показывать свои эмоции?

— Думаю, что всё зависит от контекста. Тимлид — это вожак стаи, если он грустит, злится или устал, стая чувствует и демотивируется. Здорово быть эмоционально открытым, но только тогда, когда это не навредит команде. Видишь, что у кого-то горит, можешь поддержать, прогореть вместе, тогда человек открывается. С другим уже так не прокатит. Вот каждый раз и думаешь.

— Чтобы ты себе посоветовал или сказал, до того как стал тимлидом?

— Я ничего бы не менял. Похлопал по плечу и сказал: «Всё будет хорошо, не парься. Ты всё делаешь правильно».

Яна
Тимлид команды HR

— Путь в тимлиды у каждого свой. Поделись, как ты стала руководителем?

— В моей истории нет ничего необычного. Я устроилась рекрутером. Руководитель HR-команды, с которой я работала, в меня верила, поэтому при уходе, предложила занять её место. Она ушла, задач осталось много, поэтому, кроме найма я начала заниматься зарплатами, развитием команды, корпоративами, даже торты на др всем покупала. Вот так и делала всё подряд, пока не наняла того, кто будет это делать вместо меня. Потом появилась команда, начала нанимать более компетентных, чем я, людей на разные роли. Ощущение ответственности за команду пришло сразу, поэтому тимлидство, хоть и свалилось на мои плечи, было в радость.

— Какие были ожидания от роли тимлида и что совпали ли они с реальностью?

— Сейчас понимаю, что было ожидание того, что поменяются задачи. Кажется, что тимлиды решают более верхнеуровневые проблемы, а это только отчасти правда. На самом деле ты постоянно со своей командой, часто в какие-то таски залезаешь руками, чтобы разобраться.

У каждого лида этот процесс по-своему устроен, но я считаю, что руководитель должен быть глубоко погружен в задачи своей команды. Мне ближе такой подход, потому что если задачи давать верхнеуровнево, то когда возникнет проблема, не получится в нее погрузиться и дать человеку то внимание и помощь, которую он хотел бы получить.

— Что тебе приносит радость, как тимлиду, а что расстраивает?

Радость приносит команда. Доверие. Поддержка. Круто, когда можно открыто делиться чувствами. И самое прекрасное, что если у кого-то из команды горит, то не всегда я должна прорабатывать ситуацию или врываться с поддержкой. Это делают и другие члены команды. Самый кайф, что как тимлид, я могу нанимать таких людей и создавать такую команду в которой будет комфортно раскрываться.

Расстраивает, что почти никто не понимает внутренней кухни HR. Всем кажется, что в процессах всё просто, быстро, но существует много нюансов, которых ребята просто не замечают или не знают. Это примерно как мама готовит «селёдку под шубой» и кажется, что всё просто, а потом вырастаешь и пытаешься в магазине найти розовый майонез. Это так, шутка, которая первая в голову пришла. Но вот в моменты, когда что-то идёт не по плану, мы очень стрессуем за ребят или процесс, а этого и не видно.

— Когда горит, как справляешься с эмоциями, чтобы не выплеснуть их на команду?

— Когда замечаю, что подгораю, стараюсь делать паузу. Чаще стресс — это не мое чувство, оно прилетает мне от кого-то. В такой ситуации два выхода: остановиться и справиться с ним или передать дальше в команду. Мне хвост накрутят, я другим накручу и всё, энергия горящих людей уносится во вселенную. Я стараюсь такое замечать и разбираться в проблеме: откуда пришло, почему оно так, что я могу сделать.

Иногда вообще ничего с этим не делаю, иду в команду и делюсь эмоциями. Не переношу вину на команду, а просто делюсь. Команда поддерживает, тоже делится ситуациями, дальше решаем вместе.

Вместо итогов

Чувствуйте свою команду и себя, тогда получится работать в кайф
Чувствуйте свою команду и себя, тогда получится работать в кайф

Кто-то выбирает роль тимлида, кого-то она находит сама. Среди наших тимлидов есть и те и другие. Ребята учатся и не стесняются говорить об ошибках и навыках, которые ещё не получили, поэтому раз есть возможность, учитесь на их ошибках и становитесь лучшими тимлидами.

1010
6 комментариев

Путей к лидству может быть много. Хз к чему эти комментарии под*ёбом. Никто не обещал вам профессиональную рекомендацию

Я стал лидом потому, что вместе с ростом хард скиллов проявлял организационные способности. Собирал специалистов на совместные встречи для того, чтобы они делились результатами своих работ и не засиживались только в своих проектах. Проводил презентации перед руководством и много чего, что на первый взгляд может и не приведёт всех и каждого к управлению командами, но в моём случае сработало.

Было интересно читать ваш опыт👍

2
Ответить

О, как интересно! Оказывается, чтобы стать тимлидом, нужно просто учить новые языки программирования и повышать свои софтскиллы. Кто бы мог подумать, что это так просто! В следующий раз я буду знать, что чтобы стать врачом, нужно просто выучить все органы человека и научиться делать операции.

Ответить

Здравствуйте! Ваш комментарий звучит довольно саркастично, и я понимаю, что стать тимлидом или врачом действительно требует значительных усилий и знаний. Однако, изучение новых языков программирования и развитие софтскиллов являются важными составляющими профессионального роста для тимлида, как и изучение анатомии и хирургических навыков для врача. Если у вас есть какие-то конкретные вопросы или замечания, я с удовольствием помогу ответить на них или прояснить непонятные моменты.

Ответить

Кто первый халат одел, тот и доктор! ;)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить