Mind Fusion — методология мастермайнда для обмена опытом без менторов
Как организовать мастермайнд и сделать его эффективным форматом обмена опытом не только в небольших группах, но в масштабе больших сообществ.
Меня зовут Тимур Таепов, я предприниматель с 2015 года, основатель студии разработки игр и последние полтора года — строитель сообществ. В феврале 2023 мы с командой запустили карьерный клуб по подписке на базе нашего сообщества для gamedev-экспатов GDTalents.
Дисклеймер:
- не претендую на научность
- это лишь первая итерация и желание зафиксировать текущий срез проделанной нами работы
- все чисто из нашей практики
- название методологии придумал, чтобы долгосрочно развивать это
Почему решили формировать свою методологию?
С самого начала мы решили сделать центральным форматом клуба мастермайнд. Начали крутить эту идею и уперлись в то, что в классическом мастермайнде многое очень сильно завязано на роли ментора, его значимости и скиллах. Сразу уперлись в то, что в нашей индустрии очень придирчиво относятся к лейблу “ментор” и к одному и тому же человеку может быть очень разное отношение, а единого цензора экспертности и значимости нет. При этом мы видим, что многие ребята очень толковые и обмениваться опытом было бы очень здорово. Это стало отправной точкой к итерациям формата.
Case Clinic в качестве референса
Мы пришли к тому, что начали искать формат, который позволяет организовывать обмен опытом в небольших группах. Мне очень нравится наблюдать за сообществом Хегай: у них я подсмотрел, что они используют формат Case Clinic.
Case Clinic — по сути это мастермайнд, который имеет несколько отличий от классического мастермайнда:
- в одной сессии обсуждают одного человека (кейсгивера)
- задача практики отзеркалить ситуацию человека через эмоции и образы, чтобы кейсгивер мог "посмотреть на себя со стороны"
- нет иерархии и экспертов, все равны
- нет постановки целей и длительных циклов, как в классическом мастермайнде
- участники стараются избегать прямых советов и решений
Мы решили опираться на этот формат и начали использовать его.
Case Clinic + статичные группы
Мы набрали две группы и сделали гайд по формату, чтобы они могли начать работать по этой методологии. Группы при этом фиксированные по своему составу.
Первое, с чем мы столкнулись, — это сильный уклон исходного формата Case Clinic в психотерапевтическую практику. Например, там требуется говорить об эмоциях и образах, что очень сильно не подходило для обмена опытом и разборов кейсов ребят из индустрии разработки игр, где больший фокус идет на прикладных моментах при построении карьеры.
Поэтому мы сразу пивотнули это дело в упрощение, чтобы участники стремились задавать вопросы, которые позволяют расшить кейс и покрутить с разных сторон без необходимости рассказывать про эмоции и ощущения от кейса человека. Главным моментом стало то, чтобы не стремиться давать советы и решения, а постараться максимально показать логику через цепочку вопросов, даже если очень хочется посоветовать.
Второй момент, в который мы уперлись, — это трудоемкость администрирования. Сложно собирать статичные группы, сложно согласовывать время, которое удобно для всех. Часть людей регулярно отваливалась. Это сразу стало болью и эмоциональной ямой. Даже 5-7 групп таким образом было запустить и админить нереально.
Поэтому мы снова пошли по пути упрощения и оптимизации и решили сделать группы динамическими. То есть, чтобы участник рассказал свой кейс, достаточно выбрать день, объявить его кейс, привлечь модератора и сделать вход свободным для остальных участников. Переход на такой подход оправдал ожидания, упростил администрирование форматов и по сути никак не отразился на качестве и глубине мастермайнда.
Наш Mind Fusion
Пройдя путь в два месяца различных проб и итераций, мы сформировали свою методологию. Ну или как минимум первую версию этой методологии, которую я назвал Mind Fusion. Просто нравится такое словосочетание.
Роли:
- кейсгивер — участник, который приходит со своим кейсом на сессию
- модератор — человек, который администрирует процесс и следит за таймингом
- коучи (участники) — участники сессии, которые задают вопросы и помогают найти решение
Ключевые моменты методологии:
- наш мастермайнд берет истоки у формата Case Clinic
- в группе нет ментора и иерархии, а есть прочные горизонтальные взаимодействия, которые позволяют распаковать кейс (ситуацию) участника (кейсгивера) и помочь взглянуть на него с разных сторон
- большой упор на обмен опытом и аспекты, связанные с практическим применением
- комфортное доверительное пространство для небольшой группы, которое позволяет прорабатывать ситуации, получать и отдавать обратную связь
- важное правило — не навязывать решения и советы, а задавать вопросы, позволяющие глубоко и системно понять и расшить кейс
- группы динамические, то есть нет постоянного состава. Выбирается кейсгивер, а на сессию приходит модератор и динамический состав участников
- одна сессия — это один кейс
- длительность примерно 1,5 часа
- формат хорошо подходит под масштабируемое применение в сообществах и клубах
Примеры ситуаций, которые разбираются на мастермайнде у нас в карьерном клубе:
- Я дорос до потолка в своей профессии — дальше только становиться лидом, но я не хочу или не умею, или есть еще варианты развития?
- Я хорошо пишу, есть опыт работы копирайтером, но очень хочу в геймдев — на какие роли я могу претендовать с моим скиллсетом?
- Я понимаю, что нужно качать личный бренд, помогите разобраться, с чего начать?
Что на выходе для кейсгивера?
- Кейсгивер сможет яснее осознать свой запрос, сформулировать его и проговорить в группе равных, выслушать несколько разных мнений, получить обратную связь и приблизиться к решению. И как бонус — полезный нетворкинг.
Что на выходе для участника (коуча)?
- Для участника это тренировка насмотренности, возможность расширить картину мира за счет опыта других людей. И, безусловно, нетворкинг.
Сила мастермайнда
Мне безумно понравилось создавать и модерировать групповой обмен опытом в малых группах. Я очень верю в силу мастермайнда.
Недавно к нам в клуб зашел новый участник, и основным его запросом была целевая консультация с релевантным экспертом из индустрии. Нужного эксперта я нашел, и мы предварительно договорились сделать созвон в ближайшем будущем, но я предложил сначала собрать мастермайнд под его кейс.
У участника к формату мастермайнда был, в некоторой степени, скепсис, но мы решили все-таки попробовать. Вдруг будет ценность? Для нас это своего рода тоже эксперимент и ответственность. В итоге получилось очень хорошо, а участник остался очень доволен тем, как прошла сессия. То есть формат сработал и был полезным даже при отсутствии целевых экспертов. По сути человек пришел с одним запросом, но в процессе разбора увидел свою ситуацию гораздо шире и ушел с пониманием, что двигаться нужно иначе, а изначальный запрос не является приоритетом.
Лично меня это очень сильно порадовало, потому что формат универсальный и очень сильный. Здорово, что сработало даже при изначальном скептицизме кейсгивера. Очень помогло формату показать свою эффективность и наличие уже профессиональных "коучей" в составе сессии. В данном случае я имею в виду, что в сессии участвовали ребята, которые прошли уже целый ряд мастермайндов в роли коучей и научились очень классно задавать вопросы и делать распаковку кейсов участников.
Буду очень благодарен за обратную связь. Мы будем дальше обкатывать и улучшать формат, описывая и совершенствуя методологию Mind Fusion. Сейчас в нашем клубе стало прибавляться больше людей и мы перешли к автоматизации администрирования формата. Это материал уже для отдельной статьи.
Нет! Статья написана не ради этого, но, если интересно, подписывайтесь на мой телеграм-канал, где каждый день делюсь "мясным" контентом о том, как строю сообщество и клуб по подписке: