«Тебе письмо, новичок»
Почему мы используем бездушные механизмы email-рассылки для адаптации живых сотрудников.
При словах «адаптация сотрудников» обычно представляется набор ритуалов, который проводит отдел персонала в крупных компаниях: с лекцией по корпоративной культуре, раздачей брошюр и подписями руководителей в листе адаптации.
Всё это нам было ни к чему. Тем более пока новый сотрудник появлялся в команде раз в три–четыре месяца: он попадал в заботливые руки одного из основателей компании, который вкладывал в его голову всё, что нужно для работы.
Но когда новички стали появляться каждый месяц и чаще, стало понятно, что пора предпринять что-то системное.
Команда «Банды умников» небольшая и распределённая: всего 35 человек в Питере, Москве, Киеве и Таллине. Понятно, что практики, которые используют в крупных компаниях, у нас будут выглядеть смешно. Поэтому мы начали внедрять свой процесс управляемой адаптации и автоматизировать его.
Зачем это всё вообще нужно
Есть три причины, по которым мы занимаемся адаптацией новых сотрудников: деньги, климат в команде и наша репутация.
1. Деньги
Чем меньше новичок парится по пустякам, тем быстрее он адаптируется, вникает и начинает приносить пользу. Кроме того, он чувствует себя комфортно и не увольняется «на стрессе», поэтому никому не приходится искать кандидата ему на замену.
А сколько нам стоит ошибка? Посчитаем. Если мы оказываемся в ситуации, когда сотрудник уходит после трёх месяцев адаптационного периода, мы теряем 600 тысяч рублей, и это по самым скромным подсчётам.
150 тысяч рублей — зарплата сотрудника за три месяца. Ещё 150 тысяч рублей — время людей, которые занимались подбором, собеседованиями, адаптацией и обучением. Ещё 150 тысяч рублей — новая кампания по подбору. И от 150 тысяч рублей до бесконечности — прибыль, упущенная в связи с тем, что какое-то время полезная работа просто не выполняется.
2. Климат в команде
Если новичка нормально адаптировать, он не ходит потерянный, не дёргает всех в поисках ответа на каждый вопрос, не бесит других и не вызывает у особенно сочувствующих коллег желания постоянно его опекать. Наоборот, он подходит к нужным людям по делу, сразу начинает ставить встречи в календаре, в первые же дни включается в работу, сам засыпает зёрна в кофемашину, в общем, ведёт себя как цивилизованный человек.
3. Наш HR-бренд
Разочарованный сотрудник, покинувший компанию, — это всегда грустно. Будет он делиться негативом только с мамой или распространит его везде, докуда руки дотянутся, — зависит только от его энтузиазма.
Кроме того, мы изначально были заложниками собственных гуманистических идеалов, поэтому делали ставку на содержательное обучение людей. Нам нужно было, чтобы человек не просто решал какие-то наши задачи, а понимал: зачем мы это делаем, как вообще решать задачи того или иного типа, как потренироваться, чтобы получалось решать такие задачи быстрее и проще.
Что мы хотим от человека
Прежде чем начать что-то объяснять новичкам, важно решить, какие знания и навыки им пригодятся, чтобы начать максимально эффективно работать у нас, и чтобы им самим было комфортно. Вопрос звучал так: «Что мы чаще всего объясняем новым ребятам?»
Идей было полно, поэтому мы решили их упорядочить: сделали Mind map с основными категориями навыков.
В каждой категории подробно расписали всё, что должен уметь сотрудник. Так, например, выглядела детализация одной из категорий:
Оставалось сделать что-то, что позволяло бы донести до новичка огромный объём информации: так, чтобы самим не уработаться, и чтобы новичок не сошёл с ума и понимал, как это всё использовать.
Ок, а что было дальше?
А дальше была проблема. Нанять отдельного человека, который занимался бы обучением новичков, мы себе позволить пока что не можем — наш бизнес, мягко говоря, «без жирка»: за спиной у нас нет инвесторов и большого запаса рентабельности. Поэтому нужен был простой и недорогой инструмент, который бы закрывал существенную часть задач по адаптации новых ребят.
Мы выбрали email-канал, поскольку активно используем почтовый маркетинг в продвижении наших продуктов. Для нас этот инструмент был понятным и хорошо испытанным в деле. После этого мы всей командой сделали цепочку из 25 писем, которая была призвана донести до новичка всё, что нужно для работы. Так выглядит фрагмент её структуры:
Вот три важных преимущества email-канала.
- Порционная подача. Если бы мы объединили всю информацию в один талмуд и с грохотом обрушили на нового сотрудника, у него не было бы шансов извлечь из этого пользу: это было бы как попытка съесть всё на шведском столе. «Справочники сотрудника» я видел во многих компаниях, а вот чтобы кто-то их читал — нигде.
- Автоматизированность процесса. Когда появляется новый человек, достаточно нажать одну кнопку, чтобы он начал получать письма в комфортном темпе. Сразу было понятно, что отправлять письма просто «раз в N дней» было бы неправильно. Поэтому мы сделали так, чтобы письма приходили только в будни и не совпадали по времени с регулярными SCRUM-встречами. Для этого мы использовали MailChimp: этот инструмент можно очень тонко настраивать, да и владеем мы им неплохо.
- Регулярные напоминания. Тот же «справочник сотрудника» просто абстрактно существует, но никак не даёт о себе знать. Рассылка же создаёт стимул открыть письмо и прочитать что-то новое.
Как это работает
В свой первый рабочий день сотрудник получает первое письмо, в котором мы ему рассказываем, что будет происходить дальше.
А далее новичок начинает получать эти письма каждые два–три дня. Разумеется, мы не погружаем его сразу в особенности работы с «1C», сертификации и международной логистики. Мы начинаем с очень простых вещей: что и где находится в офисе, как поступать, если возник тот или иной вопрос, на что полезно обращать внимание.
Вот, к примеру, одно из первых писем, в котором мы рассказываем, как у нас принято работать, чтобы всем было комфортно.
В каждом письме есть маленькое практическое задание: иногда оно просто весёлое (например, сыграть с коллегами в кикер), а иногда — сугубо прикладное (например, подключиться к пяти основным каналам в Slack).
Постепенно мы переходим от организационных моментов к важным особенностям нашей работы: рассказываем, как устроена коммуникация в команде, какие инструменты мы используем, как храним и передаём информацию — в общем, говорим о разных важных вещах.
При этом в самом тексте письма информации минимум — только всё самое важное. Но также в письме есть масса полезных ссылок: если о чём-то захочется узнать поподробнее, можно сразу посмотреть или отложить на потом.
Например, для project-менеджера тема управления проектами актуальна по определению — понятно, что он будет погружаться до hard-уровня. А для человека, который занимается сборкой заказов, вполне достаточно каких-то базовых вещей по этой теме.
Пять принципов, которые решают всё
Ещё перед созданием этого большого курса мы выделили самые важные принципы, которыми руководствовались в каждом письме.
- Задаём себе вопрос: «Что в рамках конкретной темы приходится объяснять чаще всего?» Это помогало вытащить из всего объёма знаний самое важное.
- Делаем минимальный гарантированный результат: рассказываем только самое важное. Все нюансы — на второй план.
- Используем простой язык и наглядные примеры. Не пытаемся ошарашить новичка глубиной своих познаний, а рассказываем, как будто перед нами друзья на кухне.
- Обязательно даём ответ на вопросы: «Зачем это надо?», «Почему это важно?». Никто не будет вникать в то, что выглядит бессмысленным.
- Простые интерактивные задания: важно, чтобы новичок как можно быстрее начал что-то делать сам и взаимодействовать с командой.
Последний принцип тесно связан с тем, как мы оцениваем успешность прохождения стажировки и адаптационного периода: решение у нас принимает не директор, а команда. Даже если у меня будут сомнения, а команда скажет: «Это крутой чувак, он здорово справляется и помогает нам», человек будет у нас работать. Поэтому важно, чтобы новый сотрудник был на виду с первых дней.
Что из этого получилось
Внедрение рассылки помогло нам кратно увеличить скорость адаптации и погружения новичков в работу. Не успеваешь оглянуться, а человек уже успешно справляется с задачами, которые ты хотел приберечь до окончания испытательного срока, во всю играет в кикер с коллегами и организует турниры ЧГК по пятницам.
Цифры нас радуют не меньше. За последний год у нас вышло на стажировку 28 кандидатов, по итогам стажировки отказались от работы только двое, ещё троим мы отказали сами. На испытательный срок вышло 23 сотрудника, и по его итогам не было ни одного отказа со стороны кандидатов. Двое из них нам всё же не подошли, а остальные ребята очень быстро включились в команду и работают у нас до сих пор.
Что же будет дальше?
Несмотря на то, что мы мечтаем всегда оставаться маленькой командой, объём работы растёт вслед за оборотами. А значит — без новых ребят нам никак.
Поэтому через какое-то время нам понадобится ещё один важный участник команды — HR-бизнес-партнёр. Это не просто человек, который занимается подбором и помогает ребятам в первые дни — это сотрудник, который занимается обучением и развитием команды в самом широком смысле, обсуждает с сотрудниками их трудности и успехи в процессе адаптации и дальнейшей работы.
Я лет 10 назад работал в компании, где отдел персонала еженедельно рассылал вестник в духе "Позор тем, кто ходит в курилку больше 2 раз в день" и "Наш директор Станислав Леонидович посадил деревце". Естественно всех тошнило от этого компоста, и у большинства коллег эти письма автоматом уходили в спам.
Всё это я к чему: удивительно видеть внутрикорпоративную рассылку без тупого гонора, от которой реально есть толк. Когда-нибудь у себя запустим что-нибудь такое, с упором на техническую часть и регулярно возникающие ошибки
С упором на ошибки - это как? "Вчера токарь Кирилл ошибся, поэтому его намотало на станок, вот фотка, не делайте как Кирилл"?)
Ну здесь по всякому можно посмотреть. Если в рассылке корпоративный "елей", то в спаме таким письмам самое место. Если там поржать есть над чем (а тему про курилку вполне можно подать в таком ключе), то только "за". PS - а про деревце поржал. Представив реально такое письмо с подобной интонацией
Почему бы в первый день не выдавать сотруднику "подъемные ", например в размере двух окладов? Чтобы он с первого дня себя чувствовал, как дома и ему тут рады.
кстати подобное тоже делали. даже могу рассказать зачем
100 грамм боевые. Реально работает.
Звучит круто, но как это работает в реальности узнать получится немногим