AQL, или будни продакта

Для тех, кто работает с Китаем, эта аббревиатура стопудово стала частью жизни. Вы знаете об этом много или очень много. В любом случае, читать эту статью вам смысла нет, листайте ленту дальше.
Для тех, кто ещё не начал (а рано или поздно этого, по ходу, не избежать), открою глаза на то, что обязательно нужно сделать до того, как вам пришлют отгрузочные документы ваши партнёры.

Перевод того, что написано на картинке – «Мы гарантируем надёжное качество во имя Бога». Верите? Я нет.

Для начала придётся развеять несколько мифов.

Миф №1 – все китайцы трудолюбивые. Я вас умоляю. Может, где-то на рисовых плантациях и в местных колхозах это и так, но только не на производстве. Всё буквально как в том анекдоте – «А как же вы расслабляетесь? – А я не напрягаюсь». Во главе угла китайского производства не стоит принцип «сделай хорошо и качественно, чтобы тебе не набили морду». Их принцип – «сделай просто и быстро, а что получится, то получится».

Пример из практики.

Стоим в аэропорте Гонконга у выхода из зоны прилёта. Прождали 40 минут водителя заказанного заранее авто, процесс контролировался нашим экспатом, живущим там. Всё было в ажуре. Оказалось, водила вдруг решил, что мы не спешим, и пошёл поел, попил, и вразвалочку к нам подошёл. Пришлось гнать его буквально пинками под зад. Вроде проникся.

Миф № 2 – если купить дорого, вероятность «попасть» меньше. Вероятность попасть точно такая же, только вас ещё и выставили на деньги. Смотри выше: «сделай просто и быстро, может, прокатит». Дело в том, что задорого продают хозяева и менеджеры, а работяги своих жизненных принципов не меняют. Более того, до и после китайского нового года вообще творится треш, т.к. до нового года они хотят побыстрее выполнить все заказы и свалить на каникулы – почти на месяц. А после нового года у них принято уходить на новое место работы: типа начать жизнь заново. Соответственно, на производство приходят те, кто вообще не понимает, что он тут делает, как и зачем.

Пример из практики.

Есть в Китае один показательный завод. Туда приезжают все иностранные ( в том числе официальные) делегации, которым хотят показать уровень китайского производства. Там всё круто: все в белых халатах, на конвейере перед каждым – монитор с картинкой «как надо», запчасти в мешочках разложены… Цены – на некоторую продукцию даже дороже ервопейских. Обычно с качеством вообще не бывает косяков. А тут…. Целая партия 50.000 $ – под нож. Из-за одного дебила с зарплатой в 300 долларов и шуруповёртом, которым он орудовал так, что эмаль разлеталась кусками… И да, фото к посту – с этого завода ))).

Миф № 3 – на больших и известных заводах такого быть не может. Может. Смотри предыдущие мифы. Рабочие всё равно с тем же самым менталитетом: им нужно работать поменьше за свою зарплату. А с прибылью пусть боссы разбираются.

Пример из практики.

Работаем с огромным заводом по одной категории продукции. Всё шикарно, как часы. Хотим добавить другую категорию, просто заказываем партию, веря в имя. Получаем по приходу такой треш, что аукалось ещё лет шесть. Да, завод повёл себя достойно, компенсировали и прямые убытки, и моральные убытки, сделали всё возможное. Но, как говорится, осадочек остался. А вот этот департамент в списке наших поставщиков – нет.

Убедил, что рвануть может в любом месте? В следующей части рассмотрим непосредственно схему действий, чтобы избежать таких проблем. И эта схема поможет вам не только при работе с Китаем, а вообще с любым поставщиком.

Поверьте – когда вы регулярно применяете подобные вещи, к вам и к вашим заказам начинают относиться по-другому, а вы получаете профит в отсутствии брака. В силу возможностей и желания поставщика, конечно)

AQL, или будни продакта
11
2 комментария

Илья, а нет ощущения, что все даже самые умные советы о том, как не получить контейнер неликвида/брака, в итоге (в моем случае лет через 5 работы) к сожалению не приводят к познанию Дао? То есть можно и нужно со всей серьезность выстроить систему, можно и нужно свести брак к удовлетворительному проценту, но это будет система основанная на борьбе с самой сутью китайской нации. Короче я все это сделал, а счастья нет.

По-моему, работа с китаем делится как минимум на 2 ступени: 1я (мы боремся) заканчивается тогда, когда мы переходим на самостоятельную сборку продукции, отдавая компоненты отдельным вендорам. Ну покоцали эмаль, бывает, вопрос какой ущерб это даёт, а ущерб зависит от того на каком этапе мы этот брак выявили, если в конце, то ущерб (денежный, моральный) очевидно выше

Я теперь думаю, что есть определённый масштаб/ступень эволюции понимания предпринимателя работающего с производством, при котором можно организовать процесс так, что даже если случается брак каких-то партий, это не приводит к печальному концу.

Логика как с рулеткой, чтобы не вылететь из игры (а ведь в итоге речь именно о банкротстве как худшем исходе), играешь с большой суммой но с маленькими ставками, там чтобы дисперсия тебя в ноль не могла скинуть.

Правда в итоге получается своя фабрика... но по моему опыту, когда твой лично твой рабочий покоцал эмаль, это да, это большая проблема, но она не такая эмоциональная, ты сам лично тут же переходишь к ее решению, без всей этих вэй-вэй и бесконечных чаепитий: ведь самое главное, это не давать китайцу делать что-то что он сам себе подумал, не вводить их в ситуацию требующую принять решение или найти выход, потому что этого им не дано. Аминь!

Антон, цель познания Дао при работе с Китаем лично у меня не стоит. У меня вполне приземлённая цель: получить прибыль. Если она получается, то я счастлив, т.к. именно для этого делается бизнес.
Брака в случае с Китаем не избежать, это аксиома, и с этим надо смириться. На мой взгляд, основная задача - это перечислить все возможные косяки, при которых партия не будет принята. Желательно ещё вдогонку оставить себе возможность ткнуть их в те косяки, которые могут появиться, и которые заранее предусмотрены не были. Но это уже чуть другая игра ))). В этом случае им просто некуда деться, и товар будет нормальным. Настолько нормальным, насколько вы это предусмотрели.
Что касается своей фабрики - я смотрю на одного из конкурентов, который пытается это делать в Турции. Итог предсказуем: на одном российском рынке фабрику не "отбить". Нужно поставлять продукцию по всему миру (желательно). А это значит - экспортный отдел, постоянное присутствие, личное управление со всеми вытекающими. Это уже другой бизнес.