Гениальная простота - живые заметки о творчестве и творческой продуктивности

Каждый может быть продуктивным, но если вы хотите получить максимум от творческой работы и от работы профессиональной творческой команды, создать что-то по-настоящему новое, то вам нужно вдохновить людей и дать им творческую супер-силу.

Вступление

Эта заметка настолько большая (время чтения: 35 мин.) и настолько же полезная, что ей потребовалось вступление. По сути это — саммари моей книги "Творите, что хотите" о творчестве и творческой продуктивности, которую я пишу.

Книга публикуется в случайном порядке в формате цифрового сада на моем сайте и размещена в открытом доступе.

В этом саммари я последовательно опишу все ключевые моменты творческой продуктивности так, чтобы каждый смог представить как работает эта система и использовать её для себя здесь и сейчас.

Вот, о чем мы поговорим:

— О природе творчества и о том, какую роль творчество играет в жизни людей
— Зачем нужна продуктивность в творчестве
— Как управлять творческой продуктивностью
— Как вдохновить других людей
— Как понять, кем быть
— Как избавиться от страха и неуверенности
— Как перестать создавать препятствия на пути к творческой продуктивности
— Как управлять образом жизни
— Как упрощать и делать все ясным
— Как управлять вниманием
— Как управлять моментами озарения
— Как быть уверенным в своих намерениях
— Как организовать творческий процесс
— Как прожить жизнь

Творческая супер-сила

Я верю, что креативность — это не редкая способность избранных, а фундаментальныи аспект человеческого бытия, право по рождению для всех нас.

Человеческий ум, и это то, что отличает нас от всех других животных, создан для того, чтобы буквально создавать смыслы.

После того, как прежде всего мы должны выжить и уже потом процветать, проявляя природу внутри нас, вопрос "Зачем?" — самый главный, ответ на который, полностью определяет то, как мы живем и действуем.

Я знаю это наверняка, потому что помогаю творческим профессионалам делать их лучшую работу половину своей жизни.

Зачем нужна продуктивность в творчестве

1. В творчестве, как и в любой области человеческой деятельности, безусловно есть продуктивность, но она особенная. Продуктивность — это результат нашей деятельности. Если вы продавец, то результатом вашей деятельности будет проданный товар. Чем быстрее вы будете обслуживать, меньше делать ошибок и шире улыбаться покупателям, тем выше ваша продуктивность. Другое дело, если вы писатель. Количество изданных книг с вашим авторством конечно может помочь в оценке вашей продуктивности, но только от части.

2. Прежде всего продуктивность нужна, чтобы сохранить энергию на что-то более ценное, что для вас важно и чем вы хотите заниматься.

3. Время ограничено. Если разобраться, то в день мы можем себе позволить не более пары-тройки часов чистого времени полноценного творческого потока. Это не много и даже очень мало, но по-другому это не работает. Если вы действительно хотите создать что-то ценное, то затраты энергии будут этому соразмерны.

4. Творческая продуктивность — это больше процесс, чем результат. Для любого процесса, и для творческого в том числе, важно постоянство и вся трудность в том, что для решения творческих задач ещё никто не смог создать настолько же, как GTD, универсальную систему. Это почти не возможно, но в тоже время совершенно необходимо.

Как управлять творческой продуктивностью

Для творческой работы вам нужна энергия. Много энергии. Этим творческая деятельность отличается от какой-либо другой.

Чем больше энергии, тем лучше можно управлять внимаем. Внимание означает вовлеченность. Вовлечённость означает быть включенным в процесс жизни и поэтому творческая продуктивность больше про умение управлять жизненной энергией, а не только задачами. Хотя и ими тоже.

В этом смысле творческую продуктивность не интересует фокус, который является основной для большинства современных систем продуктивности.

Вместо этого нужно говорить о внимании в целом. Очевидно, что насмотренность, опыт и умение анализировать вышли в творческой работе на первый план, а технологии очень скоро перестанут впечатлять, как минимум в интернете.

Личный опыт

За последние 20 лет я прошел большой творческий путь и главное, чем я занимался — это управлял творческими командами в моём бюро, нанимая сотни людей от дизайнеров и иллюстраторов до разработчиков и маркетологов.

В связи с этим мой опыт можно разделить на две части, каждая из которых не может обойтись друг без друга:
— корпоративный: управление проектами
— личный, как самостоятельного творческого профессионала

Корпоративный опыт

За 20 лет мы испробовали всё:
— Все популярные CRM-системы (с 2007 года их было огромное множество и почти все просто не подходят для творческого бизнеса)
— Переходили из почты в чаты, включая Slack, и обратно в почту
— Само собой облачные решения, включая white-борды, mood-борды и проч.
— Внедрили design-thinking
— Внедрили wiki для обмена знаниями
— Внедрили базы данных всех проектов
— Перечитали кучу книг
— Прошли кучу курсов

Если в этом списке чего-то не хватает, то скорее всего мы тоже это попробовали. И нельзя сказать, что это не работает или работает плохо. Это не так.

Буквально каждые полгода-год происходил какой-либо технологический рывок и мы получали новый интересный инструмент, но сделать единую систему так и не получалось. До последнего времени (сейчас это меняется) творческая продуктивность считалась такой же продуктивностью, как и любая другая, ведь дело в результате.

Самое сложное было интегрировать новых удаленных участников проектов. Обычно это временные работы и у них просто нет ни желания ни возможности внедряться в систему, которая им не нужна.

Поэтому мы начали помогать в самообразовании. Быстро выяснилось, что те же ссылки на видео или на статьи каждый смотрит по-своему, а кто-то не смотрит вовсе. В большинстве публикаций мы видим подход от технологии, т. е. обзоры каких-то трюков, решений, расширений и проч, которые не дают представление о системе и часто просто отвлекают от работы.

В итоге сложно, долго и не понятно, пока не сделаешь всё сам.

Creative Hub

Несколько лет назад мы разработали свою CRM-систему на базе Notion, т. к. это было просто и удобно в работе для всех. Без преувеличения могу сказать, что мы использовали 100% возможностей платформы, автоматизируя всё, что было можно.

Безусловно это сильно помогло и действительно повысило нашу продуктивность, но когда некоторые из клиентов начали менять свои бизнес-модели на бирюзовые, то нам нужно было это как-то поддержать не на словах в презентациях, а на деле, и всего этого оказалось недостаточно.

Пригодился опыт личный.

Творческий опыт

Мой личный творческий опыт трудно отделить от корпоративного, но есть те вещи, которые можно сделать только самостоятельно.

Вот, что я попробовал:
— Design-thinking настолько глубоко, насколько это возможно; когда я освоил профессию графического дизайнера, то этот опыт стал ещё глубже
— Дважды серьёзно внедрял GTD, второй раз успешно
— Прочитал десятки книг о творчестве
— Собрал, посмотрел и попробовал другие курсы на темы около творческой продуктивности
— Несколько лет изучал биографии людей в истории, которых считаю важными для развития нашей культуры: прочитанные книги, просмотренные видео, поездки и посещение музеев, общение со знающими людьми и проч.

Многое уже и не вспомню, но моё главное открытие последнего времени — это Zettelkasten. Я сделал 3 подхода, чтобы понять, как это можно использовать для своей пользы.

В итоге в какой-то момент сошлись все звезды и когда GTD вместе с Zettelkasten (+AI) стали частью моей жизни и работы, то произошли чудеса:

1. Первым делом я перевел книгу Рика Рубина на русский и сделал саммари. Вот оно.

2. Я начал читать. Много читать. И не профессиональную литературу, как раньше, не статьи, а большую художественную литературу. В итоге прочитал что-то около 20 книг за полгода и продолжаю читать дальше в любое доступное время. На моем сайте постоянно обновляется информация о том, что я читаю и выходят мои заметки о той или иной книге. Я давно хотел взять пример с Билла Гейтса и только сейчас смог это реализовать.

3. Провел работу над собой и решил вопросы, которые меня всегда мучали:
— кто я, как хочу жить, что хочу делать
— поборол страхи и неуверенность
— изменил свой образ жизни и образ мышления (mindset, как сейчас говорят)

Результаты изменений

Результатом произошедших изменений стали книга, которую я пишу и система творческой продуктивности, которую я создал для себя и использую несколько лет. Она не уникальна, но отлично работает и постоянно меняется, становится проще и эффективнее день за днем.

И то и другое доступно для каждого, кому это может быть полезно на моем сайте бесплатно и в свободном доступе.

Книга о творческой продуктивности.

Любые накопления информации ограничены и они когда-нибудь закончатся. Если вы все отдадите, то у вас ничего не останется. Вы не будете знать, что делать и будете скупы со своими знаниями потому что вы их накопили.

Можно удержать то, что вы накопили, но вы не сможете удержать то, что вы осознали. Осознание продолжается бесконечно. В этот момент вам только и хочется чтобы появился кто-то, кто сможет впитать это настолько быстро насколько вы сможете это передать.

Как написать книгу.

Я не знаю, как это — написать книгу, но я бы хотел иметь этот жизненный опыт и поэтому вы сейчас читаете то, что я написал.

Некоторое время назад я начал публиковать часть личных заметок на своем сайте в формате цифрового сада и когда начал реализовывать идею написать и опубликовать книгу, то вечнозелёные заметки показались мне лучшим форматом для того, чтобы это так или иначе сделать.

У меня нет точного плана, чтобы закончить книгу, но это не мешает мне её написать. Я не испытываю никах ожиданий. Мой план — просто позволить творческому процессу сделать своё дело: не мешать, вовремя помогать, быть здоровым, мыслить свободно и быть полезным другим.

Что я сделал, чтобы написать эту книгу

Во-первых, я перевел на русский и сделал саммари на книгу Рика Рубина «The Creative Act: A way of being». Теперь у меня, как и у других творческих профессионалов, есть отличный инструмент, чтобы ответить на большинство вопросов о творческом процессе. Книга Рика Рубина не только вдохновила меня на акт творчества (www.thecreativeact.ru), но прежде всего дала понимание, о чем бы я сам хотел написать. И это не то, о чем уже написал Рик.

Во-вторых, кроме личного опыта и опыта более 400 профессионалов, с которыми мне повезло поработать последние 20 лет, я также предпринял попытку изучить биографии тех людей в истории, которых считаю важными для развития нашей культуры через тот или иной творческий процесс.

В-третьих, я задумал книгу как исследование и приглашаю других вместе со мной совершить это творческое путешествие, шаг за шагом открывая новые способы управлять творческой продуктивностью и создавая новый дивный мир для всех нас.

"Творите, что хотите" - книга о творческой продуктивности.

В последнее время многие компании и агентства, которые с ними работают кажется совсем перестали быть "живыми организациями" и забыли о том, кто мы и, что их деятельность должна вдохновлять людей.

Те, кто об этом все-таки задумываются, становятся "живыми" компаниями, как ВкусВилл в России или Buurtzorg в Голландии.

Подробнее об этом здесь, здесь и здесь.

Как вдохновить других людей

Если ваша цель (личная или цель компании) вдохновлять кого-то ещё, кроме вас самих, то вам необходимо личным примером помогать другим людям делать то, чего они ещё не делали.

Быть творческим человеком, а в случае с компаниями - живой организацией, означает стремится шагнуть во что-то новое.

Когда мы действуем творчески, то замечаем высокую производительность в делах, большой душевный подъёмом и концентрацию энергии на чем-то важном в данный момент времени. Мы называем это вдохновением.

Принято считать, что вдохновение существует отдельно от своего носителя и приходит ему извне - как дар высших сил. Многие действительно полагают, что творческое вдохновение доступно только избранным, но это не так.

Рик Рубин в своей книге The Creative Act: A Way of being подробно рассказал, а я перевел на русский и сделал саммари о том, что творчество, вдохновение и прочие атрибуты человека думающего и чувствующего себя частью чего-то большего, чем он сам, такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как вода, которую мы пьем и воздух, которым мы дышим.

Итак, где живет вдохновение? Возможно ли уверено сказать, какие действия нужно предпринять, чтобы другой человек, а равно большое количество людей независимо от своей и вашей воли вдруг сделали то, чего не собирались делать?

Вдохновение

Прежде чем вдохновлять других, лучше сначала разобраться с собой.

Если вы займетесь безопасными, приятными и легкими задачами, которые принесут вам немного денег, — вы можете заработать немного денег. Хорошо. Такова ваша цель. Но это не принесет вдохновения.

Жить с вдохновением и без него — это огромная разница. Жизнь без творческого риска предопределена. Без неопределенности или опасности — нет вдохновения. Без опасностей — нет и приключений, а без приключений вы никого не вдохновите.

Если люди не видят, что вы готовы делать то, на что другие не решаются, вы не сможете никого вдохновить. Люди должны видеть, что вы готовы на то, что их пугает.

Целостность

Одним из основных элементов для вдохновения является целостность. Если в человеке нет целостности, то он не сможет вдохновлять.

Целостность — это не набор моральных принципов, ценностей и этики. Нет. Целостность означает, что вы преданны чему-то больше, чем вы сами.

Люди почувствуют вашу целостность, потому что вы привержены чему-то, выходящему за рамки ваших интересов. Если они этого не увидят, вы никого не сможете вдохновить.

Ваша задача в том, чтобы как можно больше людей превзошли свои ограничения и сделали что-то, что, как им кажется трудно или невозможно.

Вдохновлены должны быть не только вы. Вокруг вас должна быть атмосфера, наполненная вдохновением. Без твердого ощущения целостности этого не произойдет.

Если ваша целостность основана только на морали и этике, тогда люди будут испытывать к вам отвращение, потому что очень тяжело жить под моральным давлением.

Проницательность

Проницательность означает, что вы способны видеть то, что не видят другие. В какой-то момент все всё увидят, но дело в том, что вы увидели это раньше. Это все меняет.

В битве за внимание людей проницательность решает, будете ли вы действительно успешны или просто продолжите заниматься самореализацией.

Итак, если вы готовы делать то, на что другие не готовы - шагнуть во что-то новое, преданны чему-то большему, чем вы сами и видите то, что не видят другие, то сможете вдохновить людей.

Но вот, в чем может быть проблема - чтобы выразить всё это нужно себя знать.

Кто вы?

Кто я - Самый простой вопрос

Вы можете создать только то, чем являетесь, да? Поэтому будет логично спросить себя: кто я и кем хочу быть?

Как ни странно, но путь к личным успехам, а также к развитию живых организаций через управление творческой продуктивностью лежит через понимание того, кто вы есть.

Из всех вопросов, этот - самый простой по двум причинам. Во первых, лучше, чем вы никто на него не ответит. А во-вторых, вы тот, кем хотите быть. Конечно, если только вы знаете, кем хотите быть.

На практике многие люди превращают творчество в инструмент самореализации и самокопания. В некоторых случаях это приводит к гениальным открытиям, но обычно до добра это не доводит и хорошей работы от ищущего человека лучше не ждать.

Избавьтесь от того, что мешает.

Это совсем не просто коротко ответить на вопрос "Кто я" даже, если знаете, как на него ответить. Обычно ответ зависит от вопрошающего и обстановки, в которой вы находитесь. Никто не будет слушать длинный рассказ о вас, потому что прежде всего интересен себе сам и поэтому редко выдается шанс проговорить то, что необходимо.

Лучший способ для того, чтобы рассказать о себе - задать вопрос. Используйте простой текстовый редактор, будьте честным с собой и запишите всё то, что находит у вас отклик.

Быстрая оценка себя:

- В чем ваши слабости (они же часто проблемы)? Что вам мешает?
- От чего вам хорошо уже сейчас?
- В чем ваши сильные стороны? Что вы можете?
- Какие сильные стороны вы можете назвать Супер-силой? В чем вы действительно хороши?
- Чего вы НЕ хотите?
- Чего вы хотите?

Нет никакой необходимости подробно описывать то, что приходит вам на ум, тем более, что это может быть трудно без привычки вести дневник. Запишите главное. Обычно на поверхность сразу выходят трудности и проблемы. Сложнее достать сильные стороны, а супер-силы почти невозможно, но это именно то, что в итоге нужно отыскать.

Это почти не важно какие у вас слабости, если вы знаете свои супер-силы и то, как их использовать. Тем не менее, чтобы найти жемчужину, нужно хорошенько понырять в глубь себя.

К счастью или нет, но у всех творческих людей проблемы одни и те же. Это - страх и его следствие - неуверенность в себе. У этих проблем великое множество проявлений, но если понять механизм того, как они работают и провести небольшую работу над собой, то очень быстро можно перейти к следующему этапу - перестать создавать препятствия на пути к творческой продуктивности.

Не создавайте препятствий на пути к творческой продуктивности

Если вы спокойны, то живете и действуете продуктивно.

Спокойствие - это очень дорогое состояние. Когда вы спокойны, то можете ясно видеть и следовательно принимать правильные решения. Если вам необходимо жить и действовать продуктивно, и при этом реализовать своё творческое начало, то спокойствие - это ваше всё.

На пути к спокойствию вы можете встретить пять препятствий - это различные состояния разума, когда вы не можете принимать правильные решения.

1. Чувственное желание превращается в навязчивую идею и этим вредно.
2. Недоброжелательность подпитывает гордыню и нарушает внимание.
3. Лень означает тяжесть тела, оцепенение, заторможенность разума.
4. Беспокойный ум совсем как обезьяна, которая постоянно прыгает с одной ветки на другую, неспособная слишком долго сохранять концентрацию.
5. Скептическое сомнение - когда ваш путь наполнен слишком большим количеством сомнений, то чаще всего вы будете останавливаться вместо того, чтобы двигаться дальше.

Постройте свою жизнь таким образом, чтобы предотвратить возникновение этих препятствий.

В этом могут помочь инструменты творческой продуктивности (в порядке ценности):
- Умение управлять вниманием, а не фокусом
- Ведение цифрового дневника
- Умение обращаться со временем - знать что и когда делать
- Ритуалы вместо привычек
- Правильная постановка и управление задачами
- Super Inbox

Промежуточные результаты

В прошлом: слабые стороны, проблемы, препятствия для спокойствия. Их больше нет. Ничто не мешает, дорога открыта.

Появилось:
- Спокойствие - можете ясно видеть и следовательно принимать правильные решения
- Чувство уверенности в себе и своих силах - знаю, что я могу сделать и почему у меня всё получится
- Знаю, чего хочу и что нужно сделать
- Знаю чего НЕ нужно делать (самое главное)
- Фокус на развитии и реализации супер-сил

В итоге на пути к творческой продуктивности больше не осталось помех, кроме одной - вашего образа жизни, который должен это поддерживать, но к счастью и этим жизненным процессом можно успешно управлять.

Мой образ жизни

Мы привыкли думать, что здоровье — это отсутствие болезней или физических дефектов, но Всемирная организация здравоохранения дает другое определение: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия».

Вы можете отлично справляться с трудностями судьбы, не создавая новые проблемы для себя и повышая свою продуктивность, но ваше здоровье и общество могут это быстро изменить. Если в монахи вам ещё рано, то постройте свой образ жизни таким образом, чтобы полноценно управлять ключевыми процессами, которые могут зависеть от вас.

Если вы хорошо себя чувствуете, т.е. физически здоровы, то самое время заняться благополучием, в том числе социальным.

Обратите внимание на 4 сферы общественной жизни:
1. Моя среда - Что оказывает на меня влияние
2. Моё окружение - Кто мне помогает
3. Мои финансы - Безопасность и свобода выбирать
4. Этика - Основополагающие жизненные принципы

Промежуточные результаты

На этом этапе важно осознать, что для меня самое важное и на чем нужно сконцентрировать своё внимание.

Жизненные цели ещё трудно определить, но уже можно определить направление и заняться тем, чтобы превратить свои идеи в действия.

Для этого нужно построить устойчивую платформу для своей системы жизни и это не GTD.

Гениальная простота

Делай просто, насколько возможно, но не проще этого.

— Альберт Эйнштейн

Важно понимать, что вы не можете взять и начать управлять творческой продуктивностью вне контекста вашей жизни. Это так не работает.

Гениальная простота заключается в том, чтобы не усложнять, а упрощать, делать ясным все, что меня окружает.

Поскольку я всегда знаю, что существенно, а что нет, то могу очень быстро и точно все структурировать, сортировать, ранжировать по степени значимости. Именно такая простота свойственна творческим людям, а добиться её невероятно трудно. И ещё труднее - удержать. Может быть поэтому её ещё называют гениальной.

Как это работает

Чтобы надолго поселить в себе состояние творческой продуктивности, когда вы живете в полной гармонии с творческой сущностью человека, необходимо начать с того, чтобы создать окрепший стабильный ум.

Именно такой ум, как ни странно, необходим для полноценного творческого процесса, потому что творческая продуктивность - это ни что иное, как дисциплина ума.

Если упорядочить ум, то упорядочишь эмоции, ведь как думаешь, так и чувствуешь. Когда эмоции и мысли будут двигаться в одном направлении, то к ним присоединится энергия. Тогда вместе с ними станет упорядочено и тело.

Когда всё - мысли, эмоции, энергия и тело будут работать вместе, тогда появится пространство для творчества в вашей жизни и творческая продуктивность выйдет на новый уровень.

Чтобы провернуть такое, нужно посветить себя этому на 100% так, как это сделал я и многие творческие люди, кто ясно представляет себе наш мир полным добра и всего лучшего, что мы знаем о человеке.

В современном мире быть вовлечённым в процесс жизни - это не простая задача и без ясного видения, когда я сам знаю, что нужно делать и какие решения принять, чтобы мои цели находили воплощение в этом мире, ничего не получится.

Если ваша цель - творческая продуктивность как образ жизни:
1. Не создавайте препятствия на пути к творческой продуктивности.
2. Посвятите себя тому, что для вас важно
3. Держите в порядке ум и эмоции.
4. Спрашивайте, но не сомневайтесь.

Самое главное для творческой продуктивности - это научиться управлять вниманием и это главным образом отличает Гениальную простоту от GTD Дэвида Аллена.

Внимание

Речь не о внимании к чему-то определённому, а о том, чтобы просто быть внимательным.

Говоря о «концентрации», мы имеем в виду «сфокусировать взгляд на чем-то», то есть фокус всегда ограничен. Внимание же может быть намного шире.

Когда нет внимания, то нет и никакого восприятия. Поэтому внимание - это способность охватить всё. А когда что-то привлекает интерес, тогда уже нужна концентрация (фокус).

Творческая продуктивность означает способность видеть то, что другие еще не видят. По сути вы стоите на ступеньку выше других. В таком случае вам нужно видеть лучше остальных.

Ясность восприятия определяет то, насколько успешно вы идёте по жизни. То, сколько ошибок вы совершите в своей жизни, зависит от того, насколько вам недостает ясности. Чтобы достичь ясности, прежде всего требуется развивать внимание.

Моменты озарения

Вы совершенно точно узнаете, что находитесь на верном пути по количеству моментов озарения, которые начнут вас посещать.

Чтобы наладить поток неочевидных решений нужно настроить работу своего подсознания и направить его на то, что для вас важно.

В этом помогут дневник и система обработки входящих потоков информации.

Готово. Только успевайте записывать.

Дневник

Все хотят вести дневник, но мало кто действительно это делает, разве что судовые капитаны и руководители экспедиций, как мой дед. В их случае причина ясна, но зачем вести дневник в обычной жизни и как это влияет на продуктивность и ясный ум?

Когда я говорю о дневнике, то имею ввиду прежде всего электронный дневник в формате текстовых записей. Вы можете создавать для каждой новой записи новый текстовый файл, а можете вести один бесконечный txt-файл, как Джефф Хуан. Это две разные методики, но по сути везде работают единые правила ведения дневника.

Если вы готовы уделить этому время, то выберите схему "Дневник-Планировщик задач" и настройте интеграцию между ними, как это сделал я. Если вам, что попроще, то формат бесконечного текстового файла отлично вам подойдет.

И то и другое - невероятно мощный и гениальный в своей простоте инструмент творческой продуктивности.

В своей книге я подробно описываю процесс ведения дневника при том, что это занимает 5-10 минут пару раз в неделю и этого вполне достаточно.

Если коротко:

1. Воспринимайте себя, как другого человека (self-as-context).
Если не ассоциироваться с мыслями и историями о себе, а смотреть на них со стороны, как наблюдатель, открывается новое пространство для мысли. Ум не воспринимает чужие проблемы, как свои и не включает центры негативных эмоций, и благодаря этому остается внимание направлено на поиск неочевидных решений.

2. Напишите проприоцептивное письмо.
Слово "проприоцепция" происходит от латинского "proprius", что означает “свой собственный”. При отсутствии эмоциональной проприоцепции мы начинаем чувствовать себя потерянными или как будто просто плывем по течению. Проприоцептивное письмо сочетает в себе медитацию и письмо - два наиболее эффективных способа проникнуть во внутреннее "я" и поэтому отлично подходит для рефлексии в дневнике.

3. Важнее понять, чего делать НЕ надо.
Обычно люди слишком сосредоточены на том, что им надо сделать для достижения своих целей, но часто важнее понять, чего делать не надо. Это вносит в жизнь больше ясности. Трюк в том, что вы быстрее поймете, чего хотите и что нужно сделать, если поймете, чего вы НЕ хотите и чего делать НЕ нужно.

4. Не выдумывайте.
Если вы развиваете внимание и позволяете уму работать с той информацией, которая вышла на поверхность благодаря рефлексии дневника, то значительно повышаете качество новых идей. Но только если идеи основаны на тех переживаниях, которые у вас действительно есть, а не те, которые вы придумали.

5. Ставьте мозг в тупик.
Если задать вопрос, на который ум не знает ответа, то он сперва подбросит вам пару бесполезных мыслей. Вы их запишите, а дальше будете снова и снова спрашивать, пока не получите что-то действительно стоящее. Превратите это в игру и просто наблюдайте.

6. Задавайте вопросы и слушайте ответы.
- В вопросе есть уже половина ответа, да? Научитесь спрашивать, как будто ваше второе "я" уже всё знает и нужно только правильно спросить.
- Задавайте вопросы, которые ставят в тупик: "Неудобные" вопросы и "А что, если" вопросы
- Обратите внимание на то, как мозг подстраивается под вас и начинает думать в формате вопрос-ответ

7. Храните всё в одном месте.
- Организуйте всё так, чтобы делать все буквально на лету.
- Сделайте взаимодействие с дневником приятным быстрым ритуалом. Не ведите бумажный дневник.

8. Отмечайте то, что уже реализовалось.
Очень важно как можно быстрее увидеть пользу от работы вашего подсознания, чтобы скорректировать подход и главное - возвращайтесь к дневнику снова и снова.

9. Не пишите красиво.
Буквально заставьте себя поверить в то, что хотя вы и великий творческий человек, но ваш дневник скорее всего никто никогда не будет читать.

Вот, как выглядит мой шаблон для записи в дневник:

1. Мой результат вчера
- Что я такого сделал, что прожил вчерашний день не зря?
- Максимально коротко и только то, что закончено - не процесс
2. "Неудобные" вопросы
- О чем я бы предпочел не думать сегодня?
3. "А что, если" вопросы
- Если есть идея, то формулирую её как вопрос
- Если ответ пришел сразу, то фиксирую его в порядке свободного разговора
4. Мои заметки
- Свободный поток на любую тему
- Цитаты из книг, фильмов, разговоров
- Ссылки на то, что вызвало мой интерес в этот день

В своей книге я посвятил ведению дневника большую заметку. Вот она.

Super Inbox

Информация в 21 веке перестала быть главной ценностью. Представьте, что информация - это вода. Пейте ровно столько, сколько можете унести.

Управление потоками входящей информации стало жизненно важным не только для сохранения спокойствия, поддержания внимания на том, что важно, но прежде всего для ментального здоровья. Все это непосредственно влияет на качество жизни и продуктивность и особенно на творческую продуктивность.

Несколько быстрых советов:

1. Оградите себя от негативных новостей, но не от реальности.
- Отпишитесь от всех новостных каналов прямо сейчас.
- Получать новости сто раз в день не имеет никакого смысла.
- Читайте новости (даже самые важные) один раз в неделю.
- Не читайте новости за едой и перед сном.
2. Перейдите на медленное потребление информации
- Подключите еженедельны рассылки - дайджесты
- Читайте развернутые аналитические материалы, которые дают общую картину.
3. Добавляйте интересные материалы в список для чтения и выбирайте самое интересное, когда появляется время и желание почитать.
4. Не смотрите видео на YouTube. Читайте расшифровки видео и сохраняйте цитаты, а лишнее просто удаляйте.

Если эта тема глубоко вам интересна, то вы найдете много полезного у Андрея Альтшуллера.

Как организовать творческий GTD

Проект без соответствующей цели называется «Хобби». Цель без соответствующего проекта, называется «Мечта».

Как творчество связано с продуктивностью.

Есть общее заблуждение, что творчество и дисциплина - разные вещи. Конечно это нет так. По моему опыту и опыту других творческих людей все ровно наоборот. Творческие люди - самые продуктивные из всех.

Учитесь искусству плавать под парусом, вместо того, чтобы грести на веслах.

Творчество, как и любая природная сила обладает большой энергией, с которой нужно уметь управляться. Безусловно это навык, который можно в себе развить. По аналогии с волнами в философии У-вэй (wuwei), прилив, взятый во время, непременно приводит к удаче. Это как раз то, что нужно. Это просто и это безотказно работает.

Не принуждайте себя ни к чему, что вы делаете.
Быть пассивным и в то же время внимательным, означает знать какие задачи и когда выполнять. Например, в дзюдо вы используете мышцы только в нужный момент, когда ваш противник безнадежно перенапряжен и потерял равновесие, и вы добавляете к этому немного мускулов и бросаете его через всю комнату.

Перестаньте тратить время.

Дело не в том, что время жизни человека ограничено временем, а в том, что мы тратим так много времени впустую. Ограничения означают определенную степень действий, которые вы можете предпринять в этой жизни. В конечном счете у каждого после осознания такого ограничения возникает желание не тратить эту жизнь впустую.

Будьте уверенным в своих намерениях. Привнесите цель в каждое действие, которое совершаете.

Творческая неделя

Мы привыкли делить неделю на будние и выходные, а дни на утро, день, вечер и ночь. И всё бы ничего, но у творческих людей 48 часов в сутках и поэтому нужен другой календарь - творческий. Для творческого календаря, как и для любого другого, важно что и когда делать.

Творческая неделя состоит из 4-х будних и 3-х чудесных дней.

Творческая неделя удобна тем, что её можно превратить в спринт и за несколько шагов сделать какой-то значительный проект. По сути - это и есть система малых шагов, которая в итоге приводит к результатам, т.е. к написанным статьям, сверстанным макетам - продуктам творчества, которые нужны другим людям.

4 будних дня

Будние дни - это основа творческой дисциплины. Если вы сможете продуктивно провести эти 4 дня, то заработаете себе Творческий день, сможете сделать что-то чудесное в Утро Субботы и проведете восхитительные Выходные. Достойная мотивация.

Временные слоты

15 лет назад я придумал систему временных слотов для ресторанного бизнеса, который строила наша управляющая компания. Этот подход во многом позволил нам вырастить успешную ресторанную сеть и обеспечить хорошие финансовые показатели для инвесторов. С тех пор я активно применяю этот подход к решению многих задач бизнеса для проектов, в которых участвую. Удивительным образом я обнаружил, что одновременно простой, универсальный и эффективный подход также хорошо приносит пользу и для творческой продуктивности.

Чтобы решить что и когда делать, очевидно, что нужно знать каким ресурсом вы обладаете. Наша активность объективно ограничена циркадными ритмами и мы просто не можем делать любое дело в любое время.

Но если вы действительно хотите быть продуктивным, т.е. иметь качественный творческий процесс и управлять результатом, то разделите время на слоты:

- Слоты могут быть любыми по любому принципу (время, тема и проч.)
- Самое главное, чтобы был конец и дальше начался другой слот, желательно приятный
- Чередуйте слоты

Начало дня и утренние ритуалы

Утро — это самая важная часть дня. В это время вы задаёте настроение всего дня. Очень важно вовремя и правильно пробудиться. Очень просто понять, что вы проснулись вовремя. Вы просыпаетесь за пару минут до того, как звенит будильник. Если это происходит, то всё - ваше тело, разум, намерения работает так, как вам нужно.

Пробудившись, можно сделать утренние ритуалы Сатьи Наделлы или утренние ритуалы Тима Кука и Боба Айгера, но в любом случае через минуту-две в кровати должно быть пусто. Если этого не произойдет, то неуверенность, которая так мешает творческой продуктивности - это первое, с чем вам придется бороться ещё едва начался день.

Выбор, что делать утром не так велик. Все делают всё примерно одинаково. Продуктивные люди посвящают это время себе. Если внимательно поискать время, когда вы можете свободно и глубоко позаниматься собой, то становится быстро понятно, что другого времени просто нет.

Когда происходит это осознание, то вопросы о мотивации раннего пробуждения, графика сна, питания и проч. - их просто нет. Если забота о себе становится важной для вас, то ради этого часа утром меняется абсолютно всё. Именно поэтому утро считается (и так оно и есть) самым важным временем дня.

2 способа начать день.

1. Самый продуктивный способ - начать день с задач, которые вы не хотите делать (тогда выполнение задач, которые вы хотите делать станет для вас мотивацией и вы убьете двух зайцев - переделаете нужные дела и с удовольствием (скорее всего продуктивно, потому что вы на это заработали) решите творческие задачи)
2. Самый творческий способ - начать день со сложных, но приятных задач; если утром вам удастся за час-два сделать хорошую творческую работу, которая может быть не вполне закончена, но уже достаточна, чтобы кому-то её показать, то получите большой заряд энергии на весь день. Главное вовремя остановиться. Если вы хотите провести продуктивный день, то вы можете провести не больше двух таких слотов. Дальше продуктивность резко падает и лучше переключиться на совсем другие дела.

3 чудесных дня

Если мне удается грамотно управлять своим временем, то в творческой неделе из семи дней, где четыре из них - будние дни, остается несколько дней, которые иначе, как чудесными не назовешь. В моём случае - это четверг и два выходных.

Творческий день.

Творческий день осознанно включает прокрастинацию в свои планы. Это день, который вы заслужили продуктивной работой в будние дни. По сути это - такой же рабочий день за исключением того, что в этот день вы делаете то, что на самом деле хотите.

Творческая продуктивность - это всегда баланс, где-то нужно ограничить свободу, а где наоборот - отпустить на все четыре стороны. Творческий день как раз такой день освобождения.

Утро субботы - время, которого нет.

Волшебство субботы в том, что если вы строите свою жизнь в соответствии со стандартной 7-дневной неделей, то с понедельника до пятницы вы работаете, а в выходные отдыхаете. Это конечно всё сильно условно, но из-за того, что так живет большое количество людей вокруг это не может не оказывать влияние.

Так вот, если в будние вы "работали", а в выходные стараетесь заставить себя "отдохнуть", то утро субботы - это момент перехода. Этот момент не в пятницу вечером, как многие думают. Он именно утром и именно в субботу. Это время ценно тем, что во-первых, его мало - всего пару часов и вы никак не можете это контролировать. Во вторых, рабочая неделя уже совершенно точно позади. Вы сделали, что могли и можете это отпустить.

Именно в эти пару часов субботы мне приходят самые лучшие, новые, яркие идеи, как ни в какое другое время в течение всей недели. В тот короткий момент, который я стараюсь себе организовать, я даю себе полную свободу думать и делать, что хочу. Я открыт для нового, ничего не осуждаю и всё принимаю. И мир отвечает мне в ответ. Только успевай записывать, зарисовывать, фиксировать любым удобным способом.

Когда вы сделали, что хотели, хорошо (обычно речь о продуктивности) поработали, да и ещё отлично провели время, то обретаете настоящую свободу и радость. Благодаря этому от будних дней не остается и следа, и вы готовы встречать выходные в самом замечательном настроении.

Выходные для новых впечатлений.

Если вы продуктивно поработали в будние дни, вдоволь намечтались в творческий день и насоздавали идей на годы вперед в субботу утром, то вы по праву заслужили отличные выходные.

За выходные важно сделать только одно - не делать того, что вы делали все предыдущие дни. Обычно, это невероятно трудно сделать, но если вы сделали всё, как надо, то это не так уж сложно.

Большое творческое путешествие

Для того чтобы всегда вести свои дела в порядке, он, смотря по обстоятельствам, чаще или реже, раз пять в год, уединялся и приводил в ясность все свои дела. Он называл это посчитаться, или faire la lessive».

– О Вронском, "Анна Каренина", Лев Толстой

Если вы последовательно прочитали эту заметку с самого начала, то вероятно уже готовы шагнуть во что-то новое, преданны чему-то большему, чем вы сами и видите то, чего не видят другие.

Вы уже избавились от того, что вам мешало, перестали создавать препятствия на пути к творческой продуктивности, знаете себя и можете это выразить.

Ваш образ жизни: что оказывает на вас влияние, кто вам помогает, ощущение безопасности и свободы выбирать, руководство жизненными принципами, а также развитая способность управлять вниманием и видеть то, что другие еще не видят - всё это позволяет вам упрощать, делать ясным все, что вас окружает.

Всё это сделало вас уверенным в своих намерениях настолько, что вы привносите цель в каждое действие, которое совершаете. Проделана действительно большая работа и вы идете дальше.

Вы научились быть пассивным и в то же время достаточно внимательным, чтобы знать какие задачи и когда выполнять.

Это по-настоящему впечатляет. Наверняка вы стали увлекательным собеседником для близких и окружающих вас людей. Самое время "посчитаться".

Промежуточные результаты

1. Порядок в голове
- знаю, что делать

2. Живая система
- всему есть своё место
- если не знаю что делать, то знаю, как узнать
- если возникают трудности, то знаю, что нужно сделать, чтобы их преодолеть
- всё, что зависит от меня, находится под контролем, я управляю процессом жизни
- изменения в жизни - часть ежедневного процесса

3. Свои правила игры
- Ищу новые способы повысить свою продуктивность
- Создаю моменты озарения
- Повышаю внимание
- Чувствую себя наполненным

4. Живу и действую продуктивно
- Управляю временем и энергией, а не количеством задач

5. Упрощаю, делаю более четким и ясным все:
- управление задачами
- рабочий процесс
- знаю, что существенно, а что нет
- определяю приоритеты, структурирую, сортирую, ранжирую по степени значимости

Цели - Как прожить жизнь.

Теперь, когда ваша жизнь наполнена открытиями и приятными переживаниями, самое время направить энергию, которой стало необычайно много, на решение масштабной задачи. Чтобы это сделать, прежде нужно ответить на вопрос: Куда и зачем я иду? Или ещё проще: Как я хочу прожить жизнь?

Коротко о целеполагании

Что изменится через 10 лет? Почему людям не интересно, что останется неизменным? Ведь ответ на этот вопрос позволит организовать всю вашу деятельность. Вы сможете с уверенностью работать именно над этими, неизменными, вещами, зная, что затраченная сейчас энергия принесет дивиденды и через 10 лет.

– Джефф Безос, Amazon

В отличие от других животных, наш мозг создан, чтобы создавать смыслы. Вопрос о смысле жизни по-настоящему большой и сложный, и нет никакой необходимости это обсуждать прежде всего потому, что каждому человеку предоставлена свобода выбора - зачем ему жить. Это означает, что вы не только можете придать или не придать смысл тому, как вы живете, но и можете этим управлять. Речь именно об этом.

Я рекомендую прочитать мою заметку "Как мне удалось не запутаться в мире Левина и понять Толстого". В ней я как раз отвечаю на вопрос "В чем смысл жизни?" с помощью книги «Анна Каренина» Льва Толстого и системы Zettelkasten. Вероятно кому-то подойдет толстовское видение этого вопроса.

Итак, к этому моменту вы проделали большую работу и имеете солидный багаж:
- Вы знаете себя и свои супер-силы
- Вы знаете, от чего вам хорошо
- Вы знаете, что хотите, а чего НЕ хотите делать
- Вы не сомневаетесь в том, что делаете и чувствуете уверенность
- Вы живете и действуете продуктивно, делая нужные вещи в нужное время

Ваш главный актив - окрепший стабильный ум.

Говоря о целеполагании я обычно рекомендую послушать и почитать рекап интервью Дейва Вайсера для Reminder Как составить планы на жизнь. Опыт Дейва Вайсера (Gett) За несколько лет я пока не нашел чего-то более простого, доступного и понятного на эту тему, но вероятно напишу что-то от себя.

Масштабная идея

Ты настолько велик, насколько велики те мечты, которые ты осмеливаешься воплотить в жизнь.

– Джессика Уотсон, самая молодая путешественница, совершившая кругосветное безос

Я думаю, что за последние десятилетия вопрос о выборе целей для чего угодно: для жизни, работы, учебы и проч. сделался слишком сложным и запутанным в то время, как нет ничего проще этого.

Чтобы цели было проще достичь, ее нужно правильно формулировать. Если цели настоящие, то у вас всегда есть силы на их достижение. Это самый простой способ проверить цель. Когда внимание полностью охвачено целью, то и отдых тогда не нужен.

Цели могут быть самые разные, но если ваша цель больше вас самих и это именно такая идея, которая вдохновляет других людей, то это уже тянет на масштабную идею.

Моя масштабная идея в том, чтобы вокруг было больше творческих людей и организаций, ориентированных на лучшие человеческие качества. Именно по этой причине я публикую эту заметку, пишу книгу, изменил бизнес-модель моего бюро и собираюсь сделать то, что задумал.

Одна простая идея определяет то, как я воспитываю детей, строю отношения в семье, выбираю, что для меня важно, одним словом - действую.

Эпилог

Идеи и мысли, которые содержатся в этой заметке не уникальны. Их главное свойство в том, что все, о чем я пишу, было когда-то прожито, обдумано, проделано, испробовано лично мной. Только благодаря тому, что мне досталось в наследство лучшее из двух миров, мне удается так легко оперировать вещами объективными и субъективными одновременно. В тоже время без переживания и личного опыта ничего бы не вышло.

Словом и делом.

Мысли, о которых я пишу, родились не на пустом месте. Очевидно, что была проделана большая подготовительная работа и кроме того у меня есть вполне конкретная цель запустить новую платформу для самуправляемых творческих команд, которую мы сейчас делаем в Бюро Михаила Изюмова.

Вся эта работа привела к тому, что у бюро, которым я управляю в 2022 году изменилась бизнес-модель и это непосредственно отразилось на сайте www.izumovbrands.ru, появлении teal.izumovbrands.ru, а также запуске моего личного сайта www.thecreativeact.ru и Телеграм-канала.

Книга о творческой продуктивности не для всех.

Я задумал книгу о творческой продуктивности в связи с тем, что нам потребовалась единая система, платформа для супер-команд — новой модели бизнеса, которую мы внедряем в нашем бюро, чтобы работать с живыми организациями.

Именно поэтому книга стала логичным продолжением того пути, по которому мы идем последние несколько лет.

Мой план на книгу состоит в том, чтобы последовательно описать систему творческой продуктивности, которую можно легко понять, адаптировать под личные потребности и быстро реализовать в жизни.

В тоже время это не инструкция и не бизнес-книга в её общем понимании. Большая часть книги написана в формате симулятора, т.е. каждый, кому это интересно, может шаг за шагом внедрять элементы «Гениальной простоты» в свою жизнь и работу, видеть изменения и делать систему ещё лучше.

Для кого эта книга

Эта книга создана для творческих команд. Я уже говорил, что задумал сделать систему творческой продуктивности для команд, с которыми мы работаем, но в той же степени это можно применить и к любой другой команде, которая хочет внедрить в свою работу систему творческой продуктивности.

Мы поможем вашим специалистам быстрее расти в рамках карьеры, выстроенной вокруг создания и развития продуктов, в центре которого является человек. К таким специалистам мы относим не только дизайнеров, иллюстраторов, писателей, но и продакт-менеджеров, аналитиков, маркетологов, а также многих других специалистов, которые вносят свой вклад в построение и осмысление ценности продуктов и услуг, чтобы создавать больше живых компаний вокруг нас.

Я написал отдельную статью о будущем креативного бизнеса, где подробно описал моё видение.

Подарок для моего сына

Я пишу эту книгу в первую очередь для моего сына Максима. Ему скоро 18 и я надеюсь, что «Гениальная простота" (так я назвал систему творческой продуктивности) и книга "Творите, что хотите" в целом сэкономят ему пару-тройку лет и смогут передать готовую систему, которой можно пользоваться "с колес» с его то самостоятельным характером, отсутствием свободного времени и нежеланием слушать других.

Мне кажется, что примерно также можно сказать про многих из нас и поэтому книга может быть актуальна для широкого круга читателей, которые хотят сделать свою жизнь не иначе, как чудесной.

Заключение

Вы прочитали саммари моей книги «Творите, что хотите». Книга публикуется в случайном порядке в формате цифрового сада на моем сайте и ещё не завершена.

Я буду рад, если вы поделитесь этой заметкой, ссылкой на книгу или на Телеграм-канал с теми людьми, которым это может быть интересно.

Новые публикации в моём Телеграм-канале
Все публикации исключительно о моем личном опыте. Никаких подборок, дайджестов, репостов, мемов и т. д. Мои заметки проходят обработку в моей системе творческой продуктивности, чтобы стать проще и полезнее для внимательного читателя.

Подарок моему сыну Максиму на 18 лет.

Посвящено 👼 Вике Трифоновой.

✷ ✷ ✷

Михаил Изюмов

Творите, что хотите.

22
реклама
разместить
Начать дискуссию