6 правил эффективной команды от главы спасательной организации «Лиза Алерт»

Григорий Сергеев — руководитель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» и спикер #DreamTeamForum конференции о создании бизнес-команд. Он рассказал о правилах, которые помогают команде «Лиза Алерт» каждый день спасать жизни людей. Возможно, в бизнесе их тоже получится применить.

6 правил эффективной команды от главы спасательной организации «Лиза Алерт»

Несколько вступительных слов обо мне и «Лиза Алерт». Каждый год в России пропадает больше 30 тысяч детей и в 10 раз больше взрослых. Многие находятся сами, остальных практически никто не ищет. Мы стараемся это изменить.

У нас нет печатей и юридических лиц. Но есть алгоритмы быстрого оповещения и реагирования, филиалы в 47 регионах и тысячи добровольцев, которые каждый день выезжают на поиски, пригоняют машины и вертолеты, ходят по болотам и буреломам, жертвуют временем, которое могли потратить на семью или работу, чтобы спасти чью-то жизнь. Иногда нам добавляют героический ореол (фильм «Нелюбовь» режиссёра Звягинцева или музыкальный клип «Лиза» группы «Грот»), но в реальности его нет. Мы обычные люди, которые делают то, что зачастую больше сделать просто некому.

В этой колонке я собрал несколько правил, которые помогают нашей команде достигать результата. Конечно, я уверен, что ни одно коммерческое объединение никогда не приблизится к такому качеству работы. Но, возможно, вы сможете почерпнуть у нас что-то полезное, научитесь лучше мотивировать и вдохновлять команду в бизнесе, спорте или любом другом деле.

Правило 1. Каждый член команды относится к работе почти как к религии

Мы ходим на работу, приходим домой, моем посуду, стоим в очереди в магазине. Сегодня, завтра, послезавтра, каждый день. Если это не приносит достаточно радости, то зачем всё это? В каждом деле, у каждого члена команды должно быть очевидное объяснение, зачем это ему. Он должен получать удовольствие от того, что делает. Не материальную компенсацию, а удовлетворение от собственной значимости или саморазвития, от оценки близких и коллектива, от достижения цели.

Если всё это есть, то человек работает так, как он никогда не работает за деньги, он работает отчаянно, во что бы то ни стало, независимо ни от чего. Именно так и случаются победы. В «Лиза Алерт» людьми двигает желание спасти, вернуть конкретного человека домой, чтобы он перестал лежать в лесу и обнялся со своими родными. У нас есть успешные предприниматели, есть спортсмены, есть домохозяйки, и наша мотивация всегда сильно удивляет всякие государственные службы, которые мы встречаем.

Правило 2. Учиться постоянно, реагировать немедленно, а делать — быстро

У нас, как и в любой работе, нужно очень много специальных знаний. Я сам раньше никогда не занимался ориентированием на местности, компас в руках не держал. Но когда есть мотивация, ничто не помешает человеку стать профессионалом. Нужно помочь — обеспечить опытом и обучением. Мы каждую неделю проводим десятки обучений по России. Люди впитывают знания во многих регионах. Опыт еще важнее. В некоторых случаях ситуация совсем сложная, и нам нужны специалисты экстра-класса. Те, кто уже искал не 50-100, а 300 раз.

Очень важна и скорость реагирования. В бизнесе каждый упущенный день — недополученная прибыль, у нас — чья-то жизнь. Знаете, как пожарные говорят: «Любой пожар можно потушить стаканом воды — это вопрос времени».

Когда бабушка ушла в лес и немного заплутала, то через полчаса два местных жителя могут крикнуть «Ау!» и найти её. А через трое суток она уже выбилась из сил от усталости и переохлаждения, лежит и не откликается. И чтобы её найти, нужно 4 подготовленных поисковика на квадрат 500 на 500 метров леса, которые будут идти много километров и много часов.

Правило 3. Система, завязанная на одного человека, — быстрее

В любом деле организация, завязанная на одного человека, менее сейсмоустойчивая, но при этом более быстрая и может намного быстрее развиваться. Использовать внутренний огонь руководителя, быть сильной и безумно эффективной.

В Смоленске один чиновник назвал нас «неструктурированной общественностью» и недоумевал, как можно с нами работать, если у нас нет круглых печатей. Но вот у этой самой «неструктурированной общественности», завязанной на частности, получается быстро реагировать, действовать и решать поставленные задачи.

Правило 4. Усталость — это не выгорание

Мне кажется, за термином «выгорание» удобно прятать свои слабости. Можно представить, когда оно действительно случается — работа в хосписе, в больнице. Но во многих делах я вижу возможность не эмоционального выгорания, а скорее усталости. Когда человек долго занимается одним и тем же, делает монотонную работу.

Это решается сменой деятельности. Я часто возвращаюсь к своему бизнесу, мебельному магазину, которым практически перестал заниматься. Это дает отдохнуть, переключиться. Иногда важно переключаться вообще на 100%, отмокать в море, менять картинку перед глазами.

Правило 5. Баланс (важнейшая вещь)

Всегда нужно понимать, что серьезное напряжение при работе — это переходное состояние. Определить ту скорость, до которой нужно разогнать условный поезд, после чего можно будет уделить время семье и близким, подумать о чем-то еще. У очень немногих людей получается находить этот баланс, но если он есть или человек к нему стремится, то всё будет хорошо. А длительная потеря баланса приведет к разрушениям.

Правило 6. За победой всегда стоит невидимый труд

Если вы приедете на поиск пропавших, то увидите группу людей, которые ходят по лесу, переодеваются в штабе, едят и снова идут искать. Вы не увидите информационной работы, не узнаете, как добровольцы туда доехали, кто сделал ориентировку, нашел транспорт, расклеил объявления, изготовил карты, привез оборудование, прозвонил пропавших, поговорил с полицией.

В любой команде есть люди, делающие огромный пласт невидимой работы, которая считается скучной и недооценивается руководством. Но коллектив обязательно должен ценить их вклад. Потому что часто работа, которую никто не видит, определяет исход всего дела.

Представьте себя на их месте. Жара, вы собираете людей, очень долго ищете ребенка, находите, вылезаете из леса мокрые и липкие, поливаете друг друга из канистры и видите сотрудников МЧС, которые дают интервью тетеньке с микрофоном. Она делает паузу, просит вас уйти из кадра, и генерал продолжает: «Это наш долг!»…

Если хотите влиться в нашу команду добровольцев, регистрируйтесь на сайте «Лиза Алерт». А если вам интересны темы мотивации, лидерства и управления командой — 27 июня приходите на #DreamTeam Forum. Так или иначе, увидимся!

1818
2 комментария

))))) они помогают друг другу, работая в команде

1
Ответить

Я не понял, зачем нам тогда МЧС если у нас есть Лиза?

Ответить