Личный опыт Anastasiya Skrynnikova
45 859

«Никто не даст стать таким же успешным, как Facebook»: основатель аmoCRM о бизнесе в США, растущих рынках и инвестициях

Михаил Токовинин — об ошибках предпринимателей и том, что нужно для развития проекта в США.

В закладки
Аудио

Михаил Токовинин со школьных лет пытался заниматься предпринимательством — перепродавал технику, делал сайты на заказ и тюнинговал машины. Но проекты не приносили прибыль. В 2004 году он попытался вновь — запустил веб-студию Qsoft. Компания оказалась успешной — через несколько лет в ней работали уже 50 сотрудников.

В 2012 году Токовинин вместе с партнёрами Егором Ковальчуком, Сергеем Голованевским и Денисом Митрофановым основал amoCRM — онлайн-систему учёта клиентов и сделок для отдела продаж.

По данным «Контур.Фокус», в 2017 году чистая прибыль компании составила 147,6 млн рублей.

В интервью Михаил Токовинин рассказал:

О падающих и растущих рынках

Недавно вы рассказывали про свой первый опыт управления компанией. Как в 22 года вы попали на должность управляющего?

В любой структуре всегда есть дефицит управляющих кадров. В компанию я попал системным администратором. Затем дорос до руководителя отдела, потом мне доверили отдел чуть больше.

В 2000 году владелец компании инвестировал в сеть видеопроката «Видеомаркет». Тогда она состояла из 12 точек проката и двух компьютерных клубов. Он купил эту сеть, но она не приносила денег, даже наоборот. Однажды он разозлился и захотел навести порядок. Меня поставили временно разбирать дела, собираясь найти нормального директора, но этого так и не произошло.

У собственника был запрос: требую реформ. И я начал реформировать.

Что начали делать?

Начал совершать основные ошибки: увольнять, переназначать, ломать тонкие связи в коллективе. Коллектив состоял из 100 человек, и я не знал, какие там связи, кто на кого равняется, кто кого слушает, считает начальником. Из-за этого потерялись торговые связи с контрагентами: был у сотрудника договор с агентом, ты его уволил и сотрудничество потерял.

Это был урок. Я понял, что в первые два месяца наворотил лишнего. Особенно это касается увольнения людей. Вот показалось тебе, что сотрудник плохой и вообще — вор и прохиндей. Увольняешь его, а потом оказывается, что на нём вся компания держалась.

После этого я сделал для себя вывод: первые месяцы на руководящей должности нужно сидеть и наблюдать.

В конечном счёте дела в компании шли плохо не потому, что кто-то был вором и прохиндеем, а потому, что рынок видеопроката падал.

Я проработал там два с половиной года, и это оказался полезный менеджерский опыт. До этого я шесть раз пытался сделать разный бизнес, но все попытки провалились. Сразу после видеопроката я основал Qsoft, и всё получилось.

Один из больших пластов опыта — работа на падающем рынке. Растущей компанией может управлять любой дурак. Растущий рынок прощает любые ошибки. Только падающий рынок и падающая компания по-настоящему закаляют тебя как менеджера, потому что приходится искать неординарные ходы.

Рынок видеопроката падал, и единственное, что возможно было сделать, — всё закрыть и, пока не поздно, продать в регионы: у нас были лицензионные кассеты. Это я сейчас понимаю.

Второй опыт — прежде чем искать причину внутри в компании, нужно посмотреть на внешние факторы. Внешние факторы доминируют в бизнесе, а внутренние процессы вторичны.

Почему основатель этого не понимал?

Он был владельцем, а не основателем.

Когда ты находишься в моменте, сложно разглядеть падающий или растущий рынок. Это потом мы все задним числом умные.

Тебе кажется: ну есть же постоянное желание людей отдыхать и смотреть кино. Это же константа! Куда денется это желание? Но тогда начали строить кинотеатры. Мы подумали: ничего, спрос немного упадёт, ну придут DVD-диски вместо кассет. Так и случилось, только пришли не DVD-диски, а пришёл интернет.

Ещё одна причина — ни один рынок не умирает до конца. Посмотрите, например, на рынок печати фотографий — он же не умер, просто уменьшился.

Когда ты внутри рынка, твой взгляд искажается. Думаешь, ну всего-то в мае выручка чуть-чуть меньше, чем в апреле. И вообще в этом году чуть-чуть ниже, чем в прошлом. Но это же совсем чуть-чуть, не так уж и важно. Это же очень медленный разворот. Когда находишься в самом начале падения — разглядеть это очень сложно.

И сейчас есть много падающих рынков, а люди ходят на работу в офис и не видят этого. Им кажется, что причины в том, что кто-то плохо работает или где-то в компании злодеи завелись.

Но даже на падающем рынке кто-то может начать расти — просто забирая долю конкурентов. Но это стоит титанических усилий.

Со стороны виднее, падающий рынок или растущий. Например, кальянные — это растущий рынок или падающий? Я не курю кальяны и не понимаю, что это такое, но попробуй оцени — входит в моду или выходит?

А вам как кажется? Мне кажется, спрос на кальяны падает.

Мне тоже так кажется. Растёт спрос на ЗОЖ, и по идее должны падать кальяны. Но уверяю, когда ты сидишь в кальянной, то этого не осознаёшь: вокруг люди, валит дым.

Собственник не осознавал, что это падающий рынок и его не спасти. И даже когда я пришёл к нему через два с половиной года и рассказал об этом, он обиделся и долго со мной не общался.

Он вас уволил?

Я сам сказал, что увольняюсь, потому что делать в компании было нечего. Единственное, что ему предложил, — выйти из этой истории максимально красиво и с минимальными убытками для собственника.

Бесспорно, там была и моя вина — как неопытный руководитель я нанёс много вреда. С другой стороны, я ускорил процесс гибели бизнеса, и это было хорошо — умирающий проект сосёт много денег.

О первом успешном бизнесе

Вы говорили, что и прежде пытались развить какой-то бизнес. Что это были за проекты?

Полно разных. Сначала стандартные варианты «купи-продай», затем сайты, но они не зашли, потом услуги для автовладельцев — тюнинг машин, автозвук. Всё было ерундой. У меня было многих идиотских идей, как и у любого начинающего предпринимателя.

Уже после «Видеомаркета» мы с партнёром снова попробовали создавать сайты, и всё получилось. При этом, будучи директором «Видеомаркета», я настолько привык к зарплате, что хотел снова устроиться на работу по найму.

Попытался устроиться в «Студию Артемия Лебедева», но меня не взяли. А потом предложили место в автомобильной компании с хорошей зарплатой — около $3000. Но при условии, что я полгода отучусь в Германии, а затем вернусь и три года отработаю на компанию по контракту. Если не отработаю — должен вернуть какую-то сумму.

Я шёл из их офиса и думал, что боюсь начать своё дело, потому что у меня нет стартового капитала. С другой стороны, если не пойду к ним на работу, то эти несколько лет моего времени и есть мой стартовый капитал. И я всё-таки решил ещё раз попробовать открыть компанию — Qsoft.

Нам дали место от видеопроката, мы с партнёром сели и с утра до вечера играли в стратегии по сети. И так каждый день — мы приходили, разговаривали разговоры, а потом садились и играли.

Почему так?

Придумывали отговорки для самих себя. Надо было сделать сайт, а то что мы за компания без сайта? Затем заключить какие-то партнёрства, сделать какое-то портфолио…

Так прошло полгода. Затем пришёл мой партнёр и сказал, что у него закончились сбережения и нужно или начинать что-то делать, или искать работу.

Мы поняли, что у нас ничего нет и нужно продавать в холодную. Но сами делать холодные звонки не хотели и наняли девушку. Естественно, она ничего не продала.

Тогда мы купили диктофон, чтобы записать её разговоры и послушать, что же она людям говорит и как продаёт.

Разговор был такой:

— Здравствуйте, сайт не хотите?

— Нет.

— Спасибо, до свидания.

Девушка обзванивала безумное количество контор в день. При этом, когда люди отвечали ей, что хотят сайт, она также благодарила их и клала трубку. Ей было всё равно.

Мы поняли, что никто не сделает нас успешными, кроме нас самих. Так не бывает.

Нельзя дать денег человеку и сказать: «Сделай меня богатым!». Нужно самим.

И я сел, начал звонить сам. Все первые продажи были сделаны именно так. Это было в 2004 году.

Сначала мы продавали сайты по $300. Тогда успешные веб-студии уже работали — и Лебедев, и Actis, и Defa существовали много лет. Мы были аутсайдерами.

Это характеризует нас как бездарных предпринимателей: в 2004 году Марк Цукерберг уже запустил Facebook, а мы сайты по жёлтым страницам продавали.

Работали на грани фола: продавали сайт за $300, при этом его себестоимость для нас выходила $500. Выживали только за счёт того, что сразу же продавали следующий сайт.

Мы начали поднимать чеки просто потому, что иначе бы не выжили. Сначала цена сайта была $300, затем $500, после — $900, $2000.

Затем, естественно, были взлёты и падения — первые сотрудники, увольнения, кассовые разрывы.

Какие именно проблемы?

Да такие же, как и у всех. Сотрудник не работает или, наоборот, слишком хорошо работает. Хорошие сотрудники деятельные, иногда это становится токсичным. Однажды один из таких подбил наш коллектив уйти и открыть свою компанию.

И вот потихонечку, сидя в Москве, в подвале жилого дома в 15 минутах на троллейбусе от метро «Сокол», мы развивались. Самая большая загадка — как нам удавалось нанимать людей, сидя в таком непрезентабельном месте.

Нанять за большую зарплату, сидя в элитном коворкинге в центре города, ума не надо.

А ты попробуй нанять человека, когда сидишь в подвале без вентиляции.

А люди — это очень важно для бизнеса. Научиться строить команду в подобных условиях — уже половина успеха.

Затем бизнес развивался как по накатанной. С 2004 года мы ни разу не падали в выручке. В 2009 году запустили amoCRM. В 2012-м я перестал заниматься сайтами и полностью переключился на amoCRM.

О сотрудниках

Вы же сами нанимали сотрудников? Как думаете, почему люди шли к вам?

Люди разные: кто-то хочет оказаться винтиком в стабильной системе вроде «Сбербанка», но быть уверенным в послезавтрашнем дне. А кому-то важно быть в маленькой сплочённой команде. Часто это были, конечно, молодые люди с амбициями.

Главное было — найти своё ценностное предложение и донести до человека, что хорошего ты можешь ему дать, несмотря на все минусы, в том числе и плохой офис.

И какими были ваши плюсы?

Мы были готовы возиться с начинающими специалистами. А у нас работали опытные программисты, не кто попало. Чуть позже мы стали показывать рост и говорили об этом потенциальным сотрудникам: пока нас мало, но мы станем больше и у вас есть возможность присоединиться к нам на старте.

И мы никого не обманули: двумя нашими партнёрами из amoCRM стали сотрудники, которых мы приняли в 2006 году. Одного наняли как начинающего программиста, а второго — как начинающего контент-менеджера. Контент-менеджер был нашей самой низкой должностью, этого человека даже некуда было посадить.

Представляю эту историю успеха: из контент-менеджера в совладельца amoCRM.

Он хотел стать разработчиком, начинал с HTML-вёрстки и рассказал, что пока ничего не умеет, но готов делать самые простые вещи. А затем он рос как специалист — стал фронтенд-разработчиком, затем бэкенд-разработчиком, потом тимлидом, а вскоре у нас появился небольшой отдел, и он смог проявить себя как менеджер.

О трудностях предпринимательства

Вы пытались заниматься бизнесом ещё со школы. А в чём заключалась потребность? Ведь у вас была неплохая карьера, зарплата.

Предпринимательство — это как болезнь или ген. Люди делают бизнес не от большого ума, а потому что не могут по-другому. Причём в большинстве случаев это делает людей несчастными и разрушает им жизнь. Большинство так называемых предпринимателей заканчивают плохо. Не потому что долги, банкротство... Это ещё не страшно.

А что страшно?

Страшно, когда у них микробизнес на всю жизнь. Который приносит меньше денег, чем зарплата, не даёт никаких социальных защищённостей и никакого карьерного роста.

Вот есть у человека маленькая типография, и он в этой типографии умрёт.

Для большинства предпринимателей это недуг на всю жизнь. Единицам повезёт, и бизнес будет приносить больше, чем обычная зарплата.

На самом деле работать в найме — круто, это свобода. Многие думают, что предпринимательство это свобода, но совсем наоборот. Предприниматель не может уволиться, перестать работать, улететь в Таиланд и так далее. У меня, видимо, такая же травма, поэтому я зачем-то старался что-то сделать.

Когда мне было лет 20, у моих ровесников уже появлялись нормальная работа и машины в кредит. А я всё пытался продать кому-то какие-то колонки. Это был позор. На встречах одноклассников всегда старался не рассказывать, чем занимаюсь.

Я точно был беднее всех лет до 30.

Сейчас на встречи одноклассников ходите?

Нет. Но опять же, то, что со мной случилось, — это везение. Большинство плохо заканчивают.

Даже если смотреть по рынку разработки сайтов. В России около 6000 студий разработки сайтов. Из них нормально зарабатывают 50. У остальных — доход на уровне нормальной зарплаты.

А нормальная зарплата это какая?

По Москве — около 100 тысяч рублей, я так для себя определяю. Для регионов, наверное, 70 тысяч рублей.

Штурмануть эту сумму не так сложно, она в Москве вполне достижима. Банально: тебе будут давать ипотеку или кредит.

У меня были счета в банках, на них лежали немаленькие деньги, не пара миллионов рублей. А мне давали кредит на 15 тысяч рублей. Но вот так работает банковский скоринг. Из-за этого не мог за границей взять машину напрокат — нужна была кредитная карта, которой у меня не может быть.

Почему банковский скоринг так работает, тоже понятно. Предприниматели в большинстве своём люди не умные. Умные все в науке.

Когда у предпринимателя случается кассовый разрыв, он начинает покрывать его потребительскими кредитами. А когда маленький бизнес скатывается в кассовый разрыв — это последнее, что нужно делать. Поэтому банки цинично настроены — если вы генеральный директор компании, то кредиты не давать.

О том, как важно уметь распределять прибыль

Вы тоже первое время буквально жили в своей конторке в подвале?

Конечно. Я долго ничего не зарабатывал — всё же в бизнес нужно.

Я долго платил себе зарплату, и она была далеко не самой высокой в компании. Множество сотрудников получали больше меня. И если во время переговоров с ними я пускал в ход аргумент: «Ну ты же зарабатываешь больше меня», можно было получить ответ: «Так ты сам дурак».

Для меня было испытанием научиться зарабатывать для себя. Ведь если компания — любимое детище, хочется всё в него вкладывать. Заметные деньги я увидел только в 2008 году, а первые четыре года ничего не зарабатывал. Хотя бизнес развивался хорошо, у нас работало 50 человек, мы снимали офисы, делали ремонт и так далее.

Стандартный косяк предпринимателя — себе в карман положить 50 тысяч рублей, а ремонт в офисе сделать на 500 тысяч рублей.

А ещё, чтобы сотрудникам было приятно, купить кофемашину за 300 тысяч рублей, а дома пить Nescafé. Типичный портрет предпринимателя. Я был точно таким же.

Вы так говорите, будто это было вашей ошибкой. Но ведь благодаря этому вы пришли к тому, где находитесь сейчас.

Конечно, это была ошибка. Я пришёл к тому, что имею, поскольку осознал её и начал делать по-другому.

Есть два глобальных подхода: классический и инвестиционный. Инвестиционный бизнес предполагает большое вливание средств, жжём больше, чем зарабатываем, строим на продажу и так далее. В России он практически не работает: не развит венчурный рынок.

Нужно строить бизнес по классической модели, чтобы он генерировал прибыль. А дальше, если ты всё реинвестируешь, при малейшем кризисе рискуешь разориться. У компании должен быть запас денег на всякий случай.

Важно научиться системно работать с прибылью, извлекать эту прибыль и реинвестировать осознанно.

Осознанно — это не переложить из лотка в лоток, а забрать прибыль, подержать её в руках и направить, куда посчитаешь нужным. Нужно осознать, что не «фирма платит», а ты платишь. Это твой кошелёк.

Если не познать эту философию, останешься наёмным сотрудником в своей же компании.

Когда вы это поняли?

Когда начал держать деньги в руках.

Как так получилось? Случайно?

Кризис 2008 года. Мы реинвестировали в развитие компании, а во время кризиса испугались, что дело рухнет и мы останемся ни с чем. И тогда решили, что нужно откладывать на чёрный день. Сформировали резервный фонд. Когда он стал достаточно большим, решили откладывать деньги себе. Но ни в коем случае не тратить, а то вдруг конторе потребуется.

И только через некоторое время, подержав деньги в руках, я понял, что не хочу отдавать их обратно. Так и научился.

Это очень важно, это не зарплата, а прибыль. Некоторые предприниматели просто назначают себе высокую зарплату. Но они лишь высокооплачиваемые наёмники в своём бизнесе.

Про инвестиции и бизнес-конференции

В США модно жить на инвестиционной модели. Например, Uber — убыточная компания, но все льют в неё деньги. По-вашему, это правильная модель? Так вообще можно или это не бизнес?

Во-первых, в США около 40 млн компаний, и я уверен, что 99,9% из них — самый классический бизнес. Во-вторых — так можно, но надо понимать, что в конечном счёте есть где-то лох, который за всё это заплатит.

В США этот лох обитает на бирже.

Огромный инвестиционный рынок, много неквалифицированных инвесторов, которым легко продавать всё.

Сидит американский пенсионер, и у него $1 млн сбережений. Он хочет часть своих сбережений разместить в высокорисковых акциях. Конечно, он мог бы купить акции какого-то мутного аргентинского агрохолдинга, но ничего про него не понимает. А тут есть красивая компания Facebook, о которой он точно слышал.

Биржа позволяет конвертировать популярность в деньги. И огромное количество частных инвесторов позволяют построить большую венчурную машину, которая накручивает деньги за счёт популярности. Пофигу на твои показатели, лишь бы каждый пенсионер слышал о том, что скоро ты полетишь на Марс и всех победишь.

А дальше ты, может, проскочишь и станешь как Apple, вполне себе cash cow, а может, не проскочишь, как Groupon. Проскочишь, как Google, или нет, как Yahoo. А может быть, сначала проскочишь, а потом нет. Кто знает. Это неважно, потому что акции проданы и всё хорошо.

А вы сами покупаете акции?

Был период, увлекался. Но фондовый рынок это история про азартные игры или инсайд. В США инсайд вроде как запрещён, а в России нет.

Сейчас делаете какие-то новые компании?

Да, пробуем новые проекты. Но опять же, я не очень рисковый человек и предпочитаю оставаться поближе к своим компетенциям. Так больше шансов на успех.

Понятно, что всегда хочется большего. Есть две тактики: либо твой текущий бизнес станет второй Google, либо надо остановиться и сделать другой бизнес, который станет второй Google. При этом никто не знает, какая тактика правильная. Можно играть сразу в обе.

Опять же, есть разные позиции. Я не инвестор и не умею инвестировать. Несколько раз пробовал вкладывать деньги в стартапы — полный провал. Поэтому предпочитаю всё делать сам.

Вкладывать деньги тяжело. Многие люди говорят: «Были бы у меня деньги, я бы стал инвестором». Они просто не понимают, о чём говорят.

В какой-то момент вы увлеклись организацией бизнес-конференций. Меня это удивляет: вы человек дела, вы не продаёте воздух. Зачем это всё?

Ну мы и конференции делаем бесплатные. Они ничего, кроме убытков, нам не приносят.

Это рекламный проект. Ничего оригинального — весь b2b-бизнес продаётся через конференции.

Это просто выгодно для развития бизнеса. Другой вопрос в том, что эти деньги мы могли потратить на рекламу на телевидении или делать рассылки, как Ильяхов.

Мы начали масштабировать то, что у нас получилось — конференции. Изначально у нас не было мыслей о том, что мы будем собирать стадионы. Казалось, это просто невозможно.

Помню, «Бизнес Молодость» собрала три тысячи человек то ли в Киеве, то ли в Санкт-Петербурге. Тогда казалось: «Вау!». Сейчас для нас это вообще не показатель. Получается, проект эффективный, развиваем.

Что именно получается? Я так понимаю, конференции — это для продаж.

Всё не так тривиально. Конференции нам много чего дают.

Когда ты пишешь софт, то всегда получаешь очень разную производительность. Одна и та же команда может сделать один и тот же продукт за неделю, а может и за месяцы. Так устроены люди. Это зависит от мотивации менеджеров, заказчика, в общем, непонятно.

И когда ты предлагаешь команде: «Ребята, давайте запилим функцию». Её начинают месяцами делать. А если у компании есть публичные релизы, всё начинает работать гораздо быстрее. Очень эффективно и производительно. У всей команды появляется мотивация договориться и быстро найти решение проблем, потому что есть несдвигаемая дата — на конференции будет релиз.

Это для нас и большой кадровый проект. Мероприятия — удобный тип проектов для воспитания менеджеров проектов. Несдвигаемая дата, всё понятно и ёмко. Помогает во всём, кроме непосредственно продаж.

Если вы хотя бы раз были на Amoconf, то обратили внимание — там нельзя купить amoCRM. Мы ищем партнёров, с которыми можно делать разные интеграции. Но не продавать.

И для нетворкинга, наверное?

Нетворкинга на Amoconf мало. Формат не тот. Ценность нетворкинга сильно преувеличена. Многие бегают и кричат: «Хочу нетворкинг!» А что это значит? Со всеми перезнакомиться?

Но есть люди, которые не знакомятся с незнакомцами, не подходят и не говорят: «Привет, меня Вася зовут». Я так делал, когда мне было шесть лет. Сейчас я так не могу.

Есть 5% отморозков, которые ко всем пристают. Вот у них нетворкинг. Но остальные люди на конференциях сидят и слушают доклады. Нетворкинг похож на холодные продажи. Довольно глупо приставать к людям на конференциях и говорить: «Привет, меня зовут Коля, я делаю сайты».

Про инфобизнес

Как вы относитесь к инфобизнесменам?

Нормально. Любой человек, который делал массовые мероприятия, понимает, что имеет большой потенциал влияния на толпу. Тебе словно дают в руки тумблер по управлению людьми. Всегда встаёт вопрос, насколько ты токсичен в злоупотреблении этим тумблером.

Все бизнес-тренеры злоупотребляют тем, что половину отведённого им времени говорят: «Купи следующий курс!». В этом есть определённая токсичность.

Все спикеры в разной степени используют манипулятивные механики, но не все ими злоупотребляют.

Вот Тони Роббинс очень злоупотребляет. Из наших спикеров ближе всех к Тони Роббинсу Аяз Шабутдинов. Наверное, до тех пор пока Аяз не произнёс со сцены: «Продай квартиру и купи следующий курс», это не смертельно. Но как только эта фраза будет произнесена, будет перебор.

Это тяжёлый бизнес, и грань между «зашкваром» и «не зашкваром» очень тонкая. В принципе среди русских спикеров мало кто уходит в откровенный зашквар и убеждает брать кредиты или влезать в долги, чтобы купить их продукт. Есть определённый культурный код, и они ему следуют. Поэтому я нормально отношусь к этим людям.

Этот бизнес — не халява. Попробуй и поймёшь.

Почему вы так считаете?

Требует компетенций, тяжёлый процесс продажи.

Не ракеты строить.

Не ракеты. Но, кстати, хороший пример. Вот Илон Маск своими руками ракеты не строит, он их продаёт. И если бы у нас был кто-то, кто умел бы так же продавать, то появился бы свой Илон Маск. А то у нас только все строят, но никто не продаёт.

В современном мире важно не только построить инновацию, но и продать её, преподнести, отпиарить. Ничего зазорного в этом нет.

Вы как-то говорили о том, что учить бизнесу не обязательно только людям, у которых есть бизнес. Но на amoCRM вы продвигаете обратную мысль — бизнес-коучей на конференци нет, только владельцы реального бизнеса. Почему так?

Да, мы принципиально не приглашаем бизнес-тренеров в качестве спикеров. Никакого предубеждения к бизнес-тренерам у меня нет. Это просто вопрос позиционирования.

Почему именно так? Вы же сами не против бизнес-тренеров.

Так лучше продаётся. Людям кажется, что Тони Роббинс — это зашквар. Зачем нам воевать с волной? У нас нет цели изменить Вселенную.

Мы говорим людям: у нас будут только собственники бизнеса, только основатели. Потому что люди хотят слушать именно их.

Конечно, самое главное на конференции то, как держится и говорит спикер. А большинство предпринимателей как раз неинтересные спикеры. Просто тоска смертная.

Люди хотят послушать оригинал, даже если он плохо поёт.

Им кажется, что оригинал обладает каким-то сакральным знанием, которое они хотят от него получить.

Конечно, никакого сакрального знания там нет. Но даже банальщина, сказанная устами человека, которому ты доверяешь, заходит лучше. Если твоя мама скажет, что курить вредно, ты не послушаешь. Если завтра Илон Маск скажет, что курить отстой — люди начнут бросать.

Сколько денег нужно вложить, чтобы организовать подобную конференцию?

Миллионы долларов. Зависит от масштаба. Вот правительство Москвы сейчас сделало предпринимательский форум, уверен, туда вложили уйму денег. А вилка широкая — можно экономить, можно не экономить. Но в любом случае это сотни миллионов рублей.

Вы обсуждаете со спикерами их доклады?

Конечно обсуждаем, но есть простая идея — когда ты собираешь стадион на 6–10 тысяч человек, обычно спикеры стараются. Я ещё не видел ни одного спикера, который хотел бы опозориться перед целым стадионом. Они все переживают и стараются.

Единственное, что мы всегда подчёркиваем: есть тема, которая интересна спикеру, а есть тема, которая интересна Коле в шестом ряду. И часто это разные темы. Колю, скорее всего, интересует, как заработать первый миллион. А как ты там потом красиво летишь, уже не очень интересно.

Про мечту о предпринимательстве

Волна популярности бизнес-конференций ещё не схлынула? Это ещё не падающий бизнес?

В 2016 году мы первые провели подобное мероприятие в Олимпийском, и, конечно, спрос был избыточным. С тех пор спрос спал. Другой вопрос, что масштабные конференции на стадионах перестали быть в новинку. В Москве проходит около восьми бизнес-стадионов в год.

Поэтому да, в Москве уже виден спадающий спрос, а вот в Санкт-Петербурге мы недавно сделали первую конференцию, и это был полный аншлаг.

Сверхажиотажа уже не будет, но количество часов, проводимых человеком на разного рода мероприятиях, будет расти. Я очень много времени провожу в Сан-Франциско, и меня поражало, сколько там проходит мероприятий. В Москве проходит в 100 раз меньше.

А Москва больше Сан-Франциско по населению.

Поэтому количество мероприятий будет расти. Они будут более сегментированными и отраслевыми. Предпринимательство в моде у молодёжи, есть иллюзия, что это рай на земле, и мечта о пассивном доходе не пропадает.

Причём мечта о предпринимательстве глобальная — американский подросток мечтает о стартапе, и русский подросток тоже. Но американцы иначе мечтают: они воображают, что станут знаменитым, как рок-звезды или Илон Маск. В их списке фантазий нет графы «я ничего не буду делать».

У русского подростка, который мечтает о стартапе, всегда есть мысль о пассивном доходе и лежании на пляже с кучей денег. Наверное, сказка про Ивана на печи неискоренима.

Почему вы не выступаете публично? У вас бы получилось.

Если бы я был уверен, что у меня точно получится, то не кокетничал бы. Я стараюсь выступать от имени компании, потому что ей это нужно. Самому не очень хочется.

У меня не получается сказать на сцене: «Заплати ещё». Хотя я понимаю, как это делать и как это работает. Мне совесть не позволяет. Это не значит, что я хороший или плохой.

О продажах и разумном потреблении

Как сейчас лучше продавать такой сложный продукт, как CRM?

У всех продуктов разная жизненная фаза цикла. Есть сугубо инновационные продукты, где покупают именно технологию. Фантиками такие продукты не переупакуешь. Например, чипы. Как их ни продвигай, инженеры, которые что-то понимают в чипах, будут выбирать их по характеристикам, а не по рекламе.

Рано или поздно любой продукт становится массовым и превращается в шампунь — в банки можно налить одну и ту же жидкость, но продавать по разной цене.

По-настоящему технологичных продуктов мало. В основном мы покупаем всё, как шампунь, — машины, телефоны, компьютеры. А в шампуне важно позиционирование, пиар, упаковка, месседж.

Ракеты в этом случае не исключение, они перестали быть хайтеком. Это звучит дико, но их научились делать 60 лет назад, технология плюс-минус известна, и даже студенты недавно запустили ракету. И мы видим, что здесь тоже начал решать пиар.

С учётом того, как развивается медиа и как продаётся внимание людей, позиционирование и пиар становятся доминирующими.

Банально: десять лет назад спроси любого ресторатора, как привлечь людей в заведение, и тебе ответят: «Место, место и ещё раз место». И смотрим на проект «Депо». Неважно, сколько людей ходит по Лесной улице. Там никто не ходит. Но вся Москва сидит в «Депо». Не важно место, важно, что о проекте говорят и пишут в соцсетях.

Классный проект, молодцы. Все сидят на маленьких стульчиках и едят суп втридорога. Так работает современный рынок. Главное — хайп.

Мы уже почти как «Депо», кроссовки или наушники. Так выглядит современный рынок.

Вы тоже ведётесь на подобные маркетинговые ходы?

Ну а что, я не человек, что ли? Конечно, стараюсь не вестись. Я в принципе мало потребляю, но всё равно ведусь. Дело же не только во мне. Vertu покупают не для себя, а для соседа. Чтобы он впечатлился, тебе же этот телефон ничего не даёт.

Ты ввязываешься в хайп и вставляешь себе AirPods в ухо, чтобы всем показать, что у тебя есть AirPods и Apple.

А вы сознательно ограничиваете себя в покупках?

Да не то чтобы сознательно. Просто стараюсь ничего не хотеть.

Есть у вас какие-то слабости? Золотые унитазы и всё такое?

Нет. Единственная слабость — чуть бомбит от машин. Но стараюсь ничего не хотеть. Это единственное, что помогает спастись от хайпа. Если тебе важно, в какой ресторан ты идёшь, то всё, ты обречён сидеть на табуретке в «Депо». Ты не можешь от этого спастись.

Мне не важно, что за ресторан рядом. Вот есть рядом «ДжонДжоли», значит, пойду туда. Окажется поблизости «Макдональдс» — буду есть в нём.

Тогда нескромный вопрос. Вы человек небедный, стараетесь не потреблять, в стартапы и акции не инвестируете. Куда деньги деваете?

Никуда. Просто лежат.

Это тоже приносит удовольствие?

Нет. Завидую людям, которых деньги делают счастливыми. В какой-то момент деньги становятся похожи на очки в «Тетрисе». «Тетрис» не имеет ни начала, ни конца, ни смысла. И очки в «Тетрисе» тоже никакого смысла не имеют.

В какой-то момент тебе легче заниматься бизнесом не для того, чтобы купить себе новую тачку, а просто для набора очков.

Здорово, если ты кайфуешь от того, когда можешь что-то купить. Но если тебя мотивируют только деньги, много не заработаешь. Наедаешься быстро. Когда голодный, кажется, что съешь много, но после тарелки супа уже не лезет.

О жизни и работе в США

В какой момент вы решили, что нужно ехать в США?

Тема эмиграции волновала меня давно. Папа и брат — учёные, они эмигрировали. Я остался один. Не поехал с ними, потому что мне казалось, что в России больше возможностей. И был прав.

Но как любой русский человек считал: при первой возможности надо свалить. И когда эта возможность появилась, я уехал.

Мне потребовалось много лет, чтобы понять — на самом деле я не хотел уезжать. В русских людях так глубоко сидит установка «надо свалить».

У тебя была возможность свалить и ты не свалил? Вообще соображаешь? Ты о детях подумал? Ну ты хоть паспорт получи.

Но я не хочу никуда ехать. Мне нравится Подмосковье. Потребовалось много лет, чтобы признаться в этом самому себе.

То есть это было не ради развития компании?

Как ты оправдываешься, неважно. Конечно, говоришь себе: «Это для развития компании, для детей, для будущего».

Я уехал в Сан-Франциско в 2011 году и видел волны эмиграции. Была большая волна в 2011 году, затем в 2014 году, сейчас опять. Ты смотришь на этих новопризванных, а их восклицания «тут такой рынок, такой потенциал» заставляют улыбаться. Да-да, рынок. Через несколько лет поговорим.

Почему так?

Это невозможно объяснить: у русского человека очень сильная вера в священную заграницу. Это как объяснять верующему, что бога нет.

С точки зрения небольшого бизнеса Россия — одна из лучших стран в мире. Если у тебя нет желания заработать миллиард, то в России делать бизнес лучше, чем в Калифорнии.

В России менее конкурентный рынок, он легче. В России заработать 10 млн легче, чем в США. А миллиард, наоборот, сложнее. Вероятность заработать 10 млн в России — 5%, в США — 1%. А вероятность заработать миллиард в США 0,1%, а в России — 0,001%.

А Москва в последние годы стала вообще замечательным местом — и для жизни, и для бизнеса. Просто чтобы это понять, нужно несколько лет пожить не в Москве.

Создаётся впечатление, что Россия комфортна для людей, которые заработали внушительный капитал. Для людей с небольшой зарплатой, мне кажется, за границей больше социальных бонусов — лучше пенсии, медицина.

Я не могу сравнить с Германией или Францией, я там не жил. Могу сравнить только с США.

В США у тебя будет меньше социальной защиты, если ты зарабатываешь 50 тысяч рублей в месяц. Там очень сильная сегрегация бедных и богатых, просто никто этого не осознаёт.

Если у тебя мало денег, ты живёшь в бедном районе, твои дети ходят в плохую школу, и это приговор. Если у тебя нет денег, то нет и медицины, никаких бесплатных поликлиник и зубов у тебя тоже нет. Никто тебя спасать не будет — капитализм, сам виноват.

В США сильно развита культура достигаторства. Не смог заработать? Неудачник.

В России, наоборот, более развита культура «не в деньгах счастье». На самом деле в России эмоционально легче быть неуспешным, небогатым. А не все люди должны быть богатыми: не в деньгах счастье. Если мы говорим про учёного или учителя, они должны быть богатыми? У них другая стезя, и мерить их успех деньгами нельзя.

В России, если у тебя нет $1 млн, никто не считает тебя говном. В США ты намного чаще будешь сталкиваться с обратной ситуацией.

В России сильно социальное государство, мы просто этого не замечаем. Здесь бесплатная медицина, и она неплохая. Это лучше, чем ничего. Ты банально можешь вызвать на дом врача.

Лечить хронические или острые заболевания за границей сложно. Но если экстренная ситуация — тебя спасут.

Это миф. Я тоже в это верил, пока однажды действительно не понадобилась серьёзная помощь. И в больнице в центре Сан-Франциско я почувствовал себя, как в Воронеже.

Медицина нормальная.

Кроме того, в России хорошее бесплатное образование. У нас есть где учиться, нужно только хотеть. Если не хочешь учиться, тебе ничего и никто не поможет. Все думают, что там как-то по-другому.

Единственное, что в США лучше — природа и климат. Но этим быстро насыщаешься.

Про американских инвесторов

Как прошло покорение американского рынка? Именно со стороны компании?

Пока мы незаметный игрок, наша доля маленькая и непонятно, получится ли у нас прорваться и стать заметнее. Американский рынок специфический, циничный, и дело не в твоём таланте.

А в чём?

Сейчас американский рынок закрыт деньгами. Без кредитного плеча 99,99% компаний не имеют никаких шансов на развитие. Причём плечо должно быть дикое. Смешные новости: «Компания привлекла $1 млн инвестиций». Нужно привлекать $50–100 млн. И тогда будет шанс развиться.

Потребителю наплевать, насколько ты гениальный. Всё решают чеки. С голой жопой можно штурмовать конкурентов, у которых есть $5 млн. Но конкурировать без денег с компаниями, у которых есть $100 млн, уже не получится. Даже если у тебя гениальная голая жопа.

Халява, когда случайный Цукерберг мог стать Цукербергом, уже прошла. Сейчас, если сделаешь успешную компанию, то в лучшем случае вовремя продашься Facebook. Как Instagram, Whatsapp и другие. Никто не даст тебе стать ещё одной Facebook.

Пока интернет — это золотая лихорадка, и она продолжается. Есть шансы заработать, но не без денег. Сейчас для основателя компании намного важнее уметь привлекать инвестиции. Как ты умеешь программировать, создавать продукт и собирать команду — это вторично.

Хороший основатель компании должен быть готов поднимать по два раунда инвестиций в год с растущим чеком. А уж когда у тебя будет $100 млн в кармане, с командой уже что-нибудь да решишь.

На что сейчас обращают внимание американские инвесторы?

Смотрят на твою способность привлечь следующие инвестиции. Всё делается ради денег. Если ты смог за $1 млн продать идею чудику, главное, чтобы ты потом смог её продать другому чудику за $10 млн. А потом за $100 млн. Если ты был убедителен, то ты молодец. А что ты там делаешь и кто работает программистом — дело десятое.

Вы привлекаете инвестиции?

Я плох в этом, это не моя компетенция. Если бы я сейчас пытался делать проект, то ничем другим, кроме привлечения инвестиций, не занимался бы. Но в России это бесперспективное занятие — здесь нет венчурного рынка. Но бегал бы по Сан-Франциско и просил денег. А вдруг дадут? Однажды точно должны дать, а там, глядишь, и научишься.

Навык привлечения инвестиций обязательно стоит прокачивать.

Подняв деньги в России, ты испортишь свою историю. Не из-за политики, а потому что сломаешь изначальную математику. Привлечёшь мало денег под слишком большие обязательства, и американская инвестиционная лесенка уже не ляжет на твою карту.

#amocrm

{ "author_name": "Anastasiya Skrynnikova", "author_type": "editor", "tags": ["amocrm"], "comments": 270, "likes": 236, "favorites": 523, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 70000, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 31 May 2019 17:59:50 +0300" }
{ "id": 70000, "author_id": 178454, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/70000\/get","add":"\/comments\/70000\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/70000"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }

270 комментариев 270 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
54

Такая слезливая статья - не зря их прозвали Эмо-CRM.

Ответить
7

А что слезливого, можно подробнее? Видимо упустил что-то (

Ответить
1

Видимо упустили. Это не страшно, можно перечитать ещё раз.

Ответить
0

а почему эмо црм?

Ответить
27

Было интересно узнать жизнь не простого российского предпринимателя, который добился много в тяжелых условиях. Но я бы смог так открыто расписать свою жизнь и проблемы. Может из-за того, что это слишком личное, может потому что я трус просто или вообще это никому не надо. Всегда читаю честно с интересом такие историй, но временами кажется, что именно закался в огне в России делает нас такими сильными и в тоже время многих ломает. Удачи вашему проекту и спасибо за статью.

Ответить
34

Мне всегда было интересно, «такими» — это какими? На каких данных основывается убеждение, что «мы» — какие-то особенно сильные или, наоборот, больше ломаемся, чем остальные?
Опять же с кем именно мы себя сравниваем — мир ведь большой и разный? «Закалка» в какой-нибудь Венесуэле ведь ещё похлеще будет, не так ли?

Ответить
–15

1) Такими
2) На многих
3) Да большой и разный
4) Возможно и так, но меры закалки до сих пор не придумали для человека.

Ответить
22 комментария
2

Ого, вот он особенный, который *закалялся в России* и именно это сделало его таким сильным, хотя многие при этом сломались.

Ответить
0

опять мой личный троль подключился...моска ляет караван идет...вообще запили уже хоть какой нибудь стартап что ли. А то всё время обидчевый какой-то ходишь, а вось и деньги появятся.

Ответить
2 комментария
21

"Если у тебя нет денег, то нет и медицины, никаких бесплатных поликлиник и зубов у тебя тоже нет. Никто тебя спасать не будет — капитализм, сам виноват"
Сразу видно эксперта в вопросе :0)
P.S. Если что, то это сарказм !)
PPS Я готов к тому, что мой коммент удалят ;)

Ответить
15

Да, явно человек пожил в США туристом и возомнил себя специалистом. )))

Ответить
17

У меня двоякое отношение к этому человеку.
С одной стороны заслуживает уважение и очень много правильных вещей говорит, с другой
0 - Говорит много неправильных вещей.
1 - Неприлично маленькие зп.
2 - CEO уехал в США и тратить кучу денег на жизнь там вместо того чтобы людям повысит зп.
Никакого резона находится в США для данного человека нет.

Ответить
68 комментариев
5

Расскажите, пожалуйста, как обстоит дело на самом деле.

Мой старый друг последние почти десять лет живёт на Мичиганщине. Вот что он рассказал мне, почему они с женой решили, что она будет рожать в Ленинграде, хотя это обойдётся и несколько дороже, и ребёнок не получит гражданства на чужбине: 👇

«Всё началось с первых визитов к гинекологу. Нас поразило, скажем так, отсутствие интереса к пациенту. Не обследовали, спросили "как дела" и отправили восвояси. Когда мы заподозрили беременность, то нас и вовсе отправили к другому гинекологу, поскольку тот первый, как выяснилось, беременности не ведёт.

У другого тоже были странности. Собственно "другой" — это не конкретный человек, а контора, и каждый раз ты разговариваешь с разным человеком, так что я даже не смог запомнить, с кем же именно мы имеем дело.

Потом случилась неприятность, началось кровотечение, причём на выходных. Поехали в госпиталь в самых худших чувствах. В госпитале нам не понравилось, хотя это конечно не главное. Там выяснили, что с плодом всё в порядке. Однако нам не понравилось общее отношение врачей к ситуации, сильно отличное от российского. Здесь не принято заботиться о сохранении плода. Типа будет выкидыш — и фиг с ним. Весь этот эпизод на самом деле настроил нас на очень осторожный и критический лад.

Потом выяснили, что местная система не позволяет выбирать место, где будешь рожать. Выбор гинекологической конторы по сути навязывает выбор госпиталя. Дело в том, что госпиталь фактически только предоставляет койку и медсестёр, а роды принимает человек из конторы, который в госпиталь подъезжает при необходимости. Соответственно, у конторы есть свой госпиталь, который был тот же самый, куда мы уже обращались. Отзывы по госпиталю были так себе, а сменить его можно было только перейдя в другую контору.

Далее мы стали разбираться, как здесь вообще всё работает. Что-то уже знали, что-то узнали нового. Нам не понравилось. Никто рожениц на дородовое не кладёт. Мамы едут рожать прямо с работы, когда воды отойдут. Это если срок настаёт немного раньше чем "по плану". Если же срок подошёл, а роды не начались, то тебя всячески склоняют к кесареву. Это выгодно врачам, поскольку позволяет стрясти куда больше денег со страховки, нежели при обычных родах. Роды выглядят в этом случае так, что просто назначают дату и время, вынимают ребёнка — получите, распишитесь. [Жена] мне сказала, что если её начнут уговаривать на кесарево, то она скорее всего не выдержит (на самом деле так и оказалось). После родов выкидывают из больницы с максимальной скоростью.

В общем, мы прикинули и решили, что по сумме факторов безопаснее рожать в Питере. За деньги там можно вообще получить сервис на порядок лучше американского, но, как выяснилось, даже бесплатный сервис вполне сопоставим. Например большую часть анализов [жена] делала за бесплатно, и частота и широта анализов в целом в несколько раз больше американской. Хотя это не главное, но тем не менее по деньгам ситуация такая, что билеты и договор с больницей с дородовым и послеродовым временем в сумме вышли меньше, чем заплатили бы здесь (со страховкой, без страховки проще сразу удавиться)*.

Ну вот. В итоге всё равно рожала с кесаревым, но здесь надо оговориться, что во-первых перед этим передержала по сроку неделю, а во-вторых для кесарева были реальные показания, включая схватки в 12 часов и другие факторы. Кесарево предложили только после этого. До этого лежала с комфортом на дородовом. И после держали довольно долго, пару недель, а в Штатах выкидывают через три-четыре дня. Потом тоже сопровождение плотное, а здесь фактически никакое.

Вот примерно так. Я лично жалею только о том, что не мог быть рядом во время родов и особенно когда выписывали. Немного жалко, что у ребёнка не будет по дефолту американского гражданства, но тут уж что есть. Ещё конечно жалко, что дочка сейчас меня не видит иначе, кроме как на экране телефона. Тут будем навёрстывать позже, когда [жена] вернётся сюда. Документы уже оформляет».

* — в итоге получилось немного дороже из-за того, что друг полетел в Ленинград помочь жене и ребёнку вернуться домой.

Ответить
41 комментарий
4

Да, и это удивительно. Чувак не знает на что идут его налоги, которые он там платит. В то время, как на Medi-Cal сидит почти 1/3 населения Калифорнии (13 млн человек), а годовые расходы уже подбираются к 80 млрд $
Неудивительно, что с бизнесом у него дела обстоят не очень в США

Ответить
19 комментариев
2

некоторые штаты США, если речь заходит о нищих, могут дать фору сердобольной Северной Европе. И это не столько благо, сколько проблема

Ответить
5 комментариев
15

Всегда приятно слушать Михаила, четко и приземлённо :) как в жизни

Ответить
15

Самокритично, честно и очень годно. Респект👍

Ответить
9

Мысли интересные, язык подвешен. Вопросы тоже уместные, не все по бумажке. Читается залпом.

Саркастические умности в комментах надо чистить — написали же правила. Вот эти вот «на девочку похож» — тоже.

Ответить
4

Согласны. Уже.

Ответить
0

Привет Личный Опыт, если накатаю статейку про протрояненные телефоны Fly, продающиеся на российском рынке, под какой хаб/тэг/раздел это публиковать? Написать хочу про собственный опыт использования подобного девайса.

Ответить
1 комментарий
6

В США этот лох обитает на бирже.

Индекс насдак за 10 лет в 6 раз вырос.
А лоха я на сцене в кепке вижу.

Ответить
6

Индекс насдак за 10 лет в 6 раз вырос.

А за предыдущие 9 лет в 3,5 раза упал.

Ответить
1

На фоне ипотечного кризиса, да

Ответить
0

Это ты типа взял пик доткома. Ну он был, да.
Если брать тридцать лет, ну или 50 - насдак всё это время хорошо рос. И вероятность того, чо ты купил на пике доткомов в промежутке нескольких месяцев - сильно мала.
Вообще тут и обезьяне очень сложно не заработать. И лох скорее тот, кто не пользуется этой возможностью.

Ответить
1

У меня тоже был момент когда я со 70 до 190 вырос.

Ответить
9

От скуки начал читать и неожиданно с интересом дочитал. Спасибо!

Ответить
7

Прочитав, стало как-то пусто в перспективе. Деньгами пресыщаешься, за бугром не так круто, тоска.

Ответить
2

так это ж всего лишь чужое мнение. может тебя будет переть жить на берегу моря, например. живу почти 2 года во вьетнаме и ниразу не задумывался о березках. а от отдыхающих слышал "да как тут жить больше 2 недель".

Ответить
0

Ты понял жизнь.

Ответить
6

22 года, шестой бизнес, помог быстрее убить чужой бизнес, не хотел уезжать из россии, но уехал как появилась возможность.

вальтит и вызывает диссонанс. интереса не вызывает

Ответить
6

Нормально за границей дают машины по дебетовым картам. Даже на Пионеровскую карту дают.

Ответить
0

Заправляться дебетовой только нельзя в Нью-Йорке. А в Калифорнии можно )

Ответить
3

Заправляться нельзя? Нихрена себе там банковская игла.

Ответить
2 комментария
1

В США 2 года назад не давали. Другое дело что российские карты для них все кредитные

Ответить
0

5 лет назад арендовал машину по дебетовой карте в вегасе, позавчера еще раз арендовал машину по дебетовой карте в вегасе

проблемы с картой были только один раз на одной из заправок, колонка ее не приняла, пришлось идти к касиру и там все было норм

карта европейская дебетовая

Ответить
4 комментария
6

«...Но американцы иначе мечтают: они воображают, что станут знаменитым, как рок-звезды или Илон Маск. В их списке фантазий нет графы «я ничего не буду делать».

В точку

Ответить
2

Странное вью странного человека. Сидит уже 8 лет в другой стране, стиль жизни в которой, судя по вью, ему не очень близок, никаких особых активностей в плане бизнеса не проявляет там, но продолжает там находиться. Зачем, надеется на чудо, что с неба упадет бизнес-ангел и инвестирует в него сотни млн $?

Ответить
8

Он уже давно вернулся и сидит в Подмосковье)

Ответить
0

теперь ситуация прояснилась, спасибо

Ответить
1 комментарий
0

Брат, отец, климат и природа. Как минимум.

Ответить
1

Судя по вью, климат и природа ему уже приелись, а брат и отец всегда могут с ним пообщаться с помощью современных технологий, да и слетать в Калифорнию из любого мегаполиса мира не проблема
Похоже, что он сам не знает что хочет и явно столкнулся в свои неполные 40 с кризисом среднего возраста

Ответить
1 комментарий
1

И при этом чувак пишет, что все **** в США и вообще мечтает о Подмосковье.

Ответить
1

Обидно, такую компанию отгрохали и так мало денег.
Надо было пытаться сразу идти на запад.

Ответить
3

Это данные «Контур.Фокуса», часто они очень сильно расходятся с реальностью.

Ответить
10

Достаточно глянуть зп, которые они предлагают чтобы все понять.

Ответить
3 комментария
2

Кстати материал очень крутой!

Ответить
2 комментария
3

Отличная статья! Михаил, спасибо!
Особенно очень полезно про выход в штаты и инвестиции.

Ответить
3

Человек либо не жил в Калифорнии не туристом, либо осознанно лукавит. Огромное количество как фактических ошибок, так и просто мало адекватных оценок (про медицину например).

Ответить
3

нужна была кредитная карта, которой у меня не может быть.

берешь 15 тыс, возвращаешь, тебе открывают больше и больше со временем. почему банк должен с порога кому-то доверять сотни тысяч? логично вроде.

если смотреть на amo, то мое имхо:
- первые amoconf были круты, новационные штуки, хорошие питчи. последняя конфа и продукты(например, мессенджер с непонятной аудиторией) - провал.
- продукт, возможно, и один из лучших на рынке РФ-СНГ, но не лучший в своем роде - багов достаточно много, костылей, как разработчику, приходится впиливать много повсюду, производительность не самая хорошая, долгая и чаще некомпетентная техподдержка.
- часто хочется сказать "лучше бы вместо новых фич добили старые до идеала", но ребята, видимо, взяли за цель делать деньги - дорогой(в план цен за аккаунты) фичеризм с кучей маркетинга, вместо нацеливания на качество продукта - это их и убьет.
молодцы, что вовремя заняли нишу, в остальном продукт ну прям далек от идеала - большинство интеграций работают крайне плохо(и qsoft открещивается от них с предлогом "это не мы, это сторонние разработчики косячат"), запись в api идет долго, при апдейте положили несколько раз систему(недотест перед конфой?), частые баги в вебверсии, невозможность некоторых очевидных фич через api.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

2

Шикарное интервью. А зашел на сайт посмотреть продукт - тоска зеленая. Где-то не стыкуется.

Ответить
2

Формы сделай чтобы корректно из ВК подтягивались, сидишь тут про жизнь трендишь, поддержка третью неделю завтраками кормит.

Ответить
1

Исключительно здравые размышления здраво мыслящего человека.

Ответить

Комментарий удален

1

AmoCRM хороший сервис, спасибо.

Ответить
1

Михаил, спасибо за потраченное время, крутое интервью

Ответить

Комментарий удален

1

Спасибо за историю и мысли, прочитал с большим интересом.

Ответить
1

Очень классное интервью, спасибо!

Ответить
1

Прочитал с удовольствием. Многие мысли совпадают с моими. Особенно про трудности предпринимательства.

Ответить
1

Интересная история из жизни. Человеку хватило сил и терпения для дальнейшего развития и поддержания бизнеса. Не много таких людей, и не каждый идет дальше после того,как столкнется с трудностями.

Ответить
1

"Вот есть у человека маленькая типография, и он в этой типографии умрёт."
Страшное проклятие.

Ответить
0

Спасибо, кэп.
3-4 стоящих мысли в ванне воды.

Человек уехал, и так и не понял, почему уезжают.
(Приезжай в Подмосковье со своим ярдом, ну. Тут точно встретят по-свойски.)

Заработал кучу денег без какой-либо дальнейшей цели.
Грустно видеть сидящего на мешке с деньгами, который толком не знает что с ними делать, и стремится не иметь желаний. (

Меряет всё на чеки, и проповедует "нельзя заниматься бизнесом только ради денег".

P.S. За построенный бизнес - респект, канеш.

Ответить

Комментарий удален

2

Не всё так сложно. Достаточно прочитать истории тех кто "самореализовался".
Один из моих любимых примеров , что из первой сотни Форбс - чуть не 100% вообще ни разу в жизни не пробили кассовый чек и лично с улыбочкой , в фартучке ничего клиенту не
"завернули".
Ну там Ма, Джобс, Кук, Вэлч, баффет, Цукер, Гейтс итд итп.
Т.е. работа с низкоохватным конечным пешеходным спросом это ИСКЛЮЧАЮЩИЙ признак.
Я напрмер толкал харды и видюхи на Митинском, когда Ма вообще не знал толком что это. А теперь он лично не продваший НИ ОДНОЙ железки продает их больше всех в мире.
А почему так? Как думаете?

Ответить
0

Был бы Сэм Уолтон жив, он был бы по прежнему №1.
Его семья если не ошибаюсь до сих пор держит капитал для первого места.
Ну и по чистому профиту там тоже все очень хорошо.
Также в списке много людей занимающихся недвижимостью.
Но на данный момент конечно в списке те, кто оседлали волну новой тех революции.
Можно ждать следующую волну. Либо работать в рамках этой.

Ответить
1 комментарий
0

Чувак, который одевается как Дуров, рассуждает о том, что успешным, как Facebook, не стать. Хм...

Ответить
1

При чем тут одежда?

Ответить
0

В смысле? А о чем ещё шутить, если статью не прочитал?

Ответить
0

В комментариях непонятные оценки личного взгляда человека. Оцените лучше компанию/продукт, его конференции и т. д.

Ответить
0

чувак делает коллаб с Трансформатором

Ответить
0

Логика у вас просто волшебна.

Применю её пожалуй к своему ответу: вы хоть раз в жизни, но смотрели телек, пиздец вы дно теперь.

Ответить

Комментарий удален

0

И в больнице в центре Сан-Франциско я почувствовал себя, как в Воронеже.

Это комплимент Воронежу или унижение Сан-Франциско?

Ответить
0

Почитал, интересная статья. Но я не понимаю его философии. Да, мб успешным как фейсбук не стать, можно стать лучше

Ответить
0

Нет, конечно. Там же рынок под ФСБ и МВД. Если до 2010 не успел, то уже никто не пустит.

Ответить
7 комментариев
0

Плюсы и минусы можно везде найти и капитализм тут ни причем. Нужно прикладывать максимум усилий, стараться. Может и миллиардером ты не станешь, но уж бедным тебя точно никто не назовет. Просто поднимите задницы с дивана и начните хоть что-то делать. Пытайтесь эту лень перебороть.

Ответить
0

Где купить ваш курс?!?
Шучу. :) Все правильно говорите.

Ответить
0

Что бы деньги просто не лежали, можно вложить небольшую их часть в хорошего психотерапевта, глядишь появится интерес к жизни за пределами работы, будет понятно куда потратить ;)

Ответить
0

Я считаю что главное - это в начале предпринимательской деятельности набраться покрепче опыта, изучить рынок и конкурентов, найти единомышленников и выстреливать. Полезное интервью, учиться на чужих ошибках - полезная вещь

Ответить
0

Очень интересная статья и не менее инертнее смотреть как бомбит у некоторых гавноедов, от слов , что Америка не идеальная и там как оказалось надо тоже работать и даже больше чем на родине. Автору спасибо. Позволил переосмыслить собственные успехи ранних годов, что это был не я молодец, а быстрорастущий рынок.

Ответить
0

Полезная статья но жаль что мало применима для СНГ бизнеса, у нас совсем другой рынок, но тоже можно много чего подчеркнуть и попытаться применить у нас.

Ответить
0

Чтобы добиться чего-то стоящего в жизни и карьере, нужно постоянно крутиться и вертеться. Если же отчаиваться и вешать нос, расстраиваясь из-за неудач, то ничего хорошего само собой не случится. Раз ты предприниматель - вот и предпринимай. И так везде: и в России, и в Америке.

Ответить
0

Полностью согласна)

Ответить
0

Американская предприимчивость и американский менталитет делает своё дело! А вообще, терпение и труд всё перетрут. И ещё, интеллект. Я считаю, что здесь разруха в таких делах. К бизнесу в нашей стране большинство критериев неприменимо, у нас всё совсем по-другому.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Facebook конечно очень много делов переплюнуть, но попытаться конечно же стоит. Думаю что эта социальная сеть сейчас уже не такая популярная как множество ее аналогов

Ответить
0

Интересный человек, интересный путь и продукт, хоть и не без косяков, с которыми несколько компаний на моих глазах борятся каждый день. Отдельный респект за конференции.

Правда видно, что свои субъективные оценки реальности и наблюдений Михаил, почему-то, выдает за объективную реальность, что местами сильно видно. Странно, что на череде подобных явных искажений строится система своих ценностей и суждений. Это же путь не совсем в адекват.

Не каждый бизнесмен или предприниматель хочет или стремится стать миллионером или выше. Большинству, как раз, и хватает своей типографии и прибыли на уровне зарплаты. Можно назвать таких ремесленниками. Это нормально.

Не очень нормально, что даже таких крайне мало пока. Всем комфортнее в рабстве на зарплате и чтобы ничего не менялось.

Сделать новый Фейсбук можно. Это же очевидно, что до Фейсбука говорили тоже самое. Продать свой удачный стартап одному из лидеров - это хорошо, это тоже успешный путь. Вполне возможно, что условный Ютуб не взлетел бы так, если бы его не купили и таких примеров много.

Сидеть на деньгах, ну, так себе. Всегда можно найти применение их части и делать добро, как вариант, хотя конференциями этот челендж можно считать и закрытым.

Ответить
0

По-моему, он прав, ему действительно просто повезло. Странное депрессивное интервью.

Ответить
0

Большинство людей, затевающих свой бизнес, по какой-то непонятной причине чаще всего ориентируются на опыт успешных предпринимателей, полагая, что и их ждет такая же судьба. Но следовало бы ознакомиться со статистикой, узнав, сколько людей остаются ни с чем.

Ответить
0

Видно, что автор набил шишек, но так же сложилось ощущение, что он так и остался в 2000. По моему он сам не осознает, что CRM, это падающий рынок... или просто не может придумать ничего другова. Переборол бы свой страш, собрал бы нормальных продактов и начал инвестировать в новые направления.

Ответить
0

Увлекательная старья. После прочтения её о многом задумываешься, ведь не каждый из нас способен после многих падений, каждый раз подниматься и идти вперед. А какая должна быть закалка у человека работающего на убыточном рынке.

Ответить
0

— Ну мы и конференции делаем бесплатные. Они ничего, кроме убытков, нам не приносят.
— Конференции нам много чего дают.

Но вообще, Миша красава.

Ответить
0

«Никто не даст стать таким же успешным, как Facebook»

Ну так это и логично, будто каждому из нас обещают золотые горы просто за то, что мы существуем. На самом деле давно известно, что в бизнесе надо быть жестким и жестоким с конкурентами.

Ответить
–1

Афтор рассказывает по методикам бизнес молодости. Искренность, «инсайты» и пр. Что ж не мне судить. Цель статьи такого предпринимателя хайп, по искренним убеждением которого является рекламой его «шампуня». Если уж и читать, то великих. Фридмана, например, вот ему точно не надо ничего продавать. А тратить своё время и засирать мозг «бизнес-молодостью», просто какое-то неуважение к себе, что ли. Но если ты привык к унижению, то хавай, хуле.

Ответить
0

После того как The North Face местным комментаторам по их утверждениям "нассала в глаза" я уже ничему не удивляюсь ) Унижения, золотой дождь... прям полный комплект

Ответить
0

А я читала последние статьи Бизнес молодости, и там адекватные советы) они многим действительно помогают .

Ответить

Комментарий удален

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }